Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:21, контрольная работа
Голос ребенка – самый доступный инструмент, которым он обладает с ранних лет.
Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать сюжетные игры. Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
Решить эту задачу помогают песни, отражающие близкие и понятные детям образы (птички, куклы и т. д.). Их правильный подбор дает возможность постепенно усложнять задания. Если в песне «Птичка» М. Раухвергера дети могут отметить окончание песни восклицанием «Ай», то в песне «Да-да-да» Е. Тиличеевой они подпевают короткую музыкальную фразу на повторяющийся слог «да-да-да».
Занимаясь с малышами, педагог приглашает то одного, то другого ребенка присоединиться к пению, повторить отдельное звуковое восклицание, интонацию. Основным методом формирования певческих проявлений детей на этом этапе является подражание пению взрослого.
Вызывая интерес к песне, желание ее спеть, воспитатель использует игровые приемы, применяет игрушку. Например, в песенке «Водичка» Е. Тиличеевой дети вместе с взрослым выполняют движения по тексту песни. Выразительное исполнение песни вызывает у детей эмоциональный отклик, желание петь.
Повторяя песню несколько раз, педагог предлагает наиболее активным ребятам подпевать ему. Их пример оказывает положительное влияние на более робких.
Большое значение для музыкального развития в этом возрасте имеет индивидуальное пение с каждым ребенком. Это позволяет выявить более активных, объединить их в небольшую группу.
Песенный репертуар
Песенный репертуар для детей первой младшей группы невелик. Однако в нем нашли отражение праздники («На парад» Ю. Слонова, «Праздник» Т. Ломовой, «Елка» Т. Попатенко), близкие детям образы («Птичка» Т. Попатенко, «Жук» В. Карасевой), песенки о детях («Вот какие мы большие», «Да-да-да» Е. Тиличеевой). В песнях дети подпевают короткие музыкальные фразы.
Стимулирование звукоподражаний является одной из предпосылок развития у детей певческих интонаций.
Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста
Задачи и содержание обучения
На третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться — певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.
Ставится задача развивать и
укреплять у детей
На четвертом году жизни певческий голос у детей звучит сильнее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей появляется даже крикливость.
Формируя певческое звучание, педагог следит, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне ре-ми-ля первой октавы.
Большое место в младших группах отводится работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла. Необходимо объяснить значение отдельных непонятных слов, научить правильному произношению.
Детям этого возраста трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.
Ребенок первой младшей группы к концу года может петь несложные песни вместе с взрослым.
К концу четвертого года жизни они должны петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него.
Эти задачи решаются с помощью песенного репертуара, включающего несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни небольшого диапазона.
Дети третьего года в песнях «Кошка» ан. Александрова, «Птичка» Т. Попатенко подпевают лишь заключительную фразу, наиболее удобную для первоначального интонирования:
[Медленно]
Русскую народную песню «Зайка» они могут спеть целиком, так как она построена на повторяющемся мотиве:
[Оживленно]
Во второй младшей группе задания постепенно усложняются, исполняются песни большего диапазона (ре-ля, ми-си первой октавы). Построение песен, включающее повторение отдельных фраз, способствует их лучшему запоминанию и усвоению:
[В темпе марша]
Стр. 100
[Не спеша]
Большинство песен для детей этого возраста исполняется не спеша, в умеренном темпе. Но есть и более подвижные («Дед Мороз» А. Филиппенко, «Игра с лошадкой» И. Кишко).
Песенный репертуар
Во второй младшей группе песенный
репертуар значительно
Методические приемы
Рассмотрим методические приемы, используемые в работе по пению с детьми третьего года жизни. Основным является эмоциональное, выразительное
исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо продумать и передать особенности песни, ее характер, настроение. Исполняя песню впервые, педагог использует игрушки, картинки, которые помогают детям понять содержание песни.
Кроме этого, используются игровые приемы. Например, знакомя ребят с песней «Кошка» Ан. Александрова, педагог показывает игрушку и после пения говорит: «Кошечка просит молока». «Мя-у, мя-у»,— напевает он и спрашивает: «Как кошечка просит молока?» Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.
Разучивая с детьми песню (как правило,
без фортепианного
Когда песня выучена, можно использовать разные игровые приемы. «К нам пришел мишка, пусть он посидит и послушает, как хорошо мы поем»,— говорит педагог. Во время пения песни «Елка» Т. Попатенко на слова «да-да-да» дети прихлопывают, а исполняя песню «Праздник» Т. Ломовой (во втором куплете), показывают, как «играют на трубе».
Во второй младшей группе чаще используются обучающие приемы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню 2—3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним.
Наиболее активные начинают петь сразу. Постепенно включаются все.
Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.
В процессе обучения пению необходимо слышать каждого ребенка, отмечать его исполнение. Хорошо поющим предлагать спеть группой для всех детей, с интонирующими неточно позаниматься отдельно, чтобы научить их «подстраиваться» к пению взрослого.
Если в песне встречается трудноисполнимый интервал, его можно спеть на какой-либо слог. Текст песни усваивается вместе с мелодией, отдельно повторяются только наиболее трудные слова.
В конце года отмечается, смогут ли дети петь некоторые песни с музыкальным сопровождением и без него с помощью воспитателя.
Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать в пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное дружное пение.
Пение применяем в разных видах
деятельности : на зарядке, при навыках
гигиены, на прогулке, на занятиях, в
театре с куклами, при играх , в
сон час мы включаем колыбельные
песенки. культурно-досуговая
деятельность детей—это самостоятельный
и специфический компонент воспитательно-образовательной
работы дошкольного образовательного
учреждения; важная сфера жизни детей;
которая создает условия для развития
культуры ребенка в процессе изучения
и познания ценностей (духовных, нравственных,
эстетических) различных видов искусств.
В итоге это способствует формированию
индивидуальных способностей и интересов,
раскрытию талантов и возможностей войти
дошкольнику в культуру через творчество.
Культурно-досуговая деятельность имеет
следующие виды в дошкольном образовательном
учреждении:
- развлечения - концерты, народные игры,
познавательные вечера развлечений, спортивные,
театрализованные представления, забавы,
развлечения с использованием технических
средств обучения;
- праздники - международные, государственно-гражданские,
народные и фольклорные, православные;
бытовые, семейные и специально организуемые;
— творчество — в разных видах культурно-досуговой
деятельности в дошкольных образовательных
учреждениях, семье, кружках и студиях
при детских садах.
А между тем, досуг – сложное социальное
явление, включающее отдых, развлечение,
праздник, самообразование и творчество,
важнейшее средство социализации и индивидуализации
личности человека, позволяющее по собственному
усмотрению использовать свое свободное
время для самообогащения, развития имеющихся
способностей и склонностей. Культура
досуга начинает складываться под влиянием
семейных традиций и воспитания уже в
период дошкольного детства. Данное обстоятельство
стало решающим для нас: педагогов и музыкальных
руководителей, при разработке коллективного
творческого проекта "Формирование
основ культуры средствами организованного
совместного культурного досуга» - «Развиваемся
вместе».
" Если человек не знает, что ему делать
в часы досуга, то тогда у него «портится
голова, сердце, и нравственнос посещение
кукольного театра, просмотр новогодней
сказки и активное участие в игровой программе,
а так же оформление фотогазеты. Пополнение
театральной зоны: театром смешариков,
конусным театром, театральными ширмами.
Приобретение театральных костюмов. Проведение
праздников, семейных досугов.
В результате чего, родители стали проявлять
искренний интерес к культурно-досуговой
жизни детского сада и города, научились
выражать восхищение результатами и продуктами
совместной деятельности, так как по словам
К.С. Станиславского: « Умение восхищаться
– это признак талантливости натуры»,
эмоционально поддерживать своего ребенка.
Мы смогли донести до родителей простую
истину: “Слова учат, а пример заставляет
подражать”.
Организация праздников, развлечений,
детских творческих дел способствует
повышению эффективности воспитательно
- образовательного процесса, создает
комфортные условия для формирования
личности каждого ребенка.
Творческая деятельность ребенка (вид
досуга) не обязательно приводит к творческому
результату, но участие в ней не проходит
бесследно, т. к. совершенствуются его
качества как творческой личности.
Организация продуктивной культурно-досуговой
деятельности, использование свободного
времени тесно связаны с общей культурой,
образованием и мастерством педагога,
эстетическими наклонностями родителей;
возможностью посещать музеи, театр, концерты,
библиотеки; гулять по паркам и площадям.
Проникновение культуры в дошкольное
образование предполагает такую организацию
воспитательно-образовательного процесса,
который направлен на создание условий
эмоционального комфорта и удовлетворение
культурных потребностей детей и родителей;
развитие их духовного потенциала, сущностных
сил и художественно-творческих способностей,
что в итоге приводит к формированию основ
культуры ребенка и родителей.ть»- эти
слова К.Д. Ушинский, стали девизом нашей
деятельности. дниках.