Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 19:43, реферат
Многие науки занимаются изучением человеческого социума. У каждой из них свой подход к исследованию и определенный взгляд на проблему. Появлению каждой науки предшествует длительный период зарождения и вынашивания идей, связанных с данной областью знания. Это же относится и к истории управленческой мысли: зачатки управленческих идей мы находим и в Древности, и в Средневековье, и в Новом времени задолго до того, как эта дисциплина оформилась в самостоятельную.
Введение
Многие науки занимаются изучением человеческого социума. У каждой из них свой подход к исследованию и определенный взгляд на проблему. Появлению каждой науки предшествует длительный период зарождения и вынашивания идей, связанных с данной областью знания. Это же относится и к истории управленческой мысли: зачатки управленческих идей мы находим и в Древности, и в Средневековье, и в Новом времени задолго до того, как эта дисциплина оформилась в самостоятельную.
Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, которые являются четким доказательством существования там практики управления.
По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже доисторические люди часто жили организованными группами. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в XX веке.
Современная наука управления складывалась на протяжении последних двух-трех столетий, вобрав в себя все предшествующие управленческие мысли, взгляды, знания и теории. И сегодня менеджмент является весьма актуальной наукой в современном обществе, так как существование крупных компаний без управленцев не возможно.
Основная часть: Возникновение и развитие школ менеджмента
Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана», по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев. Именно в этот период менеджмент начал оформляться в самостоятельную науку. Тогда же начали появляться первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.
Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им.
Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.
Период, включающий все XX в. столетие и первое десятилетие XXI в. отнесен к новейшей истории управленческой мысли. Для этого периода характерно возникновение и существование двух крупнейших центров научных и прикладных разработок в области управления. Первый – американский, возник и до сих пор расположен в США. Большую часть времени собственного существования обслуживал капиталистическое хозяйство, разрабатывает модели эффективного управления организациями в рыночный системе. Это, так называемый, центр западной модели управленческой мысли. Второй центр – модель восточной (отечественной) управленческой мысли, оформившейся несколько позже американской, возник в конце XIX в. Этот центр до конца 1990-х гг. располагался в Советском Союзе и соответственно в этот период обслуживал нужды и управление социалистическим хозяйством. Во-первых, восточная модель управления была логическим продолжением управленческих идей, существовавших в России на протяжении столетий. Во-вторых, ее специфические черты формировались под влиянием становления административно-командной системы в стране в 1930-е гг. и господства идеологического диктата до середины 1980-х гг.
Отечественная модель управления, основанная на общинных, артельных и монастырских методах хозяйствования, на протяжении столетий демонстрировала свою политическую и экономическую состоятельность, позволяя России сохранять статус великой державы. Лучшие представители российской школы управления, правители, государственные деятели, ученые внесли значительный вклад в развитие мировой управленческой мысли. На рубеже XIX–XX вв. Россия входила в пятерку самых развитых государств в промышленном отношении, а по темпам экономического роста страна лидировала. Управленческая наука здесь развивалась столь же быстро, что и экономика, а в некоторых областях опережала западные страны. Показательно, что некоторые идеи, предложенные российскими инженерами, опережали разработки западных ученых, в частности, Ф. Тейлора. Например, в 1860–1870 гг. ученые Московского высшего технического училища разработали оригинальную методику рационализации трудовых движений. Данная оригинальная разработка в 1873 г. была удостоена специальной медали на Всемирной торговой выставке в Вене. Интересно, что методика очень быстро нашла свое применение в английской промышленности.
В российских вузах одними из первых в мире стали читаться специальные курсы по науке управления и хозяйствования. Так, еще в начале ХХ столетия в Петербургском политехническом институте читался курс «Организация заводского хозяйства».
В советской России в начале 1920-х гг. были возобновлены исследования в области управления. В итоге были сформулированы «основные законы научной организации производства и научной организации труда», возникла целая плеяда талантливых ученых и энтузиастов своего дела, среди которых: Алексей Капитонович Гастев (1882–1939), Александр Александрович Богданов (1873–1928), Осип Аркадьевич Ерманский (1866–1941), Елена Федоровна Розмирович (1885–1953), Платон Михайлович Керженцев (1881–1940), Николай Андреевич Витке (даты рождения и смерти не установлены), Федор Романович Дунаевский (1887–1960).
Отечественные ученые, в отличие от западных, помимо техники, производственных процессов трудовых установок изучали рабочего, рассматривая его творящим субъектом. Новейшая история управленческой мысли ХХ в. вызвала к жизни огромное множество течений, концепций, теорий, научных школ и парадигм, какое не возникло в мировой управленческой науке за весь предыдущий период существования человечества. Такой колоссальный прорыв стал возможен потому, что к этому времени мировой научной мыслью были накоплены огромные теоретические и практические знания, которые ожидали своего воплощения в управлении и других науках, связанных с менеджментом.
События конца ХХ в., крушение СССР, окончание времен «холодной войны» сформировали условия для очередного рывка в развитии отечественной науки управления и более плодотворного сближения региональных центров научных и прикладных исследований в области управления.
Западная управленческая мысль породила множество теоретических школ управления со своими основателями, лидерами, единомышленниками, публикациями и оппонентами.
Первой возникла школа научного менеджмента (Scientific Management), представители которой проводили специальные эксперименты в области управления производством и организации труда. Её основателем считается Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы. Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем (1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем, так называемой, классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.
К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864–1920) «бюрократией». Большинство американских теоретиков управления, высоко оценивая эвристическое значение организационной модели Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как «идиосинкразию», которая не представляет интереса для теоретика.
Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент). уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм. (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу).
Считается, что начало этому направлению положил Элтон Мэйо (1880–1945); который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда.
Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет (1868–1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.
Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы, когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour – поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908–1970).
Одной из наиболее известных концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, являются взгляды профессора Фредерика Херцберга (род. 1904), обусловливающие мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой.
В 1950 г. была создана школа с тройным названием – эмпирическая школа, менеджеризм, или школа управления (Management Science), не претендовавшая на замену школы научного менеджмента, а лишь на своеобразную позицию в качестве всеобщей науки управления (неоклассическая).
В 1960–1970-е гг. школа социальных систем сосредоточила свои исследования в области принятия человеком рациональных и иррациональных решений, теории систем и системном подходе в научных исследованиях. Достижения в области кибернетики, электронно-вычислительной техники и экономико-математического моделирования, а также оставшиеся с военных лет идеология и инструментарий «исследования операций» привели к возникновению новой школы управления. Представителями данной школы стали Карл Людвиг фон Берталанфи (1901–1972), Кеннет Боулдинг (1910–1993), наиболее известными последователями – Рассел Линкольн Акофф (1919–2009), Лоуренс Клейн (род. 1920), Василий Васильевич Леонтьев (1905–1999) и др. Новая школа управления основывается на системном изучении процессов принятия решений с применением математических методов и новейших технических средств ради повышения рациональности мышления при различных подходах: количественном (Ирвинг Фишер (1867–1947), Йозеф Шумпетер (1883–1950)), процессном (Энтони Стаффорд Бир (1926–2002), Норберт Винер (1894–1964)) и ситуационном .
Призыв к учету специфики конкретных ситуаций звучал и раньше, но авторство термина «ситуационный подход в управлении» закрепилось за Р. Моклером после выхода в 1971 г. его статьи «Ситуационная теория управления». Статья призывала ученых не столько к отказу от абстрактного мышления и формализованного инструментария в исследованиях, сколько:
– к усилению внимания исследователей к внешней среде организации;
– к анализу конкретной управленческой деятельности (контекста);
– к разработке полезных для практики управления результатов.
Наиболее яркие представители ситуационного подхода – Т. Бернс, Г.М. Сталкер, Г. Кунц, С. О’Доннел.
В последние два десятилетия ХХ в. продолжает развиваться как практика, так и теория современного менеджмента, выразившаяся в следующих ключевых моментах:
– усиление внимания к человеческому аспекту в менеджменте;
– управление культурой организации;
– стратегическое управление и стратегическое планирование;
– формирование новых специальных видов менеджмента;
– развитие менеджмента на стыке многих наук: экономики, социологии и психологии управления, кибернетики, теории систем и принятия управленческих решений и др. Известные теоретики современного менеджмента – Питер Фердинанд Друкер (1909–2005), Герберт Александер Саймон (1916–2001), Раймонд Дэвис (1914–2006), Альфред Дюпон мл. Чандлер (род. 1918 г.).
Первое десятилетие XXI в. характеризуется принципиально качественным этапом в развитии менеджмента – становлением неоклассического менеджмента постиндустриальной эпохи, для которого характерны:
– сетевая структура организаций;
– виртуальное управление;
– особая мотивация творчества;
– самообучение в организации;
– внимание на потребителя;
– социокультурный подход.
Представители неоклассического менеджмента: Том Питерс (род. 1942 г.), Р. Уотеман, Д.С. Синк, Уильям Оучи (род. 1943 г.).
Рассмотрим более подробно основные характеристики научных школ и течений западной управленческой мысли.
Основная часть: Административная (классическая) школа (1920–1950 гг.)
Стремительный экономический подъем начала ХХ в. предопределил дальнейшее развитие научных взглядов на управление. Поэтому в 1920-е гг. возникла новая школа в управленческой науке – школа административного управления. Классическая, или административная школа в управлении возникла на основе идей школы научного управления. Основателем этой школы считается Анри Файоль. Последователи и сторонники его взглядов: Альфред П. Слоун, Линдалл Уорвик, Лютер Гьюлик, Джеймс Муни, Аллен Рейли, Макс Вебер.
Информация о работе Возникновение и развитие школ менеджмента