Возникновение и развитие школ менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 19:43, реферат

Краткое описание

Многие науки занимаются изучением человеческого социума. У каждой из них свой подход к исследованию и определенный взгляд на проблему. Появлению каждой науки предшествует длительный период зарождения и вынашивания идей, связанных с данной областью знания. Это же относится и к истории управленческой мысли: зачатки управленческих идей мы находим и в Древности, и в Средневековье, и в Новом времени задолго до того, как эта дисциплина оформилась в самостоятельную.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 45.78 Кб (Скачать)

Административная, или «классическая школа управления» рассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ. Ф. Тейлор начал свою карьеру рабочим. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение административной школы управления и которого также называют отцом менеджмента, руководил большой компанией по добыче угля. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления.

Разработкой общих принципов управления занимались практически все научные направления менеджмента. Однако наиболее широкое распространение получили разработки принципов управления административной (классической) школы управления.

Анри Файоль (1841–1925) – французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления. Окончив в 1860 г. Горную школу Сент-Этьена, он устроился на работу в горнодобывающую компанию, в которой с 1888 по 1918 г. занимал пост руководителя. В 1916 г., всего через несколько лет после публикации Ф. Тейлором своей теории научной организации труда, А. Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление». В своей книге автор обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теорию менеджмента. Основные произведения: «Общее и промышленное управление», «Научная организация труда», «Позитивное управление», «Учение об управлении».

В теории администрирования А. Файоля две части: первая связана с пониманием функций управления, вторая – с пониманием его принципов. Функция по А. Файолю определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца, она отвечает на вопрос, что делает руководитель. Напротив, принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это.

А. Файоль выделяет пять функций администрации:

– предвидение (планирование) – разработка программы действия предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим вопросам на будущее;

– организация – обеспечение предприятия всем необходимым для работы;

– распределение – извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах организации;

– координирование – достижение согласованности между частями организации путем установления разных связей в производстве;

– контроль – проверка исполнения в соответствии с принятой программой.

На основе выделения пяти функций А. Файоль дал определение понятию «управление». Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

Современное определение управления включает все функции, выделенные А. Файолем. Процессом управления принято считать сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс.

Если функции управления в большей степени ориентированы на организационную структуру, то принципы управления А. Файоля больше направлены на поведение людей. Они конкретны и выражают нормы организационного поведения. Четырнадцать принципов управления по А. Файолю:

1) разделение труда, целью  которого является повышение  количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Причем разделение труда применимо не только к техническим работам, но и управленческому труду. Результатом его является специализация функций и разделение власти;

2) власть (полномочная) и  ответственность. Полномочия есть  право отдавать приказ, распоряжаться ресурсами организации, а ответственность есть санкции – награды или кары, сопровождающие ее действия. Где есть полномочия, возникает и ответственность;

3) дисциплина – это  повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, движение. Дисциплина предполагает выполнение и уважение достигнутых соглашений между организацией и ее работниками;

4) единоначалие (единство  распорядительства). Работник должен получать приказы и распоряжения от своего непосредственного начальника;

5) единство направления (дирекции). «Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель». Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь один план и одного руководителя;

6) подчинение личных (индивидуальных) интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом;

7) вознаграждение персонала  есть оплата исполненной работы. Работники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой мере должно относится как к управляющим, так и к работникам;

8) централизация. Централизация  есть естественное явление. Соответствующая степень централизации варьируется в зависимости от конкретных условий;

9) иерархия (скалярная цепь). Это ряд руководящих должностей, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руководителей низшего звена);

10) порядок. Материальный  порядок – определенное место  для всякой вещи на своем месте. Социальный порядок – определенное место для каждого лицо на своем месте;

11) справедливость. Справедливость есть результат сочетания доброты и правосудия;

12) постоянство состава  персонала. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. «Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место»;

13) инициатива. Предприимчивость, свобода предложений (разработка плана и успешная его реализация);

14) корпоративный дух. Гармония, единение персонала – большая сила в организации. А. Файоль считал, что руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях .

А. Файоль различал легитимную (должностную, формальную) власть и персональную (неформальную). Первая вытекает из занимаемой должности, Вторая – из индивидуальных качеств. Хороший лидер сочетает в себе и то, и другое.

А. Файоль верил, что управлению можно научиться и что менеджеры могут развиваться посредством тренировки. Это была первая всеобъемлющая теория управления. Он создал систему идей, которая могла быть применена ко всем областям управления. И он был одним из первых теоретиков менеджмента, который выдвинул основные правила для больших организаций.

Концепция А. Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

Систематизаторами и популяризаторами идей А. Файоля стали Лютер Гьюлик и Линдалл Урвик. Выпустив ряд книг в 1930-х гг., они не только изложили учение школы научной организации труда, но и продолжали дальнейшее развитие классической теории управления.

Линдал Урвик (1891–1983) неуклонно занимался внедрением в практику управления разумных принципов менеджмента, сопровождая эту деятельность попытками усовершенствования управленческих процессов. Опираясь на функции управления, выделенные А. Файолем, Л. Гьюлик и Л. Урвик сформулировали следующие функции административной деятельности:

1) планирование;

2) организация (создание  формальных структур);

3) укомплектование штата;

4) руководство;

5) координация;

6) отчетность;

7) составление бюджета.

Учитывая принципы А. Файоля, они разработали следующие принципы построения формальной организации:

1) принцип «соответствия  людей структуре» – разработав структуру организации, в соответствии с ее требованиями необходимо приступать к подбору специалистов;

2) принцип единоначалия  – административной ответственности одного лица;

3) принцип соответствия  – сопоставимости прав и ответственности (руководитель должен иметь власть, совпадающую и равную ответственности, большая власть ведет к произволу, меньшая – не будет результата);

4) принцип диапазона контроля  – начальник может эффективно руководить только определенным количеством людей, чтобы уменьшить нагрузку на руководителя, следует делегировать часть полномочий его помощникам;

5) принцип специализации  управленческих работников: по признаку цели, операции, типу потребителя или географическому признаку;

6) принцип определенности  – для каждой должности должны  быть четко определены права, обязанности, ответственность и взаимосвязи с другими работниками.

Считается, что Л. Гьюлик и Л. Урвик не произвели никаких новых открытий в области управления организацией, однако именно им ставят в заслугу распространение, сохранение значительной части работ А. Файоля, систематизацию теории менеджмента.

Заметный вклад в формирование и развитие административной школы менеджмента внесли менеджеры-практики (оба работали в компании «General Motors») Джеймс Муни и Аллен Рейли, занимавшиеся вопросами эффективной работы организации. Наиболее известные их труды «Прогрессирующая индустрия» (1931 г.) и «Принципы организации» (1939 г.), в которых они дали общее определение понятию организация как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. Их воззрения касаются эффективной организации – системы, построенной на формальных непротиворечивых принципах, логически связанных между собой. Достижение общей цели требует взаимопонимания. Поэтому руководство организации должно способствовать созданию благоприятной атмосферы в коллективе и направлять на ее достижение все усилия работников.

Они считали, что организацию необходимо создавать, положив в ее основу принцип координации, иерархии власти и разделения труда по функциям. Более того, утверждали, что при основании любой организации без этих принципов не обойтись. При этом теоретические выводы Д. Муни и А. Рейли неоднократно находили свое подтверждение на практике.

Еще одним ярким представителем школы административного управления являлся Альфред Причард Слоун (1875–1966). Руководя фирмой отца, он прошел хорошую школу управления. Заинтересованные в крупных клиентах компании поставщики, к которым относилась его фирма, в ходе конкурентной борьбы добивались высокого качества продукции и внедряли научную организацию производства. А. Слоун основательно изучил производственную, финансовую и коммерческую стороны автомобилестроения, которым мечтал заняться.

Его организаторский талант в полной мере раскрылся в 1920-е гг. Корпорация «Дженерал Моторс», едва не потерпевшая крах при прежнем руководстве, с занятием А. Слоуном поста президента бросила вызов лидировавшей тогда компании «Форд Мотор» и одержала победу благодаря реорганизации управления, модернизации изделий, совершенствованию учета и контроля, проведению научно-технических и маркетинговых исследований. Созданный им тип крупной автомобилестроительной фирмы стал классическим для ХХ столетия, при том что в США автомобилестроение нередко служило образцом менеджмента для других фирм и отраслей.

Добившись впечатляющих успехов, Альфред П. Слоун не стал таким же популярным бизнесменом, как Генри Форд, который завоевал мировую известность. А. Слоун целиком сосредоточился на служебных обязанностях. Он добровольно оставил пост президента корпорации в 1937 г. в возрасте 62 лет из-за прогрессировавшей глухоты, так как считал, что руководителю не следует демонстрировать свои физические недостатки.

Первую книгу о своей жизни и деятельности, где обобщен опыт управления корпорацией, А. Слоун выпустил только в 1941 г.

Деятельность Альфреда Слоуна совпала с развитием крупных корпораций как доминировавшей в ХХ в. организационной формы «менеджерского капитализма». Под его руководством «Дженерал Моторс» с начала 1930-х годов стала лидером американского автомобилестроения. Она внесла в отрасль методы и принципы менеджмента и маркетинга, которые пришлось перенимать другим фирмам (в том числе компании «Форд Мотор»), чтобы не остаться на обочине.

Если Г.Форд сравнивал менеджмент с управлением кораблем, а главным считал опыт и искусство капитана, то А. Слоун говорил, что корабль следует вести с помощью карт и навигационных приборов, чтобы вовремя корректировать курс. Это различие подходов отразилось на всех сторонах деятельности конкурирующих компаний.

Свой опыт менеджера Альфред Слоун обобщил в книге «Мои годы в Дженерал Моторс» в 1964 г. Считается, что организационная структура «Дженерал Моторс», выработанная под руководством А. Слоуна, является классической, а сформулированные им свойства, которыми должен обладать менеджер, можно назвать руководством к действию современного делового человека:

– умение управлять – постоянное взаимодействие опыта, знаний и воображения;

– приверженность к фактам – неустанный поиск истины;

– открытость мышления – стремление к беспристрастному анализу;

– смелость – готовность идти на риск, рассчитав его цену;

– справедливость – уважение прав других людей и организаций;

Информация о работе Возникновение и развитие школ менеджмента