Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 19:43, реферат
Многие науки занимаются изучением человеческого социума. У каждой из них свой подход к исследованию и определенный взгляд на проблему. Появлению каждой науки предшествует длительный период зарождения и вынашивания идей, связанных с данной областью знания. Это же относится и к истории управленческой мысли: зачатки управленческих идей мы находим и в Древности, и в Средневековье, и в Новом времени задолго до того, как эта дисциплина оформилась в самостоятельную.
– принципиальность – стремление отстаивать свою точку зрения;
– лояльность – готовность пожертвовать личным в интересах дела;
– движение вперед – создание условий для лучшего выбора.
Среди представителей административной школы особое место занимает личность Макса Вебера (1864–1920) – известного немецкого социолога, сторонника идеи рациональности в менеджменте, создателя концепции бюрократических организаций.
Макс Вебер родился в 1864 г. в принадлежавшей среднему классу семье, в которой родители имели совершенно разные взгляды на жизнь. Его ценивший жизненные блага отец был классическим примером бюрократа, сумевшего, в конце концов, занять достаточно высокую должность. В то же время его мать была искренне религиозным человеком и вела аскетический образ жизни.
Позднее жена М. Вебера Марианна отмечала, что родители Макса с детства поставили его перед трудным выбором, над которым он бился в течение многих лет и который оказал глубокое влияние на его личную жизнь и научную деятельность.
М. Вебер получил докторскую степень в Берлинском университете в 1892 г. в той же области знаний (юриспруденции), с которой был связан его отец, и вскоре начал преподавать в этом учебном заведении. Однако к тому времени его интерес уже был направлен на три другие дисциплины – экономику, историю и социологию, изучению которых он посвятил всю оставшуюся жизнь. Его первые работы в этих областях обеспечили ученому получение должности профессора экономики в Гейдельбергском университете в 1896 г.
В 1904–1905 гг. он смог опубликовать одну из своих самых известных работ «Протестантская этика и дух капитализма». Главная тема этой книги, как следовало из ее названия, отражала влияние, оказанное на М. Вебера религиозностью его матери (исповедовавшей кальвинизм, который был ведущим течением протестантизма в эпоху становления капитализма) и любовью к земным благам его отца. Она демонстрировала также воздействие идеологии его матери на философию его отца, которое затем было проанализировано М. Вебером в серии работ по вопросам социологии и религии, главным образом посвященных анализу влияния основных мировых вероисповеданий на экономическое поведение человека.
В последние пятнадцать лет своей жизни М. Вебер опубликовал большинство наиболее важных работ. Смерть помешала ему закончить наиболее значительный научный труд «Экономика и общество» (1921 г.), который, хотя и в незавершенном виде, был опубликован посмертно, так же, как и работа «Всеобщая экономическая история» (1927 г.).
При жизни М. Вебер оказал значительное влияние на таких ученых, как Георг Симмель, Роберт Мишельс и Георг Лукас. Однако влияние его теорий остается прочным и возможно даже усиливающимся и в наши дни благодаря появлению множества неовеберовских научных концепций .
Свой вклад в развитие менеджмента М. Вебер внес своими исследованиями бюрократии. Бюрократия является организационной формой, характерной для одного из трех веберовских типов власти.
1. Харизматическая власть
основывается на убеждениях
2. Традиционная власть
– на святости древних
3. Рационально-правовая (бюрократическая) власть основывается на законности введенных в действие правил.
Идеи М. Вебера продолжают сохранять свое значение для понимания многих современных тенденций развития бизнеса и экономики в целом.
Теоретики продолжают изучать и развивать его идеи, а исследователи пытаются применять их к изучению различных социальных проблем.
Вклад административной школы в развитие менеджмента Таким образом, в рамках административной школы происходит дальнейшая эволюция управленческих взглядов.
Представителями этой школы:
– определена сфера деятельности администрации предприятий: техническая, коммерческая, финансовая, административная (руководство) и др.;
– выделены основные функции управления: производственная, организационная, распорядительная, координирующая, контрольная;
– доказано, что процесс управления должен основываться на определенных принципах управления;
– создана классическая бюрократическая модель управления.
Основные проблемы, разрабатываемые административной школой:
– общие функции и принципы управления;
– принципы и функции менеджмента;
– принципы работы и функции менеджеров всех уровней управления;
– построение организации (структура и управление работниками);
– процессный подход к управлению; власть и ответственность; справедливость оплаты труда.
Главной целью школы была разработка универсальных принципов управления.
Роль административной школы управления:
– заложила фундамент мировой управленческой науки;
– рассматривала управление как процесс, состоящий из взаимосвязанных функций,
– представила основные принципы управления,
– разработала концепцию «менеджмента персонала».
Заключение
В целом период доминирования классического направления менеджмента был плодотворным – появилась наука управления, новое фундаментальное понятие, повысилась эффективность.
великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.
Классическое направление менеджмента включало в себя три области:
– научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);
– административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);
– концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).
Информация о работе Возникновение и развитие школ менеджмента