Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:45, контрольная работа
Расписаны поэтапно все школы философии: Милетская, Эфесская, Пифагорийская, Элейская, Софистская и другие.
Направление,школа |
Философ,годы жизни |
Основные труды |
Основные проблемы,понятия и |
Сущность главных идей |
Милетская школа |
Фалес, (625 – 547 гг. до н.э.) |
“О началах”, “О солнцестоянии”, “О равноденствиии”, “Морская астрология” или “Астрономия”. |
Онтология, вопрос о субстанции, первоначале всего. |
По Фалесу, природа, как живая так и не живая, обладают движущим началом, которое называется такими именами как душа и Бог. Фалес считал, что всё возникает из воды, и разрушаясь, в нее же возвращается. «Вода – нечто умосозерцаемое» Она соотносится с божественным началом. Бог – есть нечто самое древнее, ибо ни кем не рожден. Поскольку жизнь первична, то всё имеет свою душу. |
Милетская школа |
Анаксимандр, (610 – 546 гг. до н.э.) |
“О природе” “Карта земли” “Глобус” |
В центре внимания природа, а не человек. Вопрос о первоначале всего сущего. |
Ученик Фалеса – Анаксимандр. Первоначалом называл – апейрон (В переводе с греческого apeiros — “беспредельный”). Это нечто, не относящееся ни к одной из стихий. Во-первых, начало не может быть какой-то одной стихией, ибо в этом случае все остальные стихии, в конце концов, будут этой стихией поглощены. Поэтому не будет и многообразия вещей. Во-вторых, поскольку многообразие всех вещей и явлений бесчисленное, то и начало, лежащее в основе всех вещей и явлений, также должно быть бесконечно. В-третьих, всякая вещь есть или начало, или происходит из начала, но у бесконечного нет начала, как нет и конца. Поэтому-то оно и есть божество. Весь мир находится в непрестанном движении, значит это начало должно быть вечно и никогда не иссякать. |
Милетская школа |
Анаксимен,(585 – 528 г. до н.э.) |
Вопрос о первоначале. Особое внимание уделял изучению природы. |
В качестве первоначала Анаксимен назвал воздух. Воздух, действительно, — это стихия, во-первых — невидимая, во-вторых — бесформенная, а в-третьих — безграничная, т.е. отвечает всем критериям беспредельного. Он, так же как и Фалес, считал, что все полно богов, и что бог есть душа мира. Воздух лежит в основе всего, в том числе и богов. Из воздуха посредством разряжения и сгущения образуются все остальные стихии и элементы. Разряжаясь, воздух становится огнем, а сгущаясь, он становится сначала ветром, потом облаками, потом водой, землей, камнями и всеми теми вещами, которые существуют на земле. | |
Эфесская школа |
Гераклит, (520 – 460 гг. до н.э.) |
“О природе”. Эта работа состоит из трех частей, в которых говорится, соответственно, о вселенной, государстве и богословии. |
Учение о всеобщем изменении, о противоположностях, о логосе, о природе и о человеке. Вопрос о первоначале. Вопрос о душе. |
1) Всё существующее
постоянно переходит из одного
состояние в другое. Всё течет,
всё изменяется. Переход из одного
явления в другое совершается
через борьбу |
Пифагорейская школа |
Пифагор, (ок. 570 – ок. 500 гг. до н.э.) |
Ему приписывают авторство следующих книг: "О воспитании", "О государстве", "О душе", "О мире", "О природе" и др. |
1) Учение о числе как о начале мира. 2) Учение о душе. 3) учение об образе жизни. Дуалистическая концепция души и материи. |
1) Число – начало
всего сущего. Материя как изменяющаяся
и неистинная, не может привести
нас к познанию истины. Поэтому
нужен некий посредник между
материей и богом. И таким
посредником является число, |
Элейская школа |
Парменид, (2-я пол. 6-го – нач. 5 вв. до н.э.) |
“О природе” (состоит из двух частей: “Путь истины” и “Путь мнения”) |
Вопросы бытия, мышления. Рационалистический, логический методы в философии. |
Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие тождественное мысли. Основные его тезисы таковы: 1) Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём. 2) Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. 3) Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует. 4) У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. |
Элейская школа |
Зенон, (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.) |
«апории» (логические парадоксы), дошедшие не в оригинале. Их две группы. Первая группа — апории против множественности, и вторая — против движения. "Споры", "Толкование Эмпедокла", "Против философов", "О природе". |
Способ доказательства от противного. |
Истина выявляется
посредством спора или В любом случае частей у сущего нет, т.е. нет множественности вещей, поскольку получается, что всякая величина или бесконечно велика, или бесконечно мала. Конечной вещи быть не может. Апория относительно пространства: если вещь существует, то она существует в пространстве. Это пространство существует, соответственно, в другом пространстве. Это пространство, в свою очередь, существует и в третьем пространстве и т.д. до бесконечности. Но принимать бесконечное количество пространств невозможно. Поэтому нельзя сказать, что вещь существует в пространстве. Апории против движения говорят следующее: движение никогда не сможет начаться. Допустим, телу нужно пройти какой-то путь. Для того, чтобы ему дойти до конца, ему нужно сначала дойти до половины, а для этого нужно дойти до четверти. Чтобы дойти до четверти, нужно дойти до восьмой части пути и т.д. Деля все время до бесконечности, мы получаем, что тело не сможет дойти ни до конца, ни даже начаться. Ведь за конечное время невозможно пройти бесконечный участок пути, т.е. участок, состоящий из бесконечного числа точек. Напрашивается вывод: не во всем следует доверять своим чувствам. |
Софистская школа |
Сократ, (470 – 399 гг. до н.э.) |
“Диалоги” Платона, “Апология Сократа” Платона. |
Принцип: «Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю». Этические и гносеологические проблемы. Значение понятий, важность их определения, роль индукции в их формировании. |
Отрицание познания космоса, возможно лишь познать свою душу. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия — Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, а главное — отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы. Озвучил три добродетели: 1) сдержанность, как укрощать страсть. 2) мужество – как преодолеть опасность. 3) справедливость – как соблюдать человеческие законы. Всё это человек приобретает путем познания и самопознания. Майевтика — это диалогический способ рождения нового знания (Сократ сравнивал свой метод с повивальным искусством, которое по гречески называлось «маевтика»). Это был поиск истины через противоречия; противоречия и их преодоление в познании становились источником развития знания. |
Афинская школа |
Платон, (427 – 347 гг. до н.э.) |
"Апология Сократа", 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические "Законы", и 13 авторских писем. |
Онтология, теория познания, этика, эстетика и социально-политическая проблематика. Идеал государства. |
Бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между которыми имеются довольно сложные отношения; это — мир идей, вечный и подлинный; мир материи, столь же вечный и самостоятельный, как и первый мир; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов — это мир возникающих и смертных погибающих вещей, мир временных явлений (а потому он и «ненастоящий» в сравнении с идеями); наконец, существует Бог, космический Разум. Государство по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. Население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители. Государством должны править только аристократы либо философы. |
Афинская школа |
Аристотель, (384 – 322 гг. до н.э.) |
"История животных",
"Описание государственных "Метафизика", "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "О душе", "Поэтика" и "Риторика" и др. |
Внерелигиозные знания, научное знание в целом, а также: искусство, политика Основные принципы
онтологии, гносеологии. Метафизика в
противоположность диалектике. Критика
концепции идей Платона. Преимущество
частной собственности в |
Общей целью наук,
в том числе философии, является
установление истин, объективного знания
о сущем и вещах природы. Материя
вечна, как и форма, между ними
нет отношения «первичное — вторичное»;обнаружение
активности формы в момент ее соединения
с материей есть движение. Бог –
это «причина причин», «форма форм».Он
не материален, это духовный Абсолют.
Это чистая энергия, чистая деятельность.
Человек есть политическое животное.
Условиями счастья каждого |
Эпикуреизм |
Эпикур, (341 – 271 гг. до н.э.) |
"О природе", "Об атомах и пустоте", "Об образе жизни". |
Интерес к человеку. Этические проблемы. Познание. Мир полностью материален, нет ничего сверхъестественного. |
Целью философии Эпикур считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Мысли о понятиях могут быть ошибочными. Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни – избегать страданий, получать наслаждение. |
Стоицизм |
Сенека, (ок.4 в до н.э. – 65 г. н.э.) |
"Нравственные письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях", "О блаженной жизни", "О скоротечности жизни". |
Этика. Материалистическая ориентация. Гносеология, риторика, силлогистика, симеотика. Сенсуализм. Теория вселенского государства и гражданина мира. |
Философия состоит из логики, физики и этики, все наши познания происходят посредством органов чувств. Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание. На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, таким образом образуются понятия. Мир познаваем, и возможно истинное познание. |
Кинизм |
Антисфен Афинский. |
Поиск наилучшей жизни. |
Согласно Кинизму
– наилучшая жизнь это |