Философские школы Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Основные этапы развития китайской философии.
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма ( III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Оглавление

Основные этапы развития китайской философии…………………2
Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии………………………………………………...3
Особенности восприятия человека……………………………………6
Даосизм…………………………………………………………………….8
Конфуцианство………………………………………………………….10
Легизм……………………………………………………………………..11

2 вопрос. ДИАЛЕКТИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТРУКТУРА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИКИ.
План:
Что такое диалектика?.....................................................................13
История развития понятия………………………………………….13
Диалектика в античности и Средних веках……………………….14
Понятие диалектики в немецкой классической философии…….15
Диалектика Гегеля……………………………………………………..15
Пример использования диалектического метода………………….17
Диалектика марксизма………………………………………………..17
Диалектика традиционной китайской философии……………...20
Диалектика в российской философии………………………………20
Диалектика сегодня……………………………………………………21
Философия диалектического материализма………………………22
Структура диалектики и ее основные функции…………………..23
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 51.92 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 вопрос. ФИЛОСОВСКИЕ ШКОЛЫ  ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

                                                 План:

 

Основные этапы  развития китайской философии…………………2

Проблемы человека и  возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии………………………………………………...3

Особенности восприятия человека……………………………………6

Даосизм…………………………………………………………………….8

Конфуцианство………………………………………………………….10

Легизм……………………………………………………………………..11

 

2 вопрос. ДИАЛЕКТИКА: ПОНЯТИЕ,  ВИДЫ, СТРУКТУРА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИКИ.

                                               План:

Что такое диалектика?.....................................................................13

История развития понятия………………………………………….13

Диалектика в античности и Средних веках……………………….14

Понятие диалектики в немецкой классической философии…….15

Диалектика Гегеля……………………………………………………..15

Пример использования диалектического метода………………….17

Диалектика марксизма………………………………………………..17

Диалектика традиционной китайской философии……………...20

Диалектика в российской философии………………………………20

Диалектика сегодня……………………………………………………21

Философия диалектического материализма………………………22

Структура диалектики и ее основные функции…………………..23

        Список использованной литературы………………………………..26

1 вопрос.

ФИЛОСОВСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

 

Основные этапы развития китайской  философии.

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

  • VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
  • III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма ( III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
  • ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

  Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

  • даосизм;
  • конфуцианство;
  • легизм.

Меньшее распространение получили:

  • моизм;
  • натурфилософия;
  • номинализм.

После проникновения в Китай буддизма ( III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:

  • чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
  • неодаосизм;
  • неоконфуцианство.

В ХХ в. национальная китайская философия  обогатилась достижениями мировой  философской мысли, в частности идеями:

  • христианской религии;
  • марксизма;
  • ведущих европейских философов;
  • американской философии прагматизма.

Проблемы  человека и возникновения окружающего  мира в китайской философии и  мифологии.

 Для китайского видения мира и окружающей действительности  характерно:

  • восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;
  • понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
  • осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
  • восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
  • консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
  • невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
  • осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;
  • восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
  • конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
  • понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);
  • восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
  • уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").

Несмотря  на то, что человек в Китае отождествляется  с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное  место в китайской философии.

Согласно  китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:

  • цзин;
  • ци;
  • шэнь.

Цзин — энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя"

живого  организма.

Выделяются два вида данной психофизической энергии:

  • "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;
  • "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни.

Нередко цзин отождествляется с сексуальной  энергией.

Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин — энергии зарождения).

Энергия ци подразделяется на:

• вещественную ци, благодаря которой  вещи и живые организмы приобретают  материальную форму;

• духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически  и 

морально  здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Больной, слабый, неудачливый  — "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци.

Путь  к успеху, физическому и духовному  здоровью, счастью — освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь — неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

Помимо  трех видов космической энергии (энергии зарождения — цзин; энергии  материального и духовного существования  — ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, — шэнь) китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии:

• ян — мужская сексуальная энергия;

• инь — женская сексуальная  энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

В основе существования живой и  неживой природы, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Особенности восприятия человека.

Восприятие  китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:

  • не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);
  • начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;
  • не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью — "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми — нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан — в зависимости от поведения его потомков;
  • выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;
  • воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;
  • призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Главными условиями долголетия в Китае считаются:

  • поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что включает освобождение от ненужных переживаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к окружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание общения с людьми, обладающими "грязной", нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци;
  • работа над своим телом и душой — "син чун" — окультуривание себя;
  • работа над судьбой, принесение пользы обществу — "мин чун";
  • соблюдение общественных порядков;
  • употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;
  • проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной энергией Китая.

  Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:

  • великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;
  • зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего — гиганта Пань-Гу;
  • выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;
  • образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);
  • 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;
  • смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек -из крови, дорог — из жил, камней и полезных ископаемых — из костей, зубов и т. д.;
  • возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы — людей-драконов.

Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов — земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся  в постоянном круговороте.

 

Древнекитайская мифология и философия дали первичное  объяснение происхождения мира, природы  и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали  почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая  — даосизма, конфуцианства, легизма.

Даосизм.

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".

Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:

  • путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
  • субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

  • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
  • материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;
  • мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");
  • особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;
  • познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему;
  • путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
  • необходимо во всем уступать друг другу.

Информация о работе Философские школы Древнего Китая