Философские школы Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Основные этапы развития китайской философии.
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма ( III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Оглавление

Основные этапы развития китайской философии…………………2
Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии………………………………………………...3
Особенности восприятия человека……………………………………6
Даосизм…………………………………………………………………….8
Конфуцианство………………………………………………………….10
Легизм……………………………………………………………………..11

2 вопрос. ДИАЛЕКТИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТРУКТУРА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИКИ.
План:
Что такое диалектика?.....................................................................13
История развития понятия………………………………………….13
Диалектика в античности и Средних веках……………………….14
Понятие диалектики в немецкой классической философии…….15
Диалектика Гегеля……………………………………………………..15
Пример использования диалектического метода………………….17
Диалектика марксизма………………………………………………..17
Диалектика традиционной китайской философии……………...20
Диалектика в российской философии………………………………20
Диалектика сегодня……………………………………………………21
Философия диалектического материализма………………………22
Структура диалектики и ее основные функции…………………..23
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 51.92 Кб (Скачать)

Классическим  примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура перестаёт расти, лёд превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (превращение в пар при 100 °C) изменения.

Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.

Единство  и борьбу противоположностей можно  проиллюстрировать двойственной природой света: в одних случаях он ведёт  себя как поток частиц, в других — как волна. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.

Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении оно равнозначно утвердительному.

Злободневный  пример: при развитии экономики период процветания сменяется кризисом, затем следует процветание и опять кризис.

 Диалектика традиционной китайской философии.

В китайской философии диалектика традиционно связывается с категориями Инь и Ян. С точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга. К примеру, «Инь» — темное, мягкое, упругое, «Ян» — светлое, жесткое, твердое; «Инь» переходит в «Ян»-темное светлеет и т. д.

Диалектика  в российской философии.

В советское время единственной допустимой формой диалектики считался марксизм-ленинизм, и к попыткам неортодоксального его развития относились с подозрением. После распада СССР диалектика в значительной степени «вышла из моды», хотя многие авторы продолжают оценивать её позитивно.

Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции:

  • Батищев Генрих Степанович
  • Лосев  Алексей Фёдорович
  • Ротенфельд  Юрий Александрович

Диалектика сегодня.

Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями. Замалчивание представляется отголоском идеологической борьбы между марксизмом-ленинизмом и философией «открытого общества» в ХХ веке и, вероятно, имеет преходящий характер.

В связи с принципиально новой  трактовкой диалектики возникает вопрос об объективной и субъективной диалектике, а также о взаимоотношении  между ними. Под объективной диалектикой понимаются законы и связи объективного мира. Содержанием субъективной диалектики являются понятия, категории, выражающие законы и связи объективного мира в субъективной форме. Диалектический метод познания рассматривает проблемы отражения в понятиях объективной диалектики. Развитие явлений материального мира, их всеобщая связь, взаимозависимость в сознании проявляется как развитие мышления и всеобщая связь понятий. 
Диалектико-материалистическая модель диалектики имеет несколько направлений. Так, П.А.Алексеев, А.В.Панин выделяют политизированную (или идеологизированную) модель диалектики, особенно характерную для взглядов В.И.Ленина и И.В.Сталина, лежащую в основе монотеоретического подхода к философии. Современные взгляды на диалектико-материалистическую модель предполагают с необходимостью и другие, а в политическом плане – противоположные аспекты развития. Наиболее плодотворным, далеко не исчерпавшим своих возможностей, реалистичным является гуманистическо-диалектическое направление. При таком подходе непротиворечиво объединяются принципы материализма, диалектики, гуманистичности, а сама диалектика, освобожденная от партийно-классовой ограниченности, более полно раскрывает свою многогранность по отношению к природе, обществу и духовному миру человека.

Философия диалектического материализма.

Над созданием философии устойчивого  развития работают сотрудники международной  кафедры ЮНЕСКО по экологической  этике Восточно-Сибирского государственного технологического университета. Философия  устойчивого развития — это философия диалектического реализма. По мнению руководителя кафедры В. В. Мантатова, наиболее общая закономерность устойчивого развития — это раздвоение единого на противоположности и динамическое равновесие между ними. «Устойчивое развитие имеет место там, где противоположности не достигают антагонизма, где имеет место самоорганизация системы, „разрешимость“ ситуации; Эту диалектику устойчивого развития наиболее адекватно выражает понятие гармонии (в гераклитовской интерпретации). Гармония, по Гераклиту, есть внутренняя связь, скрытая согласованность, то есть равновесие, получающееся в результате „схождения“ неослабевающего „расхождения“ противодействующих сил». «Процесс развития идет — как минимум — двумя противоположными путями: изменчивости и устойчивости, хаоса и порядка, инволюции и эволюции. В этом единстве и взаимопереходе противоположных моментов развития понятие устойчивого развития делает акцент на эволюции, согласованности и направленности изменений. Процессу такого развития присущи порядок и безопасность, выживаемость и сохраняемость структур в противовес хаосу и катастрофичности. Словом, устойчивое развитие — это такая творческая эволюция системы, при которой никакие преобразования внутри системы, никакие внешние возмущающие факторы не могут вывести её из состояния динамического равновесия».

 

Структура диалектики и ее основные функции.

Диалектика есть открытая органическая система, совокупность устойчивых отношений  и связей, между элементами которой  образует структуру диалектики. Ее элементы — это категории, законы и принципы, которые в своем  единстве отражают единство, целостность  развивающегося реального мира II его  всеобщих характеристиках.

Категории диалектики —  формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной Практики. Основные категории — материя, сознание, развитие, качество и количество, противоречие, необходимость и случайность, причина  и следствие и др.

Связь и взаимодействие определенных категорий выражают законы диалектики, главным из которых является закон  единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в  развитии — его источник, каким  является противоречие (единство противоположностей).

Противоположности — это  такие стороны, моменты, предметы, которые  одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном  и том же отношении; в) взаимопроникают  и — при определенных условиях — переходят друг в друга (положительное  и отрицательное, ассимиляция и  диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.). Единство (тождество) противоположностей образует противоречие (диалектическое).

Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает  как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных  противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего ис¬точника, движущей силы их развития.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений вскрывает  всеобщий механизм развития: то, каким  именно образом оно происходит. Основные категории закона — качество, количество, мера, скачок.

Сущность закона состоит  в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени  и темпов развития предмета, числа  его элементов, порядка их связей, пространственных размеров и др.) в  определенный момент времени необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям  предмета (скачку), к возникновению  нового предмета, нового качества. Последнее  в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы  количественных изменений (например, превращение  одних химических элементов в  другие в зависимости от изменения  величины заряда ядра атома и т.п.).

Закон отрицания выражает направленность, преемственность развития и его форму. Важнейшей категорией закона является категория «отрицание». Она выражает: а) процесс уничтожения  предмета в результате действия преимущественно  внешних сил и факторов, т. е. прекращение  существования данного предмета, конец его развития (внешнее, «зряшное»  отрицание, деструкция); б) самоотрицание  как внутренний момент развития с  удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»). В процессе развития оба вида отрицания тесно  взаимосвязаны, но определяющую роль, в конечном счете, играет внутреннее отрицание.

Закон отрицания выражает поступательный, преемственный, циклический  характер развития и его форму: «спираль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых  свойств низшей, «возврат якобы к  старому». При этом развитие предстает  как процесс, как бы повторяющий  уже пройденные ступени, но повторяющий  их иначе, на более высокой основе.

Форма циклического развития — триада: исходный пункт — его  отрицание — отрицание отрицания (тезис — антитезис — синтез; теория — практика — новая теория, и т.п.). Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль — как цепь циклов. Действие закона обнаруживается не в каждый данный момент, а лишь в целостном относительно завершенном процессе развития. Закон отрицания нельзя представлять как жесткую схему, пригодную на все случаи жизни, тем более недопустимо «втискивать» в эту схему всю действительность в ее полноте и живой, многогранный процесс познания. Важными элементами диалектики являются ее принципы. Принцип (начало, основа) — фундаментальное теоретическое положение (в диалектике — наиболее общее), отражающее наиболее существенные характеристики реальной действительности и являющееся одновременно системой определенных методологических требований (правил, норм, предписаний), регулирующих деятельность людей. Основными принципами диалектического метода являются принципы объективности, всесторонности, конкретности, восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, единства противоположностей, детерминизма и др.

Все элементы диалектики тесно  взаимосвязаны и различия между  ними относительные.

Основные функции диалектики:

1. Онтологическая: нацеленность  теории диалектики преимущественно  на выявление и изучение диалектики  вещей, реальной диалектики природы  и общественного бытия в их  всеобщих, универсальных характеристиках.

2. Гносеологическая: изучение  закономерностей познавательного  процесса в целом, а не только  отдельных его форм, видов и  уровней.

3. Логическая: исследование  всеобщих форм мышления, принципов,  категорий в их развитии и  взаимосвязи с точки зрения  содержательного отражения в  них всеобщих закономерностей  объективной действительности.

4. Методологическая: разработка  на основе объективных всеобщих  законов действительности системы  универсальных регулятивных принципов  (норм, предписаний, правил), направляющих познавательную и практическую деятельность людей.

5. Мировоззренческая: определение социальной ориентации субъектов с точки зрения собственного содержания диалектики, выраженного в системе всех ее элементов.

6. Праксеологическая (социально-преобразующая): не только «объяснение» мира, но и «участие» вето изменении — опосредованно, в соответствии с диалектическими представлениями о нем.


Список использованной литературы.

  1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2009.

 

  1. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под. ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2001.

 

  1. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений - М., 1989.

 

  1. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь. Справочник студента. – М., 2002.

 

  1. Томпсон М. Восточная философия. - М., 2000.

Информация о работе Философские школы Древнего Китая