Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:26, контрольная работа
Основные этапы развития китайской философии.
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма ( III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Основные этапы развития китайской философии…………………2
Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии………………………………………………...3
Особенности восприятия человека……………………………………6
Даосизм…………………………………………………………………….8
Конфуцианство………………………………………………………….10
Легизм……………………………………………………………………..11
2 вопрос. ДИАЛЕКТИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТРУКТУРА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИКИ.
План:
Что такое диалектика?.....................................................................13
История развития понятия………………………………………….13
Диалектика в античности и Средних веках……………………….14
Понятие диалектики в немецкой классической философии…….15
Диалектика Гегеля……………………………………………………..15
Пример использования диалектического метода………………….17
Диалектика марксизма………………………………………………..17
Диалектика традиционной китайской философии……………...20
Диалектика в российской философии………………………………20
Диалектика сегодня……………………………………………………21
Философия диалектического материализма………………………22
Структура диалектики и ее основные функции…………………..23
Список использованной литературы……………………………
Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура перестаёт расти, лёд превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (превращение в пар при 100 °C) изменения.
Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.
Единство и борьбу противоположностей можно проиллюстрировать двойственной природой света: в одних случаях он ведёт себя как поток частиц, в других — как волна. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.
Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении оно равнозначно утвердительному.
Злободневный
пример: при развитии экономики период
процветания сменяется кризисом
В
китайской философии диалектика
традиционно связывается с кате
В советское время единственной допустимой формой диалектики считался марксизм-ленинизм, и к попыткам неортодоксального его развития относились с подозрением. После распада СССР диалектика в значительной степени «вышла из моды», хотя многие авторы продолжают оценивать её позитивно.
Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции:
Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями. Замалчивание представляется отголоском идеологической борьбы между марксизмом-ленинизмом и философией «открытого общества» в ХХ веке и, вероятно, имеет преходящий характер.
В
связи с принципиально новой
трактовкой диалектики возникает вопрос
об объективной и субъективной диалектике,
а также о взаимоотношении
между ними. Под объективной диалектикой
понимаются законы и связи объективного
мира. Содержанием субъективной диалектики
являются понятия, категории, выражающие
законы и связи объективного мира в субъективной форме. Диалектический
метод познания рассматривает проблемы отражения в
понятиях объективной диалектики. Развитие
явлений материального мира, их всеобщая
связь, взаимозависимость в сознании проявляется
как развитие мышления и всеобщая связь
понятий.
Диалектико-материалистическая модель
диалектики имеет несколько направлений.
Так, П.А.Алексеев, А.В.Панин выделяют политизированную
(или идеологизированную) модель диалектики,
особенно характерную для взглядов В.И.Ленина
и И.В.Сталина, лежащую в основе монотеоретического
подхода к философии. Современные взгляды
на диалектико-материалистическую модель
предполагают с необходимостью и другие,
а в политическом плане – противоположные
аспекты развития. Наиболее плодотворным,
далеко не исчерпавшим своих возможностей,
реалистичным является гуманистическо-диалектическое направление.
При таком подходе непротиворечиво объединяются
принципы материализма, диалектики, гуманистичности,
а сама диалектика, освобожденная от партийно-классовой
ограниченности, более полно раскрывает
свою многогранность по отношению к природе,
обществу и духовному миру человека.
Над
созданием философии
Структура диалектики и ее основные функции.
Диалектика есть открытая органическая система, совокупность устойчивых отношений и связей, между элементами которой образует структуру диалектики. Ее элементы — это категории, законы и принципы, которые в своем единстве отражают единство, целостность развивающегося реального мира II его всеобщих характеристиках. Категории диалектики — формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной Практики. Основные категории — материя, сознание, развитие, качество и количество, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие и др. Связь и взаимодействие определенных категорий выражают законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии — его источник, каким является противоречие (единство противоположностей). Противоположности — это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и — при определенных условиях — переходят друг в друга (положительное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.). Единство (тождество) противоположностей образует противоречие (диалектическое). Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего ис¬точника, движущей силы их развития. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона — качество, количество, мера, скачок. Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространственных размеров и др.) в определенный момент времени необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений (например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома и т.п.). Закон отрицания выражает
направленность, преемственность развития
и его форму. Важнейшей категорией
закона является категория «отрицание».
Она выражает: а) процесс уничтожения
предмета в результате действия преимущественно
внешних сил и факторов, т. е. прекращение
существования данного Закон отрицания выражает поступательный, преемственный, циклический характер развития и его форму: «спираль» (а не «круг» или «прямую линию»), повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому». При этом развитие предстает как процесс, как бы повторяющий уже пройденные ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе. Форма циклического развития — триада: исходный пункт — его отрицание — отрицание отрицания (тезис — антитезис — синтез; теория — практика — новая теория, и т.п.). Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль — как цепь циклов. Действие закона обнаруживается не в каждый данный момент, а лишь в целостном относительно завершенном процессе развития. Закон отрицания нельзя представлять как жесткую схему, пригодную на все случаи жизни, тем более недопустимо «втискивать» в эту схему всю действительность в ее полноте и живой, многогранный процесс познания. Важными элементами диалектики являются ее принципы. Принцип (начало, основа) — фундаментальное теоретическое положение (в диалектике — наиболее общее), отражающее наиболее существенные характеристики реальной действительности и являющееся одновременно системой определенных методологических требований (правил, норм, предписаний), регулирующих деятельность людей. Основными принципами диалектического метода являются принципы объективности, всесторонности, конкретности, восхождения от абстрактного к конкретному, историзма, единства противоположностей, детерминизма и др. Все элементы диалектики тесно взаимосвязаны и различия между ними относительные. Основные функции диалектики: 1. Онтологическая: нацеленность
теории диалектики 2. Гносеологическая: изучение
закономерностей 3. Логическая: исследование всеобщих форм мышления, принципов, категорий в их развитии и взаимосвязи с точки зрения содержательного отражения в них всеобщих закономерностей объективной действительности. 4. Методологическая: разработка
на основе объективных 5. Мировоззренческая: определение социальной ориентации субъектов с точки зрения собственного содержания диалектики, выраженного в системе всех ее элементов. 6. Праксеологическая (социально-преобразующая): не только «объяснение» мира, но и «участие» вето изменении — опосредованно, в соответствии с диалектическими представлениями о нем. |
Список использованной литературы.