Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:26, контрольная работа
Основные этапы развития китайской философии.
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма ( III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Основные этапы развития китайской философии…………………2
Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии………………………………………………...3
Особенности восприятия человека……………………………………6
Даосизм…………………………………………………………………….8
Конфуцианство………………………………………………………….10
Легизм……………………………………………………………………..11
2 вопрос. ДИАЛЕКТИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТРУКТУРА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИКИ.
План:
Что такое диалектика?.....................................................................13
История развития понятия………………………………………….13
Диалектика в античности и Средних веках……………………….14
Понятие диалектики в немецкой классической философии…….15
Диалектика Гегеля……………………………………………………..15
Пример использования диалектического метода………………….17
Диалектика марксизма………………………………………………..17
Диалектика традиционной китайской философии……………...20
Диалектика в российской философии………………………………20
Диалектика сегодня……………………………………………………21
Философия диалектического материализма………………………22
Структура диалектики и ее основные функции…………………..23
Список использованной литературы……………………………
Конфуцианство
Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель).
Руководитель должен обладать следующими качествами:
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.
Легизм.
Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа ( III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.
Основными постулатами легизма являются следующие:
2 Вопрос.
ДИАЛЕКТИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ,СТРУКТУРА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИКИ.
Что такое диалектика?
Диалектика ( греч., искусство правильного, методического
расположения доводов в споре. Изобретателем
Д. считается Зенон, впервые применивший
особую форму доказательства, состоявшую
в том, что он опровергал оспариваемое
им положение, приводя к явным противоречиям
все способы его понимания и защиты. В
том же смысле этот термин употреблялся
и у софистов.
Диалектика - по Сократу -
искусство вести беседу, направленное
на взаимное обсуждение проблемы с целью
достижения истины путем противоборства
мнений.
Диалектика - по Гегелю - процесс саморазвития и
самопознания абсолютного духа.
Диалектика - по Ф.Энгельсу - наиболее общие закономерности
становления и развития природы, общества,
человеческого мышления:
-1- единство и борьба противоположностей;
-2- переход количественных изменений в
качественные;
-3- отрицание отрицания.
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.
Диалектике противостоят метафизика и эклектика.
Первоначально этим термином обозначались:
Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества.
Сам
Аристотель отличает «диалектику» от
«аналитики» как науку о
В схоластике диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Николай Кузанский и Бруно.
Немецкий классический идеализм (в отличие от метафизического материализма) рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Так, в теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту,- иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в «Наукоучении») Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы.
Более всего термин «диалектика» раскрыл Гегель. Для него диалектика есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».
В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента:
В качестве примера использования диалектического метода можно привести цитату из работы Гегеля «Философия природы»
Звук
есть смена специфической
Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость (диалектический материализм).
Так, Маркс понимает философию как науку и пытается построить её строго по научному методу. Он переходит от абстрактного к конкретному. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Отечественная философская традиция (особенно материалисты) диалектику Гегеля восприняла в интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики».
В первом законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.