Философские школы Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Основные этапы развития китайской философии.
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма ( III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Оглавление

Основные этапы развития китайской философии…………………2
Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии………………………………………………...3
Особенности восприятия человека……………………………………6
Даосизм…………………………………………………………………….8
Конфуцианство………………………………………………………….10
Легизм……………………………………………………………………..11

2 вопрос. ДИАЛЕКТИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТРУКТУРА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИКИ.
План:
Что такое диалектика?.....................................................................13
История развития понятия………………………………………….13
Диалектика в античности и Средних веках……………………….14
Понятие диалектики в немецкой классической философии…….15
Диалектика Гегеля……………………………………………………..15
Пример использования диалектического метода………………….17
Диалектика марксизма………………………………………………..17
Диалектика традиционной китайской философии……………...20
Диалектика в российской философии………………………………20
Диалектика сегодня……………………………………………………21
Философия диалектического материализма………………………22
Структура диалектики и ее основные функции…………………..23
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 51.92 Кб (Скачать)

 Конфуцианство

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником  конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

  • Как необходимо управлять людьми?
  • Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают  за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

 Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

  • жить в обществе и для общества;
  • уступать друг другу;
  • слушаться старших по возрасту и по званию;
  • подчиняться императору;
  • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
  • быть человечным.

 Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель).

Руководитель должен обладать следующими качествами:

  • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
  • управлять на основе добродетели ("бадао");
  • обладать необходимыми знаниями;
  • верно служить стране, быть патриотом;
  • обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
  • быть благородным;
  • делать только добро государству и окружающим;
  • предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
  • заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:
  • быть лояльным по отношению к руководителю;
  • проявлять старание в работе;
  • постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение  Конфуция сыграло большую роль в  объединении китайского общества. Оно  остается актуальным и в настоящее  время, спустя 2500 лет со времени жизни  и деятельности автора.

Легизм.

Другим  важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа ( III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.

Основной  вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять  обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

 Основными постулатами легизма являются следующие:

  • человек обладает изначально злой природой;
  • движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
  • как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
  • чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
  • государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
  • основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
  • основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
  • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
  • государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
  • государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

 

2 Вопрос.

ДИАЛЕКТИКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ,СТРУКТУРА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИКИ.

Что такое диалектика?

Диалектика ( греч., искусство правильного, методического расположения доводов в споре. Изобретателем Д. считается Зенон, впервые применивший особую форму доказательства, состоявшую в том, что он опровергал оспариваемое им положение, приводя к явным противоречиям все способы его понимания и защиты. В том же смысле этот термин употреблялся и у софистов. 
Диалектика - по Сократу - искусство вести беседу, направленное на взаимное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. 
Диалектика - по Гегелю - процесс саморазвития и самопознания абсолютного духа. 
Диалектика - по Ф.Энгельсу - наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления: 
-1- единство и борьба противоположностей; 
-2- переход количественных изменений в качественные; 
-3- отрицание отрицания.

История развития понятия.

В истории философии выделяются следующие  исторические формы диалектики:

  1. Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики).
  2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
  3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.)

В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.

Диалектике  противостоят метафизика и эклектика.

Диалектика  в античности и Средних веках.

Первоначально этим термином обозначались:

  • способность вести спор посредством вопросов и ответов;
  • искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества.

Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных  мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл).

В схоластике диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Николай Кузанский и Бруно.

 Понятие диалектики в немецкой классической философии.

Немецкий  классический идеализм (в отличие  от метафизического материализма) рассматривал действительность не только как предмет  познания, но и как предмет деятельности. Так, в теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту,- иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в «Наукоучении») Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы.

Диалектика Гегеля.

Более всего термин «диалектика» раскрыл Гегель. Для него диалектика есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».

В диалектике Гегеля можно выделить следующие  три основных элемента:

  • Попытка обойти Кантово опровержение рационализма. Это опровержение, как считает Гегель, имеет силу только для систем, которые являются метафизическими, но не для диалектического рационализма, который принимает во внимание развитие разума и потому не боится противоречий. Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Однако этот аргумент черпает свою силу из закона противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с противоречиями.
  • Описание развития разума в терминах диалектики. Гегель употребляет слово «разум» не только в субъективном смысле — для обозначения определенной умственной способности,— но и в объективном смысле — для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д. Гегель с наибольшим успехом применил диалектический метод в своих «Лекциях по истории философии».Гегель, видевший в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждения и мышления, считал своим долгом изменить логику, с тем чтобы сделать диалектику важной — если не важнейшей — частью логической теории. Для этого ему необходимо было отбросить «закон противоречия», который служил серьёзным препятствием для диалектики.
  • Философия тождества. Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически (как это хорошо видно на примере развития философского мышления), то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, ещё раз разъясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за негодностью. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям,— и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться.

Пример использования  диалектического метода.

В качестве примера использования  диалектического метода можно привести цитату из работы Гегеля «Философия природы»

Звук  есть смена специфической внеположности  материальных частей и ее отрицания, — он есть только абстрактная или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности. Но тем самым эта смена сама непосредственно является отрицанием материального специфического устойчивого существования; это отрицание есть, таким образом, реальная идеальность удельного веса и сцепления, то есть теплота. Примечание. Нагревание звучащих тел — звучащих как от удара, так и от трения друг о друга — есть проявление теплоты, возникающей согласно понятию вместе со звуком

Диалектика  марксизма.

Понятие диалектики в своих произведениях  использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость (диалектический материализм).

Так, Маркс понимает философию как  науку и пытается построить её строго по научному методу. Он переходит  от абстрактного к конкретному. Бытие  определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная  сущность. Материя находится в  постоянном движении и развивается. Материя вечна и бесконечна и  периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам  диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Отечественная философская традиция (особенно материалисты) диалектику Гегеля восприняла в интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики».

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные.
  2. Закон единства и борьбы противоположностей.
  3. Закон отрицания отрицания.

В первом законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

Информация о работе Философские школы Древнего Китая