Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 04:58, курс лекций
Таблица 1. Четыре эпохи в философии
Историческая эпоха философии
Главный философский интерес
Античность VI в. до н.э.-III в. н.э. Космос
Средние века IV-XIV вв. Бог
Новое время XV-XIX вв. Человек и общество
Новейшее время XX в. Язык
КУРС ФИЛОСОФИИ В ТАБЛИЦАХ
Таблица 1. Четыре эпохи в философии | ||
№ п/п |
Историческая эпоха философии |
Главный философский интерес |
1 |
Античность VI в. до н.э.-III в. н.э. |
Космос |
2 |
Средние века IV-XIV вв. |
Бог |
3 |
Новое время XV-XIX вв. |
Человек и общество |
4 |
Новейшее время XX в. |
Язык |
Таблица 2. Античная философия | |
Этапы |
Главный философский интерес |
Натурфилософия |
Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.) |
Интеллектуализм |
Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.) |
Эллинистическая философия |
Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики) |
Неоплатонизм |
Иерархия: Единое - Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя |
Таблица 3. Средневековая философия | ||
Этап |
Основной интерес |
Основные идеи |
Философствование в вере (Августин) |
Люби Бога, и тогда делай, что хочешь Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума) |
Монотеизм Теоцентризм Креационум Вера в Бога Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля |
Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский) |
Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Философия - это введение к религии Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога |
Совесть Духовность человека Символизм |
Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика "Авторы основных философских концепций" применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
Таблица 4. Философия Нового времени | ||
Этап |
Авторы основных философских концепций |
Основной интерес |
XV-XVI вв. |
|
Гуманизм Эстетическое отношение к действительности |
XVII в. |
Декарт |
Ясные идеи и дедуктивные построения теории |
Локк |
Теория познания: сенсуализм | |
XVIII в. |
Кант |
Априорные принципы и их воплощение в науке и морали |
XIX в. |
Гегель |
Универсальная системная философия идей |
Маркс |
Концепция общественного руда, критика капитализма | |
Ницше |
Критика "разумных" ценностей |
Таблица 5. Философия XX века | |
Главное философское направление |
Главный философский интерес |
Феноменология |
"Работа" сознания с феноменами |
Герменевтика |
Бытие человека в мире, поиск сущего |
Аналитическая философия |
Логический анализ языка, употребление языка |
Постмодернизм |
Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм |
Таблица 6. Философия о человеке | ||
Историческая эпоха философии |
Что такое человек? | |
Античность |
Микрокосмос | |
Душа + тело |
Душа есть проявление идеи (Платон) Душа - это форма человека (Аристотель) | |
Средние века |
Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести | |
Новое время |
Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше) | |
ХХ в. |
Существо, осваивающее мир в соответствии с фено-менологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики) Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи) |
Таблица 7. Философия об обществе | |
Историческая эпоха философии |
Что такое общество? |
Античность |
Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости |
Средние века |
"Град земной", стремящийся к "граду небесному" |
Новое время |
Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо) Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс) |
ХХ в. |
Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро-кин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.) |
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистким.
Таблица 8. Три главные ценности | |
Сферы жизнедеятельности человека |
Главные ценности |
Практическая жизнь |
Добро |
Чувственно-эстетическая жизнь |
Красота |
Научная деятельность |
Истина |
Примечание. Ценность - это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определённых философских методов.
Таблица 9. Философия о красоте | |
Историческая эпоха философии |
Что такое красота? |
Античность |
Космически гармоничное и соразмерное |
Средние века |
Символ божественного |
Новое время |
Характеристика произведения
искусства, созданного по законам разума,
тяготеющего к принципам Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм) |
ХХ в. |
Ценность, выработанная на основе фено-менологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология) Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика) Эмоция (аналитическая философия) Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм) |
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно - эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Таблица 10. Философия о добре | ||
Историческая эпоха философии |
Идеалы добра |
Основные добродетели человека |
Античность |
Благо |
Мудрость, справедливость, мужество |
Средние века |
Бог |
Вера, любовь, надежда, совесть |
Новое время |
Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо) |
Рассудочность, свобода |
Абсолютный нравственный закон (Кант) |
Разумность, свобода | |
Общество без эксплуатации (Маркс) |
Преданность делу пролетариата | |
Сверхчеловек (Ницше) |
Воля к власти | |
ХХ в. |
Положительные ценности (феноменологи) |
Умение пользоваться феноменологическим методом |
Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики) |
Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему | |
Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитик) |
Быть последовательным в своих действиях | |
Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернизм) |
Умение "рассеивать" устоявшиеся ценности |
Таблица 11. Три концепции чувственного познания | |
Философская концепция |
Основное содержание концепции |
Локка |
Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи. |
Канта |
Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами |
Гуссерля |
Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства |
Таблица 12. Что такое рациональное познание? | |
Историческая эпоха философии |
Природа рационального познания |
Античность |
Идеи - это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон) Сущность - это форма вещи, ее внутрен-нее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель) |
Средние века |
Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм) Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм) Общее представляет собой мысли - обобще-ния, концепции (концептуалисты) |
Новое время |
Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это - рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант) Мысли - это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка) Мышление - это наивысшая
стадия познания, преодоление порога
научности позволяющее Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс) |
ХХ в. |
Рациональное познание - это обобщение достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменологи) Логика - это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики) |
Таблица 13. Три современных концепции истины | |
Концепция истины |
Что такое истина? |
Соответствия |
Соответствие высказываний фактам |
Когерентности |
Согласованность высказываний, их непротиворечивость |
Прагматическая |
Убеждения, способствующие успеху практики |
Таблица 14. Что такое истина? | |
Историческая эпоха философии |
Природа истины |
Античность |
Истина - это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель) |
Средние века |
Бог, вот что является истиной |
Новое время |
Истина - это соответствие чувств и идей фактам |
ХХ в. |
Истина - это открывающаяся сущность вещи (герменевтики) Истина - это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики) |
Таблица 15. Уровни научного исследования | |
Уровень научного исследования |
Цели исследования |
Эмпирический |
Добыть новые Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности |
Теоретический |
Провести теоретическую
интерпретацию Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой |
Таблица 16. Три теоретических метода | |
Теоретический метод |
Характеристика |
Аксиоматический |
Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится |
Гипотетико - дедуктивный |
Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами |
Прагматический |
Интерпретация фактов проводится на основе ценностей |
Таблица 17. Философия языка | |
Философская концепция языка |
Главное содержание философских концепций языка |
Философия имени |
Имя - это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты) |
Философия предложения |
Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности |
Философия ценностных установок |
Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается |
Информация о работе Таблицы с описанием философских школ и направлений