Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 04:58, курс лекций
Таблица 1. Четыре эпохи в философии
Историческая эпоха философии
Главный философский интерес
Античность VI в. до н.э.-III в. н.э. Космос
Средние века IV-XIV вв. Бог
Новое время XV-XIX вв. Человек и общество
Новейшее время XX в. Язык
Таблица 18. Философия техники | |
Историческая эпоха философии |
Интерпретации природы техники |
Античность |
Техника - это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания |
Средние века |
Техника - это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества |
Новое время |
Техника - опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника - это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс) |
ХХ в. |
Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи) Техника - это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики) Техника - это воплощение рациональности человека (аналитики) Техника - это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровитский) |
Таблица 19. Философия природы | |
Историческая эпоха философии |
Интерпретация специфики природы |
Античность |
Природа - это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной |
Средние века |
Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог - человек - природа именно последним звеном является природа |
Новое время |
Природа - это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе. |
ХХ в. |
Природа - это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден) Природа - это мир проживания
человека. Человек может понять природу
благодаря герменевтическому Природа - это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики) Природа - это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание) |
Таблица 20. Второй (неприродный) пол | ||
Мужественность |
Женственность |
Молодость |
Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность |
Интуитивность, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость |
Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие |
Таблица 21. Две интерпритации образования | |
Образование - это подготовка |
Образование - это усвоение достижений культуры |
Образование - это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна |
Образование - это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место |
ГОДЫ ЖИЗНИ ВЫДАЮЩИХСЯ ФИЛОСОФОВ
Античность до н. э. Фалес (624-546) Парменид (540 - 470) Гераклид (535 - 470) Зенон (510 - 430) Сократ (469 - 399) Демокрит (460 - 371) Платон (427 - 347) Аристотель (384 - 322) Эпикур (341 - 270) Цицерон (106 - 43) Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.) Плотин (204 - 270) Средневековье Августин А. (354 - 430) Боэций А. (480 - 524) Авиценна (980 - 1037) Ансельм (1033 - 1109) Абеляр П. (1079 - 1141) Аверроэс (1126 - 1198) Фома Аквинский (1221 - 1274) Оккам У. (1280 - 1349) Возрождение и Новое время Кузанский Н. (1401 - 1464) Фичино М. (1433 - 1499) Бруно Дж. (1548 - 1600) Бэкон Ф. (1561 - 1626) Гоббс Т. (1588 - 1679) Декарт Р. (1596 - 1650) Спиноза Б. (1632 - 1677) Локк Дж. (1632 - 1704) Лейбниц Г. (1646 - 1716) |
Юм Д. (1711 - 1776) Гольбах П. (1723 - 1789) Кант И. (1724 - 1804) Фихте И. (1762 - 1814) Гегель Г. (1770-1831) Шеллинг Ф. (1775 - 1854) Шопенгауэр А. (1788 - 1860) Фейербах Л. (1804 - 1872) Маркс К. (1818 - 1883) Пирс Ч. (1839 - 1914) Джеймс У. (1842 - 1910) Ницше Ф. (1844 - 1900) Соловьёв В. С. (1853 - 1900) Новейшее время Фрейд З. (1856 - 1939) Гуссерль Э. (1859 - 1938) Бергсон А. (1859 - 1941) Лосский Н. О. (1870 - 1965) Рассел Б. (1872 - 1970) Бердяев Н. А. (1874 - 1948) Флоренский П. А. (1882 - 1937) Витгенштейн Л. (1889 - 1951) Хайдеггер М. (1889 - 1976) Карнап Р. (1891 - 1970) Лосев А. Ф. (1893 - 1988) Гадамер Г. (1900) Поппер К. (1902 - 1994) Сартр Ж.-П. (1905 - 1980) Куайн У. (р. 1908) Кун Т. (р. 1922) Фуко М. (1926 - 1984) Хабермас Ю. (р. 1929) Деррида Ж. (р. 1930) Ленк Г. (р. 1935) |
Примечание. Разумеется, выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь указано. Перечисленные шесть десятков имён дают читателю легкообозримую хронику. Изучающему философию следует в ней ориентироваться.
Информация о работе Таблицы с описанием философских школ и направлений