Таблицы с описанием философских школ и направлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 04:58, курс лекций

Краткое описание

Таблица 1. Четыре эпохи в философии
Историческая эпоха философии
Главный философский интерес
Античность VI в. до н.э.-III в. н.э. Космос
Средние века IV-XIV вв. Бог
Новое время XV-XIX вв. Человек и общество
Новейшее время XX в. Язык

Файлы: 1 файл

КУРС ФИЛОСОФИИ В ТАБЛИЦАХ.docx

— 34.31 Кб (Скачать)

Таблица 18. Философия техники

Историческая  эпоха философии 

Интерпретации природы  техники 

Античность 

Техника - это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания

Средние века

Техника - это творчество человека в качестве отблеска божественного  творчества

Новое время 

Техника - опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы.

Техника - это самостоятельная  сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс)

ХХ в.

Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение  науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи) Техника - это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики)

Техника - это воплощение рациональности человека (аналитики)

Техника - это проявление наиболее подходящего реалиям нашей  эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровитский)


Таблица 19. Философия природы

Историческая  эпоха философии 

Интерпретация специфики  природы 

Античность 

Природа - это органическая часть космоса. Часто природа  считалась одушевленной

Средние века

Природа создана Богом  по его собственному проекту. В иерархии Бог - человек - природа именно последним  звеном является природа 

Новое время 

Природа - это сила, которая  противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе.

ХХ в.

Природа - это стихия, которая  благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден)

Природа - это мир проживания человека. Человек может понять природу  благодаря герменевтическому методу (герменевтики)

Природа - это наш дом, который должен благоустраиваться  по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики)

Природа - это сложная  система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек  должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание)


Таблица 20. Второй (неприродный) пол

Мужественность 

Женственность

Молодость

Логичность, склонность к  обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность

Интуитивность, интерес к  конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость

Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие


Таблица 21. Две интерпритации образования

Образование - это  подготовка

Образование - это  усвоение достижений культуры

Образование - это путь к  приобретению тех навыков, которые  нужны непосредственно на будущем  рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна 

Образование - это максимально  действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл  состоит во всестороннем культивировании  таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании  достойнейшее место 


ГОДЫ ЖИЗНИ  ВЫДАЮЩИХСЯ ФИЛОСОФОВ

Античность до н. э.

Фалес (624-546)

Парменид (540 - 470)

Гераклид (535 - 470)

Зенон (510 - 430)

Сократ (469 - 399)

Демокрит (460 - 371)

Платон (427 - 347)

Аристотель (384 - 322)

Эпикур (341 - 270)

Цицерон (106 - 43)

Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.)

Плотин (204 - 270)

Средневековье

Августин А. (354 - 430)

Боэций А. (480 - 524)

Авиценна (980 - 1037)

Ансельм (1033 - 1109)

Абеляр П. (1079 - 1141)

Аверроэс (1126 - 1198)

Фома Аквинский (1221 - 1274)

Оккам У. (1280 - 1349)

Возрождение и  Новое время

Кузанский Н. (1401 - 1464)

Фичино М. (1433 - 1499)

Бруно Дж. (1548 - 1600)

Бэкон Ф. (1561 - 1626)

Гоббс Т. (1588 - 1679)

Декарт Р. (1596 - 1650)

Спиноза Б. (1632 - 1677)

Локк Дж. (1632 - 1704)

Лейбниц Г. (1646 - 1716) 

Юм Д. (1711 - 1776)

Гольбах П. (1723 - 1789)

Кант И. (1724 - 1804)

Фихте И. (1762 - 1814)

Гегель Г. (1770-1831)

Шеллинг Ф. (1775 - 1854)

Шопенгауэр А. (1788 - 1860)

Фейербах Л. (1804 - 1872)

Маркс К. (1818 - 1883)

Пирс Ч. (1839 - 1914)

Джеймс У. (1842 - 1910)

Ницше Ф. (1844 - 1900)

Соловьёв В. С. (1853 - 1900)

Новейшее время

Фрейд З. (1856 - 1939)

Гуссерль Э. (1859 - 1938)

Бергсон А. (1859 - 1941)

Лосский Н. О. (1870 - 1965)

Рассел Б. (1872 - 1970)

Бердяев Н. А. (1874 - 1948)

Флоренский П. А. (1882 - 1937)

Витгенштейн Л. (1889 - 1951)

Хайдеггер М. (1889 - 1976)

Карнап Р. (1891 - 1970)

Лосев А. Ф. (1893 - 1988)

Гадамер Г. (1900)

Поппер К. (1902 - 1994)

Сартр Ж.-П. (1905 - 1980)

Куайн У. (р. 1908)

Кун Т. (р. 1922)

Фуко М. (1926 - 1984)

Хабермас Ю. (р. 1929)

Деррида Ж. (р. 1930)

Ленк Г. (р. 1935) 


Примечание. Разумеется, выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь указано. Перечисленные шесть десятков имён дают читателю легкообозримую хронику. Изучающему философию следует в ней ориентироваться.


Информация о работе Таблицы с описанием философских школ и направлений