Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:08, доклад
дается подробный разбор философских школ 20 века
Неотомизм
- религиозная философия
ХХ века.
Неотомизм - это одно из влиятельных направлений
западно-европейской философии XX столетия.
Эта философия восходит в своих основах
к учению схоласта XIII века святого Фомы
(Томаззо) Аквинского (от его имени и проистекает
название данного (направления), а также
существенно опирается на учения отцов
церкви (IV - VI в.в.).
Начало неотомизма датируется появлением
энциклики папы Льва XIII "Aesterni Patres"
(Вечные отцы), которая была опубликована
в 1789 году. В ней философия св. Фомы провозглашалась
единственной философской доктриной,
соответствующей основам вероучения католической
церкви. С этого времени изучение философии
св. Фомы Аквинского было введено в качестве
обязательного во всех католических учебных
заведениях, а также поощрялось и в некатолических
университетах. С этого периода и начинается
неотомизм - философское течение, пытающееся
заново переосмыслить философское наследие
св. Фомы, модернизировать его, приспособить
к современности.
Главные центры неотомистской философии
- римская Академия святого Фомы (основана
в 1891 г.) и Лувенский университет в Бельгии,
при котором в 1893 году был создан Высший
институт философии. Позже возникли католические
университеты в Париже, Милане, Мюнхене,
Фрейбурге и ряде других европейских городов.
Наиболее значительные представители
неотомизма: Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция),
М. Грабман, К. Беймкер, И. Де Фриз, И. Лотц,
К. Райнер, Г.Фальк (Германия), Д. Мерсье,
Д. Нис, Л. Ноэль, М.Де Вульф (Бельгия), А.
Джереми, Д. Капело (Италия) и др.
Так же, как и средневековый томизм, современный
неотомизм не является единым и монолитным
философским учением. Существует большое
число школ и направлений внутри неотомизма,
которые в большей или меньшей степени
модернизируют, пересматривают учение
Аквината, заимствуя при этом идеи других
философских направлений (феноменология,
экзистенциальная философия, критический
реализм и др.).
Наиболее ортодоксальной (близкой к средневековому
томизму) является Римская школа. Наиболее
влиятельное направление внутри неотомизма
- это так называемый "экзистенциальный"
томизм, наиболее значительные представители
которого Жак Маритен и Этьен Жильсон.
Главная составляющая неотомистского
учения - это онтология -философская теория
бытия. Онтология классического неотомизма
исходит из различия бытия "самого по
себе" (esse) и "существующего" (ens)
- т.е. всего того, что не есть само бытие,
но лишь обладает бытием - то, чему присуще
бытие. Это различие ведет к своеобразному
дуализму бытия и сущего. Бытие - есть то,
что существует само по себе или "из
самого себя", тогда как сущее - есть
лишь нечто, наделенное бытием или приобретшее
бытие. Иными словами, различие между бытием
и сущим есть различие между нетварным
и тварным бытием, между богом и миром.
Бог, таким образом - есть чистое бытие,
или бытие как таковое. Бытие составляет
сущность Бога: Бог есть тот, чья сущность
есть само бытие.
Напомним, что сущность (essencia) какой-либо
вещи в классической философии - это ее
идея, т.е. полная информация о данной вещи.
Сущности вещи противопоставляется существование
(exsistencia). Для вещей тварного мира сущность
и существование
не совпадают - из наличия идеи вещи не
вытекает с необходимостью, что данная
вещь существует в действительности (например,
существует идея динозавров, а сами динозавры
не существуют). Для Бога же христианская
теология постулирует тождество
сущности и существования - поскольку
Бог существует не случайно, а с необходимостью.
Возможны, однако, две различные интерпретации
формулы сущность равна существованию.
В традиционной августинианской теологии
в этой формуле акцент делается на сущности:
сущность Бога такова, что из нее с необходимостью
вытекает его существование. Иначе говоря,
достаточно лишь образовать верную идею
Бога, чтобы признать его существующим
(на этом принципе, в частности, строится
знаменитое доказательство бытия Бога
Ансельма Кентерберийского). Существование
Бога, таким образом, нуждается в особых
доказательствах, его существование с
этой точки зрения самоочевидно.
Святой Фома, а вслед за ним и неотомисты,
переворачивает эту формулу (сущность=существованию)
и делает акцент на существовании.
Не из сущности Бога вытекает его существование,
а, напротив, сущность Бога и есть существование
как таковое. Таким образом, сущность здесь
есть нечто производное от существования.
Именно эта идея примата существования
над сущностью (которую св. Фома заимствовал
из философии Аристотеля) и определяет
наиболее существенные черты философии
томизма и неотомизма.
В частности, из примата существования
над сущностью следует невозможность
априорных (доопытных) доказательств бытия
Бога - бытие Бога невозможно вывести из
той или иной идеи Бога. Такие доказательства
объявляются нетомистами "ненаучными".
Вместе с тем, неотомисты признают, что
существование Бога несамоочевидно, и,
таким образом,
требует доказательства.
Бели августинианская теология искала
и находила Бога в глубинах человеческой
души (Бог, согласно св. Августину, обнаруживает
себя прямо и непосредственно в душе человека
- это самораскрытие Бога в душе и есть
содержание религиозного опыта), то томистская
теология пытается обосновать существование
Бога косвенным образом - исходя из анализа
тварного мира.
Исследуя тварный мир, мы с необходимостью
индуктивно восходим от него к его первопричине
- Богу. Бог по отношению к миру выступает
как первопричина (Творец), перводвигатель,
эталон совершенства, цель, к которой устремлен
мир в его развитии. Бог также, есть сила,
правящая миром, благодаря которой мир
являет нам свое совершенство и гармонию.
Тождество в Боге сущности и существования
интерпретируется неотомистами как всеполнота
божественного бытия. Поскольку Бог и
есть бытие как таковое, он не есть какое-либо
конкретное, определенное бытие. Он есть
"все", то есть завершенное, полное
бытие, в котором все помышленное уже осуществлено,
существует в действительности.
Сущность же трактуется как "ограничение"
бытия, то есть это не бытие как таковое,
а "именно это", вполне конкретное,
определенное, ограниченное бытие. На
основе сущностей (аристотелевских "форм")
создаются Богом все земные вещи, включая
и человека. Следовательно, всякая вещь
- есть ограниченное подобие Бога. Отсюда
вытекает возможность познания Бога "по
аналогии" с миром тварного бытия.
Философия, таким образом, не только может
и должна доказывать существование Бога,
но и, исследуя частичные подобия Бога
в тварном мире, может также познавать
отчасти и божественную сущность. Однако
такое познание неизбежно ограничено
- конечный ум человека не в состоянии
охватить бесконечной полноты божественного
бытия, поэтому метод положительного богопознания
(по аналогии с тварным миром) должен быть
дополнен методом отрицательного богословия.
В последнем случае особо подчеркивается
принципиальное отличие Бога и мира, невыразимость
божественного в терминах человеческого
языка, формах человеческого мышления.
Мышление человека предназначено лишь
для познания конечных вещей - вполне определенного
бытия (сущности), но не способно постичь
бытие как таковое - во всей его полноте.
Экзистенцианализм.
Развернутую концепцию
человеческого бытия создали
немецкие экзистенциалисты. Так, в К.Ясперса
бытие представлено как: 1) предметное
бытие; 2) экзистенция, или свободное человеческое
существование; 3) трансценденция как рационально
непостижимая граница любого бытия и мышление.
Экзистенциальная онтология во многом
отличается от классического философского
учения о бытии. Если философы-классики
рассматривали бытие как предельно широкое
понятие, то первоосновой онтологии экзистенциализма
есть Оакеип (здесь - бытие). В работе М.Хайдеггера
"Бытие и время" (1927) Оазеип фигурирует
как понятие, которые определяет бытие
человека. Положение "Оазеип - бытие
человека" и "Оакеип присущая историчность"
занимают центральное место в концепции
Хайдеггера. Он называет их фундаментальными
екзистенциально-
Признавая определенную правомерность
объективистского толкования историзма,
Хайдеггер доказывает, что этот взгляд
не единственно возможный. Есть еще. по
его мнению, и онтологический взгляд на
историческую реальность, которая обеспечивается
феноменологией. Феноменологичный метод
дает возможность рассматривать человека
во времени, которое не является абсолютно
подвластным ему, так как за способом своего
бытия он сам есть временами. Если общество
и природа, мир в целом имеют историю, то
человек сам является историей.
Еще одной специфической чертой онтологии
экзистенциализма есть выделения понятия
" Ип-Сиег -8еип" ( бытие-в-миру). Бытие-в-Миру
раскрывается через неотъемлемое нелюдимое
"действие", которое объясняется,
в свою очередь, через "заботу". (Забота
характеризует человеческое существование
в целом). За Хаидеггером, Оазеип (человеческое
бытие) способное не только интересоваться
бытием, а и заботиться о себе как о своем
бытии, о смысле своего бытия.
Интересным есть также подход Ж.. П. Сартрадо
этих проблем. Он проанализировал три
формы проявления бытия человеческой
реальности: "бытие в себе", " бытие-для-себя",
" бытие-для-другого". " Бытие-Для-Себя"
- это непосредственную жизнь самосознания,
оно выступает как "ничто" относительно
"бытия в себе". " Бытие-Для-Другого"
обнаруживает фундаментальную конфликтность
межличностных отношений. Человек, по
мнению Сартра, избирает свой способ бытия
на фоне абсолютной случайности "здесь
- бытие", но она держит в своих руках
все связи с миром. Не имея возможности
выбирать свою эпоху, она избирает себя
в ней, свое место и действия в ней. Делая
ударение на потому, что историческая
ситуация реализуется лишь путем человеческого
выбора и действия, Сартр утверждает их
сознательный характер, тем самым возражая
фрейдовскую теорию несознательного.
Неопозитивизм
Одним из распространенных философских течений в XIX веке был позитивизм. Как самостоятельное философское направление он оформился в 30-е годы прошлого столетия. В центре внимания позитивистов находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Они полагали, что всякое подлинное, по их представлениям, “положительное” (позитивное) знание может быть получено в виде результата отдельных специальных наук, либо их синтетического объединения. Поэтому-де философия, претендующая на содержательное исследование реальности, не имеет права на существование в качестве особой научной дисциплины.
Позитивизм в своем становлении прошел два этапа. Первый охватывает 30–40-е годы XIX века и связан с философской школой его основоположника О. Конта. Вторая историческая форма позитивизма представлена махизмом и эмпириокритицизмом (Э. Мах (1838–1916), Р. Авенариус (1843-1896).
Неопозитивизм,
таким образом, представляет третий
этап в развитии позитивизма и
являет себя в различных вариантах:
логический позитивизм, философия лингвистического
анализа или лингвистическая
философия и т. д. По большому счету,
история неопозитивизма – это
история смены различных
Как правило, неопозитивистов объединяет программа-максимум, иными словами, стремление добиться абсолютной формализации знаний на основе искусственно формализованного языка. При этом они высказывают претензию на монопольное владение методологическими проблемами науки, что, естественно, приводит их к абсолютизации некоторых сторон познания. Неопозитивисты оказались не в состоянии охватить познание как целостное явление со всеми присущими ему противоречиями, трудностями, возникающими, к примеру, в ходе формализации языка.
Следует отметить
определенные, подчас довольно крупные,
успехи, достигнутые неопозитивизмом,
в разработке специальных отраслей
знания, несущих большую
Существенная
особенность неопозитивистских
представлений связана с
Основная задача философии поэтому состоит в логическом анализе языка науки. В качестве средств такого анализа предлагается использовать математическую логику и аксиоматический метод. В отношении науки философия призвана осуществить не разбор тех или иных конкретных научных теорий, а выполнить логический анализ языка теории (совокупности готового знания). А поскольку всякая научная теория – конструкция несовершенная, то ее следует заменить соответствующей гипотетико-дедуктивной моделью. Подобная точка зрения ведет к иной крайности – абсолютизации метода аксиоматизации научных теорий.
Основы логического позитивизма были разработаны участниками венского кружка в 30-е годы XX века. Этот кружок включал в себя таких ученых и философов, как М. Шлик (1882–1936), К. Гедель (1906), А. Д. Айер (1910) и Р. Карнап (1891). Впоследствии ведущие члены кружка создали школы логического позитивизма в различных странах, особенно активной их роль была в Англии и США. Один из главных выводов логического позитивизма связан с разработкой принципа верифицируемости (проверки) знания. В соответствии с ним, критерий значения или истинности знания состоит в том, что фактическое значение эмпирического утверждения выражается в методе его верификации. Однако никакая окончательная верификация эмпирического утверждения невозможна, ибо опыт, который для этого используется, никогда не бывает окончательным.
Другое важное
достижение логического позитивизма
связано с выводом о
На формирование философии лингвистического анализа значительное влияние оказало творчество Людвига Витгенштейна (1889– 1951). Этот философ и логик затронул многие проблемы, в частности, проблемы значения и понимания, логики и оснований математики, но главными для него оказались логические проблемы языка. Свои воззрения он сознательно противопоставляет логическому позитивизму и отказывается от верификационной теории. На смену ей приходит логика функционирования различных языковых структур. В основе случившейся переориентации лежит очевидный факт: слова и выражения, внешне кажущиеся одинаковыми, зачастую не совпадают в своих значениях. Поэтому важно разрешить проблему значения – сделать правильный выбор между тем или иным способом употребления слова в определенном значении. Целью лингвистической философии становится не открытие, а прояснение, не истина, а значение. По словам Л. Витгенштейна, “философия оставляет все, как оно есть”.
Неопозитивизм выявил многие трудности, возникающие в процессе познания, и на определенном историческом этапе способствовал их решению. Но сама наука также находится в развитии, а, следовательно, порождает новые методологические проблемы.
Персонализм.
Персонализм развивался
в рамках философской антропологии.
Название течения происходит от латинского
persona – личность. Термин «персонализм»
впервые употребил Ф.Шлейермахер в «Речи
о религии к образованным людям, её презирающим»
(1799). Это течение получило распространение
в США уже в начале XIX столетия, а также
во Франции с 30-ых годов ХХ века, затем
в Англии, Швейцарии, Германии
Основатель американского
персонализма Б.П. Боун (1847-1910); главные
представители – Р.Т. Флюеллинг (1871-1960),
Э.Ш. Брайтмен (1884-1953), У. Хокинг, Д. Райт,
Э. Кент,
П. Шиллинг, Дж.Хауисон и др. Большинство
из них ориентировано на протес-тантскую
теологию.
Особое место
занимает французский персонализм
в лице Э.Мунье, Ж.Лякруа, М. Недонселя
и др. В Англии наиболее влиятельным персоналистом
был Х.У. Керр (1857-1931), в Герма-
нии – В. Штерн (1871-1938).
В работах Р.Т. Флюеллинга и Э.Ш. Брайтмена главное внимание переносится в аксиологическую проблематику. Они рассматривают природу «персоны» как средоточие духовной уникальности. Персона преподносится персоналистами как сложная духовная система человека, внутренний динамичный мир личного сознания. Существуют только личности и то, что они создают.
Философия персонализма пытается защитить избранность, индивидуальность личности, её причастность к творению мира культуры. Наиболее богатыми являются отношения человека к Богу, в которых проявляется истинная сущность человека и происходит возрождение его индивидуальности.
Американские персоналисты предостерегают человека от однобокости сциентистского взгляда на мир, где человек предстаёт только как объект исследования. Сциентизм рассматривает человека как пассивное, созерцательное существо, ориентированное исключи-тельно на внешние ценности.
Для персоналистов характерна ориентация на религиозное сознание, которое возвеличивает роль субъекта как творца. Это ни в коей мере не означает отрицание научного познания и его необ-ходимости, но только в союзе с религией наука способна возвеличить человека и дать ответы на основополагающие вопросы бытия.
Таким образом, персонализм пытается примирить сциентистскую и антисциентистскую тенденции в современной философии. Он обращает внимание на то, что современная наука не даёт человеку целостного взгляда на мир, поскольку мир дан нам в личном персональном опыте. Поэтому все невзгоды современного человека коренятся в ограниченности научного мировоззрения, пронизанного технократизмом. Человек становится придатком машины, он теряет свою уникальность и неповторимость, его деятельность запрограммирована, он не может выйти за рамки стандартного поведения.