Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:08, доклад
дается подробный разбор философских школ 20 века
В основе персоналистской онтологии лежит идея персонификации Вселенной, согласно которой последняя есть единое всепоглощающее «Я». Персоналисты превращают мир в мир духовных феноменов, но мыслят его духовность как результат персонального опыта, как результат мышления одного или многих «Я». Мир дан только в личном сознании субъекта, то есть объект как бы растворяется в субъекте. Флюеллинг допускает существование некоего космического разума, который есть начало всех начал, основа и творец всей действительности. Персоналистское познание мира находится в рамках психологического освоения её человеком, так как объективный мир рассматривается как объективация разума, воли, желаний, целеполагания личности.
В эпоху научно-технической революции персоналистская установка претерпевает некоторые изменения, хотя и остаётся в рамках традиционной точки зрения, что истины науки не противоречат истинам религии. Персоналисты доказывают, что религия является неотъем-лемой частью человеческого духа так же, как и моральные или интеллектуальные ценности.
Итак, средоточием
философских интересов
Признанным лидером французских персоналистов был и остаётся Э.Мунье. Уже с первых своих шагов французский персонализм заявляет о себе, как о философском направлении, ставящем вопрос о «тотальном» развитии человека, видит своё назначение в обновлённом истолковании человеческого бытия, на основе которого разраба-тывается программа переустройства общества.
Личность становится личностью, только приобщаясь к миру социального. Мунье открывает три способа формирования личности: 1) медитация, или поиск призвания; 2)собственное воплощение, или занятие тем, что принесёт призвание; 3) самоотверженность, или жизнь для других. Если человек не обладает одним из этих моментов, о нём нельзя сказать, что он состоялся как личность.
История самоидентификации личности есть история её персона-лизации, которая разворачивается по мере нарастания гуманизации человечества. Особое внимание французский персонализм уделяет роли христианства в процессе развития личности. Как отмечает Мунье, концепция Троицы уже включает в себя представление о высшем существе, внутри которого осуществляется диалог личностей.
Персоналисты резко выступают против современного капитализма с его приматом прибыли над личностью. Философия персонализма в лице Мунье будущее видит в формировании персоналистско-коммунитарного общества. Эта модель идеального общества зиждется на любви и отзывчивости, на сопричастности, когда личность ответственна за судьбу себе подобных. Кризис капиталистического общества должен привести к персоналистски организованной экономике и социализации вместо огосударствления, развитию профсоюзного движения, реабилитации труда, росту личностных качеств рабочих, особенно такого, как ответственность, упразднению классовых различий.
В 60-70-ые годы ХХ в. во французском персонализме доминирует стремление соединить идеи персонализма с реформизмом, а с 1977 г. утверждается ориентация на учение о постиндустриальном обществе.
Итак, французские персоналисты выступили с попыткой обосно-вания «целостной» личности, осмысления человека как духовного бытия, способного к саморазвитию и самосовершенствованию. Они отмечали искажённые ценности современного человека с приматом вещей, с ориентацией на материальные ценности в ущерб духовности и умению не «иметь», а «быть».
Позитивизм
Отход от неопозитивизма,
подрыв доверия к его доктринам связаны
также с тем, что неопозитивисты занимались
главным образом логикой готового знания,
они не интересовались проблемой развития
научного знания и не разрабатывали ее.
В 60 - 70 гг. нашего века развивается постпозитивизм.
Его вдохновитель, английский философ
К. Поппер отошел в ряде вопросов от логического
позитивизма и рассматривал научное знание
как способное к росту, к наполнению и
изменению путем смены одной теории другой.
Постпозитивисты, к числу которых принадлежат
такие широко известные ученые и философы,
как Т. Кун (род. 1922 г.), И. Лакатос (1922 - 1974),
П. Фейерабенд (1924), С. Тулмин (1922) и др., поставили
перед собой задачу выявить формы и методы,
позволяющие раскрыть развивающееся содержание
научного знания. В методологии и философии
науки они создали «историческую шкалу»
и сформулировали вывод о том, что логика
науки может быть только теорией ее развития.
Кроме того, они обратили особое внимание
на исследование социокультурных и личностно-мировоззренческих
факторов в научном познании; в отличие
от лозунга позитивистов «Наука сама себе
философия!» считали, что философские
утверждения органически входят в «тело»
науки. Лакатос, например, рассматривал
метафизику как существенную часть науки.
Историческая динамика развивающегося
знания получила разработку в фундаментальной
работе Т. Куна «Структура научных революций»,
изданной в 1963 г. и затрагивающей наиболее
актуальные проблемы методологии и истории
науки.
История науки представлена в работе Т.
Куна как чередование эпизодов конкурентной
борьбы между различными научными сообществами
(понятие «научное сообщество» введено
в научный оборот одним из основателей
постпозитивизма английским философом
и ученым М. Полани).
Члены научных сообществ принимают определенные
модели научной деятельности - совокупность
теоретических стандартов, методологических
норм, ценностных критериев, мировоззренческих
установок. В рамках такой модели (парадигмы
или «дисциплинарной матрицы») решаются
«задачи-головоломки»; господство такой
модели есть период «нормальной науки».
Этот период заканчивается, если парадигма
взрывается под влиянием противоречий
между теориями и фактами («аномалий»),
назревших в ее рамках. Наступает кризис
или «революционный переход», когда создаются
новые парадигмы, оспаривающие первенство;
они должны хотя бы частично разрешить
противоречия и дать истолкование аномалий.
Когда одна из них побеждает, начинается
новый «нормальный» период в развитии
науки. Переход к новой парадигме позволяет
фиксировать изменение научного знания,
преодолевать кризис и перестраивать
фундаментальные теоретические представления.
Т. Кун выступает против абсолютных и неизменных
критериев научности у логических позитивистов
и настаивает на их исторической относительности.
Историческую модель развития научного
знания отстаивают также другие представители
этого направления - С. Тулмин и И. Лакатос.
Так, Лакатос считает, что «догмы логического
позитивизма гибельны для истории и философии
математики», ибо «в соответствии с логическим
позитивизмом исключительной задачей
философии является построение «формализованных»
языков, в которых искусственно замораживаются
состояния науки».1
Лакатос представляет развитие науки
как непрерывный процесс выдвижения и
уточнения гипотез. По его мнению, процесс
изменения в развитии исторического знания
представляет непрерывную смену научно-исследовательских
программ. В самом деле, специфику современной
науки определяют комплексные исследовательские
программы, в которых принимают участие
специалисты из различных областей. Таким
образом сращиваются в единой системе
деятельности теоретические и экспериментальные,
прикладные и фундаментальные знания.
Методология Лакатоса включает в себя
противоположные процессы; негативную
эвристику, которая учит, как следует сохранять
основные предположения и постулаты программы
при столкновении с противоречащими ей
фактами. В классической механике, рассматриваемой
как исследовательская программа, такими
основными положениями являются известные
законы Ньютона. Противоположным процессом,
входящим в методологию исследовательских
программ, является позитивная эвристика,
которая учит, как совершенствовать и
конкретизировать теории, формируемые
на основе данной программы, каким испытаниям
следует подвергать принятые положения.
Как видим, в этих утверждениях объективно
имеются диалектические моменты, поскольку
движущей слой развития научного знания
признаются противоречия.
Вместе с тем у представителей «исторической
школы» имеются определенные уязвимые
стороны. Так, Т. Кун отрицает преемственность
в развитии науки, утверждая, что научные
теории независимы друг от друга, несопоставимы,
так как парадигмы представляют собой
замкнутое образование. Знание, накопленное
предыдущей парадигмой, отбрасывается
после ее крушения, а научные сообщества
вытесняют друг друга. Подобный вывод
порожден тем, что Т. Кун, так же, как и Фейерабенд,
в отличие от логических позитивистов,
отрицает теоретически нейтральный язык
наблюдателя. Научный факт - это некоторый
чувственный образ, а видение ученого
происходит с позиции определенной теории
и принятой парадигмы.
Следует отметить, что, по мнению постпозитивистов,
цель изменения научного знания - не достижение
объективной истины, а реализация одной
из задач, например, построение простых
и компактных теорий. Понятие истины заменяется
понятием веры, интереса и т. п. П. Фейерабенд
утверждает, что наука иррациональна,
ничем не отличается от мифа и религии,
представляя собой одну из форм идеологии;
общество надо освободить от «диктата
науки», а последнюю - отделить от государства
и предоставить ей одинаковые права с
магией. Фейерабенд выдвинул точку зрения
«методологического анархизма». Он считает,
что в науке «все подходит», надежных методов
не существует, они создаются нами и со
временем меняются. Нужно создавать множество
теорий, несовместимых с существующими
и признанными, и это будет способствовать
их взаимной критике и ускорению развития
науки, причем каждая теория воздает свой
собственный язык для описания фактов
и устанавливает свои собственные нормы.
Таким образом, постпозитивисты, выступая
с ревизией неопозитивистского понимания
задач методологического анализа науки,
тем не менее сохраняют общую связь с установками
логического позитивизма. Из него заимствуются
процедуры анализа; традиционные философские
проблемы переводят в сферу языка. Реалистические
тенденции во взглядах представителей
постпозитивизма, ряд ценных методологических
идей и резкая критика позитивизма эклектически
сочетаются с элементами релятивизма,
конвенционализма, прагматизма и инструментализма,
а также с отрицанием принципа отражения
мира в науке.