Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:45, реферат
Санкхью принято считать древнейшей из ортодоксальных философских систем в индуизме.Санкхья была создана на рубеже VIII-VI веков индийским мыслителем Капилой. Философия санкхья предлагает дуалистическую картину мира. В центре её - два активно взаимодействующих начала: пракрити (материальное начало) и пуруша (духовное начало. Пуруша - созидательное начало, она состоит из духовых атомов-монад индивидуальных душ. ).
Санкхью принято
считать древнейшей из ортодоксальных
философских систем в индуизме.Санкхья
была создана на рубеже VIII-VI веков индийским
мыслителем Капилой. Философия санкхья
предлагает дуалистическую картину мира.
В центре её - два активно взаимодействующих
начала: пракрити (материальное начало)
и пуруша (духовное начало. Пуруша - созидательное начало, она
состоит из духовых атомов-монад индивидуальных
душ. ). Пуруша – это я, совершенно отличное от тела, чувств
и ума. Находясь вне мира объектов, оно представляет
собой вечное сознание, являющееся свидетелем
происходящих в мире изменений и действий,
– сознание не действующее и не изменяющееся.
Физические вещи – стулья, кровати и т.п.
– существуют скорее для других, чем для
самих себя. Поэтому должно быть пуруша,
или я, отличающееся от пракрити, или первичной
материи, но пользующееся продуктами пракрити. Существует много
различных я, связанных с различными телами, вследствие
чего одни люди счастливы, другие несчастливы,
одни умирают, другие живут.Пракрити лишена сознания, это просто
неисчерпаемая творческая энергия. Воздействие
пуруши на пракрити сравнивают с воздействием
магнита на металл: духовное начало придает
материи форму и духовную субстанцию.
Взаимодействие пуруши и пракрити является
причиной возникновения всего феноменального
мира: 25-ти элементов, сущностей. Цель этой
философии - помочь пуруше освободиться
из плена материи, избавиться от состояния
сансары и кармы, покинуть тело, в которое
оно заключена, и обрести состояние блаженства
(мокши). Чтобы сделать это, необходимо
отделить пурушу от материи, с которой
она слита. Пракрити или
материи, присущи три основных качества:
устойчивость (саттва),
действие (раджас),
и бездействие (тамас),
которые известны как три гуны материальной
природы. Взаимодействие душ и гун природы
является причиной деятельности в материальном
мире. Освобождение (мокша)
достигается после того, как душа освобождается
от влияния гун материальной природы.
Хотя санкхья является дуалистической филосо
Что касается проблемы бытия бога, то философия санкхья отвергает всякую веру в божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может быть доказано никоим образом. Да мы и не нуждаемся в боге, чтобы объяснить мир, так как пракрити является достаточно обоснованной причиной мира как целого.
К отличительным чертам философии санкхьи относятся: 1) специфическая модель дуализма, реализующаяся и в ее основоположениях 2) специфический конструктивизм; 3) специфическая трактовка причинности.
1) Дуализм санкхьи отличен от другого индийского дуализма, а также и неиндийского тем, что сфера субъекта, противопоставляемого миру объективаций, значительно сужена и «стягивается» в световую точку. К сфере объективаций относится не только внешний мир и тело индивида, но и все ментальные функции и состояния последнего, в результате чего субъекту-пуруше остается быть лишь «свидетелем» функционирования проявлений трех гун,
2) Особенность онтологии санкхьи заключается в том, что в нем отсутствуют различия субстанции, качеств и действий (на которых основывались реалистические индийские системы вайшешики, ньяи, мимансы), поскольку его реальные ноумены – три гуны – включают все три модальности бытия одновременно.
3) Учение санкхьи о причинности как доктрина непроявленного и реального предсуществования следствия в причине призвана обосновать и раскрыть ее основополагающий «догмат» – о Пракрити как единой и непроявленной первоматерии, которая выражается в бесчисленных проявлениях мира. С другой стороны, для санкхьи характерно снятие различий между материальной, инструментальной и целеполагающей причинами (сохраняющихся в ньяя-вайшешике или мимансе): все они объединяются в активной и «альтруистичной», хотя и (вопреки логике) бессознательной первоматерии.