Философская школа санкхья

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:45, реферат

Краткое описание

Санкхью принято считать древнейшей из ортодоксальных философских систем в индуизме.Санкхья была создана на рубеже VIII-VI веков индийским мыслителем Капилой. Философия санкхья предлагает дуалистическую картину мира. В центре её - два активно взаимодействующих начала: пракрити (материальное начало) и пуруша (духовное начало. Пуруша - созидательное начало, она состоит из духовых атомов-монад индивидуальных душ. ).

Файлы: 1 файл

Санкхья была создана на рубеже VIII.docx

— 16.13 Кб (Скачать)

Санкхью принято считать древнейшей из ортодоксальных философских систем в индуизме.Санкхья была создана на рубеже VIII-VI веков индийским мыслителем Капилой. Философия санкхья предлагает дуалистическую картину мира. В центре её - два активно взаимодействующих начала: пракрити (материальное начало) и пуруша (духовное начало. Пуруша - созидательное начало, она состоит из духовых атомов-монад индивидуальных душ. ). Пуруша – это я, совершенно отличное от тела, чувств и ума. Находясь вне мира объектов, оно представляет собой вечное сознание, являющееся свидетелем происходящих в мире изменений и действий, – сознание не действующее и не изменяющееся. Физические вещи – стулья, кровати и т.п. – существуют скорее для других, чем для самих себя. Поэтому должно быть пуруша, или я, отличающееся от пракрити, или первичной материи, но пользующееся продуктами пракрити. Существует много различных я, связанных с различными телами, вследствие чего одни люди счастливы, другие несчастливы, одни умирают, другие живут.Пракрити лишена сознания, это просто неисчерпаемая творческая энергия. Воздействие пуруши на пракрити сравнивают с воздействием магнита на металл: духовное начало придает материи форму и духовную субстанцию. Взаимодействие пуруши и пракрити является причиной возникновения всего феноменального мира: 25-ти элементов, сущностей. Цель этой философии - помочь пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары и кармы, покинуть тело, в которое оно заключена, и обрести состояние блаженства (мокши). Чтобы сделать это, необходимо отделить пурушу от материи, с которой она слита. Пракрити или материи, присущи три основных качества: устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы. Взаимодействие душ и гун природы является причиной деятельности в материальном мире. Освобождение (мокша) достигается после того, как душа освобождается от влияния гун материальной природы. Хотя санкхья является дуалистической философией, существуют определённые различия между санкхьей и другими формами дуализма. На Западе, дуализм существует между умом и телом, тогда как в санкхье — между «Я» и материей. Понятие «Я» в санкхье имеет некоторое сходство с западной концепцией ума. 

Что касается проблемы бытия бога, то философия санкхья отвергает всякую веру в божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может быть доказано никоим образом. Да мы и не нуждаемся в боге, чтобы объяснить мир, так как пракрити является достаточно обоснованной причиной мира как целого. 

К отличительным  чертам философии санкхьи относятся: 1) специфическая модель дуализма, реализующаяся и в ее основоположениях 2) специфический конструктивизм; 3) специфическая трактовка причинности.

1) Дуализм  санкхьи отличен от другого индийского дуализма, а также и неиндийского  тем, что сфера субъекта, противопоставляемого миру объективаций, значительно сужена и «стягивается» в световую точку. К сфере объективаций относится не только внешний мир и тело индивида, но и все ментальные функции и состояния последнего, в результате чего субъекту-пуруше остается быть лишь «свидетелем» функционирования проявлений трех гун,

2) Особенность  онтологии санкхьи заключается в том, что в нем отсутствуют различия субстанции, качеств и действий (на которых основывались реалистические индийские системы вайшешики, ньяи, мимансы), поскольку его реальные ноумены – три гуны – включают все три модальности бытия одновременно.

3) Учение  санкхьи о причинности как доктрина непроявленного и реального предсуществования следствия в причине призвана обосновать и раскрыть ее основополагающий «догмат» – о Пракрити как единой и непроявленной первоматерии, которая выражается в бесчисленных проявлениях мира. С другой стороны, для санкхьи характерно снятие различий между материальной, инструментальной и целеполагающей причинами (сохраняющихся в ньяя-вайшешике или мимансе): все они объединяются в активной и «альтруистичной», хотя и (вопреки логике) бессознательной первоматерии.


Информация о работе Философская школа санкхья