Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:17, реферат
Возникает вопрос, почему именно VI век до н.э. выделяется из общей череды столетий I тысячелетия до н.э. как время взрыва интеллектуальной энергии.Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нравственных установок и представлений – вот некоторые факторы, из которых складывалась атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.
Цель моей работы - изучить особенности философского течения в Древней Индии, в частности в двух направлениях – индуизм и буддизм.
Введение 3
1. Этапы и источники древнеиндийской философии 4
2. Индуизм 6
3. Буддизм 10
Заключение 15
Список литературы 16
Сибирская автомобильно-дорожная академия
Реферат по предмету «Философия»
Философия Древней Индии: основные направления и школы
Выполнил:
Студент 2 курса
Доманов Д.
Проверил:
Омск 2012
Содержание.
Введение 3
1. Этапы и источники древнеиндийской философии 4
2. Индуизм 6
3. Буддизм 10
Заключение 15
Список литературы 16
Введение.
Индийская философская мысль - древнейшая в мире. И поэтому изучение философии как науки невозможно без знакомства с ее истоками.
Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске.
Возникает вопрос, почему именно VI век до н.э. выделяется из общей череды столетий I тысячелетия до н.э. как время взрыва интеллектуальной энергии. Известны многие предпосылки духовного, социального, политического и, наконец, экономического плана, подготовившие указанный перелом. Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нравственных установок и представлений – вот некоторые факторы, из которых складывалась атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.
Цель моей работы - изучить особенности философского течения в Древней Индии, в частности в двух направлениях – индуизм и буддизм.
1. Этапы и источники древнеиндийской философии.
В индийской философий можно выделить три периода:
1. Ведический — XV—V вв.до н. э.
2. Классический — V в. до н. э.—X в. н. э.
3. Индуистский — с X в. н. э.
В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает ведовство, знание. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мироздания. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей, однако философское значение имеют так называемые «упанишады» - философские комментарии к Ведам.
Таким образом, можно сказать, что философия начинается в Индии как комментарий - к Ведам. Неопределенные, расплывчатые древние тексты и гимны содержали возможность многосмысленности и многозначности толкования. Именно комментарий выступал в Индии и Китае первичным философским способом осмысления действительности и стимулировал формирование оригинального философского языка.
Число упанишад точно определить невозможно, т. к. их писание продолжалось вплоть до XIX в. Однако наибольшим авторитетом пользуются именно древние упанишады, например Чхандогья-упанишада, Айтарея-упанишада и др. Упанишадами завершается первый этап индийской философии - ведический.
Второй этап называется эпическим или классическим (600 гг. до н. э. - 200 гг. до н. э.) В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Примерно в это же время (VI - V вв. до н. э.) появляются шесть философских школ, основывающийся на признании священности Вед: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса, йога, веданта. Параллельно возникают и три оппозиционные системы, подвергающие авторитет Вед сомнению: буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.
Третий этап древнеиндийской философии связан с написанием сутр (от III в. н. э. до VII в. н. э.). К этому времени накопилась огромная философская литература и возникла потребность в ее обобщении, что и было сделано в сутрах - кратких суммирующих трактатах.
2. Индуизм
Индуизм сегодня - основная религия Индии и одна из мировых религий, свыше 90% из приблизительно 500 млн. человек, исповедующих эту религию, живут в Индии. Индуистские общины существуют также в Бангладеш, Шри-Ланке, Кении, ЮАР, Тринидаде и Тобаго, Гайане.
Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость, с которой в рамках индуизма относятся к разнообразию религиозных форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение.
Основные характеристики индуизма.
Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их лежат несколько определенных фундаментальных положений.
За пределами физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа всякого существа во Вселенной есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, где продолжает новую жизнь.
Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований является сонм богов, наиболее известны: Вишну, Рама и Кришна, две инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.
Священные книги играют большую роль во всех разновидностях индуизма. «Философский индуизм» придает особое значение таким классическим санскритским текстам, как веды и упанишады.
Индуистские священные тексты делят на две основные категории: шрути, или тексты божественного откровения, и смрити, традиционные книги известных авторов. Вся литература шрути написана на санскрите, языке Древней Индии, литература смрити использует как санскрит, так и региональные языки.
Народный индуизм также использует в качестве священных текстов эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата. Обе складывались на протяжении долгого времени и представляют собой сочетание фольклорных легенд и философских рассуждений. Часть Махабхараты, Бхагавадгита, известна практически каждому, потому что ближе всего к тому, что можно было бы назвать общим священным писанием индуизма. Эпизоды из Рамаяны – весьма популярные сюжеты театральных и танцевальных постановок.
Кроме того, литература индуизма включает в себя пураны («рассказы о былом»), сборники легенд со множеством религиозных наставлений, книги о божественном. К этой категории можно отнести две знаменитые книги вайшнавов: Бхагавата пурану, в которой рассказывается о жизни и учении Кришны, и бенгальскую Гитаговинду, повествующую о любви Кришны к Радхе.
Индуизм характеризуется следующими аспектами:
• Соединяет в себе различные формы религиозного восприятия: разные формы политеизма и монотеизма, анимизм, поклонение духам предков, культ Богини-Матери.
• Авторитетом «Вед»
• Регламентацией всех аспектов жизни человека (варнашрамадхарма). В их число входит деление общества на варны брахманов (жречество), кшатриев (воины и правители), вайшьев (торговцы и земледельцы) и шудр (социальные низы), а также обязательность последовательного прохождения четырех жизненный стадий (ашрама) — брахмачарья (девственность), грихастья (семейная жизнь), ванапрастха (отшельничество в лесу), санньясья (аскетизм).
• Верой в перевоплощение души после смерти в образе животных, людей, богов (сансара).
• Верой в то, что порядок перерождений обусловлен суммой совершенных при жизни поступков и их последствий (карма).
• Верой в существование морально-нравственного долга, этических обязательств (дхарма).
• Представлениями о цикличности существования вселенной, которая развивается по нисходящей линии, разрушается и затем создается вновь.
Религиозная жизнь и обряды.
Хотя индуисты собираются на храмовые моления, индуизм не является общинной религией. Религиозные обряды выполняются дома, либо в одиночестве, либо при участии немногочисленных друзей или родни.
Наиболее распространенный тип религиозного обряда – пуджа. Почти в каждом индуистском доме имеются священные изображения или статуи любимых богов, перед которыми читают молитвы, поют гимны и возлагают приношения. Последователи различных индуистских культов часто демонстрируют свою принадлежность через цветные знаки на лбу, а иногда и на теле. Например, шиваиты чертят на лбу три белые горизонтальные полоски, вайшнавы – белое латинское V, рассеченное вертикальной красной чертой.
Многие семейные обряды связаны с основными событиями в жизни семьи. Обряд совершает семейный жрец, в семьях высоких каст это, как правило, брахман, который нараспев читает священные тексты и возлагает приношения перед статуями богов. например, обряд в честь рождения ребенка совершается до обрезания пуповины, примерно через десять дней за ним следует обряд наделения новорожденного именем.
Домашняя религиозная практика, особенно в сельской местности, включает совершение обрядов в священных местах (у некоторых деревьев, рек или камней). Повсеместно считаются священными два дерева, баньян и пипал, разновидность фигового дерева. Индуисты почитают и ряд животных, например обезьян и змей, в первую очередь кобр, связанных с культом Шивы. Однако с наивысшим почтением относятся индуисты к быкам, тоже связанным с культом Шивы, и коровам, символизирующим землю. Крупный рогатый скот не забивают, и только очень немногие индуисты употребляют в пищу говядину.
Общинные и храмовые церемонии носят более торжественный характер, чем домашнее богопочитание. Верующие собираются для совместного пения гимнов, для чтения вместе с жрецами отрывков из Рамаяны и другой традиционной литературы. На храмовые праздники стекаются паломники, часто из отдаленных мест. В храме устраиваются шествия, иногда служители с флейтами, барабанами и факелами торжественно сопровождают бога в святилище богини, где они вместе проводят ночь. Важнейшие храмовые праздники, например праздник Джаганнатха в Пури (Орисса), привлекают паломников со всей Индии.
Паломничество составляет важную часть религиозной жизни индуиста. В Индии существуют сотни священных мест, к которым стекаются паломники, чтобы принять участие в храмовом празднике и массовом религиозном гулянии, а также совершить омовение в священной реке. Главными местами паломничества являются Бенарес (Варанаси), Хардвар, Матхура и Аллахабад в северной Индии; Мадураи, Канчипурам и Уджджайн в центральной и южной Индии.
------------------------------
К 6 веку до н. э. произошло становление ряда религий, которые полностью отвергали ведийские жертвоприношения. Речь идет о последователях не только упанишад, но и о многих новых сектах, включая джайнов и буддистов. Все они ставили во главу угла освобождение от бесконечных рождений и сходились на том, что освобождение достигается не жертвоприношениями, а медитацией. Соперничество различных сект длилось почти тысячелетие. К 500 н.э. победу одержал индуизм, вобравший в себя многие положения буддизма и джайнизма, включая доктрину ненасилия, вегетарианство и воздержание от алкоголя, а также ряд новых элементов богопочитания. В индуистский пантеон был введен Будда.
3. Буддизм.
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развивается производство, торговля, углубляются имущественные различия между членами отдельных каст, усиливается власть монархии. Возникают первые большие государственные образования, под властью Ашоки в рамках единого монархического государства объединяется практически вся Индия.
Это время можно также назвать временем поисков в религиозно-философской сфере. Из множества новых школ всеиндийское значение приобретают прежде всего учения джайнизма и буддизма.
В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм - учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н. э.), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала).
Гаутама Будда родился в 563 г. до н. э. на севере Индии в княжеской семье Шакьямуни и получил имя Сиддхартха. Его отцу было предсказано, что Сиддхартхи уготовлено два пути: либо, окунувшись в наслаждения и радости жизни, стать впоследствии великим царем, либо, увидев в этом мире страдания, болезни, смерть, стать великим мыслителем, который укажет людям истинный путь спасения.
Информация о работе Философия Древней Индии: основные направления и школы