Философия Древней Индии: основные направления и школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:17, реферат

Краткое описание

Возникает вопрос, почему именно VI век до н.э. выделяется из общей череды столетий I тысячелетия до н.э. как время взрыва интеллектуальной энергии.Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нравственных установок и представлений – вот некоторые факторы, из которых складывалась атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.
Цель моей работы - изучить особенности философского течения в Древней Индии, в частности в двух направлениях – индуизм и буддизм.

Оглавление

Введение 3
1. Этапы и источники древнеиндийской философии 4
2. Индуизм 6
3. Буддизм 10
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

123.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Князь хотел видеть в сыне наследника, поэтому он стремился дать ему то лучшее, что может выпасть на долю смертного: утонченную роскошь и классическое образование. И все же отец не смог уберечь сына от вида несчастного человека, пораженного неизлечимой болезнью; немощного старика; траурной процессии, сопровождавшей умершего. Принц прозрел и был глубоко потрясен трагичностью человеческого бытия. Вновь вернуться к прежней благополучной, безмятежной жизни он уже не смог.

Принц познал наслаждения, удовольствия и понял, что путь этот ведет в никуда. Он покинул дворец и под именем Гаутама вступил в орден аскетов, которые считали, что помочь миру стать лучше смогут лишь те, кто сам духовно сумел подняться и представляли это себе как путь борьбы духа с плотью, подчинения животного начала в человеке началу духовному.

Пройдя путь аскета, Гаутама понял, что путь этот так же не приводит к освобождению от страха болезни, старости и смерти, как и путь удовольствия. Однако опыт того и другого был крайне необходим, ибо позволил Гаутаме Шакьямуни дать обобщенный ответ на вопрос «Как должен жить человек?», сформулированный в принципе «Среднего пути»: «Есть... два крайних пути, по которым ушедший от мира не должен следовать. Каковы же эти два пути? Тот, следуя которому, люди стремятся лишь к удовольствиям и вожделению, низок, груб, он для обычных людей, неблагоро¬ден, бесполезен; а тот, который ведет к умерщвлению плоти, приносит страдания и также неблагороден, бесполезен. Будда же увидел срединный путь, дающий зрение, дающий знание, по которому следует идти, избегая этих двух крайностей, ибо он ведет к умиротворенности, к сверхзнанию, к просветлению, к Нирване».

Однажды Гаутама сидел под деревом и сосредоточенно размышлял. Внезапно он испытал состояние необыкновенной ясности сознания и «увидел» истину. Так в возрасте 35 лет Сиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни стал Буддой, т. е. Просветленным, или Пробужденным. Через 7 дней Будда рассказал людям о том, что открылось ему. Эта первая проповедь состоялась в городе Бенаресе.

В течение жизни у него  было  много последователей. Вскоре  возникает  многочисленная  община  монахов  и монахинь;  его  учение приняли и  большое количество  людей,  ведущих светский образ жизни, которые стали придерживаться отдельных принципов буддизма.

     Буддистские проповеди  долго существовали  лишь  в  устной  традиции, а

канонические   тексты   были   записаны   через  несколько   столетий  после возникновения  учения. Со временем буддийская традиция  окружила жизнь Будды множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура постепенно приобретала божественный характер.

     Центром  учения  являются  четыре  благородные  истины,  которые  Будда провозглашает  в самом начале своей  проповеднической деятельности. Согласно им,  существование  человека  неразрывно  связано со  страданием.  Рождение, болезнь, старость, смерть,  встреча с неприятным  и  расставание с приятным, невозможность достичь  желаемого - это  все ведет  к страданию. Причиной страдания является жажда,  ведущая  через  радости  и страсти  к перерождению, рождению вновь. Устранение причин страдания заключается в устранении этой  жажды. Путь, ведущий  к  устранению  страданий – благой восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение,   правильная  речь,   правильная   жизнь,  правильное   стремление, правильное  внимание  и правильное  сосредоточение.

1). Правильное видение. Многие люди страдают из-за незнания истинной цели своего существования, из-за отсутствия или потери «маршрута» Своего Пути. В контексте буддизма правильное видение - это четыре благородные (арийские) истины: жизнь в мире полна страданий; есть причина этих страданий; можно прекратить страдания; есть путь, ведущий к прекращению страданий.

2). Правильная мысль. Изменить человека можно, лишь изменив его намерения. Однако только сам человек может принять или не принять в своем сердце решение. Путь самосовершенствования требует постоянной мыслительной решимости, внутренней дисциплины.

3). Правильная речь. Наши слова являются проявлением нашего «Я». Грубое слово - отражение грубости характера. Если запретить самому себе лгать, грубить, браниться - значит, можно воздействовать на свой характер, т. е. заниматься самопостроением своего «Я».

4). Правильное действие. Цель самосовершенствования - стать человечнее, сострадательнее, добрее, научиться жить в согласии с самим собой и другими людьми.

5). Правильный образ жизни. Следует вести такой образ жизни, который не требовал бы от вас нарушения ни одной из пяти заповедей. Это относится к выбору профессии, спутника (спутницы) жизни, друзей и знакомых.

6).Правильное усилие. Путь самосовершенствования требует постоянного усердия и трудолюбия. Духовный рост невозможен без волевого самопринуждения и нравственного анализа своих намерений, слов и поступков. «Как дождь ворвется в дом с плохой крышей, так вожделе¬ния ворвутся в плохо охраняемый ум. Но как дождю не ворваться в дом с хорошей крышей, так вожделениям не ворваться в хорошо охраняемый ум».

7). Правильное внимание. «То, что мы есть сегодня, порождается тем, что мы мыслили вчера, а наши сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь: наша жизнь есть порождение нашей мысли». Духовное самосовершенствование предполагает строжайшую дисциплину мышления. Наши мысли не «скакуны», несущиеся в бешеном галопе. Человек должен контролировать свое сознание и нести нравственную ответственность за его состояние.

8). Правильное сосредоточение. Огромное внимание обращается в буддизме на технику сосредоточенного созерцания - медитацию. Цель медитации - успокоение духа через переживание мистического единства данного человеческого существа с Космосом.

Отвергается  как жизнь, посвященная  чувственным  удовольствиям, так  и путь аскезы  и самоистязания.

          Разрабатывается   содержание   отдельных  разделов восьмеричного  пути.  Правильное  суждение  отождествляется с правильным пониманием жизни как юдоли скорби и страданий, правильное решение понимается как решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная  речь характеризуется  как  бесхитростная,   правдивая,  дружественная  и  точная. Правильная  жизнь заключается  в  соблюдении  знаменитых   буддийских   пяти   заповедей: не вредить  живым существам,  не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых  контактов,  не  вести  праздных  и лживых речей  и  не пользоваться опьяняющими   напитками.     Монах, прошедший  все стадии восьмеричного пути и  с помощью медитации  пришедший к освобождающему познанию, становится архатом, святым, который стоит на пороге конечной цели -  нирваны  (буквально: угасание).  Здесь  подразумевается  не гибель,  но  выход   из  круговорота  перерождений.   Человек  этот  уже  не переродится вновь, но войдет в состояние нирваны и - как говорится в текстах - исчезнет, "как пламя лампы, в которую не подливается масло".

В течение последующих 45 лет Гаутама Будда, основавший монашеский орден, учил людей жить нравственно, т. е. в согласии с миром, людьми и самими собой. «Идеал Будды - больше чем регулятивный принцип или абстрактный ориентир поведения. Он представляет собой вполне конкретную жизненную программу, которая посильна человеку и которая полностью реализована в жизненном опыте самого Будды. Будда -воплощенный нравственный идеал».

     Сравнительно быстро  начинают  формироваться  различные  направления  и школы буддизма, которые  развивают исходное  учение и стремятся ответить  на вопросы,  оставшиеся  без  ответа.  В  то  же  время  некоторые  направления ассимилируют многочисленные  элементы других  религий, в частности индуизма, провозглашают концепции, весьма отличающиеся от буддийских. Буддизм вскоре после возникновения распространился на Цейлоне, позже через Китай проник на Дальний Восток.


Заключение.

              Итак, познакомившись с характеристикой философской мысли Древней Индии, мы можем сделать следующие выводы:

  • Философия существует для жизни и должна проявляться использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т.д. — это первое положение, из которого исходили индийские мыслители. Кроме того, философия связана с телесной и духовной сторонами человеческого существования; и только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия.
  • Познание людьми истины основывается не только на интеллекте. Оно опирается на целостный опыт, в основе которого лежат чувства. И игнорировать их нельзя. Истина постигается не только в процессе познания, но и в процессе созерцания.
  • Мыслители были убеждены, что истина многогранна, она никогда не может быть выражена полностью, различные воззрения на нее представляют лишь ее различные стороны. Отсюда они делали вывод, что имеются разные пути к coвершенству и любой из них может быть принят в соответствии с внутренней склонностью индивида.
  • И, наконец, ядром философских систем является представление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Древней Индии.

 


Список литературы.

 

1.       История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997

2.       История восточной философии: Учебное пособие. – М., 1998.

3.       История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.

4.       История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995

5.       История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.



Информация о работе Философия Древней Индии: основные направления и школы