Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:42, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - теоретические и практические основы местного самоуправления в сфере культуры и досуга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать государственную политику в сфере культуры и досуга;
рассмотреть общие тенденции развития сферы культуры и досуга;
изучить становление и развитие сферы культуры и досуга в городе Брянске;
проанализировать систему управления культурой и досугом города Брянска;
изучить реформирование экономических механизмов в сфере культуры и досуга;
охарактеризовать прогноз и стратегия развития сферы культуры и досуга;
разработать пути совершенствования системы управления сферой культуры и досуга.
Введение………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Развитие социальной сферы на примере сферы культуры и
досуга………………………………………………………………….…….6
1.1. Государственная политика в сфере культуры и досуга……………..6
1.2. Общие тенденции развития сферы культуры и досуга…………….21
Глава 2. Муниципальное управление сферой культуры и досуга в
городе Брянске…………………………………………………………….30
2.1. Современное состояние сферы культуры и досуга
города Брянска……………………………………………………….……30
2.2. Система управления культурой и досугом города Брянска…...….44
Глава 3. Совершенствование системы управления и прогноз развития
культуры и досуга города Брянска…………………………….………..53
3.1. Реформирование экономических механизмов в сфере культуры и
досуга города Брянска…………………………………….…….………53
3.2. Прогноз и стратегия развития сферы культуры и досуга города
Брянска……………………………………………………………………71
3.3. Совершенствование системы управления сферой культуры
и досуга города Брянска ………………………………………….……85
Заключение………………………………………………………………..89
Список литературы………………………………………………….……92
По стажу муниципальной службы в управлении культуры Брянской городской администрации работают: до 5 лет – 3 чел., от 5 до 10 лет. – 2 чел., от 10 до 15 лет - 2 чел., свыше 15 лет – 6 чел. В 2011 году первые классные чины в соответствии с категорией занимаемой муниципальной должности присвоены 11 муниципальным служащим, второй классный чин присвоен начальнику управления культуры.
Качественный состав руководителей муниципальных учреждений из 21 руководителя:
- по образованию: высшее – 20 чел., средне специальное – 1. Из них профильное образование имеют 19 чел.
- по возрасту: 30-50 лет – 9 чел., 50 –60 лет – 7 чел., свыше 60 - 5 чел.
В прошедшем году продолжалась работа, направленная на повышение профессионального уровня руководителей муниципальных учреждений. Управлением культуры Брянской городской администрации в 2011 году проведено 9 семинаров для руководителей муниципальных учреждений культуры, главных бухгалтеров по следующим направлениям:
- изменения в Положении об оплате труда работников. Изменения в бухгалтерском учёте;
- анализ выполнения муниципальных заказов. Анализ ошибок при проведении проверок организации и состояния бюджетного учёта подведомственных учреждений в 2011 году;
- изменения в законодательных и нормативных актах в сфере размещения заказов;
- особенности пользования официальным сайтом Российской Федерации в сфере размещения муниципальных заказов;
- закрытие финансового года, составление плана финансово-хозяйственной деятельности на 2012 год;
- инвентаризация имущества, расчётов с дебиторами и кредиторами, бланков строгой отчётности, денежных документов, сверка налоговой инспекцией перед составлением годовой отчётности.
В целях осуществления контроля за соблюдением норм трудового законодательства в прошедшем году проведено 5 проверок ведения кадрового делопроизводства в подведомственных муниципальных учреждениях. По результатам проверок составлены информационные справки.
Сотрудники управления культуры Брянской городской администрации в течение прошедшего года прошли курсы повышения квалификации в объёме 72 часов.
3.2. Прогноз и стратегия развития сферы культуры и досуга города Брянска.
С 2009 по 2012 гг. сфера культуры города Брянска продолжила своё динамичное развитие.
Негативные тенденции кризисных процессов, происходивших в этот период и серьёзно отразившихся на всех отраслях экономики, способствовали консолидации усилий органов власти и учреждений культуры по сохранению и развитию всей эффективно работающей сети учреждений культуры и искусства города Брянска.
В рамках,
проводимых в этот период реформ, в
отрасли культуры произошли следующие
изменения: ликвидировано два
На сегодняшний день в городе Брянске работают: 11 дворцов и домов культуры; 2 централизованные библиотечные системы (27 библиотек: 17 общедоступных, 10 детских); 5 парков; 2 кинотеатра; 9 детских школ искусств, детская художественная школа, детская хоровая школа; городской выставочный зал, 5 профессиональных творческих коллективов.
С 1 января 2011 г. муниципальные учреждения культуры парки культуры и отдыха поменяли организационно-правовую форму и стали муниципальными автономными учреждениями культуры, а с 1 января 2012 г. все остальные учреждения стали бюджетными.
В настоящий
момент 100% муниципальных учреждений
сферы культуры работают в новой
организационно-правовой форме, в том
числе: 14,7% в форме муниципальных
автономных учреждений культуры и
85,3% в форме муниципальных
Продолжается работа по модернизации материально-технической базы учреждений культуры. Ежегодно из бюджетов всех уровней на эти цели расходуется от 3% до 8% бюджетных ассигнований отрасли. Проведены частичные работы по капитальному ремонту парка-музея им. А.К. Толстого, ГДК им. Д.Н. Медведева, Центральной детской библиотеки им. Горького, ГДК п. Р.Крыловка, ГДК Володарского района, заменена кровля здания ДШИ № 5. Выполнен комплексный капитальный ремонт библиотеки №9 МУК «ЦСОБ города Брянска», здания ГДК п. Б.Берега, ГДК им. Д.Е. Кравцова.
В последние годы ведётся серьёзная работа по укреплению кадрового потенциала. Принято решение выплачивать ежегодно, начиная с 2011 г., денежные поощрения в размере 30 тыс. руб. каждое пятидесяти лучшим работникам культуры и искусства города Брянска на конкурсной основе по 4-м номинациям.
Результатами проведенной работы учреждений культуры в отрасли стали:
В таблице 7 представлены основные показатели, характеризующие состояние развития отрасли культуры города Брянска за 2010-2012 гг.
Таблица 7
Основные показатели, характеризующие состояние развития отрасли культуры города Брянска за 2010 – 2012 гг.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2010 г. факт |
2011 г. факт |
2012 г. план |
Сохранение числа учащихся в образовательных
учреждениях дополнительного |
чел. |
4922 |
5027 |
5040 |
Организация и проведение культурно-досуговых,
культурно-просветительных |
ед. |
7951 |
9603 |
9650 |
Сохранение количества посещений культурно-досуговых, культурно-просветительных мероприятий |
тыс. чел. |
1357,2 |
1469,0 |
1500,0 |
Посещаемость городского выставочного зала |
тыс. чел. |
20,1 |
23,0 |
23,0 |
Посещаемость библиотек |
тыс. чел. |
728,8 |
732,8 |
733,2 |
Концертное обслуживание населения |
тыс. чел. |
175,7 |
176,0 |
176,7 |
Число посещений киносеансов с платным кинопоказом |
тыс. чел. |
144,0 |
243,5 |
178,0 |
Удельный вес учреждений, обеспеченных светозвуковым и специальным оборудованием, музыкальными инструментами и костюмами в общем объеме организаций культуры |
% |
5 |
5 |
5 |
Удельный вес учреждений, устранивших нарушения требований пожарной и технической безопасности |
% |
20 |
56 |
64 |
Обновляемость книжных фондов библиотек города Брянска |
% |
2,0 |
2,5 |
2,5 |
Удельный вес библиотек, оснащенных компьютерной техникой и программным обеспечением |
% |
59 |
70 |
|
Удельный вес учреждений культуры города, нуждающихся в ремонте |
% |
100 |
90 |
90 |
Обновляемость репертуара концертных программ профессиональных творческих коллективов |
% |
10 |
10 |
10 |
Число клубных формирований |
ед. |
255 |
251 |
255 |
Доля населения, участвующего в платных
культурно-досуговых |
% |
50,5 |
66,4 |
67,1 |
Как видно из табл. 7, число учащихся в образовательных учреждениях дополнительного образования детей в сфере «Культура» в динамике за 3 года увеличилось на 2,40% (4922 чел. в 2010 г. против планируемых 5040 чел. в 2012 г.). Количество проведенных культурно-досуговых, культурно-просветительных мероприятий увеличилось за анализируемый период на 1699 ед. Благоприятной тенденцией является сохранение количества посещений культурно-досуговых, культурно-просветительных мероприятий. Однако следует отметить, что 90% всех учреждений культуры нуждаются в ремонте.
Вместе с тем в отрасли культуры города Брянска сохраняется ряд проблем, накапливающихся годами.
В городском выставочном зале отсутствует специализированное выставочное оборудование, что не позволяет вести полноценную работу.
В библиотеках города, несмотря на все принимаемые меры, неудовлетворительно обстоит дело с комплектованием книжных фондов, слабо идут процессы информатизации и компьютеризации библиотечного дела. И хотя осуществляемые в городе Брянске меры по укреплению материально-технической базы учреждений культуры оказывают влияние на развитие библиотечного дела, общее состояние библиотек города Брянска низкое.
Библиотечные фонды не соответствуют интересам пользователей, морально устарели, также морально устарело и оборудование библиотек. Состояние материально-технической базы очень слабое. Самой низкой по отрасли остается заработная плата библиотечных работников.
Слабо развита материальная база культурно-досуговых
учреждений и учреждений дополнительного
образования детей, основная часть
из них не укомплектована световым,
звуковым оборудованием, музыкальными
инструментами, концертными костюмами.
Интерьеры учреждений требуют современного
дизайна и оснащения для
В киноотрасли города необходимы денежные средства на капитальный ремонт кинотеатра «Победа».
Признание того, что социально-экономическое развитие города и развитие городской культуры – это два взаимозависимых и неразделимых фактора будущего процветания города Брянска, к сожалению, еще не стали доминирующим в массовом сознании.
Именно потенциал культурного наследия древнейшего и богатейшего своей историей города может стать залогом его будущего процветания, гарантией социальной стабильности, условием активизации многих хозяйственно-экономических преобразований.
Сеть культурно-досуговых
В городе Брянске функционируют 9 школ искусств, художественная и хоровая школы, в которых получают начальное профессиональное образование в сфере искусства около 5000 учащихся.
В Брянске ведется большая работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей, однако, недостаточность бюджетных ресурсов не позволяет проводить эту работу в полном объёме.
Накоплен и продолжает наращиваться опыт формирования системы мотивационных стимулов активизации творческой активности работников культуры и деятелей искусств, включающей в себя десятки различных областных, зональных, районных и городских смотров, конкурсов профессионального мастерства работников культуры, фестивалей, выставок, праздников. В то же время, ограниченность ресурсов приводит к сокращению конкурсов и фестивалей, что сказывается на творческом уровне коллективов.
В Брянске имеются необходимые
социальные, экономические и
Основой для определения стратегических
целей управления культуры Брянской
городской администрации
Основными стратегическими целями муниципальной политики в области культуры города Брянска являются:
Свободный
доступ к культурным ценностям и
возможности ознакомления с культурным
наследием страны является важнейшим
из условий формирования общественного
сознания и целостной системы
духовных ценностей, влияющих на все
сферы государственной и
Обеспечение данного права осуществляется, главным образом, через создание условий и предоставление возможности различным категориям населения города Брянска на получение свободного доступа к культурным ценностям города Брянска.
Достижение первой стратегической цели предполагает решение двух практических задач:
Информация о работе Управление сферой культуры и досуга в городе