Управление сферой культуры и досуга в городе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - теоретические и практические основы местного самоуправления в сфере культуры и досуга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать государственную политику в сфере культуры и досуга;
рассмотреть общие тенденции развития сферы культуры и досуга;
изучить становление и развитие сферы культуры и досуга в городе Брянске;
проанализировать систему управления культурой и досугом города Брянска;
изучить реформирование экономических механизмов в сфере культуры и досуга;
охарактеризовать прогноз и стратегия развития сферы культуры и досуга;
разработать пути совершенствования системы управления сферой культуры и досуга.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Развитие социальной сферы на примере сферы культуры и
досуга………………………………………………………………….…….6
1.1. Государственная политика в сфере культуры и досуга……………..6
1.2. Общие тенденции развития сферы культуры и досуга…………….21
Глава 2. Муниципальное управление сферой культуры и досуга в
городе Брянске…………………………………………………………….30
2.1. Современное состояние сферы культуры и досуга
города Брянска……………………………………………………….……30
2.2. Система управления культурой и досугом города Брянска…...….44
Глава 3. Совершенствование системы управления и прогноз развития
культуры и досуга города Брянска…………………………….………..53
3.1. Реформирование экономических механизмов в сфере культуры и
досуга города Брянска…………………………………….…….………53
3.2. Прогноз и стратегия развития сферы культуры и досуга города
Брянска……………………………………………………………………71
3.3. Совершенствование системы управления сферой культуры
и досуга города Брянска ………………………………………….……85
Заключение………………………………………………………………..89
Список литературы………………………………………………….……92

Файлы: 1 файл

Диплом_Наташа_Грачев_2.docx

— 219.55 Кб (Скачать)

По стажу муниципальной службы в управлении культуры Брянской городской администрации работают: до 5 лет – 3 чел., от 5 до 10 лет. – 2 чел., от 10 до 15 лет - 2 чел., свыше 15 лет – 6 чел. В 2011 году первые классные чины в соответствии с категорией занимаемой муниципальной должности присвоены 11 муниципальным служащим, второй классный чин присвоен начальнику управления культуры.

Качественный состав руководителей  муниципальных учреждений из 21 руководителя:

- по образованию: высшее – 20 чел., средне специальное – 1. Из них профильное образование имеют 19 чел.

- по возрасту: 30-50 лет – 9 чел., 50 –60 лет – 7 чел., свыше 60 - 5 чел.

В прошедшем году продолжалась работа, направленная на повышение профессионального  уровня руководителей муниципальных  учреждений. Управлением культуры Брянской городской администрации в 2011 году проведено 9 семинаров для руководителей муниципальных учреждений культуры, главных бухгалтеров по следующим направлениям:

- изменения в Положении об оплате труда работников. Изменения в бухгалтерском учёте;

- анализ выполнения муниципальных заказов. Анализ ошибок при проведении проверок организации и состояния бюджетного учёта подведомственных учреждений в 2011 году;

- изменения в законодательных и нормативных актах в сфере размещения заказов;

- особенности пользования официальным сайтом Российской Федерации в сфере размещения муниципальных заказов;

- закрытие финансового года, составление плана финансово-хозяйственной деятельности на 2012 год;

- инвентаризация имущества, расчётов с дебиторами и кредиторами, бланков строгой отчётности, денежных документов, сверка налоговой инспекцией перед составлением годовой отчётности.

В целях осуществления контроля за соблюдением норм трудового законодательства в прошедшем году проведено 5 проверок ведения кадрового делопроизводства в подведомственных муниципальных учреждениях. По результатам проверок составлены информационные справки.

Сотрудники управления культуры Брянской городской администрации в течение прошедшего года прошли курсы повышения квалификации в объёме 72 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Прогноз и стратегия развития  сферы  культуры и досуга города Брянска.

 

С 2009 по 2012 гг. сфера культуры города Брянска продолжила своё динамичное развитие.

Негативные  тенденции кризисных процессов, происходивших в этот период и  серьёзно отразившихся на всех отраслях экономики, способствовали консолидации усилий органов власти и учреждений культуры по сохранению и развитию всей эффективно работающей сети учреждений культуры и искусства города Брянска.

В рамках, проводимых в этот период реформ, в  отрасли культуры произошли следующие  изменения: ликвидировано два муниципальных  учреждения культуры «Центр культуры и досуга «Молодежный» и кинотеатр  «Космос»; созданы новые муниципальные  бюджетные учреждения культуры «Городской выставочный зал», «Городской Дворец культуры и искусства», «Брянский  городской эстрадный оркестр». 

На сегодняшний  день в городе Брянске работают:  11 дворцов и домов культуры; 2 централизованные библиотечные системы (27 библиотек:                 17 общедоступных, 10 детских); 5 парков; 2 кинотеатра; 9 детских школ искусств, детская художественная школа, детская хоровая школа; городской выставочный зал, 5 профессиональных творческих коллективов.

С 1 января 2011 г.  муниципальные учреждения культуры парки культуры и отдыха поменяли организационно-правовую форму  и стали муниципальными автономными  учреждениями культуры, а с 1 января                  2012 г. все остальные учреждения стали  бюджетными.

В настоящий  момент 100% муниципальных учреждений сферы культуры работают в новой  организационно-правовой форме, в том  числе: 14,7% в форме муниципальных  автономных учреждений культуры и               85,3% в форме муниципальных бюджетных  учреждений культуры. 

Продолжается  работа по модернизации материально-технической  базы учреждений культуры. Ежегодно из бюджетов всех уровней на эти цели расходуется от 3% до 8% бюджетных  ассигнований отрасли. Проведены частичные  работы по капитальному ремонту парка-музея  им. А.К. Толстого, ГДК им. Д.Н. Медведева, Центральной детской библиотеки им. Горького, ГДК п. Р.Крыловка, ГДК  Володарского района, заменена кровля здания ДШИ № 5. Выполнен комплексный капитальный ремонт библиотеки №9 МУК «ЦСОБ города Брянска», здания ГДК п. Б.Берега, ГДК им. Д.Е. Кравцова.

В последние  годы ведётся серьёзная работа по укреплению кадрового потенциала. Принято  решение выплачивать ежегодно, начиная  с 2011 г., денежные поощрения в размере 30 тыс. руб. каждое пятидесяти лучшим работникам культуры и искусства города Брянска  на конкурсной основе по       4-м номинациям.

Результатами  проведенной работы учреждений культуры в отрасли стали:

    • увеличение доходов учреждений культуры от платной и иной приносящей доход деятельности;
    • стабильный рост посещаемости концертов, киносеансов, массовых культурно-досуговых мероприятий, сохранение численности посещений библиотек Брянска, количества воспитанников школ искусств, музыкальных и художественных школ, сохранение количества клубных формирований и участников в них.

В таблице 7 представлены основные показатели, характеризующие  состояние развития отрасли культуры города Брянска за 2010-2012 гг.

 

 

 

 

 

Таблица 7

Основные показатели, характеризующие  состояние развития отрасли культуры города Брянска за 2010 – 2012 гг.

Наименование

показателя

Ед. изм.

2010 г.

факт

2011 г.

факт

2012 г. план

Сохранение числа учащихся в образовательных  учреждениях дополнительного образования  детей в сфере «культура»

чел.

4922

5027

5040


 

Организация и проведение культурно-досуговых, культурно-просветительных мероприятий

ед.

7951

9603

9650

Сохранение количества посещений  культурно-досуговых, культурно-просветительных  мероприятий

тыс.  чел.

1357,2

1469,0

1500,0

Посещаемость городского выставочного зала

тыс. чел.

20,1

23,0

23,0

Посещаемость библиотек

тыс. чел.

728,8

732,8

733,2

Концертное обслуживание населения

тыс. чел.

175,7

176,0

176,7

  Число посещений киносеансов  с платным кинопоказом

тыс. чел.

144,0

243,5

178,0

Удельный вес учреждений, обеспеченных светозвуковым и специальным оборудованием, музыкальными инструментами и костюмами в общем объеме организаций культуры 

%

5

5

5

Удельный вес учреждений, устранивших  нарушения требований пожарной и  технической безопасности 

%

20

56

64

Обновляемость книжных фондов библиотек города Брянска

%

2,0

2,5

2,5

Удельный вес библиотек, оснащенных компьютерной техникой и программным  обеспечением

%

59

70

 

Удельный вес учреждений культуры города, нуждающихся в ремонте 

%

100

90

90

Обновляемость репертуара концертных программ профессиональных творческих коллективов

%

10

10

10

Число клубных формирований

ед.

255

251

255

Доля населения, участвующего в платных  культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры

%

50,5

66,4

67,1


 

Как видно из табл. 7, число учащихся в образовательных учреждениях дополнительного образования детей в сфере «Культура» в динамике за 3 года увеличилось на 2,40% (4922 чел. в 2010 г. против планируемых 5040 чел. в 2012 г.).  Количество проведенных культурно-досуговых, культурно-просветительных мероприятий увеличилось за анализируемый период на 1699 ед. Благоприятной тенденцией является сохранение количества посещений культурно-досуговых, культурно-просветительных мероприятий. Однако следует отметить, что 90% всех учреждений культуры нуждаются в ремонте.

Вместе с тем в отрасли  культуры города Брянска сохраняется  ряд проблем, накапливающихся годами.

В городском выставочном зале отсутствует  специализированное выставочное оборудование, что не позволяет вести полноценную  работу.   

В библиотеках города, несмотря на все принимаемые меры, неудовлетворительно  обстоит дело с комплектованием  книжных фондов, слабо идут процессы информатизации и компьютеризации  библиотечного дела. И хотя осуществляемые в городе Брянске меры по укреплению материально-технической базы учреждений культуры оказывают влияние на развитие библиотечного дела, общее состояние  библиотек города Брянска низкое.

Библиотечные фонды не соответствуют  интересам пользователей, морально устарели, также морально устарело и оборудование библиотек. Состояние  материально-технической базы очень  слабое. Самой низкой по отрасли  остается заработная плата библиотечных работников.

Слабо развита материальная база культурно-досуговых  учреждений и учреждений дополнительного  образования детей, основная часть  из них не укомплектована световым, звуковым оборудованием, музыкальными инструментами, концертными костюмами. Интерьеры учреждений требуют современного дизайна и оснащения для обеспечения  комфортного пребывания получателей  муниципальных услуг. 

В киноотрасли города необходимы денежные средства на капитальный ремонт кинотеатра «Победа». 

Признание того, что социально-экономическое  развитие города и развитие городской  культуры – это два взаимозависимых  и неразделимых фактора будущего процветания города Брянска, к сожалению, еще не стали доминирующим в массовом сознании.

Именно потенциал культурного  наследия древнейшего и богатейшего  своей историей города может стать  залогом его будущего процветания, гарантией социальной стабильности, условием активизации многих хозяйственно-экономических преобразований.

Сеть культурно-досуговых учреждений практически сохранена. Вместе с  тем сохранена система организации  и проведения смотров, конкурсов, фестивалей. 

В городе Брянске функционируют 9 школ искусств, художественная и хоровая  школы, в которых получают начальное  профессиональное образование в  сфере искусства около 5000 учащихся.

В Брянске ведется большая работа по выявлению, развитию и поддержке  одаренных детей, однако, недостаточность  бюджетных ресурсов не позволяет  проводить эту работу в полном объёме.

Накоплен и продолжает наращиваться опыт формирования системы мотивационных  стимулов активизации творческой активности работников культуры и деятелей искусств, включающей в себя десятки различных  областных, зональных, районных и городских  смотров, конкурсов профессионального  мастерства работников культуры, фестивалей, выставок, праздников. В то же время, ограниченность ресурсов приводит к  сокращению конкурсов и фестивалей, что сказывается на творческом уровне коллективов.

В Брянске имеются необходимые  социальные, экономические и психологические  предпосылки для устранения негативных тенденций в сфере культуры, для  этого необходимо применение программных  методов осуществления культурной деятельности.

Основой для определения стратегических целей управления культуры Брянской городской администрации является обеспечение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан  в сфере культуры и искусства.

Основными стратегическими целями муниципальной политики в области  культуры города Брянска являются:

  1. Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям.

Свободный доступ к культурным ценностям и  возможности ознакомления с культурным наследием страны является важнейшим  из условий формирования общественного  сознания и целостной системы  духовных ценностей, влияющих на все  сферы государственной и общественной жизни, особенно на формирование мировоззрения  подрастающего поколения.

Обеспечение данного права осуществляется, главным  образом, через создание условий  и предоставление возможности различным  категориям населения города Брянска  на получение свободного доступа  к культурным ценностям города Брянска.

Достижение  первой стратегической цели предполагает решение двух практических задач:

    • сохранение и охрана культурного и исторического наследия города Брянска.
    • создание условий для расширения доступа различных категорий населения города к культурным ценностям, культурно-историческому наследию, к информации и знаниям.

Информация о работе Управление сферой культуры и досуга в городе