Цветовая культура и город

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:20, доклад

Краткое описание

Цвет является одним из важнейших выразительных средств архитектуры – он создает настроение и оказывает воздействие на наше восприятие. Однако он способен воздействовать не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне: заложенные в здании цветовые коды могут апеллировать к культурной памяти или актуальным модным тенденциям, нести в себе не только явные или завуалированные смысловые послания, но и мгновенно считываемую невербальную информацию. Цветовое решение почти всегда субъективно (и как бы необязательно) – для него не существует утвержденных стандартов

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
2. КОЛОРИСТИКА ГОРОДА…………………………………………………………….4
3. ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ………………………………………………………………..11
4. ЦВЕТ В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ…………………………………………………..13
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

цветовая культура.docx

— 578.48 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

(национальный  исследовательский университет)

Факультет Архитектурный

Кафедра Архитектуры 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Современные  проблемы истории и теории архитектуры  и дизайна»

На тему: «Цветовая культура и город». 
 
 
 
 

Выполнил: ст.гр. А-456,  Петрова А.Г.

Проверил: Нагорный А.Ю.

Реферат защищен 

с оценкой_____ 
 
 
 
 

Челябинск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ 

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

2.  КОЛОРИСТИКА  ГОРОДА…………………………………………………………….4

3.  ЦВЕТ В  АРХИТЕКТУРЕ………………………………………………………………..11

4.  ЦВЕТ В  РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ…………………………………………………..13

5.  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Цвет  является одним из важнейших выразительных  средств архитектуры – он создает  настроение и оказывает воздействие  на наше восприятие. Однако он способен воздействовать не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне: заложенные в здании цветовые коды могут апеллировать к культурной памяти или актуальным модным тенденциям, нести в себе не только явные или завуалированные  смысловые послания, но и мгновенно  считываемую невербальную информацию. Цветовое решение почти всегда субъективно (и как бы необязательно) – для  него не существует утвержденных стандартов или предписаний, оно не заложено в функциональной программе здания. Однако именно цвет зачастую придает  проекту неповторимость и законченность, благодаря ему даже ординарную по форме постройку можно превратить в произведение искусства. Работая  с цветом, архитектор проявляется  как художник. И в его распоряжении сегодня огромная палитра красок и материалов – от традиционных до самых современных. Полихромность  в архитектуре уходит корнями  в древность и имеет такую  же долгую историю, как сама архитектура. Однако эта линия развития никогда  не была непрерывной. И если в интерьерах цвет на протяжении многих эпох присутствовал  неизменно, то во внешнем облике, на фасадах зданий, он то появлялся, то исчезал – иногда очень надолго. Такие перепады, с периодами полного  изгнания цвета, можно наблюдать  и в недавнем прошлом – в  истории архитектуры ХХ века они  случались неоднократно. Чтобы убедиться  в этом, достаточно бросить взгляд из окна или посмотреть вокруг. Окружающая нас городская среда и есть эта история. Преимущественно монохромная. Тому, как за счет цвета можно  нарушить эту монотонность, – созданию притягивающих взгляд, узнаваемых и  запоминающихся архитектурных акцентов и градостроительных доминант, многообразию возможностей в использовании цвета  в современной архитектуре и  посвящен этот доклад. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЦВЕТ  В АРХИТЕКТУРЕ

      Цвет как явление сложен для  анализа, потому что его оценка всегда крайне субъективна. Существует множество  разнообразных теорий цвета, над  этой проблемой размышляли великие  умы, включая Ньютона и Гете - и  до сих пор в этой сфере знаний нет полной определенности. Это в  первую очередь касается имеющего прямое отношение к архитектурному проектированию аспекта - восприятия цвета. Ощущения человека в каждом отдельном случае зависят  от его культурной традиции и личного  опыта, эмоционального состояния и  влияния окружающей среды, поэтому  нельзя однозначно утверждать, что  красный возбуждает, а зеленый - успокаивает, что яркие цвета тревожат, а  нежные, пастельные тона ассоциируются  с комфортом. Социологические исследования также показывают, что оценка колористических  решений тех или иных зданий разнится от человека к человеку. В то же время  некоторые оптические эффекты универсальны: светлые тона зрительно расширяют  пространство и сглаживают углы объемов, темные - действуют наоборот; яркий  колорит привлекает внимание. Следует  также помнить о том, что цвет присутствует всегда - на любой освещенной поверхности. То, как он использован, в первую очередь - его контекст (другие цвета, качество и интенсивность  освещения, материал), определяет наше восприятие пространства и объема, заставляет оценивать колорит как  яркий или же «бесцветный». Все  эти особенности, сочетаясь, позволяют  использовать цвет в архитектуре  как носитель информации (символ, камуфляж, ориентир) или композиционный прием, (структурирующий форму; также колорит  зависит от моды, статуса заказчика, рекламных целей. Есть у него и  «экологическая» функция: то, что  темная поверхность притягивает  больше солнечной энергии, чем светлая, нередко [используется проектировщиками: недавний утопический план покраски всех крыш в Великобритании в белый  цвет был рассчитан на минимизацию  их нагрева в дневное время, чтобы  тем самым снизить затраты  на кондиционирование помещений.

     

     

     Дискуссия о месте цвета в архитектуре  возникла уже в 19 веке, но самодостаточное  значение он приобрел только с начала прошлого столетия: эта «революция»  началась в сфере живописи и дизайна, а затем пришла в архитектуру. В то же время неопределенность проблемы заставляла относится к цвету  с осторожностью: как говорил  знаменитый теоретик и художник Йозеф  Альберс, «цвет всегда обманывает». Корни сегодняшнего увлечения яркостью можно найти в постмодернизме и хай-теке, ставшими реакцией на подчеркнутую «бесцветность» модернизма (которая, в свою очередь, была ответом на относительное цветовое разнообразие и интерес к орнаменту эклектики и модерна). Роберт Вентури, бюро Arquitectonica, Альдо Росси и другие постмодернисты  

Университетский госпиталь г. Ахен, Германия. Вебер+Бранд, 1972-1984

University Hospital Aachen, Aachen, Germany. Weber + Brand, 1972-1984 
 
 
 
 

     использовали  цвет для зрительной артикуляции  композиции и усиления тектоники, но главными «колористами» среди них  были Майкл Грейвс, следовавший принципу подобия (фасадам окружающих зданий, небу, зелени - что проявилось в здании театра О’Рейли в Питтсбурге), и  Джеймс Стерлинг, применявший независимый, почти агрессивный цвет для фрагментации плоскостей - в Новой государственной  галерее в Штутгарте и других своих постройках. В те же годы мастера  хай- тека использовали цвет как код  или сигнал^ подчеркивая те или  иные части здания и их функции, как  в парижском Центре Помпиду, где  Ренцо Пьяно позаимствовал из инженерных чертежей яркую окраску  элементов инфраструктуры.

     Яркость этих десятилетий сменила вернувшаяся  с неомодернизмом 1990-х годов цветовая нейтральность, но тогда же закладывались  основы того триумфа цвета, который  мы наблюдаем сегодня. Появление  новых композитных материалов, красок, эмалей, панелей из анодированного металла, различных видов цветного стекла совпало с распространением «светящихся» цветов на экранах компьютеров  и телевизоров, с которыми обычным  краскам было сложно соревноваться  в насыщенности. Компьютерные методы проектирования позволили не только экспериментировать с колоритом  уже на начальной стадии разработки замысла (раньше цвет чаще всего оставляли  под конец), но и «изобретать» оригинальные оттенки и сочетания (чему также  способствовала растущая популярность NCS - «естественной системы цвета» и других систем учета оттенков).

     При этом изменилась и идеология: вместо простого покрытия поверхности тем  или иным пигментом, что априори  является самой недолговечной «деталью»  проекта, архитекторы теперь стремились с помощью цвета изменить восприятие здания зрителем. Среди их «ориентиров» был Луис Барраган, который, используя  народную мексиканскую традицию, создавал с помощью насыщенных «цветовых  полей» сюрреалистические пространства.

     

     С другой стороны к этой же проблеме подошли Жак Херцог и Пьер де Мерон  в своей самой первой постройке - «Голубом доме» в Обервиле близ Базеля: это сооружение больше напоминает фрагмент полотна Ива Кляйна, чем  привычное жилище. Эта линия выявляет ключевую особенность современной  «цветной» архитектуры: ярко окрашенное здание часто настолько выделяется из контекста, что порой даже теряет «реалистичность».

     Сравнительную экономическую доступность этого  эффекта, позволяющего, помимо прочего, оживить безликое окружающее пространство, успешно используют архитекторы  «бюджетных» сооружений - например, социального жилья: достаточно вспомнить  разноцветный комплекс «Мирадор» MVRDV в  Мадриде. Также это чрезвычайно  актуально для постсоветского пространства, где финансовые проблемы и монохромность  городской среды встречаются  особенно часто. Удачными примерами  использования цвета стали яркие  фасады типовых московских домов, спроектированных молодыми архитекторами из BuroMoscow, жилой микрорайон Куркино Андрея Чернихова или, к примеру, насыщенно¬красное административное здание Октябрьской железной дороги в Петрозаводске Евгения Фролова, расположенное в серой промзоне. Создание индивидуальной цветовой концепции лежит и в основе большинства проектов модернизации панельного типового жилья на территории бывшей ГДР и Восточного Берлина. Фасады из унылых бетонных панелей получают не только слой теплоизоляции и новые балконы, но и цветовое решение, способствующее дифференциации массивных построек или комплексов на отдельные блоки и структуры, идентифицирующиеся именно за счет своей цветовой узнаваемости.

     Безусловно, цвет можно использовать по-разному. Иногда единый монохромный объем, как  в случае театра Гатри в Миннеаполисе Жана Нувеля или театра «Агора» в Лелейстаде UNStudio, может из-за насыщенности колорита частично потерять свою трехмерность (но не оригинальность), превращаясь порой в разновидность здания- скульптуры. Но чаще встречаются «пестрые» сооружения, где собраны самые разные оттенки: образец использования всех цветов радуги одновременно - фасад мадридского отеля Puerta America Жана Нувеля. Впрочем, более популярны свободные сочетания: на фасадах Нидерландского института образа и звука бюро Neutelings Riedijk размытые цветные пятна призваны напоминать о пикселях телеэкранов. Иногда же яркие детали расставляют акценты в сдержанном по тону сооружении или структурируют его, как опоры в терминале 4 мадридского аэропорта Барахас Ричарда Роджерса. Стивен Холл на фасаде студенческого общежития Симмонс-холл Массачусетского технологического института выделил участки максимального напряжения конструкции, используя только основные цвета, ориентируясь на идеи группы «Де Стайл».

     

     Современные эксперименты с цветом неразрывно связаны  с разнообразием использованных материалов. Яркость фасадов офисного комплекса Central Saint Giles Ренцо Пьяно  в Лондоне усиливается благодаря  использованию крупной керамической плитки, а насыщенность красного цвета  монумента Педро Альмадовару  в Кальсада- де-Калатрава бюро Enproyecto arquitectura обеспечивает окрашенный в массе  бетон сооружения. Фасады из разноцветного  стекла нового корпуса монреальского  конгресс- центра мастерской Saia Barbarese Topouzanov architectes «окрашивают» с помощью цветного света и интерьеры постройки, которые сами по себе тоже отличаются яркостью. Для создания полихромного эффекта используется металл - покрытый эмалью, как сделано в оранжевом музее современного искусства в Мальмё бюро Tham & Videgcird Arkitekter, или же естественным образом покрывшийся яркой патиной, как зеленый научный центр Nemo Ренцо Пьяно в Амстердаме. Яркость также придает разного рода вертикальное озеленение, а в темное время суток - подсветка и медиа-фасады, обеспечивающие даже таким ярким при свете дня постройкам, как башни Agbar Жана Нувеля в Барселоне или LVMH Кристиана де Портзампарка в Нью-Йорке, неменьшее разнообразие цветов ночью. Но и вполне традиционные материалы могут дать не меньший эффект: «Красный дом» Филиппа Уэбба, построенный им для Уильяма Морриса, был назван так из-за своих кирпичных стен, поражавших насыщенностью цвета по сравнению со светлой штукатуркой позднеклассических вилл. Эти идеи вполне актуальны и сегодня: мастерская FAT продемонстрировала это в своем комплексе социального жилья Islington Square в Манчестере.

     Наряду  с разнообразием материалов, для  «цветной» архитектуры характерны определенные функциональные предпочтения. Сочность колорита чаще, чем иным постройкам, присуща учреждениям для детей  и молодежи, спортивным сооружениям, больницам, а также объектам транспортной инфраструктуры. Считается, что яркие  тона стимулируют познавательную деятельность ребенка, так как у детей еще  только формируются цветовые ассоциации, и лучше всего они реагируют  на основные цвета. Отсюда - особенная  яркость детских образовательных  учреждений; решенная в разных оттенках зеленого гимназия имени Генриха  Ф.К. фон Штейна в Мюнстере бюро Kresing Architekten, многоцветная лондонская начальная  школа Клэпхем-Мейнор мастерской dRMM, желтый детский музей в Бруклине Рафаэля Виньоли - лишь немногие образцы  этой тенденции. Так же продуманно действуют  авторы спортивных сооружений, где  цвет побуждает к энергичному  действию, и медицинских учреждений, где яркие тона придают пациентам  бодрости (от университетской клиники  в Ахене бюро Weber, Brand und Partner, одного из ранних сооружений в стиле хай-тек, до лондонского Центра Мэгги Ричарда  Роджерса). Среди заметных издалека благодаря своему цвету транспортных сооружений - мосты, станции метро, автобусные остановки.

     

     Хотя  разнообразие колорита характерно не только для внешнего оформления построек цвет в интерьерах - явление, возможно, мене оригинальное, чем обращение  к яркости на фасаде. Насыщенные тона для оформления помещений использовали и модернисты, и их предшественники, не говоря уже о 1970-х - 80-х годах. Но в последние 10-15 лет цвет во внутреннем пространстве стал более экспериментальным, чем когда-либо ранее. Несмотря на популярность и минималистичных  монохромных  интерьеров, яркие краски используются широко - для достижения разнообразных  эффектов и выявления функций. В городской библиотеке Сиэтла бюро ОМА почти светящиеся красный, разовый, желто-зеленый цвета выделяют функциональные зоны, лестницы и эскалатор не только помогая посетителю ориентировать но и превращая - наряду с оригинальной структурой постройки - посещение библиотеке в приключение. Также широко используется цветной свет, изобретение само по себе не новое - достаточно вспомнить о витражах, - но получающее даже в традиционных по функции постройках оригинальное воплощен убедительное тому подтверждение - часовня Св. Игнатия в Университете Сиэтла Стивена Холла, где, в сочетании новаторства и традиций цвета оконных стекол символизируют ключевые понятия католической веры. Отдельного упоминания заслуживают расцвечивающие интерьер медиа-инсталляции:  по замыслу архитектора Кристин Йармунд, эскалаторы на станции метро «Нюдален» в Осло установлены в «Тоннеле света», стены которого постоянно меняют цвет. Также яркость привносят вовнутрь здания такие по сути «банальные» объекты, как надписи - крупная разноцветная «суперграфика» работы  Studio Myerscough структурирует пространства школы «Академия Вестминстер» и центра здоровья района Кентиш-Таун, лондонских построек бюро Allford Hall Monaghan Morris. Использование в проектах медиа-объектов крупномасштабного графического дизайна близко к сотрудничеству архитекторов и художников - особой сфере, где за колорит отвечают именно последние: так цвет сближает  метафизическую среду искусства и реальный мир архитектурного проектирования, и это сближение привлекает представителей обеих профессиий. Многочисленны совместные работы Реми Цаугга и мастерской Herzog & de Meuron, включая новое здание выставочного швейцарского кантона Аргау в Арау с оригинальным использованием внутри и снаружи цветного стекла, а также корпус лабораторий концерна Roche в Базеле с его продуманным цветовым решением интерьеров, Для тех же архитекторов живописец Хельмут Федерле разработал цветовую гамму жилого Пилотенгассе в Вене, а вместе с Diener & Diener - разноцветный фасад «Форума 3» базельского кампуса компании Novartis.

Информация о работе Цветовая культура и город