Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:20, доклад
Цвет является одним из важнейших выразительных средств архитектуры – он создает настроение и оказывает воздействие на наше восприятие. Однако он способен воздействовать не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне: заложенные в здании цветовые коды могут апеллировать к культурной памяти или актуальным модным тенденциям, нести в себе не только явные или завуалированные смысловые послания, но и мгновенно считываемую невербальную информацию. Цветовое решение почти всегда субъективно (и как бы необязательно) – для него не существует утвержденных стандартов
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
2. КОЛОРИСТИКА ГОРОДА…………………………………………………………….4
3. ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ………………………………………………………………..11
4. ЦВЕТ В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ…………………………………………………..13
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Факультет Архитектурный
Кафедра
Архитектуры
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Современные проблемы истории и теории архитектуры и дизайна»
На тему:
«Цветовая культура и город».
Выполнил: ст.гр. А-456, Петрова А.Г.
Проверил: Нагорный А.Ю.
Реферат защищен
с оценкой_____
Челябинск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2. КОЛОРИСТИКА
ГОРОДА…………………………………………………………….
3. ЦВЕТ В
АРХИТЕКТУРЕ…………………………………………………
4. ЦВЕТ В
РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ……………………………
5. СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Цвет
является одним из важнейших выразительных
средств архитектуры – он создает
настроение и оказывает воздействие
на наше восприятие. Однако он способен
воздействовать не только на эмоциональном,
но и на рациональном уровне: заложенные
в здании цветовые коды могут апеллировать
к культурной памяти или актуальным
модным тенденциям, нести в себе
не только явные или завуалированные
смысловые послания, но и мгновенно
считываемую невербальную информацию.
Цветовое решение почти всегда субъективно
(и как бы необязательно) – для
него не существует утвержденных стандартов
или предписаний, оно не заложено
в функциональной программе здания.
Однако именно цвет зачастую придает
проекту неповторимость и законченность,
благодаря ему даже ординарную по
форме постройку можно
ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ
Цвет как явление сложен для анализа, потому что его оценка всегда крайне субъективна. Существует множество разнообразных теорий цвета, над этой проблемой размышляли великие умы, включая Ньютона и Гете - и до сих пор в этой сфере знаний нет полной определенности. Это в первую очередь касается имеющего прямое отношение к архитектурному проектированию аспекта - восприятия цвета. Ощущения человека в каждом отдельном случае зависят от его культурной традиции и личного опыта, эмоционального состояния и влияния окружающей среды, поэтому нельзя однозначно утверждать, что красный возбуждает, а зеленый - успокаивает, что яркие цвета тревожат, а нежные, пастельные тона ассоциируются с комфортом. Социологические исследования также показывают, что оценка колористических решений тех или иных зданий разнится от человека к человеку. В то же время некоторые оптические эффекты универсальны: светлые тона зрительно расширяют пространство и сглаживают углы объемов, темные - действуют наоборот; яркий колорит привлекает внимание. Следует также помнить о том, что цвет присутствует всегда - на любой освещенной поверхности. То, как он использован, в первую очередь - его контекст (другие цвета, качество и интенсивность освещения, материал), определяет наше восприятие пространства и объема, заставляет оценивать колорит как яркий или же «бесцветный». Все эти особенности, сочетаясь, позволяют использовать цвет в архитектуре как носитель информации (символ, камуфляж, ориентир) или композиционный прием, (структурирующий форму; также колорит зависит от моды, статуса заказчика, рекламных целей. Есть у него и «экологическая» функция: то, что темная поверхность притягивает больше солнечной энергии, чем светлая, нередко [используется проектировщиками: недавний утопический план покраски всех крыш в Великобритании в белый цвет был рассчитан на минимизацию их нагрева в дневное время, чтобы тем самым снизить затраты на кондиционирование помещений.
Дискуссия
о месте цвета в архитектуре
возникла уже в 19 веке, но самодостаточное
значение он приобрел только с начала
прошлого столетия: эта «революция»
началась в сфере живописи и дизайна,
а затем пришла в архитектуру.
В то же время неопределенность проблемы
заставляла относится к цвету
с осторожностью: как говорил
знаменитый теоретик и художник Йозеф
Альберс, «цвет всегда обманывает».
Корни сегодняшнего увлечения яркостью
можно найти в постмодернизме и хай-теке,
ставшими реакцией на подчеркнутую «бесцветность»
модернизма (которая, в свою очередь, была
ответом на относительное цветовое разнообразие
и интерес к орнаменту эклектики и модерна).
Роберт Вентури, бюро Arquitectonica, Альдо Росси
и другие постмодернисты
Университетский госпиталь г. Ахен, Германия. Вебер+Бранд, 1972-1984
University Hospital Aachen,
Aachen, Germany. Weber + Brand, 1972-1984
использовали цвет для зрительной артикуляции композиции и усиления тектоники, но главными «колористами» среди них были Майкл Грейвс, следовавший принципу подобия (фасадам окружающих зданий, небу, зелени - что проявилось в здании театра О’Рейли в Питтсбурге), и Джеймс Стерлинг, применявший независимый, почти агрессивный цвет для фрагментации плоскостей - в Новой государственной галерее в Штутгарте и других своих постройках. В те же годы мастера хай- тека использовали цвет как код или сигнал^ подчеркивая те или иные части здания и их функции, как в парижском Центре Помпиду, где Ренцо Пьяно позаимствовал из инженерных чертежей яркую окраску элементов инфраструктуры.
Яркость
этих десятилетий сменила
При
этом изменилась и идеология: вместо
простого покрытия поверхности тем
или иным пигментом, что априори
является самой недолговечной «деталью»
проекта, архитекторы теперь стремились
с помощью цвета изменить восприятие
здания зрителем. Среди их «ориентиров»
был Луис Барраган, который, используя
народную мексиканскую традицию, создавал
с помощью насыщенных «цветовых
полей» сюрреалистические
С другой стороны к этой же проблеме подошли Жак Херцог и Пьер де Мерон в своей самой первой постройке - «Голубом доме» в Обервиле близ Базеля: это сооружение больше напоминает фрагмент полотна Ива Кляйна, чем привычное жилище. Эта линия выявляет ключевую особенность современной «цветной» архитектуры: ярко окрашенное здание часто настолько выделяется из контекста, что порой даже теряет «реалистичность».
Сравнительную
экономическую доступность
Безусловно, цвет можно использовать по-разному. Иногда единый монохромный объем, как в случае театра Гатри в Миннеаполисе Жана Нувеля или театра «Агора» в Лелейстаде UNStudio, может из-за насыщенности колорита частично потерять свою трехмерность (но не оригинальность), превращаясь порой в разновидность здания- скульптуры. Но чаще встречаются «пестрые» сооружения, где собраны самые разные оттенки: образец использования всех цветов радуги одновременно - фасад мадридского отеля Puerta America Жана Нувеля. Впрочем, более популярны свободные сочетания: на фасадах Нидерландского института образа и звука бюро Neutelings Riedijk размытые цветные пятна призваны напоминать о пикселях телеэкранов. Иногда же яркие детали расставляют акценты в сдержанном по тону сооружении или структурируют его, как опоры в терминале 4 мадридского аэропорта Барахас Ричарда Роджерса. Стивен Холл на фасаде студенческого общежития Симмонс-холл Массачусетского технологического института выделил участки максимального напряжения конструкции, используя только основные цвета, ориентируясь на идеи группы «Де Стайл».
Современные
эксперименты с цветом неразрывно связаны
с разнообразием использованных
материалов. Яркость фасадов офисного
комплекса Central Saint Giles Ренцо Пьяно
в Лондоне усиливается
Наряду
с разнообразием материалов, для
«цветной» архитектуры
Хотя разнообразие колорита характерно не только для внешнего оформления построек цвет в интерьерах - явление, возможно, мене оригинальное, чем обращение к яркости на фасаде. Насыщенные тона для оформления помещений использовали и модернисты, и их предшественники, не говоря уже о 1970-х - 80-х годах. Но в последние 10-15 лет цвет во внутреннем пространстве стал более экспериментальным, чем когда-либо ранее. Несмотря на популярность и минималистичных монохромных интерьеров, яркие краски используются широко - для достижения разнообразных эффектов и выявления функций. В городской библиотеке Сиэтла бюро ОМА почти светящиеся красный, разовый, желто-зеленый цвета выделяют функциональные зоны, лестницы и эскалатор не только помогая посетителю ориентировать но и превращая - наряду с оригинальной структурой постройки - посещение библиотеке в приключение. Также широко используется цветной свет, изобретение само по себе не новое - достаточно вспомнить о витражах, - но получающее даже в традиционных по функции постройках оригинальное воплощен убедительное тому подтверждение - часовня Св. Игнатия в Университете Сиэтла Стивена Холла, где, в сочетании новаторства и традиций цвета оконных стекол символизируют ключевые понятия католической веры. Отдельного упоминания заслуживают расцвечивающие интерьер медиа-инсталляции: по замыслу архитектора Кристин Йармунд, эскалаторы на станции метро «Нюдален» в Осло установлены в «Тоннеле света», стены которого постоянно меняют цвет. Также яркость привносят вовнутрь здания такие по сути «банальные» объекты, как надписи - крупная разноцветная «суперграфика» работы Studio Myerscough структурирует пространства школы «Академия Вестминстер» и центра здоровья района Кентиш-Таун, лондонских построек бюро Allford Hall Monaghan Morris. Использование в проектах медиа-объектов крупномасштабного графического дизайна близко к сотрудничеству архитекторов и художников - особой сфере, где за колорит отвечают именно последние: так цвет сближает метафизическую среду искусства и реальный мир архитектурного проектирования, и это сближение привлекает представителей обеих профессиий. Многочисленны совместные работы Реми Цаугга и мастерской Herzog & de Meuron, включая новое здание выставочного швейцарского кантона Аргау в Арау с оригинальным использованием внутри и снаружи цветного стекла, а также корпус лабораторий концерна Roche в Базеле с его продуманным цветовым решением интерьеров, Для тех же архитекторов живописец Хельмут Федерле разработал цветовую гамму жилого Пилотенгассе в Вене, а вместе с Diener & Diener - разноцветный фасад «Форума 3» базельского кампуса компании Novartis.