Цветовая культура и город

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:20, доклад

Краткое описание

Цвет является одним из важнейших выразительных средств архитектуры – он создает настроение и оказывает воздействие на наше восприятие. Однако он способен воздействовать не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне: заложенные в здании цветовые коды могут апеллировать к культурной памяти или актуальным модным тенденциям, нести в себе не только явные или завуалированные смысловые послания, но и мгновенно считываемую невербальную информацию. Цветовое решение почти всегда субъективно (и как бы необязательно) – для него не существует утвержденных стандартов

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
2. КОЛОРИСТИКА ГОРОДА…………………………………………………………….4
3. ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ………………………………………………………………..11
4. ЦВЕТ В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ…………………………………………………..13
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

цветовая культура.docx

— 578.48 Кб (Скачать)

     Цветной свет в виде неоновых полос привнес на фасад здания транспортного управления Калифорнии бюро Morphosis художник Кит Соннье: инсталляция, названная им Motordom, должна напоминать о летящих по ночному шоссе автомобилях.

     Использование ярких цветов в архитектуре часто  построено на контрасте: между зданием  и его непосредственным окружением, между экстерьером и интерьером, между отдельными частями сооружения. Но нигде подобное противопоставление не вызывает столько споров, как  в сфере градостроительства. Колористическая  «гармония» там нередко поддерживается с помощью сурового законодательства, требующего от каждой новой постройки  нейтрального «окраса», не нарушающего  общую картину, чаще всего - пастельных тонов. В то же время традиционные и исторические районы, на которые  при этом ориентируются муниципалитеты, далеко не везде и не всегда подчиняются  подобным правилам: от Норвегии до Средиземноморья  можно найти очень яркую и  контрастную застройку городов  и сел, и это - если ограничиться только Европой. Однако каждая страна, область  и город имеет свой, сформировавшийся в течение столетий колористический  «портрет», что доказал французский  исследователь и дизайнер Жан- Филлип Ланкло; но следует отметить, что  он призывал не бросать все силы на сохранение status quo, но обратить внимание на унылые промзоны, «расцвечиванием» которых он активно занимался сам.

     

1. Жилое здание по улице Глаголева, Москва. BuroMoscow, 2008

Residential Building on Boulevard General Glagoleva, Moscow. BuroMoscow, 2008

2. Комплекс жилых домов, Москва- Куркино. Мастерская А. А. Чернихова, 2001

Complex of apartment buildings, Moscow- Kurkino. Andrey Chernikhov Architecture and Design Studio, 2001 

     

       
 

     Есть  у проблемы и научная база: монохромное™ и монотонность среды, как считают  психологи, действуют на жителей  депрессивно, особенно в северных областях - с меньшим количеством солнечных  дней в году. Мнение исследователей учли в Анадыре, где городские  власти выкрасили имеющуюся застройку  в яркие тона и требуют от всех новых зданий такого же насыщенного  колорита; эти меры немало оживили  городской ландшафт. По схожему пути пошла мэрия Тираны, города, известного мрачностью своей застройки преимущественно  социалистического периода. Удачными примерами новых разноцветных кварталов  можно назвать берлинский Шютценквартир  Альдо Росси и Борнео-Споренбург бюро West 8 в Амстердаме.

     

     

     

      Еще один, хотя и очень традиционный способ расцветить городскую панораму - это озеленение. Впрочем, ландшафтные архитекторы  работают не только с оттенками зеленого - это доказал еще в середине 20 века Роберту Бурле-Маркс в таких  своих работах, как сад больницы Ларрагойти в Рио- де-Жанейро; небольшой  «сад на лестнице» Дианы Бальмори в Бильбао развивает его идеи. Общественное пространство можно оживить  и с помощью отдельных «интервенций разноцветных площадей или улиц, как  прогулочная набережная в Бенидорме  Карлос Ферратера, или же, в еще  меньшем масштабе, в форме произведений искусства - от покрыт росписями брандмауэров до монументальной скульптуры, например, работ Ники де Сен-Фалль.Но работающих с цветом архитектуру и искусство  связывает между собой не только пространство города. Яркая постройка  благодаря своему цвету выходит  за пределы серой территории будней и превращается в разновидность  арт-объекта, становясь при этом достопримечательностью. Насыщенный колорит - сильнейший и. одновременно, доступный  прием, и в этой двойственности заключается  его опасность. Использование ярких  тонов может быть легким путем  к созданию «знакового» здания, пусть  и самого низшего порядка. Подобный «архитектурный маркетинг» проявляется  в замысле самых разных сооружений - от мега-моллов на окраинах больших  городов до жилых офисных комплексов , архитектурная слабость проектов искупается яркостью фасада; провести линию между «честным» и коммерческим использованием цвета в современной архитектуре порой бывает непросто. Решение этого вопроса усложняется тем, что «корпоративный» колорит может быть частью замечательного сооружения, пример чему - центр Renault с ярко-желты «экзоскелетом», здание Нормана Фостера в Суиндоне. Но даже если «рекламный» цвет среди новых ярких построек будет преобладать возвращение разнообразного колорита в широкую архитектурную практику это вое обесценивает: свободный выбор всегда лучше, чем его отсутствие. 
 

     ЦВЕТ  В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

     Как это ни парадоксально звучит, но в русской архитектуре как  таковой нет никакой специфической  полихромности. Цвет и многоцветье  встречаются в ней лишь эпизодически, отнюдь не преобладая почти ни на каком  отрезке ее истории. Но вместе с тем  существует сложившееся представление  о русской архитектуре как  об архитектуре, насыщенной цветом, - оно  не основано на фактах и непосредственных наблюдениях, но исходит из сказочного, фольклорного, былинного мира, из детской  фантазии, из ярмарочных балаганов, из прялок, лубочных листков. Там-то многоцветье  господствует! Но это область фольклора, может быть даже литературы, описывающей  народные вкусы, но не архитектуры.

     Откуда-то же возникло необычайно стойкое убеждение  в том, что русская архитектура  веселая, красочная, яркая, что она  играет цветами, переливается красками, что она подобна по гамме матрешке или примитивной иконе с их прямым сопоставлением чистых цветов? Это представление, кажется, существует помимо реальности, в мире фантастическом, в мире «общих мест», поверхностных  суждений про ту или иную нацию. И  все же в архитектуре оно имеет  не только некоторые основания, но и  последствия, примером которых могут  служить многие здания Москвы последних  пятнадцати лет. 

     Количество  цветов в народном обиходе невелико, в нем задействованы только основные цвета, зато они приобретают необыкновенную значительность, а также силу и  содержание. Главный цвет каменных построек, а значит, и архитектуры  в целом - белый, он означает и цвет камня в сочетании с «небелым»  остальным миром (землей, деревянными  постройками, мостовыми, полями). Отсюда подчеркивание «каменности» постройки  или ее похожести на каменную. Когда  князь Даниил Галицкий в 1250-е годы построил в городе Холм башню, стены  которой были белыми («как сыр», говорит  летописец),то она, будучи каменной только внизу, а вверху побеленной по деревянным конструкциям, сияла во все стороны: «Вежа же среде города высока, якоже  бити с нея окрест града, подсздана  каменеемъ въ высоту 15 лакотъ.  Создана  же сама древомъ тесанымъ и убелена, яко сыръ, святящися на всей стороны».

     

     

     Это же впечатление от каменной кладки (в старой, так называемой ранней Москве удельного периода в кладке действительно употребляли подмосковный белый камень) породило выражение «Москва белокаменная», по этому же принципу был назван Белый город Москвы (кирпичной, но побеленный), а также города Белгород и Белград, многочисленные Белые башни (есть и в Новгороде, и в Нижнем Новгороде, и в Соловецком монастыре, и в Лондоне – Тауэр, то есть башня, назывался и Белой башней тоже, и в Праге). Белый - цвет кладки. известковой побелки, а также цвет чистоты и значительности.

     Не  меньше и красного в старых русских городах, хотя этот цвет в церковнославянском и южнославянских языках называется алым, а у русских стал называться красным за красоту и яркость, то есть тут возможна путаница. Но все же самое простое объяснение - в цвете особого камня, в цвете кирпича, штукатурки. В самых разных городах и укреплениях есть своя Красная башня (Троице-Сергиев монастырь, Саввино- Сторожевский монастырь близ Звенигорода, эстонский Пярну)

     

     В Москве были Красные ворота. Это определенно второй по значению –основной цвет народного восприятия архитектуры. Так, например, зеленый цвет встречается довольно редко: всего одна башня называется Зеленой, воротная башня Ипатьевского монастыря в Костроме (названа по зеленым изразцам на шатре), можно говорить о каких-то общих местах цветовой гаммы в названиях городских сооружений: ведь помимо разноцветных бешен (круг их названий, как можно заметить, ограничен тремя или четырьмя основными цветами) в русских городах есть еще окрашенные в определенный цвет мосты Санкт- Петербурга: Красный, Синий и Зеленый, были еще Белый (стал Красным) и Желтый (стал Певческим) мосты, можно назвать еще Синий мост Великого Новгорода. Эти цвета (возможно, из них надо вычесть желтый, который был позднее связан с классицизмом) и были основными цветами народной архитектурной палитры, причем главенствовали все же каменно-белый и кирпично-красный.

Церковь Николая  в Каменском Рубеж XIV-XV вв.

The Church of St Nikolay, Kamensk of the 14th century  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КОЛОРИСТИКА ГОРОДА

     Колористика города понимается нами как целостная  система множественности цвета  архитектурных и природных объектов, технических сооружений, объектов городского дизайна, произве­дений искусств и  других составляющих, образующая подвижное  цветопространственное поле. Колористика  города фиксируется тремя данными: структурой — связями и конструкцией цветовых масс, хроматическим содержа­нием — цветовой палитрой, динами­кой —  мерой подвижности структуры  и ее хроматического содержания в  прост­ранстве и времени. Колористика  города выполняет утилитарную и  художествен­но-эстетическую функции. Ее формиро­вание обусловлено комплексом факто­ров и происходит в результате сочетания ее самостановления и  профессионально­го управления.

     Связи и конструкция цветовых масс города зависят от функционально-пространственной структуры города, взаимного расположения центра, общественных, жилых и промышленных зон, от формы и функциональной наполненности  улиц и площадей, характера застройки. Различается макроструктура (на уровне зон города), мезоструктура (на уровне отдельных массивов застройки, улиц и площадей) и микроструктура (на уровне зданий и сооружений) колори-стики  города.

     Цветовая  палитра колористики города зависит  от природных и искусственных  цветов, цвета строительных материалов, цветовой культуры жителей. Эта палитра, как правило, содержащая множество  цветовых совокупностей, имеет доминирующие цвета, которые создают общий колорит цветовой среды, а также акцентные цвета, которые служат для выделения каких-либо объектов.

     

     Подвижность колористики города связана с  подвижностью природной полихромии, изменениями городской среды, развитием  цветовой культуры, особенностями восприятия. Колористика, как правило, гораздо  динамичнее, чем объемно-пространственная выраженность несущей формы. Динамика колористики характеризуется цикличностью. Время одного цикла зависит от величины и функции цветового  бассейна: существенное изменение колорита города становится заметным за несколько  десятков лет, полихромия одного здания меняется один раз в несколько  лет. Параллельно существуют сезонные и суточные естественные циклы временной  динамики колористики. Кроме временной  имеет место пространственная динамика, предполагающая изменение полихромии при восприятии в движении. Два  вида динамики полихромии сосуществуют нераздельно.

     Утилитарная функция колористики обеспечивает указание, сигнализацию, ориентацию в  пространстве города, создает оптимальные  условия зрительного восприятия, позволяющие в течение длительного  времени поддерживать высокую работоспособность  глаза, вызывать психологические реакции, лежащие в основе устойчивых положительных  эмоций.

     Художественно-эстетическая функция колористики состоит  в том, чтобы вызвать у жителей  города эстетические переживания, на основе которых возникают запоминающиеся художественные образы городской среды. Такие возможности возникают  как результат наследования колористикой основ природного и традиций архитектурного многоцветия, а также обогащения новыми хроматическими ценностями. Они  возникают в результате соответствия цветовой интерпретации городской  среды существу социально-пространственных процессов, происходящих в городе, и  художественно-эстетических тенденций  в обществе.

     Колористика города обусловливается четырьмя факторами: природно-климатическими условиями, структурой города, исторической архитектурной  полихромией и цветовой культурой  общества.

     Целесообразно рассматривать совокупность факторов как целостность, вызывающую колористику  определенного звучания и динамичности. Значение каждого фактора для  формирования колористики конкретного  города определяет степень его влияния. Именно это обстоятельство гарантирует  появление в каждом городе неповторимой колористики.

     Географические  условия каждого определенного  места, как и основные биопсихологические свойства человека, практически стабильны, что позволяет установить с достаточной  степенью достоверности параметры  цветового комфорта. При этом мы стремимся сохранить ценное исторически  сложившееся наследие и как его  часть колористическое наследие. На фоне этой стабильности социально-культурные факторы постоянно претерпевают изменения. Воздействие различных  по своей изменяемости факторов сказывается  на динамике колористики. Цветовая среда  города также воздействует на окружение: снижает или повышает ценность природной  полихромии, нейтрализует или активизирует социально-культурные процессы, зрительно  затушевывает или выявляет материально-пространственную основу города, тормозит процесс художественного  освоения городского пространства или  способствует ему.

Информация о работе Цветовая культура и город