Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:20, доклад
Цвет является одним из важнейших выразительных средств архитектуры – он создает настроение и оказывает воздействие на наше восприятие. Однако он способен воздействовать не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне: заложенные в здании цветовые коды могут апеллировать к культурной памяти или актуальным модным тенденциям, нести в себе не только явные или завуалированные смысловые послания, но и мгновенно считываемую невербальную информацию. Цветовое решение почти всегда субъективно (и как бы необязательно) – для него не существует утвержденных стандартов
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
2. КОЛОРИСТИКА ГОРОДА…………………………………………………………….4
3. ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ………………………………………………………………..11
4. ЦВЕТ В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ…………………………………………………..13
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Цветной свет в виде неоновых полос привнес на фасад здания транспортного управления Калифорнии бюро Morphosis художник Кит Соннье: инсталляция, названная им Motordom, должна напоминать о летящих по ночному шоссе автомобилях.
Использование
ярких цветов в архитектуре часто
построено на контрасте: между зданием
и его непосредственным окружением,
между экстерьером и
1. Жилое здание по улице Глаголева, Москва. BuroMoscow, 2008
Residential Building on Boulevard General Glagoleva, Moscow. BuroMoscow, 2008
2. Комплекс жилых домов, Москва- Куркино. Мастерская А. А. Чернихова, 2001
Complex of apartment buildings, Moscow- Kurkino. Andrey Chernikhov Architecture and Design Studio, 2001
Есть
у проблемы и научная база: монохромное™
и монотонность среды, как считают
психологи, действуют на жителей
депрессивно, особенно в северных областях
- с меньшим количеством
Еще один, хотя
и очень традиционный способ расцветить
городскую панораму - это озеленение.
Впрочем, ландшафтные архитекторы
работают не только с оттенками зеленого
- это доказал еще в середине
20 века Роберту Бурле-Маркс в таких
своих работах, как сад больницы
Ларрагойти в Рио- де-Жанейро; небольшой
«сад на лестнице» Дианы Бальмори
в Бильбао развивает его идеи.
Общественное пространство можно оживить
и с помощью отдельных «
ЦВЕТ В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Как
это ни парадоксально звучит, но
в русской архитектуре как
таковой нет никакой
Откуда-то
же возникло необычайно стойкое убеждение
в том, что русская архитектура
веселая, красочная, яркая, что она
играет цветами, переливается красками,
что она подобна по гамме матрешке
или примитивной иконе с их
прямым сопоставлением чистых цветов?
Это представление, кажется, существует
помимо реальности, в мире фантастическом,
в мире «общих мест», поверхностных
суждений про ту или иную нацию. И
все же в архитектуре оно имеет
не только некоторые основания, но и
последствия, примером которых могут
служить многие здания Москвы последних
пятнадцати лет.
Количество цветов в народном обиходе невелико, в нем задействованы только основные цвета, зато они приобретают необыкновенную значительность, а также силу и содержание. Главный цвет каменных построек, а значит, и архитектуры в целом - белый, он означает и цвет камня в сочетании с «небелым» остальным миром (землей, деревянными постройками, мостовыми, полями). Отсюда подчеркивание «каменности» постройки или ее похожести на каменную. Когда князь Даниил Галицкий в 1250-е годы построил в городе Холм башню, стены которой были белыми («как сыр», говорит летописец),то она, будучи каменной только внизу, а вверху побеленной по деревянным конструкциям, сияла во все стороны: «Вежа же среде города высока, якоже бити с нея окрест града, подсздана каменеемъ въ высоту 15 лакотъ. Создана же сама древомъ тесанымъ и убелена, яко сыръ, святящися на всей стороны».
Это же впечатление от каменной кладки (в старой, так называемой ранней Москве удельного периода в кладке действительно употребляли подмосковный белый камень) породило выражение «Москва белокаменная», по этому же принципу был назван Белый город Москвы (кирпичной, но побеленный), а также города Белгород и Белград, многочисленные Белые башни (есть и в Новгороде, и в Нижнем Новгороде, и в Соловецком монастыре, и в Лондоне – Тауэр, то есть башня, назывался и Белой башней тоже, и в Праге). Белый - цвет кладки. известковой побелки, а также цвет чистоты и значительности.
Не меньше и красного в старых русских городах, хотя этот цвет в церковнославянском и южнославянских языках называется алым, а у русских стал называться красным за красоту и яркость, то есть тут возможна путаница. Но все же самое простое объяснение - в цвете особого камня, в цвете кирпича, штукатурки. В самых разных городах и укреплениях есть своя Красная башня (Троице-Сергиев монастырь, Саввино- Сторожевский монастырь близ Звенигорода, эстонский Пярну)
В Москве были Красные ворота. Это определенно второй по значению –основной цвет народного восприятия архитектуры. Так, например, зеленый цвет встречается довольно редко: всего одна башня называется Зеленой, воротная башня Ипатьевского монастыря в Костроме (названа по зеленым изразцам на шатре), можно говорить о каких-то общих местах цветовой гаммы в названиях городских сооружений: ведь помимо разноцветных бешен (круг их названий, как можно заметить, ограничен тремя или четырьмя основными цветами) в русских городах есть еще окрашенные в определенный цвет мосты Санкт- Петербурга: Красный, Синий и Зеленый, были еще Белый (стал Красным) и Желтый (стал Певческим) мосты, можно назвать еще Синий мост Великого Новгорода. Эти цвета (возможно, из них надо вычесть желтый, который был позднее связан с классицизмом) и были основными цветами народной архитектурной палитры, причем главенствовали все же каменно-белый и кирпично-красный.
Церковь Николая в Каменском Рубеж XIV-XV вв.
The Church
of St Nikolay, Kamensk of the 14th century
КОЛОРИСТИКА ГОРОДА
Колористика
города понимается нами как целостная
система множественности цвета
архитектурных и природных
Связи и конструкция цветовых масс города зависят от функционально-пространственной структуры города, взаимного расположения центра, общественных, жилых и промышленных зон, от формы и функциональной наполненности улиц и площадей, характера застройки. Различается макроструктура (на уровне зон города), мезоструктура (на уровне отдельных массивов застройки, улиц и площадей) и микроструктура (на уровне зданий и сооружений) колори-стики города.
Цветовая палитра колористики города зависит от природных и искусственных цветов, цвета строительных материалов, цветовой культуры жителей. Эта палитра, как правило, содержащая множество цветовых совокупностей, имеет доминирующие цвета, которые создают общий колорит цветовой среды, а также акцентные цвета, которые служат для выделения каких-либо объектов.
Подвижность
колористики города связана с
подвижностью природной полихромии,
изменениями городской среды, развитием
цветовой культуры, особенностями восприятия.
Колористика, как правило, гораздо
динамичнее, чем объемно-пространственная
выраженность несущей формы. Динамика
колористики характеризуется
Утилитарная
функция колористики
Художественно-
Колористика города обусловливается четырьмя факторами: природно-климатическими условиями, структурой города, исторической архитектурной полихромией и цветовой культурой общества.
Целесообразно рассматривать совокупность факторов как целостность, вызывающую колористику определенного звучания и динамичности. Значение каждого фактора для формирования колористики конкретного города определяет степень его влияния. Именно это обстоятельство гарантирует появление в каждом городе неповторимой колористики.
Географические
условия каждого определенного
места, как и основные биопсихологические
свойства человека, практически стабильны,
что позволяет установить с достаточной
степенью достоверности параметры
цветового комфорта. При этом мы
стремимся сохранить ценное исторически
сложившееся наследие и как его
часть колористическое