МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
ПРАВА
Реферат на
тему:
«Управление
культурой»
Выполнила: ст.гр. НО-091
Егорова Е.Ю.
Проверил :
к.ю.н , доцент
Д.В. Кононенко
Волгоград, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
- Основные принципы государственной политики в области культуры…............................................................................................................4
- Административно-правовой статус органов управления в области культуры……………………………………………………………..…………..6
Список использованных источников
Введение
На сегодняшний
день широкое понимание культуры,
принятое многими правительствами,
включает образование, средства массовой
коммуникации, туризм, социальное обслуживание,
воспитание молодежи. Очевидно, что
управление столь различными и широкими
сферами производится разными ведомствами.
Поэтому для координации их деятельности
создаются комитеты по связи между
правительственными ведомствами или
парламентские комиссии.
В России одной из главных
проблем является традиционное понимание
культуры как сферы неполитической.
Это выводит ее из области приоритетных
направлений социального развития.
В сознании региональных элит и лиц,
принимающих политические решения
на федеральном уровне, культура выступает
неким дополнительным, вторичным
фактором развития, решение проблем
которой можно безболезненно
отложить до лучших времен. Едва ли нужно
объяснять, к каким реальным последствиям
приводит такой подход.
- Основные принципы государственной политики в области культуры
Культурная
деятельность - деятельность по сохранению,
созданию, распространению и освоению
культурных ценностей.
В свою очередь,
культурные ценности - нравственные и
эстетические идеалы, нормы и образцы
поведения, языки, диалекты и говоры,
национальные традиции и обычаи, исторические
топонимы, фольклор, художественные промыслы
и ремесла, произведения культуры и
искусства, результаты и методы научных
исследований культурной деятельности,
имеющие историко-культурную значимость
здания, сооружения, предметы и технологии,
уникальные в историко-культурном отношении
территории и объекты.
Государственная
культурная политика (политика государства
в области культурного развития)
- совокупность принципов и норм,
которыми руководствуется государство
в своей деятельности по сохранению,
развитию и распространению культуры,
а также сама деятельность государства
в области культуры.
Важнейшие направления культурной
деятельности определены в принятых
9 октября 1992 г. «Основах законодательства
Российской Федерации о культуре».
Первоочередной задачей государства
в культурной сфере является разработка
отвечающей новым реальностям правовой
базы, которая включает: стимулирующие
налоговые льготы инвесторам в сферу
культуры; действие средств обеспечения
сохранности и безопасности госу-
дарственных культурных ценностей;
возможность творческого труда
и реализации права на «свободную
профессию»; меры, усиливающие ответственность
за преступления против культурного
наследия страны.
Ключевыми
документами в области государственной
культурной политики также являются
федеральные целевые программы
«Культура России» (2001-2005 гг., 2006-2010 гг.).
Реформирование
в сфере культуры является прямым
следствием происходящих экономических
и политических преобразований.
Важным
фактором, способствующим развитию отрасли,
является создание институтов государственно-частного
партнерства.
Основными формами управленческой
деятельности в области культуры
являются:
- поддержка культурной деятельности как деятельности, направленной на сохранение, создание и освоение культурных ценностей;
- обеспечение условий труда и занятости творческих работников и их объединений;
- правовая охрана культурных ценностей;
- непосредственное управление учреждениями культуры и их финансирование.
- Административно-правовой статус органов управления в области культуры
Управленческая деятельность в
области культуры осуществляется Правительством,
системой федеральных и иных органов
исполнительной власти.
Правительство обеспечивает государственную
поддержку культуры и сохранение
как культурного наследия общегосударственного
значения, так и культурного наследия
народов Российской Федерации.
Компетенцию
на определенных участках культурного
«строительства» реализуют такие
федеральные органы исполнительной
власти, как: Министерство
культуры Российской Федерации, Федеральное
архивное агентство, Федеральное агентство
по туризму.1
Соответствующие
органы исполнительной власти создаются
в субъектах Федерации. В их непосредственном
ведении находится большинство
объектов культуры (библиотеки, дома и
дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки,
музеи и т.д.)
Министерство культуры Российской
Федерации (Минкультуры России) является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере культуры,
искусства, культурного наследия (в
том числе археологического наследия),
кинематографии, архивного дела, авторского
права и смежных прав и функции
по управлению государственным имуществом
и оказанию государственных услуг
в сфере культуры и кинематографии,
а также по охране культурного
наследия, авторского права и смежных
прав, по контролю и надзору в
указанной сфере деятельности.2
Минкультуры
России имеет территориальные органы
по сохранению культурных ценностей.3
Основными
задачами Министерства являются:
- осуществление в сфере культуры государственной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия;
- содействие развитию национальных культур народов России;
- определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;
- разработка и реализация в соответствии с международными обязательствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности;
- осуществление государственного контроля за вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей;
- управление деятельностью подведомственных организаций.
Министерство
культуры и массовых коммуникаций Российской
Федерации осуществляет координацию
и контроль деятельности находящихся
в его ведении Федеральной
службы по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного
наследия, Федерального архивного агентства,
Федерального агентства по культуре
и кинематографии, Федерального агентства
по печати и массовым коммуникациям.
Заключение
Можно ли
управлять культурой? На протяжении
многих веков сосуществования культуры
и государства этот вопрос не только не
утратил своей актуальности, но и приобрел
в условиях развивающегося гражданского
общества новый смысл. Сегодня управление
культурой, отказавшись от командно-административного
метода, призвано осуществлять правовое,
финансовое обеспечение области, разрабатывать
стратегическую линию развития культуры.
В развитии культурного процесса
возникают коллизии между тенденциями
к централизации культурной деятельности
со стороны государства и ее
демократизацией, которую требуют
неправительственные организации.
Вмешательство правительственных
органов в работу культурных
организаций и групп зачастую
просто необходимо, так как без
правительственной поддержки они
могут не выдержать затруднений
разного рода (и не только финансовых,
но и правовых, политических и
т.д.) и перестанут существовать.
Вместе с тем государственное
вмешательство чревато зависимостью
культурной деятельности от власти,
правящих кругов и деформацией
культурной жизни в целом.
Список использованных
источников:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
- Федеральный закон от 19.05.1995
N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995, с изм. и доп., вступающими в силу с 18.04.2006)
- Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (принят ГД ФС РФ от 13.07.2001)
- Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. (в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005
N 199-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002
N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
- Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. N 2124-1 (ред. от 16.10.2006)
- Указ президента Р.Ф «О структуре федеральных органов исполнительной власти» 21.05.2012г. №636
- Постановление
Правительства Российской Федерации от
20 июля 2011 г. № 590
- Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Культура России (2006-2010 годы)» от 8.12.2005 г.
N 740
- Востряков Лев Евгеньевич «Государственная культурная политика современной России: региональное измерение» (Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук). Москва – 2007
- Официальный сайт Министерства культуры и массовых коммуникаций – www.mkmk.ru
1 Указ президента
Р.Ф «О структуре федеральных органов
исполнительной власти» 21.05.2012г. №636
2 Постановление
Правительства Российской Федерации от
20 июля 2011 г. № 590
3 Постановление
Правительства Российской Федерации от
20 июля 2011 г. № 590