Управление сферой культуры и досуга в городе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - теоретические и практические основы местного самоуправления в сфере культуры и досуга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать государственную политику в сфере культуры и досуга;
рассмотреть общие тенденции развития сферы культуры и досуга;
изучить становление и развитие сферы культуры и досуга в городе Брянске;
проанализировать систему управления культурой и досугом города Брянска;
изучить реформирование экономических механизмов в сфере культуры и досуга;
охарактеризовать прогноз и стратегия развития сферы культуры и досуга;
разработать пути совершенствования системы управления сферой культуры и досуга.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Развитие социальной сферы на примере сферы культуры и
досуга………………………………………………………………….…….6
1.1. Государственная политика в сфере культуры и досуга……………..6
1.2. Общие тенденции развития сферы культуры и досуга…………….21
Глава 2. Муниципальное управление сферой культуры и досуга в
городе Брянске…………………………………………………………….30
2.1. Современное состояние сферы культуры и досуга
города Брянска……………………………………………………….……30
2.2. Система управления культурой и досугом города Брянска…...….44
Глава 3. Совершенствование системы управления и прогноз развития
культуры и досуга города Брянска…………………………….………..53
3.1. Реформирование экономических механизмов в сфере культуры и
досуга города Брянска…………………………………….…….………53
3.2. Прогноз и стратегия развития сферы культуры и досуга города
Брянска……………………………………………………………………71
3.3. Совершенствование системы управления сферой культуры
и досуга города Брянска ………………………………………….……85
Заключение………………………………………………………………..89
Список литературы………………………………………………….……92

Файлы: 1 файл

Диплом_Наташа_Грачев_2.docx

— 219.55 Кб (Скачать)

 



Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………...…..3

Глава 1. Развитие социальной сферы на примере  сферы культуры  и 

досуга………………………………………………………………….…….6

1.1. Государственная  политика в сфере культуры  и досуга……………..6

1.2. Общие  тенденции развития сферы культуры  и досуга…………….21

Глава 2. Муниципальное управление сферой  культуры и досуга  в

городе Брянске…………………………………………………………….30

2.1. Современное  состояние  сферы культуры  и досуга 

города  Брянска……………………………………………………….……30

2.2. Система  управления культурой и досугом   города Брянска…...….44

Глава 3. Совершенствование системы управления и прогноз развития

культуры  и досуга  города Брянска…………………………….………..53

3.1. Реформирование  экономических механизмов в сфере  культуры и 

досуга  города Брянска…………………………………….…….………53

3.2. Прогноз  и стратегия развития сферы   культуры и досуга города      

Брянска……………………………………………………………………71

3.3. Совершенствование  системы управления сферой  культуры 

и досуга города Брянска ………………………………………….……85

Заключение………………………………………………………………..89

Список  литературы………………………………………………….……92 

Приложения

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Выживаемость  сферы культуры в современных  условиях во многом определяется качеством  принимаемых решений на разных уровнях  управления - федеральном, региональном, местном. Вместе с тем, если использование  экономических методов регулирования  сферы культуры на уровне страны является в значительной степени обоснованным, то на местном уровне велика степень  субъективизма при принятии управленческих решений, касающихся этой сферы. Во многом это относится к методам ее финансирования на региональном и муниципальном  уровнях. Отсутствие научно обоснованного  подхода к формированию критериев, которые должны учитываться при  определении объемов и направленности финансирования объектов культуры, уже  привело к значительным издержкам  в период их реформирования при переходе к рынку. Эти издержки связаны  как с потерей части объектов культуры, так и с распылением  или неэффективным использованием выделявшихся на культуру средств.

В этой связи  назрела необходимость регулирования  сферы культуры на более обоснованном уровне, чему способствует выработка  объективных критериев, которые  должны определять объемы финансирования отрасли не только на уровне регионального  или муниципального бюджета, но и  на уровне отдельного объекта.

Для муниципальных  учреждений культуры характерна высокая  концентрация ресурсов на уровне района, которые управляются через районные структуры, осуществляющие финансирование, материальное и информационное обеспечение, координацию творческой деятельности на территории муниципального образования. Именно на уровне района сосредоточены  все основные учреждения и организации, способные производить качественные и разнообразные услуги в сфере  культуры и досуга.

В условиях разграничения полномочий между  органами местного самоуправления и  децентрализации бюджетного процесса - важнейшей задачей становится установление порядка управления ресурсами культуры с учетом специфики ее организационной  структуры и создания услуг.

Задача  заключается в создании системы  управления, способной провести правовые, финансовые и организационные преобразования муниципальных учреждений культуры, соблюдая конституционные гарантии по обеспечению граждан культурными  благами.

Управление  является одним из ресурсов перспективного развития любой деятельности. В то время как ликвидация, несоответствие полномочий, функций, приданных ресурсов органам управления, может самым  негативным образом сказаться на обеспечении процессов развития культуры, и, прежде всего, на процессе производства и распространения культурных благ.

Предмет выпускной квалификационной работы – управление сферой культуры и досуга города Брянска.

Объект  выпускной квалификационной работы – деятельность города Брянска по управлению сферой культуры и досуга.

Степень разработанности проблемы. На общетеоретическом  уровне поддержка сферы культуры и досуга органами муниципальной  власти рассмотрена в работах  таких авторов как: Головина Г.В., Зотов В.Б., Гладышев А.Г., Абанкина Т., Инимица Е.Г и др. Нормативно-правовую основу исследования составили: Конституция РФ, а также Федеральные законы РФ и нормативно-правовые акты города Брянска.

Цель  выпускной квалификационной работы - теоретические и практические основы местного самоуправления в сфере культуры и досуга.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • охарактеризовать государственную политику в сфере культуры и досуга;
    • рассмотреть общие тенденции развития сферы культуры и досуга;
    • изучить становление и развитие сферы культуры и досуга в городе Брянске;
    • проанализировать систему управления культурой и досугом города Брянска;
    • изучить реформирование экономических механизмов в сфере культуры и досуга;  
    • охарактеризовать прогноз и стратегия развития сферы  культуры и досуга; 
    • разработать пути совершенствования системы управления сферой  культуры и досуга.

При проведении исследования применялись определенные научные методы и подходы:

    1. структурно-функциональный подход, с помощью которого выявлены принципы организации системы поддержки и развития сферы культуры  и досуга;
    2. метод морфологического анализа определяет результат работы в качестве эффективного решения проблемы организации системы поддержки сферы культуры и досуга;
    3. описательный метод позволил собрать теоретический материал по поддержке сферы культуры и досуга в городе Брянске.  

Кроме указанных подходов применялись  также теоретический и сравнительно-сопоставительный методы исследования, которые позволили  собрать, проанализировать необходимую  информацию и сделать выводы по проделанной  работе.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

 

Глава 1. Развитие социальной сферы на примере сферы культуры  и досуга

 

 

1.1. Государственная политика в  сфере культуры и досуга

В настоящее  время существует множество определений  понятия культура. Термин культура (лат.) – обработка, возделывание, улучшение, и применялся к сельскохозяйственной деятельности. В XVIII и XIX вв. его стали  употреблять и по отношению к  людям, следовательно, если человек  отличался изяществом манер и  начитанностью, его считали «культурным». Цицерон говорил: «Культура ума – это философия. Свободный человек должен совершенствовать свой ум, заниматься своим воспитанием».

Как утверждает Ерасов Б.С. «культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Культура – надстройка над природой» [36, c. 18].  

Немецкое  слово «kultur» означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. 

Культура ( от лат. сultura - воздействие, воспитание, образование) в широком смысле это совокупность способов и приёмов человеческой деятельности объективированных в материальных носителях средствах труда, знаках и передаваемых последующим поколениям. В узком смысле «культура – это система коллективно разделяемых ценностей, идеалов, образцов и норм поведения определённых групп» [32, с. 52]. Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало субкультуру, передающуюся через поколения.

За последние годы «кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития» [24, c. 36].

Реализация  целевой программы развития культуры, придание особого значения национальным культурам народов и народностей, укрепление материально-технической  базы - конкретные шаги, определенные на сегодняшний день.

Особенностью  современного этапа общественного  развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая  основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.

Место и  роль культуры в обществе велики. Она  взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание.

Развитие Российской Федерации  на современном этапе характеризуется  повышенным вниманием общества к  культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала [13, c. 54]. Современного уровня интеллектуального и культурного развития возможно достичь только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества.

Культурная  среда сегодня становится ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую. Как отмечает Гуревич П.С. «культурная среда - это, во-первых, результат всей совокупности культурной деятельности общества - прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций культуры, произведения искусства), во-вторых, институт приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею, в-третьих, область творческой реализации духовного потенциала людей, в том числе молодого поколения» [32, c. 36].

В связи  с этим формирование и развитие культурной среды становится важнейшим условием улучшения качества жизни в Российской Федерации.

Следующие задачи, безусловно, являются приоритетными при реализации государственной  культурной политики и могут быть решены только путем укрепления и  развития культурной среды в Российской Федерации [13, c. 59]:

    • развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;
    • сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального культурного наследия России, использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;
    • поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.

Концепция федеральной целевой программы  «Культура России (2012 - 2018 годы)» (далее – Концепция) разработана на основе положений, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., а также в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация.

Федеральная целевая программа «Культура России (2012 - 2018 годы)» (далее - Программа) характеризуется следующими принципиальными особенностями [20, c. 8]:

    • «системный характер основных целей и задач, а также комплексный подход к их решению с учетом взаимосвязи с другими решениями органов государственной власти, направленными на развитие культурного потенциала России;
    • ориентация целей, задач и мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями;
    • применение новых технологий, инновационных подходов, а также мирового опыта в области формирования материально-технической базы учреждений культуры, сохранения и реставрации культурных ценностей;
    • отбор инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках Программы, с учетом важных для отрасли критериев и особенностей формирования культурного потенциала российских регионов».

Информация о работе Управление сферой культуры и досуга в городе