Управление сферой культуры и досуга в городе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - теоретические и практические основы местного самоуправления в сфере культуры и досуга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать государственную политику в сфере культуры и досуга;
рассмотреть общие тенденции развития сферы культуры и досуга;
изучить становление и развитие сферы культуры и досуга в городе Брянске;
проанализировать систему управления культурой и досугом города Брянска;
изучить реформирование экономических механизмов в сфере культуры и досуга;
охарактеризовать прогноз и стратегия развития сферы культуры и досуга;
разработать пути совершенствования системы управления сферой культуры и досуга.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Развитие социальной сферы на примере сферы культуры и
досуга………………………………………………………………….…….6
1.1. Государственная политика в сфере культуры и досуга……………..6
1.2. Общие тенденции развития сферы культуры и досуга…………….21
Глава 2. Муниципальное управление сферой культуры и досуга в
городе Брянске…………………………………………………………….30
2.1. Современное состояние сферы культуры и досуга
города Брянска……………………………………………………….……30
2.2. Система управления культурой и досугом города Брянска…...….44
Глава 3. Совершенствование системы управления и прогноз развития
культуры и досуга города Брянска…………………………….………..53
3.1. Реформирование экономических механизмов в сфере культуры и
досуга города Брянска…………………………………….…….………53
3.2. Прогноз и стратегия развития сферы культуры и досуга города
Брянска……………………………………………………………………71
3.3. Совершенствование системы управления сферой культуры
и досуга города Брянска ………………………………………….……85
Заключение………………………………………………………………..89
Список литературы………………………………………………….……92

Файлы: 1 файл

Диплом_Наташа_Грачев_2.docx

— 219.55 Кб (Скачать)

Первый  сценарий предполагает реализацию мероприятий, необходимость которых обусловлена  выявленными к настоящему моменту  и прогнозируемыми в средне- и  долгосрочной перспективе (до 2018 г.) потребностями в развитии различных видов деятельности в сфере культуры. В субъектах Российской Федерации предполагается развитие региональной инфраструктуры.

С учетом масштабности поставленных задач необходимый  объем ресурсного обеспечения по этому сценарию составит (по предварительной оценке) 183,7 млрд. руб. Основное финансирование Программы по этому варианту предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета в объеме 178 млрд. руб. Однако в целом этот сценарий не обеспечит эффективное расходование средств и завершение реализации инфраструктурных проектов и других мероприятий Программы в запланированные сроки.

Успешное  функционирование сферы культуры во многом зависит от состояния международных  отношений России с другими странами. Кроме этого, для реализации ряда значимых мероприятий имеют значение ситуация на международных рынках, курсы валют, степень взаимной интеграции государств, что особенно важно для  международных обменов.

Для первого  сценария наиболее вероятные риски  связаны с возможным снижением  масштабов финансового обеспечения  культуры в зависимости от имеющихся  ресурсов.

Максимальная  эффективность мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых  результатов и понесенных затрат, может быть обеспечена в рамках второго  сценария за счет ускоренной реализации культурных проектов и программ межрегионального значения, повышения качества услуг  в сфере культуры.

При рассмотрении второго сценария учитывалась возможность  организационного и финансового  объединения на региональном уровне инвестиционных проектов и мероприятий  действующих региональных целевых  программ в сфере культуры, усиление инновационной составляющей. Общая  потребность в ресурсах по этому  сценарию оценивается в 192,8 млрд. руб., в том числе 186,5 млрд. руб. за счет федерального бюджета.

Второй  сценарий позволяет рационально  подойти к процессу программного обеспечения и в конечном итоге  в большем объеме реализовать  программные положения.

Исходя  из анализа состояния отрасли, задач, требующих незамедлительного решения, наиболее приемлемым является второй сценарий реализации Программы, который  в большей степени соответствует  стратегическим направлениям развития, определенным в перспективе и  в целом для Российской Федерации.

При формировании этого сценария учитывались следующие  принципы реализации Программы:

    • комплексное решение задач реализации государственной культурной политики в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников культурного процесса (органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных организаций);
    • социальная ориентированность мероприятий Программы, направленных на сохранение культурного наследия и развитие отечественной культуры;
    • поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов Программы, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры;
    • адаптация проектов и мероприятий Программы к изменяющимся внутренним и внешним условиям развития России;
    • инвариантность подходов к реализации отдельных проектов и мероприятий Программы в зависимости от изменения условий.

Предусматривается обеспечить реализацию Программы в 2012 - 2018 годах. Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых общественно значимых результатов в сфере развития культуры, повышения качества и доступности соответствующих услуг и решения ряда наиболее острых вопросов укрепления материальной базы культуры.

В рамках Программы предусмотрено  выделение следующих этапов выполнения работ [20, c. 41]:

«I этап (2012 - 2014 гг.) - предварительный этап, предусматривающий вынужденную стабилизацию финансирования мероприятий в рамках отрасли культуры в связи с общеэкономической ситуацией в стране. Предполагается поддержка профессионального искусства, стимулирование создания новых современных произведений, наиболее эффективных направлений развития культуры и развитие отстающих направлений, выполнение необходимых реставрационных работ, проведение культурных мероприятий, развитие материальной базы учреждений культуры, что позволит обеспечить необходимое качество культурных благ и услуг, предоставляемых населению. В рамках направления по сохранению культурного наследия впервые будет выделена деятельность по сохранению и исследованию археологических объектов, также в отдельное направление выделяется поддержка участия России в международном культурном процессе;

II этап (2015 - 2018 гг.) - этап развития, предусматривающий увеличение финансовых ассигнований на поддержку новых инициатив в сфере культуры и искусства. Предполагается проведение работ по реализации значимых проектов в различных сферах культуры, активное влияние на развитие культурных процессов в регионах, масштабные работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры, проведение необходимых реставрационных работ на объектах культурного наследия и строительство новых объектов культуры и искусства в субъектах Российской Федерации».

Программа строится с учетом соблюдения принципа постоянства проведения мероприятий  во всех субъектах Российской Федерации. Особенно это относится к гастрольной  деятельности, поддержке молодых  дарований, комплексу реставрационных  работ, укреплению материально-технической  базы, информатизации отрасли. Предусматривается  постепенное расширение общего объема работ в рамках отрасли с учетом результатов научных исследований.

Реализация  намеченных в Программе мероприятий  позволит обеспечить развитие творческих процессов и доступность культурных благ, повысить привлекательность и  конкурентоспособность отечественной  культуры, выстроить системный подход к решению задачи сохранения национального  культурного наследия.

Основными стратегическими целями Программы  являются сохранение российской культурной самобытности и создание условий  для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного  и духовного потенциала каждой личности.

Для достижения этих целей должны быть решены следующие  задачи:

    • создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры;
    • обеспечение равного доступа к культурным благам и возможности реализации творческого потенциала в сфере культуры и искусства для всех граждан России;
    • информатизация отрасли;
    • модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей задачам сохранения традиций лучших российских школ и требованиям современности;
    • выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации;
    • создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе.

Для оценки эффективности Программы используется система целевых индикаторов  и показателей.

Оценка  достижения целей Программы по годам  ее реализации осуществляется с использованием следующих целевых индикаторов:

    • доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;
    • доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности.

Для оценки степени решения задач Программы  предлагается использовать следующую  систему показателей, установленных  формами государственного федерального статистического наблюдения, ведомственной  статистики и мониторинга состояния  проблем в сфере культуры:

    • увеличение числа посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с базовым годом);
    • доля национальных фильмов в общем объеме проката на территории Российской Федерации;
    • доля учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры;
    • увеличение количества библиографических записей в Сводном электронном каталоге библиотек России по сравнению с предыдущим годом;
    • доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных Единого реестра объектов культурного наследия;
    • доля образовательных учреждений сферы культуры, оснащенных современным материально-техническим оборудованием (с учетом детских школ искусств);
    • увеличение количества детей, обучающихся в детских школах искусств;
    • доля субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
    • доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;
    • посещаемость музейных учреждений;
    • доля документов государственных архивов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение;
    • повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек (на 1000 жителей);
    • количество посещений библиотек;
    • увеличение количества культурных акций, проведенных за рубежом, по сравнению с предыдущим годом;
    • увеличение количества участников культурно-досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом;
    • выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению.

Доля  объектов культурного наследия, находящихся  в федеральной собственности, состояние  которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного  наследия, находящихся в федеральной  собственности, возрастет с 35% до 42,7% (первый сценарий) или до 45,3% (второй сценарий). Доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, как характеристика доступности культурных благ и возможностей реализации культурного и духовного потенциала увеличится с 60% до 70,3% (первый сценарий) или до 72,8% (второй сценарий).

 

Глава 2. Муниципальное управление сферой  культуры и досуга  в городе Брянске

 

 

2.1. Современное состояние сферы культуры и досуга  города Брянска

Народная культура является сокровищницей  национальных традиций, основным компонентом  в сохранении своеобразия художественной культуры в целом. Она стала основой  для развития многих жанров профессионального  искусства, ей принадлежит огромная роль в процессе эстетического и  нравственного воспитания подрастающего  поколения, формирования верных морально-этических  ориентиров, заложенных в народной культуре как наиболее емкой и  образной форме выражения национального  характера каждого народа.

На 1.01.2011 г. на территории города Брянска расположена следующая сеть муниципальных учреждений культуры [46]:

Дворцов и домов культуры – 10: наиболее крупными являются Дворец культуры ОАО Брянского машиностроительного завода, Городской Дворец культуры им. Д.Н. Медведева, Городской Дом культуры Советского района, Городской Дворец культуры им. Д.Е. Кравцова, Дворец культуры железнодорожников,

Центральных библиотечных систем – 2 (27 библиотек: 17 массовых, 10 детских): в городе работает 160 библиотек различной ведомственной принадлежности. Из них 2 государственных, 27 муниципальных, 9 профсоюзных, 18 высших и средне-специальных учебных заведений, 14 — профессиональных училищ, 74 школьных, 16 технических, 3 ведомственных и 5 медицинских:

Парков – 5: они занимают площадь 30,8 га. Из них муниципальных – 3, ведомственных – 2. В 3-х муниципальных парках работают 25 механизированных аттракциона, 81 досуговый объект. Брянский парк-музей им. А. К. Толстого — дипломант Всесоюзного смотра парков, пользуется широчайшей известностью, благодаря выполненным народными умельцами из высохших на корню деревьев скульптурам;

Кинотеатров – 2: городе работают 7 кинотеатров, из них 2 муниципальных;

Детских школ искусств – 9;

Детская художественная школа – 1;

Детская хоровая школа – 1: работу по эстетическому воспитанию детей проводят 11 школ искусств, из них: 2 музыкальные, 1 художественная, 1 хоровая, 7 смешанного профиля, в которых обучаются 4204 учащихся. В школах ведется преподавание более чем по 25 дисциплинам: обучение игре на фортепиано, баяне, гитаре, струнных, духовых и др. инструментах, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, вокальное, народное, хоровое пение и т.д.

Профессиональные  творческие коллективы – 4;

Городской выставочный  зал - 1.

Сеть муниципальных учреждений культуры и муниципальных образовательных  учреждений дополнительного образования  детей не только сохранена, но и увеличена. С 1 января 2010 г. начало свою работу муниципальное автономное учреждение культуры «Городской выставочный зал».

Информация о работе Управление сферой культуры и досуга в городе