Правовые аспекты исполнения муниципального контракта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 06:46, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время существует очень много проблем, связанных с поставками товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Это, нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов – открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты муниципального контракта 7
1.1. Правовое регулирование и понятие муниципального контракта 7
1.2. Характеристика структуры муниципального контракта 15
Глава 2. Обеспечение исполнения обязательств сторонами муниципального контракта 31
2.1. Ответственность сторон и прекращение муниципального контракта 31
2.2. Особенности составления муниципального контракта по видам закупок (подряд, поставка, услуги) 37
2.3. Совершенствование правового регулирования контрактов в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд 60
Глава 3. Предложения по совершенствованию заключения муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74
3.1. Анализ заключенных муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74
3.2. Проблемы размещения и реализации муниципальных контрактов и пути их решения в Березовском районе ХМАО 84
Заключение 89
Список использованных источников 91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Правовые аспекты исполнения муниципального контракта.doc

— 578.00 Кб (Скачать)

Порядок и сроки заключения муниципального контракта регламентированы достаточно подробно и частью второй ГК РФ (§ 4 гл. 30 и § 5 гл. 37), и Федеральным  законом № 94-ФЗ.

Параграф 4 гл. 30 ГК РФ регулирует порядок заключения муниципального контракта на поставку товаров для муниципальных нужд, а § 5 гл. 37 ГК РФ – на выполнение работ для муниципальных нужд.

В таблице 1., представлены сроки заключения муниципального контракта.

Таблица 1.

Сроки заключения муниципального контракта

Форма размещения заказа

Не ранее

Не позднее

Открытый конкурс

чем через 10 дней после дня подписания протокола оценки и сопоставления  заявок

20 дней после подписания данного  протокола

Открытый аукцион

чем через 10 дней после дня подписания протокола аукциона

20 дней после подписания данного протокола

Запрос котировок

чем через 7 дней после дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок

20 дней после подписания данного  протокола

Открытый аукцион в электронной  форме

чем через 10 дней со дня размещения на сайте электронной площадки протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме

13 дней после подписания данного  протокола


 

Участник, с которым  заключается контракт (договор) по закупке, обязан подписать его в установленные  документацией (извещением) сроки.

В Гражданском кодексе  отсутствуют нормы, касающиеся оказания услуг для муниципальных нужд. Однако поскольку гл. 39 ГК РФ «Возмездное  оказание услуг» делает отсылки (хотя и не в части заключения муниципальных  контрактов) на нормы гл. 37 «Подряд», полагаем, что нормы ГК РФ о порядке заключения муниципального контракта на выполнение работ можно применять при заключении муниципального контракта на оказание услуг по аналогии.

По муниципальному контракту  на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для муниципальных нужд поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется передать товары (выполнить работы, оказать услуги) заказчику, а заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

В отличие от общепринятого в ГК РФ указания на обязанность стороны оплатить товары (работы, услуги), в случае с регулированием отношений по заключению и исполнению муниципального контракта законодатель указал на обязанность заказчика обеспечить оплату. Однако не стоит забывать, что заказчик несет ответственность за необеспечение оплаты по муниципальному контракту. Отказаться от оплаты, сославшись на непоступление (неполучение заказчиком) бюджетных денежных средств, заказчик не может.

Согласно ч. 10 ст. 28, ч. 4 ст. 47 Федерального закона № 94-ФЗ муниципальный заказчик (конкурсная комиссия) в течение трех рабочих дней с момента определения победителя торгов и в течение двух рабочих дней с момента определения победителя в запросе котировок обязан направить в адрес победителя протокол рассмотрения заявок вместе с муниципальным контрактом. При этом особо отмечено, что направляемый победителю контракт составляется:

- путем включения условий исполнения контракта, предложенных победителем в заявке, в проект контракта, приложенный заказчиком к конкурсной документации, в случае заключения контракта по итогам торгов;

- путем включения условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке, в случае заключения контракта по итогам запроса котировок16.

В соответствии с п. 16 ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 94-ФЗ в  конкурсной документации заказчик должен указать срок, в течение которого участник, признанный победителем, обязан подписать муниципальный контракт. Причем такой срок должен быть не менее десяти дней. При этом муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок, а при проведении закрытого конкурса – со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч. 1.1 ст. 29 Федерального закона № 94-ФЗ).

В свою очередь, согласно п. 4 ст. 528 ГК РФ срок заключения муниципального контракта не должен превышать двадцати дней со дня проведения торгов. Обращает на себя внимание, что Закон устанавливает десятидневный срок со дня получения победителем проекта контракта, ГК РФ – двадцатидневный со дня проведения торгов.

С учетом того, что на подведение итогов Федеральный закон  № 94-ФЗ предоставляет конкурсной комиссии заказчика двадцать дней, на направление  контракта победителю – три рабочих  дня и на подписание контракта  победителем – не менее десяти дней (итого – более 33 дней), скорее всего, в ГК РФ под датой проведения торгов подразумевается дата подведения итогов торгов. В противном случае нормы ГК РФ и Закона о сроках заключения контракта являются коллизионными.

Победитель, получивший от заказчика муниципальный контракт в двух экземплярах и протокол, обязан ознакомиться с протоколом, подписать контракт и направить один экземпляр в адрес заказчика. При этом дата подписания контракта победителем должна соответствовать дате, указанной в протоколе, т.е. укладываться в те самые двадцать дней, отведенные законодателем на подписание контракта, но не ранее десяти дней со дня размещения указанного протокола на официальном сайте17.

Согласно ст. 29 Федерального закона № 94-ФЗ, в случае если победитель в срок, предусмотренный конкурсной документацией, не представил заказчику подписанный контракт, а также обеспечение исполнения контракта (если заказчиком было установлено такое требование), победитель конкурса признается уклонившимся от заключения муниципального контракта. Тогда заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения, либо заключить муниципальный контракт с участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер. При этом заключение муниципального контракта для участника конкурса, заявке которого присвоен второй номер, является обязательным. В случае же уклонения участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, от заключения контракта заказчик вправе по своему выбору также обратиться в суд с иском о понуждении к заключению контракта и возмещении убытков, либо принять решение о признании конкурса несостоявшимся.

Исключением из общего правила  о сроках заключения муниципального контракта является установленный Федеральным законом № 94-ФЗ трехдневный срок со дня рассмотрения заявки для передачи контракта победителю, в случае если была подана лишь одна заявка и торги признаны несостоявшимися. Получается, что общий срок подписания контракта с момента вскрытия конверта с заявкой (проведения аукциона) уменьшается на двадцать дней.

Согласно норме ч. 5 ст. 22 и ч. 5 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ к конкурсной документации (документации об аукционе) должен быть приложен проект муниципального контракта. Данная норма является новеллой законодательства о муниципальных закупках и в прежних законах не применялась. Указанная норма в совокупности со ст. 528 ГК РФ порождает один весьма серьезный вопрос: имеет ли право победитель конкурса настаивать на внесении изменений в предложенный заказчиком конкурса проект контракта на этапе его подписания? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо решить какой смысл вложил законодатель в термин «проект»18.

Как уже было указано, ГК РФ (ст. 528) предусматривает возможность победителя при наличии разногласий по условиям контракта направить в тридцатидневный срок после получения проекта контракта протокол разногласий вместе с подписанным муниципальным контрактом.

Однако п. 1 той же статьи указывает, что проект муниципального контракта разрабатывается муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними. Значит, во-первых, норма данного пункта является диспозитивной, а во-вторых, рассматриваемая статья регулирует правоотношения сторон вытекающие, скорее всего, не из конкурсных процедур.

При этом п. 2 ст. 766 ГК РФ указывает, что «в случае, если муниципальный  контракт заключается по результатам  торгов или запроса котировок  цен на работы, проводимые в целях  размещения заказа на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, условия муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы», что подтверждает предположения, высказанные выше19.

Согласно нормам Федерального закона № 94-ФЗ (ч. 5 ст. 22, ч. 5 ст. 34) проект муниципального контракта является неотъемлемой частью конкурсной документации. Как известно, на неотъемлемые части, какому-либо документа  распространяются те же требования, что и на сам документ. Поэтому раз участники конкурса не вправе требовать внести изменения в составленную в соответствии с нормами законодательства конкурсную документацию или документацию об аукционе, они также не вправе настаивать на внесении изменений в заключаемый по результатам конкурса проект муниципального контракта, приложенный к конкурсной документации (документации об аукционе)20.

Таким образом, непосредственно перед подписанием муниципального контракта победитель не вправе настаивать на внесении изменений (дополнений) в текст контракта, при совокупности следующих условий:

- проект контракта был составной частью представленной заказчиком конкурсной документации;

- победитель, еще будучи участником заказа, при подаче конкурсной заявки не высказал свои предложения, в том числе и по поводу текста предложенного заказчиком проекта контракта.

Во избежание споров муниципальным заказчикам необходимо непосредственно в конкурсной документации (документации об аукционе), к которой прикладывается проект муниципального контракта, указывать, что условия контракта в приложенном проекте не будут меняться заказчиком при направлении контракта на подписание победителю, а также указывать требование к участникам о необходимости приложить протокол разногласий к заявке, в случае их несогласия с условиями приложенного к конкурсной документации (документации об аукционе) проекта контракта.

Ряд условий контракта  не подлежит замене в связи с прямым запретом ч. 5 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ на изменение существенных (основных), по мнению законодателя, условий муниципального контракта как на стадии его заключения, так и на стадии исполнения, причем не только в одностороннем порядке, но и по соглашению сторон.

К таким условиям законодатель отнес:

- условие о цене предложения, указанной участником в заявке на участие в конкурсе или в котировочной заявке, а также во время проведения аукциона (аукциона в электронной форме);

- другие условия, указанные участником в подаваемой им документации (заявке);

- условие о начальной (максимальной) цене, указанное заказчиком в извещении, а также конкурсной документации, документации об аукционе (аукционе в электронной форме), запросе котировок;

- другие условия (требования), указанные заказчиком в извещении, а также конкурсной документации, документации об аукционе, запросе котировок21.

Также не допускается  при исполнении муниципального контракта  перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Однако из указанных ограничений существуют установленные частями 4.1, 6-6.5 и 8.1 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ исключения. Так, ч. 4.1 устанавливает, что цена муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения муниципального контракта.

В свою очередь ч. 6 позволяет  заказчику по согласованию с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) изменить объем всех заявленных контрактом товаров (работ, услуг) не более чем на 10% при выявлении потребности в дополнительных товарах (работах, услугах), не предусмотренных контрактом, но связанных с товарами (работами, услугами), предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части товаров (работ, услуг). При этом по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчик вправе изменить цену контракта пропорционально объему указанных дополнительных товаров (работ, услуг) или объему указанной части работ (услуг), но не более чем 10%.

Цена единицы дополнительно  поставляемого товара и цена единицы  товара при сокращении потребности  в поставке части такого товара должны определяться как частное от деления  первоначальной цены контракта на предусмотренное  в контракте количество такого товара.

Следует иметь в виду, что заказчик может изменить в  пределах 10% указанные в контракте  объемы лишь при соблюдении трех условий  в совокупности:

1) возможность таких изменений должна быть предусмотрена в конкурсной документации заказчика;

2) заключенный контакт должен  относиться к одному из следующих контрактов: на поставку товаров, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов а также на оказание медицинских или  аудиторских услуг;

Информация о работе Правовые аспекты исполнения муниципального контракта