Морально-правовой аспект брака и семьи в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: проанализировать положение семьи в современном мире, определить факторы, влияющие на развитие и функции семьи, проанализировать актуальные проблем современной семьи.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………... 3
I. Правовой и моральный аспект семьи…………………………………… 5
1.1. Понятие семьи………………………………………………………. 5
1.2. Историография взглядов на семейно-брачные отношения………. 7
1.3. Характеристика юридической стороны семейных правоотноше-ний...................................................................................................... 11
II. Морально-правовая грань современных брачных отношений……. 13
2.1. Понятие и юридические признаки брака…………………………. 13
2.2. Гражданский брак - юридические и моральные аспекты……….. 15
III. Основы морали семейно-брачных отношений……………………… 21
Заключение........................................................................................................ 28
Список использованной литературы........................................................... 29

Файлы: 1 файл

морально-правовой аспект брака и семьи.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

      План 

Введение………………………………………………………………………...   3

I. Правовой и моральный аспект семьи……………………………………   5

      1.1. Понятие семьи……………………………………………………….   5

      1.2. Историография взглядов на семейно-брачные отношения……….   7

      1.3. Характеристика юридической стороны семейных правоотношений......................................................................................................   11

II. Морально-правовая грань современных брачных отношений…….   13

      2.1. Понятие и юридические признаки  брака…………………………. 13

      2.2. Гражданский брак - юридические и моральные аспекты………..   15

III. Основы морали семейно-брачных отношений………………………   21

Заключение........................................................................................................   28

Список  использованной литературы...........................................................   29 

 

Введение

      Брак  и семья относятся к числу  таких явлений, интерес к которым  всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.

      Значение, которое в эпоху цивилизации  семья приобрела в общественной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз».

      Семья начинается с любви двух людей - любви, целью которой является не эгоистическое удовольствие, а радость, основанная на радости другого человека, когда любящий человек испытывает счастье, если дает удовольствие другому или уменьшая или прекращая его страдания. Такая способность любить прямо зависит от способности к сопереживанию от умения думать в первую очередь не о себе, а о любимом человеке, умение заботиться о ней, знать, что это и есть твое счастье, и не думать о вознаграждении. Когда двое влюбленных решают связать свою судьбу, они меньше всего думают о том, насколько подходят друг другу. Но постепенно выясняется, что в совместной жизни многое зависит ни только от взаимности и любви, но и от нравственной культуры партнеров.

      Сегодня, в ходе трансформации многих нравственных взглядов и концепций, все чаще рассматриваются вопросы морали семейно-брачных отношений. Брак, увы, становится чем-то неустойчивым, необязательным, сознание людей меняется, происходит рост тенденций к индивидуализму и эгоизму. На протяжении последних лет существует устойчивая тенденция к: ухудшению материального положения семьи, появлению гражданских браков, росту числа неполных семей, снижению интереса к рождению детей, росту отчужденности детей от семьи, повышению уровня подростковой девиантности. в таких условиях приобретает значение необходимости проанализировать ценности брака, напомнить значение семьи в жизни общества, развития его морали.

      Таким образом, значение исследования семейной проблематики в современных условиях не уменьшается, а, скорее, все более возрастает.

       Цель  данной работы: проанализировать положение семьи в современном мире, определить факторы, влияющие на развитие и функции семьи, проанализировать актуальные проблем современной семьи.

 

       I. Правовой и моральный аспект семьи

      1.1. Понятие семьи

         Семья – это уникальный институт  общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей. Характер семьи, степень ее материального благополучия, духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание детей и в конечном счете успехи и достижения всего общества.

      Роль  семьи в жизни общества очень  важна и многогранна. Немного  есть общественных явлений, которые  фокусировали бы в себе практически  все основные аспекты человеческой жизнедеятельности и выходили на все уровни практики: от общественно-исторического до индивидуального; от экономического до духовного. Семья - одно из них. Этим объясняется неуклонный интерес к семье специалистов различных областей знаний - социологов, юристов, психологов [29].

       Римские юристы под семьей (familia) понимали все, что было подчинено власти одного отца семейства (pater familia): не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов, скот и даже неодушевленные вещи. В русском дореволюционном семейном праве считали, что семья — это постоянное сожительство мужа, жены и детей, то есть союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих. Советское семейное право под семьей понимало основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства. Схожие определения существуют в современной юридической литературе. В данной работе мы будем понимать под семьей группу лиц, отношения между которыми возникают в результате кровного родства, вступления в брак, усыновления (удочерения), опеки и попечительства. Следует учитывать, что семейное право регулирует не семью, а лишь те отношения, которые, по мнению законодателей, имеют особое значение для существования и развития семьи. Многие отношения между членами семьи строятся на основе традиций, морали, нравственности. То, что в одной семье считается нормой, в другой просто невозможно.

      Причин  побуждающих людей объединятся  в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека [21, с. 89].

      Действующее законодательство не содержит правового определения семьи.

      Попав в сферу правового регулирования, семья становится социально-правовым явлением, что дает возможность включить в ее определение как социальные, так и правовые признаки. По меньшей  мере, два из них отражены в действующем семейном законодательстве:

  • наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи (этот признак является обязательным);
  • как правило, члены семьи проживают совместно, хотя носителями семейных прав и обязанностей могут быть члены разных семей (например, алиментные обязанности бывших супругов или дедушки и бабушки по содержанию своих внуков) [2, с. 244].

         С учетом вышеизложенного, семья  - это объединение, как правило,  совместно проживающих лиц, связанных  взаимными субъективными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.

         В семейном законодательстве, наряду  с термином «семья», употребляется термин «член семьи». Правового определения понятия члена семьи  не существует. Из анализа законодательства следует, что термин «член семьи» применяется в отношении лиц, связанных семейными правами и обязанностями: супругами, бывшими супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушкой (бабушкой) и внуками, воспитанниками и фактическими воспитателями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), опекунами (попечителями) и подопечными, приемными родителями и приемными детьми.

         К основным функциям семьи  относятся следующие:

        1) репродуктивная (продолжение рода);

        2) воспитательная;

        3) хозяйственно-экономическая;

        4) рекреативная (взаимная моральная  и материальная поддержка);

        5) коммуникативная (общение) [19, с. 207].

      Исходя  из этого, семья представляет собой  сложный комплекс естественно-биологических, материальных и духовно-психологических связей, многие из которых вообще не приемлют правовой регламентации и подвержены лишь нравственному регулированию со стороны общества. Право же является регулятором лишь наиболее важных моментов семейных отношений. 

      1.2. Историография взглядов на семью и брак

      Вопрос  о сущности, признаки, роль семьи  в обществе волнуют человеческую мысль с древнейших времен.

      Осознание необходимости вступления в брак, создание семьи приобретало порой необычных форм. Так, древнегреческий мыслитель Платон считал, что общество должно осуждать тех, кто не создал семьи до 35 лет. Неженатые после этого возраста должны платить соответствующий налог. В древних Афинах и Спарте действительно существовал обычай во время праздника весны сечь розгами тех, кто уклонялся от вступления в брак.

      По  Аристотелю, государство вырастает  из семьи, которая является первым видом общения людей. И если Платон исходил из равенства супругов в подобном общении, то Аристотель утверждал, что человек должен властвовать над женщиной. Это положение, несколько видоизмененное в духе времени, было воспринято христианством и западноевропейской традицией. Только с середины XIX в. наметился отход от этой традиции. И. Кант считал, что общение статей должно быть договорным отношением, а моногамный брак, основанный на пожизненный верности супругов друг другу, возникает единственно моральным и правомерной формой брака [15, с. 63].

      Фихте настаивал на равенстве супругов в браке, рассматривал любовь как единственное его моральная подоплека. Наконец, Гегель впервые поставил в зависимость от условий жизни формы семьи и брака. Так, современную ему семью он считал обусловленной христианской моралью и частной собственностью на землю.

       У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоял швейцарский ученый И. Бахофен (1815-1887), автор работы «Материнское право». Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818-1881) «Древнее общество». В данной работе Морган обосновал свое открытие универсальности материнского рода, разбив тем самым господствовавшую до того времени теорию, согласно которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, основанная на частной собственности и власти отца. Это открытие сыграло революционную роль в развитии этнологии и истории первобытности.

      Важной  вехой на пути к научным представлениям о семье была книга Л. Моргана  «Древнее общество» (1877). Это самая успешная к тому времени попытка воссоздать историю семьи, зиждилась на изучение брачно-семейных отношений народов, стоящих в экономическом и социальном плане на низком уровне развития. Морган осуществил также сравнительный анализ функционирования семьи при разных условиях. Первое марксистское исследование о семье, написанное Ф. Энгельсом в 1884 г., основывалось на выводах, содержавшихся в книге «Древнее общество». Труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства» стала основой подлинно научного учения о семье [24, с. 117].

      Ключом  к пониманию сути семье было рассмотрение ее как категории исторической. Ф. Энгельс последовательно показал связь формы семьи (от первоначальной групповой к моногамной) с процессами в общественной жизни. Изменение способа производства с неизбежностью порождала новые формы семьи. Энгельс показывает вызвано развитием производительных сил ослабление влияния родственных связей на общественный строй. Утвердившись, частная собственность сформировала и общество, в котором «семейный уклад полностью подчинен отношениям собственности». Подвергая острой критике буржуазную семью, Энгельс противопоставляет ей новый, высший тип семьи, где, по его мнению, условия для утверждения этого типа обеспечат привлечение женщины в общественное производство, установления подлинного равноправия с мужчинами в общественной жизни, освобождение женщины от бремени домашнего хозяйства.

      История семьи как таковой начинается с того момента, когда развитие производительных сил достигает уровня, который  обеспечивает выделение моногамной семьи из одного мужчины и одной женщины, проживающие в устойчиво браке, а также их потомства.

      Первым  видом семьи стала патриархальная, где главенство принадлежало мужу. Подобные семейные отношения получила название патриархата. Испытывая влияния меняющимся условиям жизни, патриархат приобретает различные формы. В некоторых странах Востока все еще практикуется полигиния (многоженство), при которой человек одновременно находится в нескольких брачных союзах. В Европе и в большинстве стран мира эволюция патриархальной семьи шла в сторону закрепления моногамии.

      В начале своего формирования патриархальная семья была очень многочисленной и могла насчитывать несколько сот человек. В нее входили родственники и потомки одного отца вместе с их женами, детьми и родственниками. В состав семьи входили также рабы и наложницы. Благодаря своим внутренним резервам как крупной производственной единицы патриархальная семья, пережив рабовладение, сохранилась и при феодализме. Но развитие капиталистического способа производства разрушил ее к остальным.

Информация о работе Морально-правовой аспект брака и семьи в Украине