Морально-правовой аспект брака и семьи в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: проанализировать положение семьи в современном мире, определить факторы, влияющие на развитие и функции семьи, проанализировать актуальные проблем современной семьи.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………... 3
I. Правовой и моральный аспект семьи…………………………………… 5
1.1. Понятие семьи………………………………………………………. 5
1.2. Историография взглядов на семейно-брачные отношения………. 7
1.3. Характеристика юридической стороны семейных правоотноше-ний...................................................................................................... 11
II. Морально-правовая грань современных брачных отношений……. 13
2.1. Понятие и юридические признаки брака…………………………. 13
2.2. Гражданский брак - юридические и моральные аспекты……….. 15
III. Основы морали семейно-брачных отношений……………………… 21
Заключение........................................................................................................ 28
Список использованной литературы........................................................... 29

Файлы: 1 файл

морально-правовой аспект брака и семьи.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

       Огромное  значение имеет воспитательная функция  семьи. В семье рождаются и  воспитываются дети. Эти функции, выполняемые семьей, чрезвычайно важны и незаменимы. Семья заботится не только о своих младших членов, но и о старших. В семье старые люди должны находиться под попечительством своих близких. Моральные нормы общества приписывают взрослым детям заботиться о своих родителях в старости, а в случае инвалидности - брать на содержание. Такое положение обусловлено тем, что в свое время родители были опорой для своих маленьких детей: они их учили, воспитывали, заботились о физическом и духовном развитии, обеспечивали свободное развитие их потребностей, защищали их права и интересы.

       Итак, из-за того, как воспитывали родители своих детей, в значительной степени зависит отношение к престарелых родителей в будущем. Как правило, всегда просматривается такая закономерность: чем больше любили родители своих детей и чем больше заботились о них, тем лучше дети относятся к родителям в старости. Однако, как показывает практика, очень часто встречается и явление неблагодарности, эгоизма, когда вместо поддержки немощных родителей, существует полное пренебрежение их потребностями, равнодушие, черствость и даже жестокость. Нередки случаи, когда стариков забирают в дома престарелых из-за того, что взрослые дети не хотят заботиться о них, и дальнейшее попечение вынуждены осуществлять государственные или благотворительные органы.

       Моральные стандарты прошедшего времени (например, не позднее середины ХХ в.) Требовали от родителей некоторой строгости, требовательности к своим детям. Особенно важным считалось приучения детей к труду и дисциплине, воспитанию уважения к взрослым. Сегодня, можно сказать, приоритет отдается другому типу воспитания - свободному. Считается, что ребенок должен развиваться согласно своим внутренним установкам и потребностей, делать сама выводы из уроков жизни. В значительной степени такой подход обусловлен гуманистическим направлением в западной психологии, основанный на признании ценности каждого человека, раскрытие его возможностей в зависимости от способностей в процессе самоактуализации.

       Функция общения в семье обеспечивает согласованность и целенаправленность усилий супругов для достижения тех или иных целей, важных для семьи, а также для удовлетворения индивидуальной потребности личности в духовной близости с любимым человеком. В ходе такого общения супруги обмениваются сокровенной и значимой только для них информацией, сопереживая друг другу, обогащаясь интеллектуально и этически. Духовное общение у супругов неразрывно связано с интимным.

       Большое значение для общения в кругу  семьи имеют моральные качества супругов и умение понять другого. Терпимость, внимательность, доброта, такт, сочувствие делают человека "подходящей" для жизни в браке. И наоборот, злые, обидные, капризные, высокомерные, эгоистичные люди являются причиной многих конфликтов в семье, способных разрушить брак.

       Этической основой высокой культуры общения  между супругами в семье есть прежде всего их умение относиться к партнеру, как к равному себе. Точнее говоря, партнера по браку необходимо признавать, с одной стороны, отличным от себя, таким имеющая свои собственные потребности и интересы, а с другой - равным себе, то есть заслуживающим такого же уважения, такой же оценки. В брачно-семейных отношениях наиболее полно реализуются ценности любви, дружбы, товарищества. Каждый, кто вступает в брак, хотел бы иметь такую ​​семью, за пределами которой остаются все неприятности, семью, где можно спокойно отдохнуть, набраться сил, заняться воспитанием детей, самообразованием и др. Но такую ​​семью нужно уметь строить, учитывая при этом все особенности супругов и других членов семьи.

       Организация культурного досуга - одна из важных функций семьи. Характерной чертой семейного досуга является атмосфера особой эмоциональности, теплоты, которая позволяет человеку полностью раскрыться, быть искренней. Здесь человек находится среди тех, кто ее хорошо знает, понимает и принимает такой, какая она есть.

       Семья оказывает значительное влияние на связь своих членов с природой, определяет характер отношения к ней. Природа выступает прекрасным фоном для воспитания многих необходимых для взрослой жизни качеств. Моделирование при таких условиях различных ситуаций природного человеческой жизни включает детей в подготовку к реалиям семейного быта, преодоление трудностей, решение спорных вопросов, выполнение ряда обязанностей, требующих определенной самостоятельности и, конечно, знаний, умения. Нравственные ценности и традиции семьи - мужественность и женственность, почтительность к женщине, взаимопомощь, трудолюбие, бережное отношение к природе - находят свои практические формы и легко усваиваются детьми.

       В число основных функций семьи  принадлежит и регулятивная. Семейная жизнь вырабатывает определенную систему регулирования отношений между членами семьи. Здесь осуществляется, как говорят социологи, первичный социальный контроль, реализуются власть и авторитет. Заметим, что власть и авторитет главы семьи, характерные для авторитарного ее типа, традиционно поддерживалось в авторитарном государстве. Через главу семьи, через воспитание в нем чувства ответственности осуществлялся контроль за поведением подрастающего поколения. За непослушание родителям предусматривались различные наказания, вплоть до лишения наследства, угроза подвергнуть остракизму со стороны родителей, общества. Родителям же государство поручала "исправлять" поведение взрослых детей, осуществлять надзор за ними. Еще Эпиктет считал, что «строгость отца - прекрасное лекарство: в них больше сладкого, чем горького». В современном демократическом, эгалитарной семье влияние на ее членов может осуществляться только с помощью нравственных норм, личного авторитета членов семьи. Основой такого авторитета могут быть только труд родителей, их гражданская позиция и поведение. Пренебрежение проблемами подрастающего поколения, подчеркивание возрастной дистанции наносят непоправимый ущерб воспитанию, затрудняющие осуществление регулятивной функции семьи.

       В последние годы ученые-этики и  социологи выделяют также фелицитологичну (от итальянского felicita - счастье) функцию семьи. А. А. Стасевского утверждает, что «стремление к счастью особенно проявляется при вступлении в брак, в процессе формирования семьи» [9, с. 87]. По ее мнению, условия, создаваемые в демократической, эгалитарной семье, способствуют дальнейшему развитию сущностных сил и способностей человека, реализации им своих творческих задатков, что в свою очередь способствует ощущению полноты счастья и осмысленности бытия.

 

        Заключение

       Семья как важнейший ячейка общества испытывает на себе влияние всех процессов, происходящих в нем, а также всех присущих ему противоречий, особенно ощутимо в области этики и морали. Поэтому характер реализации присущих ей функций зависит во многом от состояния общества в целом, от тех мировоззренческих ориентиров, установок, ценностей, сформировавшихся в нем на данном этапе. Изменения, происходящие в обществе, объективно влияющих на характер семейных отношений, вносят свой вклад в возрастании роли семьи в процессе формирования нравственности подрастающего поколения.

       Обязательным  в семейно-брачных отношениях является наличием этической культуры. Этическая  культура проявляется через моральные  качества супругов, свидетельствующие об их любви: доброту, заботу о близком человеке, ответственность за нее, тактичность, терпимость. Эти качества так необходимы в браке, где встречаются и становятся "обреченными" быть вместе люди абсолютно разные - из разных семей, с разными взглядами, привычками и интересами. Основой гармоничных отношений в семье взаимоотношений является такое поведение, которое предполагает не ломая и не «перевоспитывая» друг друга, уважать индивидуальность другого и приспосабливаться друг к другу в различных семейных ситуациях, преданно исполнять свои обязанности.

       Семейно-брачные отношения представляли и представляют  собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов  общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп -  в группу  сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

 

       Список использованной литературы

  1. Семейный кодекс Украины: по сост. на 1 окт. 2010 г. – Харьков, 2010. - 87с.
  2. Семейный кодекс Украины: науч.-практ. коммент. / отв. ред. Ю. С. Червонный. - К. : Прав. єдність, 2008. - 456 с.
  3. Афанасьева Т.М. Семья. - М.: Просвещение, 1985. - 224 с.
  4. Бестужев-Лада И.В. Семья вчера, сегодня, завтра. - М.: Знание, 1979. - 96с.
  5. Бойко В.В. Любовь, семья, общество. М.: Знание, 1983 - 64 с.
  6. Гивердовская П. Гражданский брак с разных сторон // Пані вчителька. – N 3. – 2009. –С.30-32.
  7. Голод С. И. Будущая семья: какова она?: (Социал.-нравств. аспект) / С.И. Голод. - М. : Знание, 1990. - 62с.
  8. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. – М. : Педагогика, 1990. – 277 с.
  9. Етика: навч. посіб. / за ред. В. О. Лозового. - К. : Юрінком Інтер, 2007. - 223 с.
  10. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы / Отв. ред. Антонов А.И. - М. : Наука, 1990. - 127 с.
  11. Иванов В. Г. Этика: учеб. пособие / В. Г. Иванов. - СПб. : ПИТЕР, 2006. - 168 с.
  12. Лисовский В.Т. Любовь и нравственность. - Л.: Лениздат, 1985. - 224 с
  13. Любовь. Брак. Семья / сост. Н. Я. Соловьев, Т. П. Гаранина. – Минск: 1987. - 111 с.
  14. Малахов В.А. Етика: Курс лекцій: Навч. посібник. – К., Либідь, 2001. – 382с.
  15. Мовчан В. С. Етика: навч. посіб. / В. С. Мовчан. - 3-є вид., випр. і допов. - К. : Знання, 2007. - 483 с.
  16. Некрасов, А. И. Этика: учеб. пособие / А. И. Некрасов. - Изд. 2-е., перераб. - Харьков : Одиссей, 2007. - 383 с.
  17. Нечаева А. М. Брак, семья, закон. - М.: Просвещение, 1984. – 324с.
  18. Покась В.П., Плиска О.І., Фруктова Я.С., Лазоришинець В.В. Етика та психологія сімейних стосунків. – К.: Рада, 2007. – 120 с.
  19. Семейное право Украины: учеб. / Ю.С. Червоный, Г.С. Волосатый, О.М. Калитенко, В.И. Труба ; Под ред. Ю.С. Червоного. - Харьков : Одиссей, 2005. - 519 с.
  20. Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. - М.: Мысль, 1974. – 309с.
  21. Семья. Социально-психологические и этические проблемы. - К.: Политиздат Украины, 1989. - 255 с.
  22. Співак В. М. Законодавство України про шлюб і сім'ю / В.М. Співак, В.С. Гопанчук. - К. : Наук. думка, 1998. - 238 с.
  23. Тимощук А. Гражданский брак - юридические и моральные аспекты // Зеркало недели. – 2008. - № 43. - С.22.
  24. Тофтул М. Г. Етика: навч. посіб. / М. Г. Тофтул. - К. : Академія, 2006. - 414 с.
  25. Харитонов Е. О. Семейное право Украины: учеб. пособие / Е. О. Харитонов, Е. И. Харитонова, В. А. Гончаренко ; под общ. ред. Е. О. Харитонова. - Харьков : Одиссей, 2007. - 232 с.
  26. Рюриков Ю. Б. Три влечения: любовь, ее вчера, сегодня и завтра. Барнаул, 1988. – 319с.
  27. Фромм Э. Искусство любви. Вып. 1 / Э. Фромм. - М., 1990. - 64 с
  28. Этика: Учебник/ Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. - М. : Гардарики, 2003. - 493 с.
  29. http://www.webarhimed.ru/page-341.html

Информация о работе Морально-правовой аспект брака и семьи в Украине