Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:48, контрольная работа
Цель данной работы: проанализировать положение семьи в современном мире, определить факторы, влияющие на развитие и функции семьи, проанализировать актуальные проблем современной семьи.
Введение………………………………………………………………………... 3
I. Правовой и моральный аспект семьи…………………………………… 5
1.1. Понятие семьи………………………………………………………. 5
1.2. Историография взглядов на семейно-брачные отношения………. 7
1.3. Характеристика юридической стороны семейных правоотноше-ний...................................................................................................... 11
II. Морально-правовая грань современных брачных отношений……. 13
2.1. Понятие и юридические признаки брака…………………………. 13
2.2. Гражданский брак - юридические и моральные аспекты……….. 15
III. Основы морали семейно-брачных отношений……………………… 21
Заключение........................................................................................................ 28
Список использованной литературы........................................................... 29
Согласно ст. 74 Семейного кодекса Украины, женщина и мужчина, проживающие одной семьей, но не состоящие официально в браке, могут претендовать на имущество, нажитое ими на правах общей совместной собственности.
Статья 74 Семейного кодекса Украины
«Статья 74. Право на имущество женщины и мужчины, которые проживают одной семьей, но не находятся в браке между собой или в любом другом браке
1.
Если женщина и мужчина
2.
На имущество, которое есть
объектом права общей
Следует также отметить, что в соответствии со статьей 24 Конституции Украины ни одно обстоятельство не может быть основанием для дискриминации.
Статья 24 Конституции Украины
«Статья 24. Граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом».
А
статья 51 Конституции, возлагающая
на государство обязанность
Статья 51 Конституции Украины
«Статья 51. Брак основывается на свободном согласии женщины и мужчины. Каждый из супругов имеет равные права и обязанности в браке и семье» [23].
Вот только в случае разрыва отношений, нужно еще суметь доказывать сам факт совместного проживания. А это не так просто, как кажется. В лучшем случае подтверждением станут общие дети, совместные расходные счета, в худшем – свидетельские показания родственников или соседей. Правда, оспаривание в суде права нажитого движимого и недвижимого имущества зачастую провоцирует длительные судебные разбирательства и, как следствие, массу оскорблений и негативных эмоций, которые придется пережить сторонам процесса.
Наверное, сегодня можно сказать и о киевлянах, у которых материальные ценности зачастую превалируют над моральными. Ведь, по утверждению психологов, гражданский брак в Украине выгоден в большинстве случаев мужчине, который, дабы избежать ответственности перед законной супругой, часто является инициатором свободных отношений. Это утверждение подкреплено статистическими данными. Так, в Украине 69% мужчин не видят ничего плохого в совместной жизни «без обязательств». Среди женщин такие отношения поддержали только 55% опрошенных [6].
Причинами,
по которым представительницы
Следовательно, прежде чем соглашаться на такую форму семейных отношений, женщинам нужно хорошо подумать, что они получат взамен.
Юристы, отмечают, что так называемый, «гражданский брак» – это бытовой термин, который отражает наличие только одного признака брака – семейного союза женщины и мужчины. Хорошо ли это? С одной стороны свободный человек имеет право сам строить свою личную жизнь. Но ведь совместная жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака, так называемый пробный брак, когда пожили, не понравились – разошлись, практиковалась в Украине еще в XVI – XVII веках. Количество браков, зарегистрированных в органах ЗАГС, мелькание белых платьев возле церквей удостоверяют: мода модой, а традиции остаются [6].
Отсутствие государственной регистрации не делает союз женщины и мужчины браком в прямом смысле этого слова. Женщина и мужчина в этом союзе имеют статус семьи, но не имеют супружеского статуса. Развитие нашего законодательства должно идти не путем предоставления женщине и мужчине, которые совместно проживают вне брака, прав и обязанностей супружеской пары, а путем наделения их правами и обязанностями как лиц, проживающим одной семьей. Эти права могут быть тождественными по содержанию (право на алименты, права на возмещение убытков в связи с потерей кормильца и даже право на наследственность), но основания их возникновения разные. Это говорит о том, что противоречий между ч. 2 ст. 21 и ст. 71 Семейного кодекса Украины нет. Предоставление женщине и мужчине, которые совместно проживают вне брака, права совместной собственности на приобретенное ими имущество не наделяет их правовым статусом – супружества [23].
Статья 21 Семейного кодекса Украины
Статья 21. Понятие брака
1.
Браком является семейный союз
женщины и мужчины,
2. Обитание одной семьей женщины и мужчины без брака нет основанием для возникновения у них прав и обязанностей супругов.
3.
Религиозный обряд брака не
является основанием для
Статья 71 Семейного кодекса Украины
Статья
71. Способы и порядок разделения
имущества, которое есть объектом права
общей совместимой
1.
Имущество, которое есть
Если жена и муж не договорились о порядке разделения имущества, спор может быть решен судом. При этом суд принимает во внимание интересы жены, мужа, детей, и другие обстоятельства, которые имеют существенное значение.
2.
Неделимые вещи присуждаются
одному из супругов, если другое
не определенно
3.
Вещи для профессиональных
4.
Присуждение одному из
5.
Присуждение одному из
III. Основы морали семейно-брачных отношений
Мораль (лат. moralis - касающийся нравов) - один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Существует точка зрения о физических основах морали, мораль объективна, представляет собой совокупность неизменных законов Природы, соблюдение которых способствует развитию высшего сознания, а их нарушение вызывает падение жизненной энергии и деградацию человека. Однако данное мнение далеко не бесспорно и практически безосновательно.
Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.
Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени - в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции [18, с. 135].
Каждая семья является малой социальной группой, которая складывается на основе глубоко интимных и доверительных отношений между супругами, родителями и детьми. Ее социальная активность, структура, этическая атмосфера зависит не только от общих условий и закономерностей, но и от тех специфических обстоятельств, в которых семья формируется, живет и функционирует. Среди этих обстоятельств - уровень образования и культура членов семьи, материальное положение, традиции и ценности, которых они придерживаются и на которые ориентируются в своих жизненных планах, место жительства, социальная принадлежность семьи, нравственные убеждения супругов, от которых во многом зависит способность семьи к консолидации и объединению. Все эти обстоятельства неизбежно накладывают отпечаток на характер отношений в семье, определяют конкретную специфику семейных отношений.
В.А. Малахов выделяет экономические, правовые и нравственные основы брачно-семейных отношений. Он пишет: «Единство любви, дружбы, долга, ответственности, супружеской верности, уважения мужского и женского достоинства составляют нравственную основу брачно-семейных отношений и играют важную роль в сохранении и укреплении семьи на протяжении всей жизни супругов» [14, с. 112]. Взаимная любовь, взаимопонимание, ответственность, доверие, постоянный взаимоуважение - гаранты длительности и устойчивости семейных отношений. Семейное счастье - не дар богов и не судьба, оно создается совместными усилиями всех членов семьи, и, прежде всего, супруги, и требует не только любви (любовь), но и дисциплины, способности находить компромиссы, развитого чувства семейного обязанность связи. Следует помнить, что семейная жизнь - это постоянное самовоспитание и самосовершенствование каждого участника семейного коллектива. Поэтому моральная ценность семьи заключается в том, что «в ней удовлетворяются разнообразные потребности человека: в дружбе, любви, заботе, материнстве, отцовстве, разностороннем общении т.д.» [7, с. 44].
Семья является одним из главных социальных институтов социализации индивида. В ней формируется система общественных и групповых ценностей, передается социальный опыт, закладываются основы индивидуальности, уникальности личности. В семейной микросреде производятся представления человека об отношениях между мужчиной и женщиной, между поколениями (родителей и детей), формируются общественные и личностные идеалы, усваиваются моральные нормы, оценки и принципы, этикетные образцы поведения. В.П. Покась пишет: «Нравственные отношения в семье, основанные на любви, духовной близости и отзывчивости, заботе, ответственности, семейному долгу, взаимном уважении, является предпосылкой сохранения и укрепления морального климата в обществе» [18, с. 45]. Ущерба семье наносят такие морально-психологические свойства личности, как «эгоцентризм, грубость, иждивенчество, алкоголизм и тому подобное. Итак, нравственная ценность товарищеских, дружеских, любовных, брачно-семейных отношений заключается в том, что реализованные в них нравственные идеалы, принципы, требования духовно возвеличивают личность и укрепляют моральный потенциал общества» [18, с. 45].
Итак, личностные, в том числе и моральные, качества супругов определяют лицо семьи и специфику реализации присущих ей функций. Однако, при этом особую важность приобретает нравственность членов семьи при выполнении различных функций семьи, например, таких как: хозяйственно-бытовая, воспитательная, общения, организация культурного досуга.
Хозяйственно-бытовая функция требует от супругов ведение общего хозяйства, участия в экономической жизни общества. На первый план в такой деятельности выступают моральные качества: трудолюбие, инициативность, желание помочь другому, умение взять на себя ответственность, честность. Такие черты требуются как в ходе общественного производства, так и в кругу семьи. Чуткость партнеров по браку в ходе ведения домашнего хозяйства, желание оказать помощь друг другу играют немаловажную роль в сохранении теплых отношений между супругами, а значит и в укреплении семьи.
Трудолюбие супругов на работе влияет на общее благосостояние в семье: чем лучше человек работает, тем более она получает прибыли, и тем больше доход в семье. Именно в семье обсуждаются вопросы участия того или иного ее члена в сфере общественного производства, при этом учитываются все возможные преграды, оцениваются резервы семьи, ее физические и психологические возможности. В ходе таких обсуждений выявляется забота о членах семьи, чувство долга перед ней, высшими превыше всего становятся нравственные мотивы поведения. В кризисных семьях наоборот - необходимость работать, приносить достаток в семью вызывает чувство неудовлетворенности, разоблачается эгоизм.
Информация о работе Морально-правовой аспект брака и семьи в Украине