Правовые аспекты исполнения муниципального контракта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 06:46, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время существует очень много проблем, связанных с поставками товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Это, нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов – открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты муниципального контракта 7
1.1. Правовое регулирование и понятие муниципального контракта 7
1.2. Характеристика структуры муниципального контракта 15
Глава 2. Обеспечение исполнения обязательств сторонами муниципального контракта 31
2.1. Ответственность сторон и прекращение муниципального контракта 31
2.2. Особенности составления муниципального контракта по видам закупок (подряд, поставка, услуги) 37
2.3. Совершенствование правового регулирования контрактов в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд 60
Глава 3. Предложения по совершенствованию заключения муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74
3.1. Анализ заключенных муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74
3.2. Проблемы размещения и реализации муниципальных контрактов и пути их решения в Березовском районе ХМАО 84
Заключение 89
Список использованных источников 91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Правовые аспекты исполнения муниципального контракта.doc

— 578.00 Кб (Скачать)


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему «Правовые аспекты исполнения муниципального контракта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оглавление

Введение 4

Глава 1. Теоретические аспекты муниципального контракта 7

1.1. Правовое регулирование и понятие муниципального контракта 7

1.2. Характеристика структуры муниципального контракта 15

Глава 2. Обеспечение исполнения обязательств сторонами муниципального контракта 31

2.1. Ответственность сторон  и прекращение муниципального контракта 31

2.2. Особенности составления муниципального контракта по видам закупок (подряд, поставка, услуги) 37

2.3. Совершенствование правового регулирования контрактов в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд 60

Глава 3. Предложения по совершенствованию заключения муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74

3.1. Анализ заключенных  муниципальных контрактов в Березовском  районе ХМАО  74

3.2. Проблемы размещения и реализации муниципальных контрактов и пути их решения в Березовском районе ХМАО 84

Заключение 89

Список использованных источников 91

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время существует очень много проблем, связанных с поставками товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Это, нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов – открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса.

По данным Госкомстата, за год федеральными органами проводится около 40 тысяч конкурсов на поставки различной продукции. Но лишь 9% закупок осуществлялись на конкурсной основе, остальные 91% закупок осуществлены неконкурентными методами.

С принятием Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» у заказчиков остается все меньше возможностей решать вопрос о размещении заказов не конкурентными способами, в связи с чем все больше проводится торгов и запросов котировок, заключается государственных и муниципальных контрактов.

Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что роль муниципального заказа достаточно велика: с его помощью реализуются общественные потребности, проводится в жизнь любая приоритетная политика муниципальных образований.

Муниципальные контракты получили широкое распространение в странах с высокоразвитой рыночной экономикой. В государствах с переходной экономикой доля государственных закупок в национальном бюджете составляет 50%.

Формирование и размещение муниципального контракта относятся к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные  учреждения могут выступать заказчиками  на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета.

Проблемам изучения эффективных  методов использования бюджетных  средств, качественного заключения и контроля за исполнением контрактов, выявления признаков муниципального контракта, в том числе, изучению его структуры в целях наиболее полного удовлетворения общественных нужд, посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых.

При написании работы были использованы, нормативные акты и комментарии к ним, научные труды ученых-специалистов в области составления и исполнения муниципальных контрактов: Белова Е.В., Борисова А.Н., Краева Н.А. и др., материалы правоприменительной практики.

Цель дипломной работы – исследовать правовые аспекты составления и исполнения муниципального контракта.

Согласно поставленной цели, в работе решаются следующие  задачи:

1) проанализировать правовое регулирование и понятие муниципального контракта;

2) изучить структуру муниципального контракта;

3) обосновать порядок обеспечения исполнения обязательств сторонами муниципального контракта

4) рассмотреть совершенствование правового регулирования контрактов в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Объектом исследования – муниципальный контракт.

Предмет – отношения, возникающие в процессе правового регулирования размещения и реализации муниципальных контрактов муниципального образования.

Методы исследования – в работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, системно-правовой, системный анализ изучаемых явлений и результатов, а также общенаучные методы и приемы как анализ и синтез, метод сравнения и др.

Научная новизна исследования выражена в том, что представляет собой комплексное исследование проблем правового регулирования, экономической деятельности и формирования муниципальных контрактов в муниципальных образованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. теоретические аспекты муниципального контракта

 

1.1. Правовое регулирование и понятие муниципального контракта

 

Законодательство Российской Федерации о федеральной контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, проведением процедур отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнением контрактов, мониторингом, надзором, контролем и аудитом за осуществлением закупок.

Заключение муниципального контракта регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», но необходимо отметить, что 20 июня 2012 в нижней палате государственной думы, в первом чтении был принят проект ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» №68702-6, в случае принятия во втором чтении закона о ФКС утратившим силу автоматически будет признан ныне действующий 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Отметим, что проект ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» Он определяет правовую основу формирования федеральной контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно – закупки, федеральная контрактная система), принципы, этапы и круг ее участников, способы закупок и условия их применения.

Проект ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, проведением процедур отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения муниципальных нужд, исполнением контрактов, мониторингом, надзором, контролем и аудитом за соблюдением требований закона в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

В части 1 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ муниципальный контракт определялся как договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд1.

Существует несколько определений  понятия муниципального контракта, которые дают различные нормативно-правовые источники.

Так, согласно Проекту ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» муниципальный контракт – договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд, а  также гражданско-правовой договор, заключенный в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом и иными федеральными законами2.

Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

ГК РФ содержит несколько  иное определение муниципального контракта, характеризующее его в большей  степени с гражданско-правовой позиции.

Так, ст. 526 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым  под государственным или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров3.

Муниципальный контракт – договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд4.

По нашему мнению, определение контракта, содержащееся в ГК, несколько неполно отражает сущность понятия, поскольку предметом контракта, помимо товаров, в соответствии с ФЗ № 94 также выступают услуги и работы.

Нами сформулировано следующее определение муниципального контракта: муниципальный контракт – это общая правовая форма, обособленная группа для различных гражданских договоров, заключенных заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Несмотря на существующие трактовки, ни одно из определений в  полной мере не объясняет сущность контракта, только в совокупности они  формируют полноценное понятие.

Наибольшее число ученых рассматривают муниципальный контракт с точки зрения административного права.

В частности, А.В. Демин  под административным договором  понимает управленческое соглашение не менее двух субъектов административного  права, заключенное на основе норм административного  права в публичных целях, опосредующее горизонтальные (координационные) управленческие отношения, правовой режим которого содержит административно-правовые элементы, выходящие за рамки частного права. Главными аргументами, приводимыми в подтверждение административной природы муниципальных контрактов, учеными приводятся, как правило, «цели публичной службы», неодинаковое положение контрагентов («властность одной стороны по отношению к другой»), «условия договора, выходящие за рамки частного права5.

Однако с приведенными выше аргументами сложно согласиться. Во-первых, в отношении особого целевого назначения. Само по себе наличие цели вообще или особой цели в договоре не означает, что данные отношения не могут регулироваться гражданским правом. Например, в ст. ст. 492, 506 ГК РФ прямо указаны цели договора (для предпринимательской деятельности; для личного, семейного, домашнего использования). Если есть гражданско-правовой договор поставки для предпринимательской деятельности, то почему не может быть муниципального контракта для удовлетворения публичных нужд?

Во-вторых, относительно особого положения муниципальных  образований и наличия у них  полномочий прерогативного характера. Как отмечал А.В. Демин: «Государство не может быть поставлено в положение обычного частного лица. Государственный контрагент в административном договоре должен обладать некоторыми преимуществами и прерогативами, вытекающими из его положения субъекта, реализующего общее благо, публичные интересы. Данный субъект вправе воспользоваться своими прерогативами, если того требует разумная забота об общем благе, и вмешаться в договор, даже если такие действия выходят за рамки гражданского права и гражданско-правовые средства не позволяют оперативно и эффективно это сделать»6.

Однако этой же группой  ученых отмечается, что использовать в своей деятельности органам государственной власти и местного самоуправления только императивный метод не всегда эффективно.

Например, А.И. Елистратов отмечал, что в отдельных случаях  использование договора при осуществлении  властвования более целесообразно, чем принудительный нажим, поскольку позволяет экономить материальные и финансовые средства.

В качестве примера он приводит договоры на поставку (подряд) для государственных нужд. А.В. Демин  замечал: «Специфика целей административно-правового регулирования состоит в необходимости, с одной стороны, реализовывать общее благо, общегосударственные интересы, а с другой - обеспечить защиту и реализацию частных интересов. Причем если ранее безусловный приоритет отдавался первым, то в настоящее время необходимо говорить об определенном паритете, балансе публичных и частных целей и интересов. Поскольку договор всегда означает некоторый компромисс, волесогласование, достижение консенсуса, то договорное регулирование может служить наиболее приемлемым способом снятия противоречий между публичными и частными интересами»7.

Информация о работе Правовые аспекты исполнения муниципального контракта