Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 06:46, дипломная работа
В настоящее время существует очень много проблем, связанных с поставками товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Это, нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов – открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты муниципального контракта 7
1.1. Правовое регулирование и понятие муниципального контракта 7
1.2. Характеристика структуры муниципального контракта 15
Глава 2. Обеспечение исполнения обязательств сторонами муниципального контракта 31
2.1. Ответственность сторон и прекращение муниципального контракта 31
2.2. Особенности составления муниципального контракта по видам закупок (подряд, поставка, услуги) 37
2.3. Совершенствование правового регулирования контрактов в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд 60
Глава 3. Предложения по совершенствованию заключения муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74
3.1. Анализ заключенных муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74
3.2. Проблемы размещения и реализации муниципальных контрактов и пути их решения в Березовском районе ХМАО 84
Заключение 89
Список использованных источников 91
на тему «Правовые аспекты исполнения муниципального контракта»
оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты муниципального контракта 7
1.1. Правовое регулирование и понятие муниципального контракта 7
1.2. Характеристика структуры муниципального контракта 15
Глава 2. Обеспечение исполнения обязательств сторонами муниципального контракта 31
2.1. Ответственность сторон и прекращение муниципального контракта 31
2.2. Особенности составления муниципального контракта по видам закупок (подряд, поставка, услуги) 37
2.3. Совершенствование правового регулирования контрактов в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд 60
Глава 3. Предложения по совершенствованию заключения муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74
3.1. Анализ заключенных
муниципальных контрактов в
3.2. Проблемы размещения и реализации муниципальных контрактов и пути их решения в Березовском районе ХМАО 84
Заключение 89
Список использованных источников 91
Введение
В настоящее время существует очень много проблем, связанных с поставками товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Это, нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов – открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса.
По данным Госкомстата, за год федеральными органами проводится около 40 тысяч конкурсов на поставки различной продукции. Но лишь 9% закупок осуществлялись на конкурсной основе, остальные 91% закупок осуществлены неконкурентными методами.
С принятием Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» у заказчиков остается все меньше возможностей решать вопрос о размещении заказов не конкурентными способами, в связи с чем все больше проводится торгов и запросов котировок, заключается государственных и муниципальных контрактов.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что роль муниципального заказа достаточно велика: с его помощью реализуются общественные потребности, проводится в жизнь любая приоритетная политика муниципальных образований.
Муниципальные контракты получили широкое распространение в странах с высокоразвитой рыночной экономикой. В государствах с переходной экономикой доля государственных закупок в национальном бюджете составляет 50%.
Формирование и размещение муниципального контракта относятся к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета.
Проблемам изучения эффективных
методов использования
При написании работы были использованы, нормативные акты и комментарии к ним, научные труды ученых-специалистов в области составления и исполнения муниципальных контрактов: Белова Е.В., Борисова А.Н., Краева Н.А. и др., материалы правоприменительной практики.
Цель дипломной работы – исследовать правовые аспекты составления и исполнения муниципального контракта.
Согласно поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
1) проанализировать правовое регулирование и понятие муниципального контракта;
2) изучить структуру муниципального контракта;
3) обосновать порядок обеспечения исполнения обязательств сторонами муниципального контракта
4) рассмотреть совершенствование правового регулирования контрактов в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Объектом исследования – муниципальный контракт.
Предмет – отношения, возникающие в процессе правового регулирования размещения и реализации муниципальных контрактов муниципального образования.
Методы исследования – в работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, системно-правовой, системный анализ изучаемых явлений и результатов, а также общенаучные методы и приемы как анализ и синтез, метод сравнения и др.
Научная новизна исследования
выражена в том, что представляет
собой комплексное исследование
проблем правового регулировани
Глава 1. теоретические аспекты муниципального контракта
1.1. Правовое регулирование и понятие муниципального контракта
Законодательство Российской Федерации о федеральной контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, проведением процедур отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнением контрактов, мониторингом, надзором, контролем и аудитом за осуществлением закупок.
Заключение муниципального контракта регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», но необходимо отметить, что 20 июня 2012 в нижней палате государственной думы, в первом чтении был принят проект ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» №68702-6, в случае принятия во втором чтении закона о ФКС утратившим силу автоматически будет признан ныне действующий 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Отметим, что проект ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» Он определяет правовую основу формирования федеральной контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно – закупки, федеральная контрактная система), принципы, этапы и круг ее участников, способы закупок и условия их применения.
Проект ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, проведением процедур отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения муниципальных нужд, исполнением контрактов, мониторингом, надзором, контролем и аудитом за соблюдением требований закона в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
В части 1 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ муниципальный контракт определялся как договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд1.
Существует несколько
Так, согласно Проекту ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» муниципальный контракт – договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд, а также гражданско-правовой договор, заключенный в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом и иными федеральными законами2.
Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.
ГК РФ содержит несколько иное определение муниципального контракта, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции.
Так, ст. 526 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым под государственным или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров3.
Муниципальный контракт – договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд4.
По нашему мнению, определение контракта, содержащееся в ГК, несколько неполно отражает сущность понятия, поскольку предметом контракта, помимо товаров, в соответствии с ФЗ № 94 также выступают услуги и работы.
Нами сформулировано
следующее определение
Несмотря на существующие трактовки, ни одно из определений в полной мере не объясняет сущность контракта, только в совокупности они формируют полноценное понятие.
Наибольшее число ученых
рассматривают муниципальный
В частности, А.В. Демин под административным договором понимает управленческое соглашение не менее двух субъектов административного права, заключенное на основе норм административного права в публичных целях, опосредующее горизонтальные (координационные) управленческие отношения, правовой режим которого содержит административно-правовые элементы, выходящие за рамки частного права. Главными аргументами, приводимыми в подтверждение административной природы муниципальных контрактов, учеными приводятся, как правило, «цели публичной службы», неодинаковое положение контрагентов («властность одной стороны по отношению к другой»), «условия договора, выходящие за рамки частного права5.
Однако с приведенными выше аргументами сложно согласиться. Во-первых, в отношении особого целевого назначения. Само по себе наличие цели вообще или особой цели в договоре не означает, что данные отношения не могут регулироваться гражданским правом. Например, в ст. ст. 492, 506 ГК РФ прямо указаны цели договора (для предпринимательской деятельности; для личного, семейного, домашнего использования). Если есть гражданско-правовой договор поставки для предпринимательской деятельности, то почему не может быть муниципального контракта для удовлетворения публичных нужд?
Во-вторых, относительно
особого положения
Однако этой же группой ученых отмечается, что использовать в своей деятельности органам государственной власти и местного самоуправления только императивный метод не всегда эффективно.
Например, А.И. Елистратов отмечал, что в отдельных случаях использование договора при осуществлении властвования более целесообразно, чем принудительный нажим, поскольку позволяет экономить материальные и финансовые средства.
В качестве примера он приводит договоры на поставку (подряд) для государственных нужд. А.В. Демин замечал: «Специфика целей административно-правового регулирования состоит в необходимости, с одной стороны, реализовывать общее благо, общегосударственные интересы, а с другой - обеспечить защиту и реализацию частных интересов. Причем если ранее безусловный приоритет отдавался первым, то в настоящее время необходимо говорить об определенном паритете, балансе публичных и частных целей и интересов. Поскольку договор всегда означает некоторый компромисс, волесогласование, достижение консенсуса, то договорное регулирование может служить наиболее приемлемым способом снятия противоречий между публичными и частными интересами»7.
Информация о работе Правовые аспекты исполнения муниципального контракта