Правовые аспекты исполнения муниципального контракта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 06:46, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время существует очень много проблем, связанных с поставками товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Это, нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов – открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты муниципального контракта 7
1.1. Правовое регулирование и понятие муниципального контракта 7
1.2. Характеристика структуры муниципального контракта 15
Глава 2. Обеспечение исполнения обязательств сторонами муниципального контракта 31
2.1. Ответственность сторон и прекращение муниципального контракта 31
2.2. Особенности составления муниципального контракта по видам закупок (подряд, поставка, услуги) 37
2.3. Совершенствование правового регулирования контрактов в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд 60
Глава 3. Предложения по совершенствованию заключения муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74
3.1. Анализ заключенных муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74
3.2. Проблемы размещения и реализации муниципальных контрактов и пути их решения в Березовском районе ХМАО 84
Заключение 89
Список использованных источников 91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Правовые аспекты исполнения муниципального контракта.doc

— 578.00 Кб (Скачать)

Если заказчик нарушит  требования о принятии товара, его можно обязать исполнить свои обязанности, т.е. принять товар в принудительном порядке, и возместить стоимость товара, а также возместить расходы поставщика на ответственное хранение товара за все время его нахождения у поставщика сверх времени, предусмотренного контрактом. Поставщик также может потребовать расторжения контракта и возмещения убытков.

Общие нормы обязательственного права  устанавливают, что должник вправе осуществить исполнение досрочно, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства либо не вытекает из его существа. Исключение составляют обязательства, связанные с предпринимательской деятельностью. Следовательно, если поставщик является субъектом предпринимательской деятельности, настаивать на досрочной приемке товара заказчиком он может лишь в случае, если возможность досрочной поставки предусмотрена контрактом. В противном случае муниципальный заказчик имеет право отказаться от досрочной приемки и принимать товар в сроки, указанные в контракте.

С учетом перечисленных выше условий  основной обязанностью поставщика по контракту на поставку товара является именно передача товара заказчику как  таковая. Передача поставщиком закупаемого  товара заказчику является исполнением  контракта на поставку. Следует иметь в виду, что моментом исполнения поставщиком своей обязанности по передаче товара может быть не только непосредственная передача (отгрузка) товара при доставке в адрес заказчика (или указанный им иной адрес) или предоставление товара в распоряжение заказчика при самовывозе, но также и сдача товара перевозчику или организации связи.

В первых двух случаях датой исполнения обязательства поставщика по передаче товара должна признаваться дата подписания акта сдачи-приемки и (или) накладной, а в последнем – дата соответствующего документа, подтверждающего принятие товара перевозчиком или организацией связи с целью доставки принятого товара заказчику. Дата передачи товара, проставленная в документах, важна не только для правильного определения, соблюдены ли указанные в контракте сроки передачи товара, но и для определения перехода права собственности на товар и риска случайной гибели или повреждения товара.

По общему правилу, установленному ГК РФ, риск случайной гибели или  повреждения имущества несет его собственник (ст. 211 ГК РФ). Поскольку норма ст. 211 является диспозитивной, контрактом может быть предусмотрено, что момент перехода рисков и момент перехода права собственности не совпадают во времени. Например, контракт может содержать условие о том, что риски переходят в момент поставки (передачи) товара заказчику, в то время как право собственности переходит лишь после полной оплаты товара заказчиком34.

2) Муниципальный контракт на выполнение работ

По муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить или обеспечить их оплату. К муниципальному контракту на выполнение работ, как и к муниципальному контракту на поставку товаров, применяются общие нормы ГК РФ о договоре подряда и нормы о подрядных работах для муниципальных нужд (§ 5 ГК РФ).

Целью муниципального контракта на выполнение работ является приобретение муниципальным заказчиком права  собственности или ограниченного  вещного права на определенное необходимое  ему имущество (которое подрядчику надлежит создать) либо переработка (исправление, ремонт) имущества, принадлежащего заказчику на законных правах35.

Существенным условием муниципального контракта является не только предмет  контракта (выполнение подрядчиком  определенных работ), но и условие о сроках начала и окончания выполнения работ. Без указания таких условий муниципальный контракт считается незаключенным.

Контрактом также могут быть предусмотрены сроки выполнения (завершения) отдельных этапов работ (промежуточные сроки), которые с момента включения их в контракт приобретают силу существенных условий и становятся обязательными для выполнения (ст. 708 ГК РФ). Если сторонами муниципального контракта установлены лишь начальный и конечный сроки выполнения работ, имеет смысл прописать такие сроки непосредственно в тексте контракта. Если сторонами выделяются отдельные этапы производства работ подрядчиком и устанавливаются сроки их сдачи-приемки, целесообразно зафиксировать их в графике выполнения работ, сделав такой график приложением к муниципальному контракту. Особенно актуально такое оформление контракта при заключении муниципального контракта на выполнение строительных работ.

При нарушении условий о сроках подрядчик несет ответственность  не только за убытки заказчика, вызванные  просрочкой, но и за последствия наступившей случайно во время просрочки невозможности исполнения (п. 1 ст. 405 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 405 ГК РФ заказчик имеет право отказаться от принятия результата работ и требовать возмещения убытков в случае, если в результате просрочки подрядчика исполнение им контракта утратило для заказчика интерес36.

С условием о сроках непосредственно  связаны правила о переходе рисков случайной гибели или повреждения  результата работ. Такие риски несет  подрядчик вплоть до момента приемки результата работ заказчиком. Если при выполнении строительных работ данное условие не может быть изменено контрактом, то при производстве всех остальных подрядных работ оно может быть изменено соглашением сторон, так как норма является диспозитивной.

Так же, как и в контракте на поставку, цена работ, в муниципальном контракте является существенным условием, несмотря на то, что общие нормы ГК РФ о подряде не относят условие о цене к таковым. Более того, в случае заключения муниципального контракта на выполнение строительных работ неотъемлемой частью муниципального контракта должна являться смета (п. 1 ст. 743 ГК РФ), обосновывающая цену контракта и составленная по сметным расценкам (нормативам), установленным ответственным за их утверждение федеральным органом.

Особенностью подрядной сделки является то, что согласно ГК РФ существуют два вида цен (смет) – приблизительная  и твердая, т.е. не подлежащая изменению. Твердая цена (смета) презюмируется  Гражданским кодексом (п. 4 ст. 709). Следовательно, цена является твердой, и подрядчик не может настаивать на ее изменении, ссылаясь, к примеру, на изменение цен на используемые при производстве работ материалы, если такая возможность прямо не установлена муниципальным контрактом. Как отмечалось, Федеральный закон № 94-ФЗ позволяет изменять цену лишь в строго оговоренных в Законе случаях, поэтому стороны муниципального контракта должны исходить из того, что цена муниципального контракта может быть только твердой (что подтверждается ч. 4.1 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ), и подрядчик, принимая участие в торгах, заведомо берет на себя риски изменения цен.

Также Гражданским кодексом (ст. 710) презюмируется, что в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались  при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ. При этом во втором пункте указанной статьи ГК РФ допускается распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами. Однако для того чтобы норма п. 2 ст. 710 ГК РФ действовала, в муниципальном контракте должно быть указано, в какой именно пропорции экономия подрядчика распределяется между сторонами. В противном случае вся сумма экономии подрядчика по праву будет принадлежать последнему, за исключением изъятий, установленных ГК РФ37.

По общему правилу  к обязанностям заказчика по контракту  на выполнение работ относится лишь принятие работы подрядчика и ее оплата. Данный вывод подтверждается и п. 1 ст. 704 ГК РФ, согласно которому подрядные работы выполняются иждивением подрядчика, т.е. из его материалов, его силами и средствам, если иное не предусмотрено контрактом.

Таким образом, если в  контракте на заказчика не возложена  обязанность по обеспечению работ  материалами, то подрядчик, обязан сам обеспечить выполняемые работы сырьем, строительными материалами, изделиями и конструкциями, инженерным и технологическим оборудованием, если таковые потребуется, на весь срок действия контракта.

При этом на подрядчика будет  распространяться такая же ответственность за качество используемых материалов, какая наступает при нарушении условий о качестве товара у поставщика (см. выше), а в случае неустранимых недостатков материалов, либо таких, которые не могли быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо любых недостатков, выявленных неоднократно, либо проявившихся вновь после их устранения заказчик может отказаться от исполнения контракта и потребовать возврата уплаченной суммы или замены недоброкачественных материалов. Причем ответственность за некачественные материалы подрядчик несет даже при отсутствии его вины.

Не лишним будет предусмотреть  в контракте возможность заказчика  не только потребовать соответствующие  сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество закупаемых подрядчиком материалов, но и предоставления подрядчиком по требованию заказчика образцов материалов для проведения испытаний и оценки их качества. При выполнении строительных и (или) отделочных работ контрактом также может быть предусмотрена обязанность подрядчика предварительно согласовывать используемые им материалы с заказчиком.

Если предоставление материалов и оборудования все-таки возлагается по контракту на заказчика, подрядчик все равно несет  ответственность за качество выполняемой им с использованием таких материалов работы, если только не докажет, что предоставленные заказчиком материалы были ненадлежащего качества и это не могло быть обнаружено подрядчиком при приемке в работу предоставленных материалов (сырья, оборудования). Предоставленные заказчиком материалы подрядчик должен использовать экономно и расчетливо, а после завершения работ направить заказчику отчет об израсходованных материалах и возвратить образовавшийся остаток (п. 1 ст. 713 ГК РФ).

Немаловажным является вопрос доставки, разгрузки, складирования и хранения используемых при выполнении работ сырья, материалов, оборудования. Подобные условия в контракте актуальны при выполнении подрядчиком строительных или ремонтных работ. Опять же, если иное не предусмотрено контрактом, перечисленные обязанности автоматически возлагаются на подрядчика в силу указания ГК РФ. Если вопросы доставки и разгрузки подрядчик вполне может решить самостоятельно и перечисление этих действий в контракте в качестве его обязанности является лишь дополнительной мерой, то вопросы складирования и хранения должны быть согласованы с заказчиком, и в контракте следует указать порядок их решения.

Как отмечалось, такие  вопросы возникают при выполнении подрядчиком строительных или ремонтных  работ, а следовательно, при ведении работ на территории заказчика. При выполнении строительных работ, а именно капитального строительства, на заказчика, помимо основных обязательств по приемке и оплате работ, возлагается также обязанность по передаче подрядчику в надлежащий срок и в надлежащем состоянии строительной площадки (предоставлении земельного участка под строительство). В этом случае контрактом должно быть предусмотрено, на какую из сторон контракта возлагается обязанность по охране строительной площадки в целом и объекта капительного строительства, в частности. Как правило, строительная площадка передается подрядчику полностью, указанные обязанности возлагаются на подрядчика, и тогда подрядчик имеет возможность самостоятельно определять места складирования материалов, не нарушая при этом требований экологического законодательства38.

Значительно сложнее, когда  подрядчику надлежит произвести ремонтные  работы. В этом случае в контракте  целесообразно предусмотреть, как  и в случае с поставкой, обязанность  заказчика по подготовке к определенному сроку мест для складирования материалов подрядчика.

Как при самостоятельном  приобретении подрядчиком материалов для выполнения работ, так и при  предоставлении таких материалов заказчиком, подрядчик несет ответственность  за сохранность материалов, сырья, оборудования (ст. 714 ГК РФ). Однако порядок хранения подрядчиком материалов не указан в ГК РФ, поэтому имеет смысл более детально прописать в муниципальном контракте, за что и в какой степени подрядчик несет ответственность при хранении и какие нормы и требования обязан при этом соблюдать, например: принимать обязательные противопожарные, санитарные и иные меры предосторожности; соблюдать необходимый температурный режим и др.

Непосредственно с вопросом сохранности материалов (оборудования) связан вопрос страхования объекта строительства (ремонта). Статья 742 ГК РФ предусматривает возможность возложить на одну из сторон контракта обязанность застраховать риски случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при строительстве вреда другим лицам. Как правило, такая обязанность возлагается на ту сторону, на которой лежат упомянутые риски, то есть на подрядчика39.

При внесении в текст  муниципального контракта условия  о страховании следует учитывать  ряд вопросов, в связи с которыми могут возникнуть спорные ситуации.

Прежде всего необходимо указывать в контракте, какие  именно из перечисленных рисков должны быть предметом договора со страховой организацией.

Помимо этого, в контракте  рекомендуется указывать: минимальный  размер страховой суммы, с учетом которого обязанной стороной должен быть заключен договор страхования; основные требования к страховщику; условия выбора страховой компании, а также сторону, являющуюся выгодоприобретателем по договору страхования (в чью пользу должен заключаться такой договор).

Поскольку страховые  договоры заключаются на годичный срок, при заключении контракта на выполнение работ на срок более одного года следует указать в контракте, что сторона, осуществляющая страхование перечисленных выше рисков, обязана заключать со страховой организацией договор на все время выполнения работ, т.е. возобновлять (пролонгировать) его действие.

Последним, но немаловажным вопросом, касающимся страхования, является вопрос: за чей счет должно производиться страхование (т.е. на какую из сторон возлагается уплата страховой премии и имеет ли право сторона, на которую возложена обязанность по страхованию, требовать от другой стороны возмещения суммы страховой премии)? На сегодняшний день законодательство не устанавливает, за чей счет – заказчика или подрядчика – должна выплачиваться страховая премия страховой организации, полагаем, это должно решаться по соглашению сторон и фиксироваться в муниципальном контракте.

Информация о работе Правовые аспекты исполнения муниципального контракта