Правовые аспекты исполнения муниципального контракта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 06:46, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время существует очень много проблем, связанных с поставками товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Это, нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов – открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты муниципального контракта 7
1.1. Правовое регулирование и понятие муниципального контракта 7
1.2. Характеристика структуры муниципального контракта 15
Глава 2. Обеспечение исполнения обязательств сторонами муниципального контракта 31
2.1. Ответственность сторон и прекращение муниципального контракта 31
2.2. Особенности составления муниципального контракта по видам закупок (подряд, поставка, услуги) 37
2.3. Совершенствование правового регулирования контрактов в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд 60
Глава 3. Предложения по совершенствованию заключения муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74
3.1. Анализ заключенных муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74
3.2. Проблемы размещения и реализации муниципальных контрактов и пути их решения в Березовском районе ХМАО 84
Заключение 89
Список использованных источников 91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Правовые аспекты исполнения муниципального контракта.doc

— 578.00 Кб (Скачать)

Остановимся на некоторых  серьезных вопросах, не урегулированных  законодательством, которые могут  вызвать споры непосредственно  при выполнении подрядчиком работ. К таким вопросам, в частности, относятся: выполнение подрядчиком скрытых работ, вывоз мусора и уборка территории, на которой ведутся работы, взаимодействие сторон во время исполнения муниципального контракта и др.

Желательно предусмотреть  в контракте необходимость подписания сторонами актов промежуточной приемки (испытаний) до закрытия произведенных работ, а также обязанности подрядчика: предупреждать заказчика о предстоящем закрытии работ, приступать к выполнению последующих работ только после письменного разрешения заказчика, а если закрытие работ выполнено без подтверждения заказчика или последний не был информирован об этом, то по его требованию вскрывать любую часть скрытых работ для проверки, после чего восстанавливать.

Целесообразно указать  в муниципальном контракте обязанность  подрядчика производить в процессе производства работ систематическую, а по завершении работ окончательную уборку территории (строительной площадки) от мусора, а также своевременный вывоз принадлежащих ему машин, оборудования, инструментов, инвентаря, материалов и возведенных им временных сооружений40.

В целях оперативного решения вопросов, связанных с  выполнением работ по контракту, имеет смысл указать структурные  подразделения и контактных лиц, которые в пределах предоставленных  им полномочий будут осуществлять взаимодействие с другой стороной контракта, а также частоту созываемых для этого совещаний.

При производстве работ, подлежащих согласованию с уполномоченными  органами и (или) городскими службами, в контракте следует предусмотреть, на какую из сторон возлагается обязанность по получению всех необходимых согласований.

По общему правилу  подрядчик имеет право привлекать для выполнения работ субподрядчика (субподрядчиков). В этом случае на него распространяются нормы ст. 706 ГК РФ о генеральном подрядчике и субподрядчике.

Запрет на привлечение  субподрядчиков подрядчиком может  быть установлен лишь контрактом, причем двумя способами: посредством прямого  указания на такой запрет в тексте контракта либо посредством указания на то, что все работы по муниципальному контракту подрядчик обязан выполнить лично.

Необходимость согласования подрядчиком кандидатуры субподрядчика  с заказчиком должна быть также предусмотрена  муниципальным контрактом. В противном  случае подрядчик будет иметь  право выбирать и привлекать субподрядчиков для выполнения работ по контракту по своему усмотрению.

По общему правилу  подрядчик (генеральный подрядчик) несет ответственность за действия (бездействие) субподрядчиков перед  заказчиком и заказчика перед  привлеченными субподрядчиками. Если заказчик пожелает иметь возможность напрямую предъявлять претензии к субподрядчику (субподрядчикам), такая возможность должна быть предусмотрена в муниципальном контракте.

Указанное также относится  к возможности произведения оплаты заказчиком напрямую субподрядчику. Причем в этом случае в муниципальном контракте следует не только предусмотреть такую возможность, но и указать самого субподрядчика (субподрядчиков), т.е. подрядчик еще при подаче заявки на торги должен указать, кого из субподрядчиков он планирует привлекать для выполнения работ по контракту.

Брагинский М.И. отмечает, что в контракт «может оказаться целесообразным включить условие, по которому заказчик приобретает право в случаях, когда генеральный подрядчик не рассчитывается своевременно с субподрядчиками, удержать соответствующую сумму из того, что причитается ему в силу договора генерального подряда. Подобная мера обеспечивает вполне понятный интерес заказчика к достижению результата работы в целом, а значит, и в отдельных частях, которые связаны с исполнением обязательств субподрядчиками. Таким образом, необходимость своевременно рассчитаться с привлеченными субподрядчиками становится для генерального подрядчика обязанностью и перед заказчиком. Она вытекает из более общей обязанности генерального подрядчика организовать рабочий процесс и, в частности, его непрерывность»41.

Согласно ст. 726 ГК РФ подрядчик  обязан передать заказчику информацию вместе с результатом работ. Желательно конкретизировать, какую именно информацию обязан предоставить подрядчик. К такой  информации может относиться информация о порядке эксплуатации результата работ, его полезных свойствах, мерах предосторожности и др.

С учетом специфики сделок, предметом которых является выполнение работ, контрактом может быть также  предусмотрена обязанность заказчика  предоставить подрядчику информацию, необходимую ему для дальнейшего производства работ.

В этом случае не лишним будет предусмотреть обязанность  подрядчика не сообщать полученную от заказчика информацию третьим лицам  без предварительного письменного  согласия последнего, а также порядок и условия ее использования.

В соответствии со ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком  работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым контрактом.

Если такие требования в нем отсутствуют либо соответствующие  договорные условия являются неполными и по этому поводу возникают расхождения между сторонами, необходимо руководствоваться лишь требованиями, которые обычно предъявляются к работам соответствующего рода.

Прежде всего, обязательными  являются требования к работе, которые  предусмотрены законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке. При выполнении проектно-изыскательских и строительных работ в целях соблюдения требований к качеству результата работ подрядчик также должен руководствоваться Строительными нормами и правилами. Для проверки качества выполненных подрядчиком работ целесообразно возложить на подрядчика обязанность произвести в присутствии заказчика необходимые испытания результата работ до передачи его заказчику.

Диспозитивные нормы  ГК РФ устанавливают срок для предъявления заказчиком претензий подрядчику по качеству результата работ, если такой срок не был установлен контрактом и если не был предусмотрен гарантийный срок. Такой срок составляет пять лет для результата строительных работ и два года для результата всех остальных работ, не относящихся к строительным (ст. 756 и п. 2 ст. 724 соответственно). Согласно п. 2 ст. 722 ГК РФ гарантия качества результата работы распространяется на все, составляющее результат работы. Исключения из этого правила должны быть специально оговорены в тексте муниципального контракта.

Гарантийный срок, предусмотренный  сторонами в контракте, начинается (если иное не предусмотрено условиями  контракта) с момента принятия заказчиком результата работы, в случае просрочки  в приемке по вине заказчика – с того момента, когда результат работ заказчик обязан был принять по условиям контракта.

Однако ст. 724 ГК РФ дает возможность установить в контракте  другой порядок исчисления гарантийного срока. Так, контрактом может быть предусмотрено, что гарантийный срок продлевается на то время, в течение которого заказчик по каким-либо зависящим от подрядчика обстоятельствам не мог пользоваться результатом работы.

Также контрактом может  быть установлено, что гарантийный  срок при замене результата работы может быть удлинен или сокращен либо что в случае замены результата работ (его части) подрядчиком на замененный результат устанавливается гарантийный срок такой же продолжительности, какой был до замены, и исчисляться этот срок должен с момента замены.

При нарушении подрядчиком  условий о качестве выполненной  работы заказчик имеет право по своему выбору потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, соразмерного уменьшения цены, установленной  за работу, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков, т.е. привлечения третьих лиц для устранения недостатков работы за счет подрядчика.

Следует учитывать, что  прибегнуть к последней мере заказчик может лишь в том случае, если такое право прямо установлено  контрактом. Однако даже при указании на такую возможность в контракте остается открытым вопрос, может ли заказчик привлечь любое третье лицо для исправления недостатков работ по своему выбору.

Полагаем, пока этот вопрос не урегулирован законодательством, заказчику следует по аналогии руководствоваться нормами Федерального закона № 94-ФЗ и выбирать для указанных целей подрядчика, занявшего второе место на торгах42.

По общему правилу  заказчик обязан оплатить результат  работы лишь после его окончательной  сдачи при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в установленный муниципальным контрактом срок. Муниципальным контрактом может быть предусмотрен иной порядок оплаты работ. Почти все схемы оплаты работ подробно описаны выше при рассмотрении вопроса оплаты при поставке товара.

Однако при расчетах за выполнение работ можно воспользоваться  еще одной схемой оплаты, которая  применяется при долгосрочном выполнении работ подрядчиком. Речь идет о ежемесячном  подведении итогов выполненных работ, составлении сторонами актов выполненных работ и оплате заказчиком того количества работ, который подрядчик успел выполнить к концу каждого календарного месяца. В этом случае график выполнения работ составляется лишь для контроля заказчиком сроков выполнения работ.

Императивной нормой п. 1 ст. 720 ГК РФ установлена обязанность заказчика не только принять результат работ, но и предварительно осмотреть его.

Однако достаточно жесткие  нормы п. 3 и п. 6 указанной статьи, устанавливающие, что заказчик, принявший  работу без проверки, не может ссылаться на ее недостатки, которые могли быть обнаружены путем визуального осмотра, а также дающие подрядчику право после истечения одного месяца и двукратного предупреждения заказчика о необходимости принять работу продать результат работы, а вырученную сумму за вычетом причитающихся ему платежей перечислить заказчику, могут быть смягчены контрактом, так как являются диспозитивными.

Приемка заказчиком результата работ или их части удостоверяется актом сдачи-приемки работ, подписанным  обеими сторонами.

 Контрактом может  быть предусмотрено, что заказчик  в течение определенного срока  после получения от подрядчика  акта должен проверить соответствие  фактически выполненных работ  заявленным подрядчиком объемам  и либо подписать акт сдачи-приемки  без замечаний, либо представить свои замечания по качеству и (или) объему выполненных работ и подписать его с учетом таких замечаний, либо представить мотивированный отказ от подписания акта43.

Также в контракте  можно указать, что если заказчик не подписывает и не представляет мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки работ в течение указанного срока, то работы считаются выполненными в заявленном подрядчиком объеме и без замечаний.

3) Муниципальный контракт на оказание услуг

Сделкам на оказание услуг  посвящена значительная часть глав ГК РФ: гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг), гл. 40 (перевозка), гл. 48 (страхование) и др.

Учитывая, что основные положения ГК РФ, относящиеся к  контракту на выполнение работ и  рассмотренные выше, применяются  также к контракту на оказание услуг, остановимся лишь на наиболее важных моментах, отличающих контракты на оказание услуг от контрактов на выполнение работ.

Прежде всего, Гражданским  кодексом (ст. 780) презюмируется исполнение контракта лично, без привлечения  третьих лиц. Поэтому если необходимо привлечь субисполнителя по контракту на оказание услуг, такое условие нужно указать в контракте.

Вторым существенным отличием является возможность заказчика  в любое время отказаться от исполнения контракта на оказание услуг, оплатив исполнителю лишь понесенные им расходы. При этом исполнитель не вправе отказаться от исполнения договора, не возместив заказчику понесенных им убытков.

Третьей особенностью контракта  на оказание услуг является то, что  заказчик обязан оплатить фактически не оказанные услуги в полном объеме лишь в том случае, если невозможность их оказания возникла по вине заказчика.

 

 

2.3. Совершенствование правового регулирования контрактов в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд

 

В настоящее время, существующее законодательство не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла муниципальных закупок исполнения муниципальных контрактов. Поэтому, наряду с этим констатируются правовые пробелы в регулировании отдельных закупочных этапов и процессов.

Так, на стадии формирования (планирования) муниципального заказа действует бюджетное законодательство, которое ориентировано на обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств. Не установлены критерии и порядок определения объемных и качественных показателей муниципальных нужд. При этом взаимосвязь бюджетного процесса и планирования муниципальных закупок в целях обеспечения нужд муниципальных образований осуществлена не в полной мере.

В результате, во-первых, отсутствует должная связь между параметрами бюджетных ассигнований, объемными и качественными показателями предоставляемых государственных услуг, с одной стороны, и параметрами государственных контрактов, их результатами, с другой стороны.

Во-вторых, не полностью  используется инвестиционный потенциал муниципального заказа. Реальный сектор экономики не обладает своевременной информацией, агрегированной в номенклатурном, отраслевом, региональном аспектах, по планируемым поставкам товаров, работ и услуг для нужд органов государственной власти и местного самоуправления.

Информация о работе Правовые аспекты исполнения муниципального контракта