Правовые аспекты исполнения муниципального контракта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 06:46, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время существует очень много проблем, связанных с поставками товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Это, нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов – открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты муниципального контракта 7
1.1. Правовое регулирование и понятие муниципального контракта 7
1.2. Характеристика структуры муниципального контракта 15
Глава 2. Обеспечение исполнения обязательств сторонами муниципального контракта 31
2.1. Ответственность сторон и прекращение муниципального контракта 31
2.2. Особенности составления муниципального контракта по видам закупок (подряд, поставка, услуги) 37
2.3. Совершенствование правового регулирования контрактов в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд 60
Глава 3. Предложения по совершенствованию заключения муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74
3.1. Анализ заключенных муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74
3.2. Проблемы размещения и реализации муниципальных контрактов и пути их решения в Березовском районе ХМАО 84
Заключение 89
Список использованных источников 91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Правовые аспекты исполнения муниципального контракта.doc

— 578.00 Кб (Скачать)

 

В данном параграфе дипломной  работы, рассмотрим особенности составления  муниципального контракта по видам  закупок.

1) Муниципальный контракт на поставку товара

По муниципальному контракту  на поставку товаров для муниципальных  нужд поставщик (исполнитель) обязуется  передать товары муниципальному заказчику  либо по его указанию иному лицу, муниципальный заказчик обязуется  обеспечить оплату поставленных товаров. Как было указано выше, к муниципальному контракту на поставку товаров применяются нормы ГК РФ о договоре поставки и общие нормы о купле-продаже.

Цель муниципального контракта на поставку товаров –  приобретение муниципальным заказчиком права собственности или ограниченного вещного права на определенное необходимое ему имущество28.

Предметом муниципального контракта на поставку является товар  – любое имущество, не изъятое  из оборота, обладателем которого может  быть муниципальный заказчик.

Соглашение о предмете контракта – это существенное условие данного вида договоров, его отсутствие делает такой контракт юридически недействующим (незаключенным).

В соответствии с п. 3 ст. 455 ГК РФ условие о товаре (предмете контракта) будет считаться согласованным  в том случае, если контракт позволит определить наименование и количество товара. Поскольку условие о предмете не просто существенное, но и основное в муниципальном контракте на поставку, как правило, оно содержится в первой статье контракта. Если предметом закупки является большое количество однотипных товаров разных наименований, рекомендуется ограничиться указанием общего названия закупаемого товара со ссылкой, что конкретные наименования товара и их количество приводятся в приложении к муниципальном контракту (спецификации).

Большинство ученых не считают  соглашение о цене (стоимости) товара существенным условием договора купли-продажи, обосновывая свою позицию наличием в ГК РФ п. 3 ст. 424, согласно которому в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Однако, учитывая цели проведения муниципальных закупок (осуществления муниципальных заказов) и особенности заключения муниципального контракта, общая стоимость товара в любом случае должна содержаться в тексте контракта, также как цена каждой единицы в контракте или приложении к нему.

К несущественным, но немаловажным условиям муниципального контракта на поставку товаров относятся условия о порядке и сроках оплаты, а также об ассортименте товара, его комплектности, таре (упаковке), порядке и сроках доставки и передачи, качестве и др29.

Для начала остановимся  на последнем из перечисленных условий, а именно – условии о качестве поставляемого товара. Как ни странно, данное условие вызывает наибольшие трудности при написании договоров. Многие авторы указывают на необходимость предусматривать в тексте контракта условие о качестве товара. Однако далеко не всегда можно сформулировать, какое именно качество должно быть у приобретаемой вещи, в то же время совершенно очевидно, что при закупках (и особенно при закупках для муниципальных нужд) покупатель не рассчитывает приобрести некачественный товар. Поэтому можно ограничиться указанием в тексте контракта на то, что товар, являющийся предметом контракта, должен быть надлежащего качества.

Иначе обстоит дело с  таким непосредственно связанным  с качеством товара условием, как  условие о гарантии качества (гарантийном сроке).

Гарантийный срок – установленный  законом или контрактом срок, в  течение которого поставленный товар  должен быть пригодным для тех  целей, для которых он приобретался и в которых обычно используется. Поскольку согласно Федеральному закону № 94-ФЗ срок гарантии поставщика на товар является одним из критериев, по которым оценивается заявка, условие о сроке гарантии, порядке и условиях ее предоставления, а также о возможных случаях исключения из установленного правила о гарантии должно содержаться в тексте муниципального контракта.

Гарантийный срок начинается, как правило, с момента передачи товара муниципальному заказчику и  подписания соответствующих документов. Однако сторонами может быть установлено  иное. Например, заказчик в документации и проекте контракта может предусмотреть, что срок гарантии качества на закупаемое оборудование начинается с момента его монтажа. Не лишним будет также указать на возможность замены на время ремонта вышедшего из строя товара, на который не истек срок гарантии, а если товар поставляется с комплектующими – совпадает или нет гарантийный срок на товар и на комплектующие к нему30.

В любом случае ГК РФ предоставляет  заказчику, получившему некачественный товар, право по своему выбору потребовать  от поставщика: соразмерного уменьшения покупной цены, либо безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, либо возмещения своих расходов на их устранение. Если же обнаруживаются существенные нарушения требований к качеству, то заказчик вправе отказаться от исполнения контракта либо потребовать замены товара ненадлежащего качества качественным товаром.

Важным условием муниципального контракта, связанным с условиями  о качестве товара, является обязанность  сторон осуществить проверку (осмотр или диагностику) перед или непосредственно при передаче товара заказчику. Если такая обязанность возлагается контрактом на муниципального заказчика, то во время гарантийного срока он сможет указывать лишь на те недостатки товара, которые не могли быть и не были им обнаружены при получении товара. В то же время не стоит забывать и о возможности указать в муниципальном контракте, что поставщик обязан провести предварительную диагностику товара.

Условия о комплектности  и ассортименте товара должны присутствовать в тексте муниципального контракта, если вид закупаемого товара не позволяет однозначно установить, в какой именно комплектности должен поставляться указанный товар, а также если по муниципальному контракту закупается товар разного ассортимента. Например, при закупке автомобиля определенной марки необходимо учитывать, что указание в контракте на модель автомобиля не исключает возможности возникновения споров между сторонами контракта, если в нем не указано, в какой именно комплектности поставляется эта модель. При этом условие о комплектности товара не следует путать с условием о комплекте товаров. ГК РФ (п. 1 ст. 479) прямо указывает, что комплект – это определенный набор товаров.

При закупке товаров  одного вида, отличающихся некоторыми параметрами, т.е. закупке товаров разного ассортимента, в тексте контракта или приложении (спецификации) к нему следует указать, не только что закупаемые товары должны поставляться в разном ассортименте, но и чем именно они должны отличаться. Так, при закупке жалюзи разных цветов необходимо указывать, сколько комплектов и какого цвета должно быть поставлено по контракту.

Как справедливо отмечает В.В. Витрянский, «условие об ассортименте – это чисто договорное условие, и оно должно определяться соглашением  сторон». В противном случае при поставке товара в ненадлежащем ассортименте у заказчика не будет возможности ссылаться на нарушение поставщиком условий об ассортименте товара и требовать замены товара и уж тем более не будет возможности отказаться от приема и оплаты поставленного товара. ГК РФ при отсутствии такого условия в контракте будет бессилен и права заказчика не защитит31.

Согласно п. 1 ст. 481 ГК РФ, «если иное не предусмотрено  договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки».

Следовательно, упаковка поставляемого по муниципальному контракту  товара презюмируется Гражданским  кодексом. Однако не всегда можно однозначно определить тот самый «характер» товара и требуется или нет в каждом конкретном случае его затаривание (упаковка), а если и требуется, то какое (какая) именно. Поэтому если муниципальный заказчик заинтересован в том, чтобы закупаемый им товар был соответствующим образом затарин или упакован, условие о таре (упаковке) следует указывать в муниципальном контракте. Если же сторонам выгодно, чтобы товар поставлялся без тары и упаковки, такое соглашение также целесообразно отразить в контракте.

При необходимости поставки товара затарированным (упакованным) в контракте желательно конкретизировать, какой именно должна быть тара (упаковка). В случае поставки хрупкого, бьющегося и иного товара, требующего специального обращения, целесообразно предусмотреть обязанность поставщика нанести на тару (упаковку) соответствующую маркировку (например, указать на упаковке: вес товара, его размер; слова: «не кантовать», «верх» и другие обозначения, необходимые в зависимости от особенностей поставляемого товара).

Нарушение поставщиком условий о таре и упаковке влечет для него весьма неблагоприятные последствия: покупатель не только вправе потребовать от продавца затарить и (или) упаковать товар либо заменить ненадлежащую тару и (или) упаковку, но и предъявить те требования, которые он вправе предъявить при поставке товара ненадлежащего качества.

Помимо того, что товар  должен быть передан со всеми комплектующими, имеет смысл указывать, что товар  должен быть передан со всей относящейся  к нему документацией, а также  что заказчику должна быть предоставлена вся необходимая информация о товаре. К такой информации, в частности, относится: информация об изготовителе товара и о месте его нахождения; о потребительских свойствах товара, правилах его безопасного и эффективного использования и эксплуатации и др. При закупке технически сложного товара (оборудования) можно предусмотреть обязанность поставщика предоставить информацию о проведении сертификации и копии сертификатов соответствия такого товара, а также обозначения и номера стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать закупаемый товар32.

В муниципальном контракте  обязательно должно быть указано  условие о порядке и сроках доставки товара. Если обязанность  по доставке возложена на поставщика, в контракте целесообразно указать, куда именно должен быть доставлен товар и в какие часы он может быть принят заказчиком. Если же по условиям торгов и составленного на их основе контракта товар получает заказчик путем выборки со склада поставщика (самовывозом), то местонахождение товара и время доступа к нему не менее важны для корректно заключенной сделки. Сроки поставки товара по сути являются сроками его доставки (выборки), поэтому также должны быть зафиксированы в контракте. В противном случае заказчик не сможет предъявить претензии к ненадлежащему исполнению условий о сроках поставки.

Вполне логично, помимо указания, на кого возлагается обязанность  по доставке товара, предусматривать  обязанность по погрузке и разгрузке  поставляемого товара. Правильно  составленная конкурсная документация (запрос котировок) и поданная в соответствии с ней заявка должны точно указывать, входит ли стоимость доставки в стоимость товара или нет. При этом не будет лишним внести такие данные и в текст контракта.

Если все перечисленные  выше условия контракта в основном относились к обязанностям поставщика, то оплата контракта является обязанностью муниципального заказчика. При этом следует учитывать, что правильно составленный контракт должен предусматривать не только размер оплаты по контракту (цену контракта), но и составляющие такой цены, например: цену доставки, разгрузки, налоги, сборы, пошлины и др.

Немаловажным является условие, в какой момент аванс  считается выплаченным, а товар (партия товара) – оплаченным. Скорость денежных переводов за последние десять лет существенно возросла. В отличие от начала 90-х годов прошлого века, когда с момента поручения банку о переводе денежных средств и до поступления их на счет контрагента порой проходило более недели, сегодня платежи осуществляются в течение одного- двух дней. Тем не менее, во избежание возникновения споров по срокам оплаты, сторонам в муниципальном контракте рекомендуется указать, какая из дат считается оплатой – дата поручения о списании денежных средств со счета плательщика (заказчика) или же дата поступления денежных средств на счет поставщика.

Так как принимаемые  ежегодно Правительством Российской Федерации  постановления о порядке расходования бюджета на соответствующий год  по общему правилу не дают возможность  бюджетополучателям осуществлять стопроцентную предоплату поставляемого товара, муниципальным контрактом может быть предусмотрен ряд схем оплаты. К первой и самой простой схеме относится оплата товара после его поставки заказчику. Ко второй, пожалуй, самой распространенной схеме, относится предварительная выплата аванса (предоплаты) заказчиком.

Неким промежуточным  вариантом является оплата товара после  поставки каждой его партии, если в  соответствии с условиями контракта  предусмотрена поставка товара по партиям. При этом схема оплаты товара по партиям может быть как с предварительной выплатой аванса, так и без таковой. Перед заключением муниципального контракта сторонам необходимо определить, по какой из схем оплаты они собираются работать, и прописать такую схему в контракте.

Другой не менее важной обязанностью заказчика является обязанность по приемке поставленного товара, т.е. осуществлению всех необходимых действий, позволяющих поставщику в обусловленный контрактом срок осуществить поставку. Например, заказчик обязан направить персонал, ответственный за приемку, в указанное место и время для получения товара и подписания необходимых документов, выделить место для складирования товара и осуществить другие действия, перечисленные в условиях о доставке33.

Информация о работе Правовые аспекты исполнения муниципального контракта