Правовые аспекты исполнения муниципального контракта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 06:46, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время существует очень много проблем, связанных с поставками товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Это, нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов – открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты муниципального контракта 7
1.1. Правовое регулирование и понятие муниципального контракта 7
1.2. Характеристика структуры муниципального контракта 15
Глава 2. Обеспечение исполнения обязательств сторонами муниципального контракта 31
2.1. Ответственность сторон и прекращение муниципального контракта 31
2.2. Особенности составления муниципального контракта по видам закупок (подряд, поставка, услуги) 37
2.3. Совершенствование правового регулирования контрактов в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд 60
Глава 3. Предложения по совершенствованию заключения муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74
3.1. Анализ заключенных муниципальных контрактов в Березовском районе ХМАО 74
3.2. Проблемы размещения и реализации муниципальных контрактов и пути их решения в Березовском районе ХМАО 84
Заключение 89
Список использованных источников 91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Правовые аспекты исполнения муниципального контракта.doc

— 578.00 Кб (Скачать)

3) внесение таких изменений  возможно лишь на этапе исполнения  контракта, т.е. после его подписания  обеими сторонами22.

Следует обратить внимание, что до заключения муниципального контракта заказчик по согласованию с победителем конкурса (аукциона), вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией (документацией об аукционе). При этом цена единицы указанного товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона.

В случае если цена муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд, заключенного на срок не менее чем три года, составляет пятьсот миллионов рублей и более и выполнение такого контрактов без изменения их цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, такая цена может быть изменена на основании решения представительного органа местного самоуправления.

В случае изменения в  соответствии с законодательством  Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении муниципального контракта, заключенного с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на основании пп. 1, 2 ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ, обязан изменить цену такого контракта соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса, цен и тарифов в области газоснабжения, цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий.

Перечисленные ограничения  и исключения из них также являются новеллой отечественного законодательства и носят антикоррупционный характер. Очевидно, они введены, прежде всего, чтобы избежать подтасовки результатов торгов путем предварительного сговора заказчика и одного из участников и не дают последнему возможность занижать цену, указанную в заявке, чтобы в последующем увеличить ее в момент заключения контакта или после такового.

Следует обратить внимание, что порядок и режим реализации условий контракта сторонами (его исполнения) Федеральным законом № 94-ФЗ не предусмотрен, за исключением запрета изменения условий, установленных ч. 5 ст. 9 и необходимости включения в муниципальный контракт условия о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте, для чего заказчик вправе привлекать соответствующих экспертов (ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ).

Гражданский кодекс Российской Федерации, в свою очередь, предусматривает  в качестве одного из основных начал  гражданского законодательства свободу  договора (п. 1 ст. 1 ГК РФ). То есть на сегодняшний день ни один из нормативно-правовых актов Российской Федерации не запрещает сторонам муниципального контракта заключать дополнительные соглашения к последнему23.

Таким образом, заказчикам конкурса при заключении муниципального контракта не рекомендуется вносить изменения в текст приложенного к конкурсной документации проекта контракта, кроме того, даже при заключении дополнительных соглашений сторонам не следует менять основные условия, по которым заключается контракт, т.е. указанные заказчиком в конкурсной документации (документации об аукционе или запросе котировок цен), а победителем – в заявке. Дополнять условия контракта положениями, изначально отсутствующими в указанных выше документах, не запрещено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Обеспечение исполнения обязательств сторонами муниципального контракта

 

2.1. Ответственность  сторон и прекращение муниципального  контракта

 

Чтобы защитить свои интересы и обеспечить исполнение обязательств победителем, с которым заключается  контракт, заказчик имеет право установить требование об обеспечении победителем своих обязательств по контракту. Подобное требование, а также срок и порядок предоставления обеспечения согласно п. 15.2 ч. 4 ст. 22 и п. 9 ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 94-ФЗ должно быть указано в конкурсной документации или документации об аукционе заказчика.

Законом устанавливается  исчерпывающий перечень способов обеспечения  контракта (то есть муниципальный контракт не может быть обеспечен способом, не предусмотренным данной нормой закона), а также то, что право выбора такого способа принадлежит не заказчику, а победителю.

Исключением из этого  правила является то, что муниципальный  заказчик вправе установить, что обеспечение  исполнения муниципального контракта  в виде страхования ответственности по контракту не допускается.

К способам обеспечения  исполнения муниципального контракта  Федеральный закон № 94-ФЗ (ч. 4 ст. 29) отнес:

- безотзывную банковскую гарантию;

- страхование ответственности по контракту;

- поручительство;

- передачу заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита)24.

Размер обеспечения  исполнения контракта также указывается  в конкурсной документации и документации об аукционе и не может превышать 30% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% и до 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)), или в случае, если размер аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, в размере, не превышающем на 20% размер аванса, но не менее чем размер аванса.

В случае установления муниципальным заказчиком требования обеспечения исполнения контракта при размещении заказа на две и более поисковые научно-исследовательские работы указанное требование устанавливается в отношении каждого контракта на выполнение таких работ и размер обеспечения исполнения контракта устанавливается исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству этих контрактов. При этом муниципальный заказчик вправе самостоятельно определить обязательства по муниципальному контракту, которые должны быть обеспечены.

Если победителем торгов выбирается такой способ обеспечения  исполнения муниципального контракта, как поручительство, Федеральный  закон № 94-ФЗ устанавливает ряд  требований, которым должен соответствовать  поручитель.

В случае если муниципальный контракт заключается с бюджетным учреждением и  муниципальным заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 94-ФЗ не требуется.

Требования об обеспечении  исполнения обязательств заказчика  Законом также не установлены, чему имеется логическое обоснование  – товары (работы, услуги) оплачиваются за счет бюджетных средств.

Согласно ч. 10 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ в муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом.

Следовательно, даже если муниципальный заказчик примет решение не устанавливать ответственность победителя сверх ответственности, предусмотренной ГК РФ за нарушение обязательств, условия о такой ответственности должны быть перенесены из ГК РФ в текст контракта. Так, заказчик может воспользоваться нормой п. 1 ст. 393 ГК РФ, согласно которой должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательства, а также из-за сложности обоснования размера понесенных убытков применить норму ст. 395 ГК РФ о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами25.

Часть 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ оговаривает, что неустойка (штраф, пени) устанавливается заказчиком самостоятельно в размере  не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине заказчика.

Необходимо учитывать, что, по мнению Высшего арбитражного суда, наряду с неустойкой не может  применяться такая мера ответственности, как взыскание процентов за пользование  чужими денежными средствами. Следовательно, принимая во внимание размер процентов, установленный ст. 395 ГК РФ (учетная ставка банковского процента), в муниципальном контракте целесообразно установить ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) в виде неустойки (пени за каждый день просрочки или штрафа).

В соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплаты неустойки, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного муниципальным контрактом срока исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как указывалось, заказчик не может отказаться от оплаты по муниципальному контракту, сославшись на непоступление (неполучение заказчиком) бюджетных  денежных средств. При этом возникает вопрос: распространяются ли на заказчика нормы о неустойке в случае несвоевременного поступления (перечисления) последнему денежных средств из бюджета. Согласно ч. 9 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны26.

В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ под обстоятельствами непреодолимой  силы понимаются обстоятельства чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях. Причем к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Следовательно, в случае недофинансирования заказчика (недополучения им средств из бюджета) он не освобождается от уплаты неустойки. Данное мнение подтвердил Высший Арбитражный Суд указав, что стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по договору поставки для государственных (следовательно, и для муниципальных) нужд в случае непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли предвидеть и предотвратить, но невыплата средств из бюджета на указанные цели к таким основаниям не относится.

Рассмотрим порядок  прекращения действия муниципального контракта.

В соответствии со ст. 408 ГК РФ обязательство прекращается исполнением. В случае надлежащего исполнения муниципального контакта обеими сторонами, он перестает действовать. Документом, фиксирующим прекращение действия контракта и свидетельствующим о его исполнении, как правило, является акт о выполнении сторонами своих обязательств по муниципальному контракту, подписанный обеими сторонами.

Также обязательства  по муниципальному контракту могут  быть прекращены в связи с расторжением муниципального контракта, в случае и порядке, предусмотренными Законом. До внесения в 2008 году изменений в Федеральный закон № 94-ФЗ и заказчик, и поставщик (подрядчик, исполнитель) были вправе отказаться от исполнения контракта в случае нарушения другой стороной условий контракта в порядке, предусмотренном ГК РФ, а также самим контрактом. В настоящее время согласно ч. 8 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ расторжение муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством27.

Следовательно муниципальный заказчик  не может отказаться от исполнения контракта при поставке товара ненадлежащего качества или некомплектного товара, в случае допущения подрядчиком существенных и неустранимых недостатков в работе и др. без обращения в суд.

В случае расторжения  муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту, закон (ч. 8.1) предусматривает право заказчика заключить контракт с участником размещения заказа, с которым был бы заключен  контракт в случае уклонения победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказа.

При этом, если до расторжения  контракта поставщик (исполнитель, подрядчик) уже частично исполнил свои обязательства, то при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по контракту, ранее заключенному с победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.

 

 

 

2.2. Особенности составления муниципального контракта по видам закупок (подряд, поставка, услуги)

Информация о работе Правовые аспекты исполнения муниципального контракта