Муниципально-правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:05, реферат

Краткое описание

Понятие "муниципальное право" - новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования российских дореволюционных юристов и деятелей земского движения, а также ученых 20-х годов. Слово "муниципалитет" происходит от латинского "municipium". В республиканскую эпоху римской истории так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
1. Субъекты муниципально-правовых отношений ………………...4
2. Объекты муниципально-правовых отношений…………………..8
3. Содержание муниципально-правовых отношений………………10
Заключение……………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

реферат по муниципальному праву.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение……………………………………………………………….3                                                                                                  

     1. Субъекты муниципально-правовых  отношений ………………...4                              

     2. Объекты муниципально-правовых отношений…………………..8

     3. Содержание муниципально-правовых  отношений………………10

     Заключение……………………………………………………………12

     Список  литературы…………………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

   Понятие "муниципальное право" - новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования российских дореволюционных юристов и деятелей земского движения, а также ученых 20-х годов. Слово "муниципалитет" происходит от латинского "municipium". В республиканскую эпоху римской истории так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления.

      Муниципальное право подобно любой другой отрасли  права представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. 

Своеобразие отношений, регулируемых нормами муниципального права, состоит в том, что они  возникают в особой сфере жизни  общества, которую Конституция Российской Федерации определяет как “местное сомоуправлеяие”.

Муниципально-правовые отношения – это  регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, связанные с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также в других муниципальных образованиях.

     Основу данных отношений составляют:

  1. субъекты муниципальных правоотношений
  2. объекты муниципальных правоотношений
  3. содержание муниципальных правоотношений
 
 
 
 
 

     1. Субъекты муниципально-правовых отношений

     Субъект муниципального права, т.е. те, кто наделен  правами, обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления.

     Субъекты  муниципальных правоотношений можно  разделить на три вида:

     К первому виду относится особый субъект  – муниципальное образование. Федеральный  Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

     Муниципальному  образованию принадлежат права  собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной  собственности. Согласно ст.124 ГК РФ муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

     Особый  правовой статус муниципальных образований  проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных  образований Закон относит вопросы  местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

     Ко  второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения  по вопросам местного значения. Это  прежде всего население муниципального образования. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Население избирает представительный орган местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, определяет структуру оргнов местного самоуправления; оно также вправе решать и другие вопросы местного значения. Закон гарантирует право населения городского, сельского поселения на осуществление местного самоуправления1. Непосредственно населением может быть принят устав муниципального образования, выражено недоверие выборным органам местного самоуправления

     Вопросы местного значения могут решаться собранием (сходом) граждан. Так, на собрании (сходе) граждан может быть принято решение о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

     Субъектами  муниципальных правоотношений, наделенных полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

     Помимо  представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в уставе муниципального образования могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со своей компетенцией выборные и другие органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, принимают решения по самым разнообразным вопросам местной жизни, отнесенным к ведению муниципального образования.

     Право на осуществление местного самоуправления принадлежит также гражданам Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 3 Федерального Закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют равные права  на местное самоуправление как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Реализация наиболее важных прав граждан – субъектов муниципальных правоотношений связывается законом с достижением определенного  возраста. Так, избирать в выборные органы местного самоуправления вправе граждане, достигшие 18 лет,  а быть избранными в выборные органы местного самоуправления граждане имеют право по достижении возраста, установленного законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом закон предусматривает, что минимальный возраст кандидата при выборах в органы местного самоуправления не может быть ниже 21 года2.

     Наконец, к третьему виду относятся субъекты, которые в той или иной форме  содействуют осуществлению местного самоуправления (органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации).

     Органы  территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту  их жительства на части территории муниципального образования, осуществляют инициативы в вопросах местного значения; в соответствии с уставом муниципального образования они могут являться  юридическими лицами. Данные органы участвуют в организации акций милосердия и благотворительности, общественного контроля за использованием муниципальной собственности и т.д.

     Объединения муниципальных образований в  форме ассоциаций и союзов (Союз малых городов Российской Федерации  и др.) своей целью имеют координацию  деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований. Однако ассоциациям и союзам не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Они регистрируются  в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций.

     Государственные органы вступают во взаимодействие с другими субъектами муниципальных правоотношений, оказывая поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления. Государственные органы в соответствии с законом содействуют населению в осуществлении права на местное самоуправление.

     К участникам муниципальных правоотношений данного вида относятся предприятия, учреждения и организации, находящиеся  на территории муниципального образования.

     Субъектами  муниципальных правоотношений выступают  общественные объединения, которые  в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах  органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления. 
 

     2. Объекты муниципально-правовых отношений 

     Под местным самоуправлением принято  понимать самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управления муниципальной собственностью. Исходя из этого, можно выделить следующие группы общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности местного самоуправления и составляющих предмет муниципального права3:

    -    отношения, возникающие в процессе  выбора населением      организационных форм местного  самоуправления, его структуры, формирования  органов местного самоуправления. Это отношения, связанные с  образованием, объединением, преобразованием муниципальных образований, установлением и изменением их границ и наименований, утверждением символики муниципальных образований, а также с определением структуры органов местного самоуправления и пр.

    -  отношения, связанные с деятельностью местного самоуправления, его органов по управлению муниципальной собственностью, формированием и использованием местного бюджета, управленческой и контрольной деятельностью в различных сферах местной жизни.

    - отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных полномочий, а также в связи  с неправомерными действиями органов государственной власти.

     Также можно предложить и другую классификацию  объектов муниципальных правоотношений, по которой их можно разделить  на :

  • отношения, возникающие к материальным ценностям (объекты муниципальной собственности, средства местного бюджета и т.д.);
  • отношения, возникающие к нематериальным благам (право гражданина обращаться с заявлением в муниципальный орган и т.д.).

     Муниципальные правоотношения можно классифицировать в зависимости от субъектов. Исходя из этого муниципально-правовые отношения  подразделяются на три группы:

  • отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. К этой группе относятся отношения, в которых находит свое выражение правовой статус муниципального образования, которое в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы и т.д.
  • отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования. В эту группу входят отношения, возникающие в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения (например, устава муниципального образования);
  • отношения, в которых одной из сторон выступает орган или должностное лицо местного самоуправления. Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления по закону.

Информация о работе Муниципально-правовые отношения