Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:05, реферат
Понятие "муниципальное право" - новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования российских дореволюционных юристов и деятелей земского движения, а также ученых 20-х годов. Слово "муниципалитет" происходит от латинского "municipium". В республиканскую эпоху римской истории так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления.
Введение……………………………………………………………….3
1. Субъекты муниципально-правовых отношений ………………...4
2. Объекты муниципально-правовых отношений…………………..8
3. Содержание муниципально-правовых отношений………………10
Заключение……………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………...13
Содержание
Введение……………………………………………
1.
Субъекты муниципально-
2. Объекты муниципально-правовых отношений…………………..8
3.
Содержание муниципально-
Заключение………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение
Понятие "муниципальное право" - новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования российских дореволюционных юристов и деятелей земского движения, а также ученых 20-х годов. Слово "муниципалитет" происходит от латинского "municipium". В республиканскую эпоху римской истории так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления.
Муниципальное право подобно любой другой отрасли права представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений.
Своеобразие отношений, регулируемых нормами муниципального права, состоит в том, что они возникают в особой сфере жизни общества, которую Конституция Российской Федерации определяет как “местное сомоуправлеяие”.
Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, связанные с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также в других муниципальных образованиях.
Основу данных отношений составляют:
1. Субъекты муниципально-правовых отношений
Субъект муниципального права, т.е. те, кто наделен правами, обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления.
Субъекты муниципальных правоотношений можно разделить на три вида:
К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Согласно ст.124 ГК РФ муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.
Особый
правовой статус муниципальных образований
проявляется также и в том,
что именно к ведению муниципальных
образований Закон относит
Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения по вопросам местного значения. Это прежде всего население муниципального образования. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Население избирает представительный орган местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, определяет структуру оргнов местного самоуправления; оно также вправе решать и другие вопросы местного значения. Закон гарантирует право населения городского, сельского поселения на осуществление местного самоуправления1. Непосредственно населением может быть принят устав муниципального образования, выражено недоверие выборным органам местного самоуправления
Вопросы местного значения могут решаться собранием (сходом) граждан. Так, на собрании (сходе) граждан может быть принято решение о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
Субъектами муниципальных правоотношений, наделенных полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в уставе муниципального образования могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со своей компетенцией выборные и другие органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, принимают решения по самым разнообразным вопросам местной жизни, отнесенным к ведению муниципального образования.
Право на осуществление местного самоуправления принадлежит также гражданам Российской Федерации.
В
соответствии со ст. 3 Федерального Закона
«Об общих принципах
Наконец,
к третьему виду относятся субъекты,
которые в той или иной форме
содействуют осуществлению
Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования, осуществляют инициативы в вопросах местного значения; в соответствии с уставом муниципального образования они могут являться юридическими лицами. Данные органы участвуют в организации акций милосердия и благотворительности, общественного контроля за использованием муниципальной собственности и т.д.
Объединения муниципальных образований в форме ассоциаций и союзов (Союз малых городов Российской Федерации и др.) своей целью имеют координацию деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований. Однако ассоциациям и союзам не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Они регистрируются в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций.
Государственные органы вступают во взаимодействие с другими субъектами муниципальных правоотношений, оказывая поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления. Государственные органы в соответствии с законом содействуют населению в осуществлении права на местное самоуправление.
К участникам муниципальных правоотношений данного вида относятся предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории муниципального образования.
Субъектами
муниципальных правоотношений выступают
общественные объединения, которые
в соответствии со своими уставами
принимают участие в выборах
органов местного самоуправления, представляют
и защищают свои права, законные интересы
своих членов и участников, а также других
граждан в органах местного самоуправления.
2.
Объекты муниципально-правовых отношений
Под
местным самоуправлением
-
отношения, возникающие в
- отношения, связанные с деятельностью местного самоуправления, его органов по управлению муниципальной собственностью, формированием и использованием местного бюджета, управленческой и контрольной деятельностью в различных сферах местной жизни.
- отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных полномочий, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти.
Также можно предложить и другую классификацию объектов муниципальных правоотношений, по которой их можно разделить на :
Муниципальные правоотношения можно классифицировать в зависимости от субъектов. Исходя из этого муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы: