Муниципально-правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:05, реферат

Краткое описание

Понятие "муниципальное право" - новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования российских дореволюционных юристов и деятелей земского движения, а также ученых 20-х годов. Слово "муниципалитет" происходит от латинского "municipium". В республиканскую эпоху римской истории так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
1. Субъекты муниципально-правовых отношений ………………...4
2. Объекты муниципально-правовых отношений…………………..8
3. Содержание муниципально-правовых отношений………………10
Заключение……………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

реферат по муниципальному праву.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

 

      3. Содержание муниципально-правовых отношений 

     Содержание  муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности  их субъектов (участников). Эти полномочия, права и обязанности возникают  в сфере осуществления функций  местного самоуправления. Они включают в себя, к примеру, право жителей на образование муниципальных образований и обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» все субъекты, осуществляющие местное самоуправление, наделены правами  и обязанностями. В статье 2 названного закона за населением закреплено право самостоятельно решать вопросы местного значении, так и обязанность совершать эти действия под свою ответственность.

     Представительный  орган местного самоуправления, в  соответствии со статьей 15 этого же закона, имеет право утверждать бюджет. Но это не только его право. Он обязан это делать в силу того, что без бюджета невозможно функционирование местных учреждений, а также осуществление функций и решение задач местного значения.

     Полномочный субъект правоотношений в системе местного самоуправления – это не только уполномоченный, располагающий определенным правом субъект (орган, выборное должностное лицо, граждане), но и обязанный к совершению определенных властных действий4. Его право – почти всегда его обязанность и наоборот. Таким образом и права, и обязанности находятся в определенном сочетании.

     Однако  не все нормы Федерального Закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» категорично устанавливают  наличие неразрывности между правами и обязанностями. Права иногда имеют самостоятельный характер. В соответствии с частью2 статьи 39 указанного закона население имеет право на добровольное внесение средств для финансирования вопросов местного значения. Вместе с тем, население не обязано вносить такие средства, если оно не пожелает это делать. И никакой орган не имеет права обязать население произвести сбор финансовых средств. Согласно части 1 этой же статьи представительный орган местного самоуправления в праве устанавливать льготы по местным налогам и сборам, но он не обязан делать это для всех юридических лиц. По своему усмотрению представительный орган местного самоуправления может решать вопросы законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации. Это его право, но не обязанность.

     Обязанности же такой свободы выбора при решении  конкретного вопроса не предоставляют, жестко регламентируя действия органа или должностного лица. Так, органы местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления, согласно закону5, обязаны дать ответ по существу обращений граждан к ним в течение одного месяца.

     . 

 

Заключение 

       Муниципальные правоотношения стали  неотъемлемым атрибутом нашей  жизни. Изучив их специфику,  можно говорить о следующих их особенностях:

     1.они  имеют локально-территориальный  характер, т.е. возникают, изменяются  и прекращают свое существование  только в пределах муниципального  образования;

     2. имеют комплексный характер, т.к.  испытывают на себе           воздействие со стороны целого комплекса правовых норм;

     3.их  обязательным субъектом является  либо население, либо муниципальный  орган, либо должностное лицо.

Но какими бы специфичными они не были, их нельзя пускать на самотек. Им нужен жесткий  и четкий контроль, чтобы они не стали средством сосредоточения власти, осуществления расправ, способом накопления капитала. Их основная цель – решение насущных задач самим населением на своей территории. А наша основная задача – сделать так, чтобы этот молодой институт права служил именно тем интересам, для которых он был создан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.:ООО «ТК Велби»,2002. –32с.
  2. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12.08.1995 г. №154-ФЗ
  3. Бондарь Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1996. – 246 с.
  4. Костюков А.Н. Юридические факты в муниципальном праве // Журнал российского права. 2003, № 4. – С. 53-61.
  5. Куликов В.В. Реформа местного самоуправления  в России: теория и реальность // Государство и право. 2000, № 11.           С. 13-17.
  6. Толстой Ю.К. К теории правоотношения. – Л.: Знание, 1979.   С. 13-14.
  7. Фадеев В.И. Муниципальное право в России. – М.: Юрист, 1994. – 168 с.
  8. Кокотов А.Н. Муниципальное право России. – М. : Высшее образование, 2008. – 96 с.

Информация о работе Муниципально-правовые отношения