Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2011 в 20:31, курсовая работа
Заработная плата – это вознаграждение, которое предприятие, учреждение, организация обязано выплачивать работникам в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда по заранее определенным нормам и расценкам, установленным либо в централизованном порядке для работником бюджетной сферы, либо локальными нормами непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях без ограничения ее максимальными пределами
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ 
ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ 
АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Специальность 030501(021100-Юриспруденция)
Специализация – гражданско-правовая
Ганеева 
Алия Ханифовна 
 
ПРЕДИПЛОМНАЯ 
КУРСОВАЯ РАБОТА 
«Заработная 
плата; аспекты правовой 
регламентации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
УФА 2011
Оглавление  
ВВЕДЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Заработная 
плата – это вознаграждение, которое 
предприятие, учреждение, организация 
обязано выплачивать работникам в соответствии 
с количеством и качеством затраченного 
ими труда по заранее определенным нормам 
и расценкам, установленным либо в централизованном 
порядке для работником бюджетной сферы, 
либо локальными нормами непосредственно 
на предприятиях, в учреждениях, организациях 
без ограничения ее максимальными пределами. 
Организация оплаты труда должна быть 
направлена, с одной стороны, на гарантированность 
заработка за фактически выполненную 
работу в соответствии с количеством и 
качеством труда; с другой стороны, заработная 
плата должна стимулировать в интересах 
работодателя  возмещение издержек 
производства и получение прибыли. Обеспечение 
единства интересов работника и работодателя 
достигается путем снижения затрат на 
единицу продукции и роста эффективности  
труда по предприятию в целом. В настоящее 
время на государственном уровне устанавливается 
лишь размер минимальной оплаты труда, 
а для работником бюджетной сферы также 
и ставки Единой тарифной сетки. В условиях 
либерализации цен главной функции государства 
в вопросах регулирования заработной 
платы является установление гарантированного 
минимального размера оплаты труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заработная плата .Общее положение
В Конституции подчеркивается , что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой- либо дискриминации. А это значит, что запрещается какое бы то ни было положение размера оплаты труда работника в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям. Одновременно работнику гарантируется сохранение определенного уровня вознаграждения за труд, для чего государством устанавливается минимальный размер оплаты труда.
Гарантийный характер минимального размера оплаты труда выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд. Право получить установленную государством сумму каждый работник имеет лишь в том случае, если он полностью выполнил норму рабочего времени и в свои трудовые обязанности ( нормы труда). Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника.
     Минимальный 
размер оплаты труда периодически пересматривается 
с учетом роста стоимости жизни, 
изменения минимального потребительского 
бюджета и социально-
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации Федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
Месячная заработная 
плата работника, полностью отработавшего 
за этот период норму рабочего времени 
и выполнившего нормы труда, не может быть 
ниже минимального размера оплаты труда. 
Статья 133.1 Трудового Кодекса Российской Федерации гласит:
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
      Размер 
минимальной заработной платы в 
субъекте Российской Федерации может 
устанавливаться для 
     Разработка 
проекта регионального 
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложений и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выборке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашении считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультации работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющий работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющих работников данного работодателя, для проведения консультации с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.
Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового прав.
Месячная заработная плата работника на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями 3 и 4 Ст.48 настоящего кодекса или на которое указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями 6 – 8 настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работникам полностью отработанна за этот период норма рабочего времени выполнены нормы труда.
Заработная плат имеет ЭКОНОМИЧЕСКИЙ и ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ . при рассмотрении заработной платы с экономических позиций специалисты обращают внимание, как правило, на ее денежный характер, на вязь размеров заработной платы с результатами работы организации и, как следствие этого, с ее финансовыми возможностями, а так же на зависимость оплаты труда каждого конкретного работника от результатов затраченного им труда.
В определении заработной платы как правовой категории, сложившемся в российском трудовом праве, тоже подчеркивается зависимость вознаграждения от количества и качества труда, личного вклада работника в общие результаты работы коллектива. В то же время для правового определения заработной платы имеет значение обязанность работодателя выплачивать работнику вознаграждение за его труд, наличие у работника субъективного права на получение этого вознаграждения и установленное заранее норм труда, тарифных ставок (окладов), сдельных расценок и иных факторов, с помощью которых подсчитывается сума вознаграждения. С учетом сказанного и сформулированного правовое определение заработной платы: ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА- это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работающим у него по трудовому договору (контракту) гражданам по заранее установленным нормам и расценкам, учитывая количество и качество затраченного ими труда, личный вклад каждого в конечные результаты работы.
Оплата труда работника максимальным размером не ограничивается. Однако следует отметить, что косвенное регулирование высоких заработков все-таки существует – через налоговую систему. Ежегодно определяется предельная сумма совокупного дохода за календарный год, подоходный налог с которого составляет 13 %.
В сферу локального правового регулирования попало большое количество вопросов оплаты труда. На уровень предприятия ( организации) в последние годы было предано решение таких вопросов, как установление систем оплаты труда отдельным работникам или коллективам, определение размеров тарифных ставок и окладов, соотношение их размеров между отдельными категориями персонала, выбор иного вида оплаты труда для руководителей, специалистов и служащих, введение доплат и надбавок к тарифным ставкам (окладам), разработка и введение положений о премировании, об условиях выплаты вознаграждения за общие результаты работы за год, определение повышенных размеров оплаты труда при выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, введение, замена и пересмотр норм труда.
Заработную плату не следует путать с гарантийными и компенсационными выплатами, с гарантийными доплатами.
Гарантийные доплаты носят специфический характер. Они не являются вознаграждениями за труд по той причине, что не соизмеряются с количеством и качеством фактически затраченного работником труда в тот период, за который они выплачены. Их целевое назначение – предотвратить возможные потери в заработке в связи с тем, что работник отвлекается от выполнения трудовых обязанностей. Рабочие и служащие получают их в случаях, когда освобождаются от работы:
     - 
в связи с выполнением 
- в период очередного отпуска
- в связи с выполнением донорских функций
     - 
в связи с обязательными 
- при предоставлении перерывов, включаемых в рабочее время
- в связи с выполнением работы по внедрению изобретений и рационализаторских предложений
-при простое не по вине работника
     - 
при повышении работником без 
отрыва от производства 
В отдельных случаях гарантийные выплаты производятся при прекращении трудового договора. Имеется в виду выходное пособие, оплата вынужденного прогула и периода задержки выдачи трудовой книжки, сохранение среднего заработка в течение определенного периода после увольнения за высвобожденными работниками в связи с сокращением численности(штата) работающих или в связи с ликвидацией предприятия.
Информация о работе Заработная плата: аспекты правовой регламентации