Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:51, дипломная работа
Обоснование: так как организационная культура малодинамичная система и для ее изменения требуется много времени (организационная культура создается годами), то при переходе от «традиционной» организации к «инновационной» необходимо исследовать существующую в образовательном учреждении организационную культуру с тем, чтобы своевременно определить негативные факторы и уменьшить степень их влияния в процессе развития образовательного учреждения. Цель: исследование состояния организационной культуры.
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, содержание и базовая модель формирования и
развития организационной культуры………………………………………………….5
1.1. Понятие и содержание организационной культуры…………………………… 5
Иерархия организационной культуры…………………………………………….. 6
Характеристика организационной культуры………………………………………8
Влияние организационной культуры……………………………………………….8
Компоненты организационной культуры…………………………………………..9
Самоорганизация……………………………………………………………………10
1.2. Базовая модель формирования и развития организационной культуры………12
Элементы базовой модели организационной культуры………………………….12
Факторы внутренней и внешней чреды организационной культуры………… 14
Функциональное построение организационной культуры………………………16
Функция формирования, накопления, передачи и хранения ценностей………..17
1.2.5.Функция формирования системы знаний организации………………………… 18
Формирование системы внутренних коммуникаций и связей………………… 19
Формирование системы внешних коммуникаций и связей организации………19
Целеполагание - постановка целей организации…………………………………20
Формирование культуры трудового и производственного процессов…………..21
1.2.10. Элементное обеспечение организационной культуры………………………….22
Глава 2. Исследование организационной культуры МОУ "Средняя школа № 8"
г. Людиново……………………………………………………………………………… 23
2.1. Определение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново……………………………………………… 23
2.1.1. Оценка мотивационной среды……………………………………………………...26
2.1.2. Определение стиля руководства трудовым коллективом………………………2 9
Оценка уровня развития коллектива………………………………………………30
Определение уровня развития коллектива………………………………………..34
2.2. Построение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново………………………………………………35
2.3. Определение комплексной оценки уровня организационной культуры………...36
Заключение………………………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………………39
Приложение………………………………………………………………………………..41
Приложение 2
Методика определения стиля руководства
Инструкция
Опросник содержит 16 групп утверждений,
характеризующих деловые
1.
A. Центральное руководство
Б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
B. Некоторые важные дела
2.
А.всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.
Б. Приказывает так, что хочется выполнить.
В. Приказывать не умеет.
3.
A. Старается, чтобы его
Б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
B. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.
4.
A. Его интересует только
Б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
B. Решая производственные задачи,
старается создать хорошие
5.
A. Наверно, он консервативен, так как боится нового.
Б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.
B. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
6.
A. На критику руководитель
Б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.
B. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
7.
A. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
Б. Ответственность распределяет между собой и своими подчиненными.
B. Руководитель единолично
8.
A. Регулярно советуется с
Б. Подчиненные не только советуют, но могу давать указания своему руководителю.
B. Не допускает, чтобы
9.
A. Обычно советуется с
Б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
B. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
10.
A. Обращается к подчиненным
Б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.
B. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
11.
A. В критических ситуациях
Б. В критических ситуациях
B. Критические ситуации не
12.
A. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
Б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
B. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания « со стороны.
13.
A. Пожалуй, он не очень
B. Он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
14.
A. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.
Б. Очень строго контролирует работу коллектива в целом.
B. Контролирует работу от случая к случаю.
15.
A. Руководитель умеет
B. Не может влиять на дисциплину.
16.
A. В присутствии руководителя
подчиненным все время
Б. С руководителем работать интересно.
B. Подчиненные предоставлены
КЛЮЧ:
№ А Б В |
№ А БВ |
№ АБВ |
№ АБВ |
1. ДКП |
5. ПДК |
9. ДКП |
13. ПКД |
2. ДКП |
6. КДП |
10.КПД |
14. КДП |
3. КПД |
7. ПКД |
11.ПДК |
15. КДП |
4. ДПК |
8. КПД |
12. ДКП |
16. ДКП |
Приложение 3
Методика оценки уровня развития коллектива
Инструкция
Оцените по 10-балльной шкале соответствие предложенных ниже утверждений положению дел в Вашем коллективе; 0-полностью не соответствует,...9-полностью соответствует.
1. Все учителя в нашей школе стремятся делать свою работу как можно лучше. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
2. В нашем коллективе всех волнует, какой будет наша школа в будущем. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
3. Каждый учитель в нашей школе хочет быть в курсе всего нового по своей специальности. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
4. В нашей школе все педагоги добросовестно выполняют свои обязанности. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
5. Учителям для согласования своих действий друг с другом не требуется помощь директора школы или завуча. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
6. Решая коллективные задачи, педагоги быстро находят общий язык. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
7. В нашей школе каждый учитель чувствует себя ответственным за общие результаты. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
8. В нашем коллективе конфликт
между учителями был бы « |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
9. Работая в нашем коллективе,
учителя могут реализовать |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
10. Педагог, который станет |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
11. Учителя - новаторы пользуются уважением в нашем коллективе. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
12. Наши учителя заботятся о повышении своего профессионального мастерства. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
13. Для обеспечения |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
14. При распределении нагрузки между педагогами не возникает проблем, требующих административного вмешательства. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
15. Итоги работы школы за год всегда активно обсуждаются в нашем коллективе. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
16. Все члены нашего коллектива согласны с целями, которые ставит перед собой школа. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
17. В коллективе не бывает серьезных разногласий из-за неудобного расписания уроков. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
18. Все члены коллектива - патриоты нашей школы. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
19. Все учителя стремятся к тому, чтобы у школы была наилучшая репутация. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
20. Мы стремимся к тому, чтобы все наши выпускники могли успешно сдать экзамены в ВУЗ. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
21. Наши учителя интересуются новшествами, которые появляются в других школах. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
22. Многие учителя, если это необходимо для школы, по собственной инициативе делают то, что не входит в их непосредственные обязанности. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
23. Взаимопомощь - характерная черта нашего коллектива. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
24. Если решения, принятые админис |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
25. При оценке общих результатов
деятельности нашей школы |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
26. Любые разногласия по работе у нас в школе не перерастают в конфликты между педагогами. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
27. Возможностей для |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
28. У всех учителей в нашей школе высокие требования к результатам своей работы. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
29. Все учителя в нашей школе постоянно что-то улучшают в своей работе. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
30. Учитель, не занимающийся |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
31 .Добросовестность в нашем
коллективе ценится очень |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
32. Ни у кого из педагогов не возникает затруднений при необходимости согласовать свои действия с другими. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
33. Если между кем-то из учителей нашей школы возникает конфликт, то другие стремятся быстрее погасить его. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |||
34. В нашем коллективе существует единство в понимании проблем школы. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
35. В нашем коллективе все
учителя тактично относятся |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
36. В другом коллективе нашим учителям вряд ли было бы так интересно работать. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
37. Учителя нашей школы стремятся к таким результатам работы, которыми можно было бы гордиться. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
38. На педсоветах и общих собрания |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |||
39. Наши учителя охотно |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
40. В нашем коллективе существует единое понимание, какими должны быть взаимоотношения между учащимися и учителем. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
41. Никто из учителей не примет совета своего коллеги штыки. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
42. Каждого учителя в нашей школе интересует, насколько хорошо другие учителя делают свою часть общей работы. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
43. Все учителя едины в понимании требований, предъявляемых к современной школе. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
44. При разрешении споров в
нашем коллективе каждая |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
45. При сравнении коллектива нашей школы с другими каждый из учителей найдет в нем много преимуществ. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |||
46. В нашем коллективе снижение
успеваемости любого ученика
обязательно станет предметом
обсуждения для педагогов, |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
47. В нашем коллективе хорошая творческая атмосфера. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
48. В нашем коллективе вряд
ли найдет понимание тот, кто
считает, что уже достиг |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
49. В нашем коллективе при неудачах никто не станет перекладывать ответственность на других. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
50. Учителя доброжелательно |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
52. В нашем коллективе существует единое видение будущего школы. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |||
53. Среди учителей не возникает
серьезных разногласий при |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
54. При обсуждении важных вопросов в коллективе прислушиваются к мнению каждого учителя. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
55. Учителям нашей школы небезразлично, насколько хорошо работают их коллеги. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
56. Каждый учитель в нашей школе уверен, что если он предложит идею какого-либо эксперимента, то встретит заинтересованное отношение своих коллег. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
57. Профессиональное мастерство очень ценится в нашем коллективе. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
58. У нас в школе нет |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
59. У руководства редко возникают
проблемы из-за |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
60. При оценке качества труда
учителей администрация всегда
прислушивается к мнению |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
61. В нашем коллективе существует единство взглядов на организацию учебно-воспитательного процесса. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |||
62. В нашей школе деловые отношени |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
63. Нашим учителям повезло в жизни, потому что они попали в наш коллектив. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
64. Наличие отстающих учеников все учителя нашей школы рассматривают как недоработку свою и своих коллег. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
65. Быть новатором в нашем коллективе -престижно. |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
66. У нас в школе принято
учиться на уроках своих |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
67. Опытные учителя в нашей школе помогают своим коллегам |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | |||
68. Если педагогический коллектив считает, что если администрация школы приняла несправедливое решение в отношении кого-то из учителей, он будет добиваться пересмотра такого решения. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | |||
69. В нашем коллективе педагогов
многое связывает, и чей-то
уход в другую школу |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 |
Анализ результатов
А - ценностно-ориентационная зрелость коллектива включает:
А1 - ориентированность коллектива на текущие достижения,
А2 - ориентированность на развитие способов деятельности,
A3 - ориентированность на
Б - организованность коллектива включает:
Б1 - ответственность,
Б2 - сработанность,
БЗ - включенность членов коллектива в управление,
В – сплочённость коллектива включает:
В 1 - единство ориентации,
В 2 - совместимость членов коллектива,
В 3 - потенциальная стабильность.
А |
Б |
В | ||||||
А1 |
А2 |
A3 |
Б1 |
Б2 |
БЗ |
В1 |
В2 |
ВЗ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
10 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
13 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
22 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
31 |
41 |
38 |
40 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
42 |
43 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
51 |
52 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
62 |
60 |
61 |
68 |
69 |
А= |
Б= |
В= |