Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:51, дипломная работа
Обоснование: так как организационная культура малодинамичная система и для ее изменения требуется много времени (организационная культура создается годами), то при переходе от «традиционной» организации к «инновационной» необходимо исследовать существующую в образовательном учреждении организационную культуру с тем, чтобы своевременно определить негативные факторы и уменьшить степень их влияния в процессе развития образовательного учреждения. Цель: исследование состояния организационной культуры.
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, содержание и базовая модель формирования и
развития организационной культуры………………………………………………….5
1.1. Понятие и содержание организационной культуры…………………………… 5
Иерархия организационной культуры…………………………………………….. 6
Характеристика организационной культуры………………………………………8
Влияние организационной культуры……………………………………………….8
Компоненты организационной культуры…………………………………………..9
Самоорганизация……………………………………………………………………10
1.2. Базовая модель формирования и развития организационной культуры………12
Элементы базовой модели организационной культуры………………………….12
Факторы внутренней и внешней чреды организационной культуры………… 14
Функциональное построение организационной культуры………………………16
Функция формирования, накопления, передачи и хранения ценностей………..17
1.2.5.Функция формирования системы знаний организации………………………… 18
Формирование системы внутренних коммуникаций и связей………………… 19
Формирование системы внешних коммуникаций и связей организации………19
Целеполагание - постановка целей организации…………………………………20
Формирование культуры трудового и производственного процессов…………..21
1.2.10. Элементное обеспечение организационной культуры………………………….22
Глава 2. Исследование организационной культуры МОУ "Средняя школа № 8"
г. Людиново……………………………………………………………………………… 23
2.1. Определение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново……………………………………………… 23
2.1.1. Оценка мотивационной среды……………………………………………………...26
2.1.2. Определение стиля руководства трудовым коллективом………………………2 9
Оценка уровня развития коллектива………………………………………………30
Определение уровня развития коллектива………………………………………..34
2.2. Построение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново………………………………………………35
2.3. Определение комплексной оценки уровня организационной культуры………...36
Заключение………………………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………………39
Приложение………………………………………………………………………………..41
Министерство образования и науки Калужской области
Калужский областной институт повышения квалификации
работников образования
(специализация «Менеджмент в образовании»)
Влияние организационной культуры на повышение эффективности работы образовательного учреждения
кандидат психологических наук
Калуга – 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, содержание и базовая модель формирования и
развития организационной культуры………………………………………………….5
1.1. Понятие и содержание организационной культуры…………………………… 5
1.2. Базовая модель формирования и развития организационной культуры………12
1.2.5.Функция формирования системы знаний организации………………………… 18
1.2.10. Элементное обеспечение организационной культуры………………………….22
Глава 2. Исследование организационной культуры МОУ "Средняя школа № 8"
г. Людиново…………………………………………………………
2.1. Определение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново……………………………………………… 23
2.1.1. Оценка мотивационной среды……………………………………………………...26
2.1.2. Определение стиля руководства трудовым коллективом………………………2 9
2.2. Построение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново………………………………………………35
2.3. Определение комплексной оценки уровня организационной культуры………...36
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Система школьного образования не остается неизменной. Всякий раз, когда развивающееся общество предъявляет новые требования к образованию, оно отвечает на эти требования.
Обосновывая исторический характер общественных систем образования, В.В. Давыдов писал: «Исторически сформировавшаяся и уже установившаяся система обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, отвечающих требованиям данного общества. Средства и способы организации воспроизводящей деятельности становятся традиционными и обыденными. Развивающая роль этой системы оказывается скрытой, Но если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей, то для этого необходимо создание такой системы воспитания и обучения, которая организует эффективное функционирование новых видов деятельности. В этом случае развивающая роль системы выступает открыто и становится объектом специального общественного обсуждения, анализа и целенаправленной сознательной организации». [14. 26].
В период развития социально - экономической системы нашей страны, ориентированной на рыночные ценности, все более очевидным становится, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, себя изжила. Значительная часть знаний, осваиваемых учащимися в современной школе, была добыта человечеством более 100 лет назад. В тоже время не развиваются способности, необходимые выпускникам школы, чтобы осмысленно самоопределиться в мире, уметь принимать обоснованные решения относительно своего будущего, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда.
Следовательно, существующая система образования не удовлетворяет потребностям общества и государства, поэтому от нее требуют изменений.
Инновационная деятельность, без которой невозможно развитие образовательного учреждения в современных условиях, требует поиска дополнительных ресурсов, часть из которых необходимо изыскивать внутри самой организации. Основными из них являются:
Для того чтобы изменить, направить, сформировать любой из этих ресурсов, необходимо знать, в каком состоянии они находятся в настоящее время. Вопросы организационной культуры образовательных учреждений изучены на настоящий момент недостаточно, это и определяет актуальность нашего исследования.
Обоснование: так как организационная культура малодинамичная система и для ее изменения требуется много времени (организационная культура создается годами), то при переходе от «традиционной» организации к «инновационной» необходимо исследовать существующую в образовательном учреждении организационную культуру с тем, чтобы своевременно определить негативные факторы и уменьшить степень их влияния в процессе развития образовательного учреждения.
Цель: исследование состояния организационной культуры.
Гипотеза: руководители образовательных учреждений могут оказывать существенное влияние на поведение подчиненных в условиях развития образовательного учреждения не только посредством реализации управленческих полномочий, но и посредством создания, поддержания и развития организационной культуры.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. На основе анкетирования, тестирования, изучения документов деятельности
образовательного учреждения провести анализ, обобщение, систематизацию и выявить требуемые характеристики и критерии организационной культуры;
3. Построить существующую модель организационной культуры образовательного учреждения.
Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы;
практические: опытно-экспериментальная работа, моделирование, формализация, системный подход.
Объект исследования: организационная культура
Предмет исследования: исследование характеристик организационной культуры и ее количественных показателей.
Экспериментальная база: МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново
Калужской области.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Глава I.
ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие и содержание организационной культуры
Когда мы говорим о культуре организации, то имеем в виду не только особенности поведения людей, но, скорее, определенные «культурные программы», заложенные в людях.
Особенностью сегодняшнего положения России является чрезвычайная разнородность экономической, социальной, культурной ситуации. В контексте этой работы термин «культура» имеет значение, несколько отличное от того, к которому мы привыкли в повседневной жизни. Приведем несколько определений культуры, по поводу которых в мировой управленческой науке нет единства. Культура - это:
Система отношений, включающая много
подсистем или специальных
Система представлений, ценностей, правил, норм, обычаев, верований, привычек, традиций, кодов, знаний, употреблений, практик, законов, знаков и т.д., известных и разделяемых членами общества и передаваемых через поколения в рамках общества.
Наиболее устойчивые элементы человеческого сообщества (то, что останется, когда все мы будем забыты);
Сочетание реакций, внешних и внутренних мотивов, которые общество в течение длительного времени воспринимает как верные;
Структурированная система моделей мышления и поведения, которые характеризуют сообщество;
Тенденция вести себя в обществе определенным образом.
Вильям Оучи, например, утверждает, что культура состоит из церемоний, собрания символов и мифов, через которые члены организации получают информацию о ценностях и убеждениях, которые присущи данной организации. Представления о ценностях помогают понять, что является важным для организации, а убеждения - ответить на вопрос как она должна функционировать. Организация управляется страхами, табу и частично с помощью иррациональных механизмов, которые едва ли осознаются сотрудниками (никому в голову не придет делать не так, как он это делает). [21. 18]
А известный американский исследователь в области организационной культуры Эдгар Шейн определяет организационную культуру как «Модель коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которой оказывается достаточной для того, чтобы считать ее ценной и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем». Э. Шейн исходит из понимания культуры как «аккумулированного коллективного опыта данной группы». [17. 24]
На основании сказанного можно сделать вывод: организационная культура - это идеология управления, выражающая основные ценности организации и направленная на повышение ее трудового потенциала.
Под идеологией управления понимается система взглядов, идей, связанных с управлением организацией, стратегией ее развития, способами и методами достижения целей, с деловой этикой организации (то есть с моральными принципами, нормами, правилами организации,- связанных с поведением организации, отношениями с другими образовательными учреждениями по роду своей деятельности, с родителями учащихся, обществом и т.п.).
Идеология управления организацией проявляется в миссии и целях организации; она оказывает существенное влияние на отношение работников к организации и организации к своему персоналу (условия труда, социальные гарантии и т.д.), на основные принципы деятельности (труда) работников и организации в целом, на совокупность позиций организации относительно общества, деловых партнеров и т.д., то есть, на мировоззрение организации по отношению к внешней и внутренней среде.
1.1.1. Иерархия организационной культуры
Иерархия организационной культуры - это определенные уровни, ступени, на которых последовательно формируется организационная культура (Таблица 1) [17. 36]
1 уровень |
Культура организации |
2 уровень |
Культура структурных подразделений |
3 уровень |
Культура индивида – работника организации |
Таблица 1. Иерархия организационной культуры
Организационная культура включает в себя два основных момента:
1. Ответственность:
2. Этика:
В большинстве литературных источников организационная культура определяется через нормативную сторону поведения сотрудников организации, включая не только нормы трудовой деятельности, определенные функциональными обязанностями, но и нормы-традиции, принципы построения неформальных отношений, весь тот комплекс многочисленных правил и стандартов поведения, который образует «лицо организации».