Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:51, дипломная работа
Обоснование: так как организационная культура малодинамичная система и для ее изменения требуется много времени (организационная культура создается годами), то при переходе от «традиционной» организации к «инновационной» необходимо исследовать существующую в образовательном учреждении организационную культуру с тем, чтобы своевременно определить негативные факторы и уменьшить степень их влияния в процессе развития образовательного учреждения. Цель: исследование состояния организационной культуры.
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, содержание и базовая модель формирования и
развития организационной культуры………………………………………………….5
1.1. Понятие и содержание организационной культуры…………………………… 5
Иерархия организационной культуры…………………………………………….. 6
Характеристика организационной культуры………………………………………8
Влияние организационной культуры……………………………………………….8
Компоненты организационной культуры…………………………………………..9
Самоорганизация……………………………………………………………………10
1.2. Базовая модель формирования и развития организационной культуры………12
Элементы базовой модели организационной культуры………………………….12
Факторы внутренней и внешней чреды организационной культуры………… 14
Функциональное построение организационной культуры………………………16
Функция формирования, накопления, передачи и хранения ценностей………..17
1.2.5.Функция формирования системы знаний организации………………………… 18
Формирование системы внутренних коммуникаций и связей………………… 19
Формирование системы внешних коммуникаций и связей организации………19
Целеполагание - постановка целей организации…………………………………20
Формирование культуры трудового и производственного процессов…………..21
1.2.10. Элементное обеспечение организационной культуры………………………….22
Глава 2. Исследование организационной культуры МОУ "Средняя школа № 8"
г. Людиново……………………………………………………………………………… 23
2.1. Определение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново……………………………………………… 23
2.1.1. Оценка мотивационной среды……………………………………………………...26
2.1.2. Определение стиля руководства трудовым коллективом………………………2 9
Оценка уровня развития коллектива………………………………………………30
Определение уровня развития коллектива………………………………………..34
2.2. Построение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново………………………………………………35
2.3. Определение комплексной оценки уровня организационной культуры………...36
Заключение………………………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………………39
Приложение………………………………………………………………………………..41
Реализация социальной миссии организации - это принятие и выполнение тех социальных обязательств, которые возлагает на организацию общество, через реализацию внутренних социальных программ, а именно:
- программа повышения образовани
- программа безопасности и
- программа поддержания
принятие социальных обязательств по отношению к работникам (выплата денежных компенсаций при увольнении и т.д.).
1.2.8. Целеполагание - постановка целей организации
Реализация функции
- формирование дерева целей организации;
- формирование дерева критериев достижения целей;
- управление системой целей организации.
Управление системой целей организации предусматривает обеспечение соответствия частных целей элементов и общей цели организации; проведение совместных совещаний по достижению целей, выявлению проблем, роли каждого элемента в достижении общей цели.
1.2.9. Формирование культуры трудового и производственного процессов
В рамках этой функции решаются следующие укрупненные задачи:
- формирование культуры труда работников;
- формирование культуры
- обеспечение совместимости орга
- формирование культуры
Формирование культуры труда работников достигается:
- путем разработки требований к организации рабочего места (чистота, аккуратность, цветовая гамма и т.д.);
- формирования положений трудовой этики;
- формирования требований к распорядку рабочего дня;
- формирования культуры труда руководителя;
- формирования требований к
отношениям «начальник-
Обеспечение соответствия культуры работников организационной культуре осуществляется путем проведения собеседований с претендентами на работу, посвященных выявлению совместимости культуры личности и организационной культуры; «воспитание» работников для соответствия организационной культуре.
Формирование культуры производства в рамках функций организационной культуры осуществляется соблюдением и поддержанием порядка, чистоты, допустимого уровня влажности, запыленности, шума в помещениях и т.д.
Важно отметить, что многие функции организационной культуры тесно соприкасаются с функциями системы управления персоналом. Поэтому процесс формирования и развития организационной культуры находится во взаимосвязи и взаимозависимости с процессами управления персоналом, и для эффективной реализации функций организационной культуры необходима поддержка системы управления персоналом.
1.2.10. Элементное обеспечение организационной культуры
Для того, чтобы функции-задачи организационной культуры были успешно реализованы, необходимо обеспечение определенным набором элементов. Все зависит от размера организации, состава функций-задач, от сферы деятельности и т.д.
В состав элементного обеспечения входят:
• Трудовые ресурсы (специалисты в области менеджмента, управления персоналом, психологии, культурологи);
• Правовое обеспечение (законодательные акты различных уровней власти, внутренние правовые акты);
• Финансовое обеспечение
(связанных с реализацией
• Техническое обеспечение (компьютерное оборудование, оргтехника, средства для оборудования рабочего места);
• Информационное обеспечение (программное обеспечение, банк данных о культурных традициях, ценностях, обычаях, математические и статистические данные и т.д.)
В тех организациях, которые достаточно длительное время функционируют в социальной системе (например, образовательные учреждения и, в частности, "Средняя школа № 8" г. Людиново) определенная организационная культура уже сформировалась. Поэтому, прежде чем приступать к реализации стратегии развития образовательного учреждения, целесообразно произвести оценку уровня существующей в нашем учебном заведении организационной культуры. Именно этой задаче посвящена следующая глава данной работы.
Глава 2.
Исследование организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново.
Комплексная оценка существующей в МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново организационной культуры дает возможность выявить те характеристики, компоненты организационной культуры, которые в наибольшей степени будут препятствовать росту эффективности организации или, наоборот, максимально способствуют этому.
Полученные результаты комплексной оценки уровня организационной культуры позволяют выбрать направления изменений в существующей культуре, определить их приоритетность, составить программу необходимых мероприятий для осуществления изменений.
Комплексная оценка организационной культуры состоит из совокупности качественных и количественных показателей, и включают в себя определение типа организационной культуры и оценки ее уровня.
Знание типа организационной культуры позволяет выявить наиболее характерные черты, особенности управления, тенденции развития, положительные и отрицательные характеристики, соответствие уровням внешней и внутренней среды и т.д. Знание уровня организационной культуры позволяет компетентное решение о ее совершенствовании.
2.1. Определение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново
Для определения типа организационной культуры возьмем за основу укрупненную классификацию типов, предложенную В.И. Подлесных (таблица 1) [17.269] с использованием характеристик организационной культуры, предложенные Т.Ю. Базаровым и Б.Л. Ереминым [24. 98] (таблица 2).
В качестве параметров оценки и основных показателей используются:
- внутренний /внешний фокус: ориентация
(фокусировка) внимания
- индивидуализм /коллективизм: преобладание
тех или иных черт
- характер управления - бюрократический, инновационный, демократический, либеральный.
Таблица 1. Укрупненная и обобщенная классификация организационной культуры
Основание классификации |
Типы организационной культуры |
Краткая характеристика типа |
Внутренний/внешний фокус |
Интровертная |
Акцентирование внимания на внутренней среде, внутренних связях и отношениях фирмы |
|
Экстравертная |
Акцентирование внимания на внешней среде, внешних связях и отношениях организации |
По индивидуалистическому коллективистскому стилю управления |
Культура индивидуализма |
Приоритет личного успеха, карьеры, индивидуализм работников |
|
Культура коллективизма |
Преобладание коллективных решений, приоритет интересов фирмы над личными интересами, «командный дух» |
По характеру управления |
Бюрократическая |
Жесткая, иерархическая вертикаль власти; четкий ограниченный круг обязанностей работников и подразделений; централизация; низкий уровень делегирования полномочий, ответственности; ограниченное внедрение инноваций |
Инновационная |
Децентрализация управления; развито делегирование полномочий, ответственности; ориентация на постоянные нововведения; высокий уровень сотрудничества, кооперации |
Таблица 2. Характеристика основных типов организационных культур
Типы организационных культур | |||
Органическая |
Предпринимательская |
Бюрократическая |
Партисипативная |
Организация направляется | |||
согласием с общей идеей |
свободной инициативой |
сильным руководством |
всесторонними обсуждениями |
Проблемы решаются на основе | |||
исходного согласия с целями и задачами |
индивидуального творчества |
ясного и сосредоточенного продумывания |
открытого взаимодействия |
Лидерство основывается на | |||
разделяемых взглядах о направлении общего движения |
наличии авторитета и признания |
власти и положении |
содействии контактам и |
С хроническими проблемами справляются с помощью | |||
непридания им значения и отказа от обсуждения |
поиска новых творческих подходов |
укрепления руководства и следования правилам |
более напряженной дискуссии и выработки способов решения |
Повседневная работа | |||
осуществляется при минимальном вмешательстве в нее |
выполняется и видоизменяется каждым по-своему |
зависит от неизменности курса и активности руководства |
постоянно перепроверяется для большего совершенства |
Функции и ответственность | |||
реализуются с почти автоматической точностью |
получаются такими, какими их делают люди |
предписываются и закрепляются |
разделяются и сменяются по необходимости |
Желания и интересы отдельных людей | |||
оцениваются по степени их согласованности с целями организации |
считаются более важными, чем интересы организации |
подчиняются интересам организации |
согласуются с интересами организации путем договоренностей |
Руководство | |||
задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство |
дает людям возможность делать так, как они считают нужным |
определяет лидеров и возможные направления развития |
действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества |
Разногласия и конфликты | |||
отражают факт расхождения с общими целями и задачами |
являются продуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий |
угрожают стабильности организации и мешают работе |
считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем |
Коммуникации (общение) | |||
ограничены и несущественны |
меняются по интенсивности и непредсказуемы
|
формальны и подчиняются правилам |
открыты и насыщенны |
Информация и данные (как правило) | |||
расцениваются как совместное знание, которое не нужно выносить вовне |
используются для |
контролируются, и доступ к ним ограничен |
оцениваются и распределяются открыто |
2.1.1. Оценка мотивационной среды
Мотивационной средой называют совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, приложенных работниками для достижения целей организации.
Качество мотивационной среды может и должно быть оценено для того, чтобы руководитель мог обоснованно определить, какую отдачу он вправе ожидать от сотрудников при тех условиях, что созданы в нашей организации. А также понять, за счет чего в наибольшей степени создается неблагоприятная мотивационная среда, то есть, какие мотивирующие условия необходимо менять в первую очередь.
Для анализа оценки мотивационной среды потребуется структура основных мотивов, которая представлена в таблице 3 [14. 55], а также модель механизма мотивации, представленная на рисунке 3.
Таблица 3
МОТИВЫ | |
САМОРАЗВИТИЕ |
• Рост профессионального мастерства • Общекультурное развитие |
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ |
• Работа, позволяющая проявлять свои возможности • Возможность реализовать свои идеи • Лидерство, возможность вести за собой других |
САМООЦЕНКА |
• Ощущение успеха достижения • Признание, одобрение • Возможность действовать • Наличие перспектив продвижения |
ВКЛЮЧЕННОСТЬ В КОЛЛЕКТИВ |
• Возможность полноценного общения • Хорошие отношения с • Информированность • Участие в выработке решений |
ЗАЩИЩЕННОСТЬ |
• Спокойная работа без стрессов и психических напряжений • Уверенность в завтрашнем дне • Справедливость в отношениях с руководством |
МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ |
• Зарплата • Возможность улучшения (сохранения) социально-бытовых условий) • Возможность для отдыха и поддержания здоровья |
Рис. 3. Модель механизма мотивации