Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:51, дипломная работа
Обоснование: так как организационная культура малодинамичная система и для ее изменения требуется много времени (организационная культура создается годами), то при переходе от «традиционной» организации к «инновационной» необходимо исследовать существующую в образовательном учреждении организационную культуру с тем, чтобы своевременно определить негативные факторы и уменьшить степень их влияния в процессе развития образовательного учреждения. Цель: исследование состояния организационной культуры.
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, содержание и базовая модель формирования и
развития организационной культуры………………………………………………….5
1.1. Понятие и содержание организационной культуры…………………………… 5
Иерархия организационной культуры…………………………………………….. 6
Характеристика организационной культуры………………………………………8
Влияние организационной культуры……………………………………………….8
Компоненты организационной культуры…………………………………………..9
Самоорганизация……………………………………………………………………10
1.2. Базовая модель формирования и развития организационной культуры………12
Элементы базовой модели организационной культуры………………………….12
Факторы внутренней и внешней чреды организационной культуры………… 14
Функциональное построение организационной культуры………………………16
Функция формирования, накопления, передачи и хранения ценностей………..17
1.2.5.Функция формирования системы знаний организации………………………… 18
Формирование системы внутренних коммуникаций и связей………………… 19
Формирование системы внешних коммуникаций и связей организации………19
Целеполагание - постановка целей организации…………………………………20
Формирование культуры трудового и производственного процессов…………..21
1.2.10. Элементное обеспечение организационной культуры………………………….22
Глава 2. Исследование организационной культуры МОУ "Средняя школа № 8"
г. Людиново……………………………………………………………………………… 23
2.1. Определение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново……………………………………………… 23
2.1.1. Оценка мотивационной среды……………………………………………………...26
2.1.2. Определение стиля руководства трудовым коллективом………………………2 9
Оценка уровня развития коллектива………………………………………………30
Определение уровня развития коллектива………………………………………..34
2.2. Построение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново………………………………………………35
2.3. Определение комплексной оценки уровня организационной культуры………...36
Заключение………………………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………………39
Приложение………………………………………………………………………………..41
Механизм диагностики
Исходные данные для проведения диагностики:
В диагностике приняли участие - 25 человек.
Оценку мотивационной среды в организации производим методом анкетирования (см. Приложение 1).
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
№ п/п |
ПЕРСОНАЛ
|
Кол-во участников |
Количество баллов |
1. |
Администрация |
3 |
972 |
2. |
Учителя |
18 |
4878 |
3. |
Обслуживающий персонал |
4 |
800 |
4. |
ИТОГО: |
25 |
6650 |
О м.ср. - оценка мотивационной среды
i =1
∑ О м.ср. = ∑ 6650, тогда О м.ср.= 266 баллов,
i = 25
Максимальное количество баллов, которое можно получить - 324. Разрыв между максимальной и полученной оценкой составляет 18 %:
О м.ср. = 324 - 266 = 58 баллов или 18 %.
Это и есть резерв совершенствования мотивационной среды.
При оценке удовлетворенности педагогов своей профессией мы опираемся на такие моменты как:
• Характеристика учителями наиболее привлекательных сторон педагогической профессии;
• Оценка собственных профессиональных перспектив;
• Удовлетворение материальным и финансовым обеспечением;
• Удовлетворенность уровнем профессиональной подготовки и системой повышения квалификации;
• Удовлетворенность характером организации труда и качеством распределения времени;
Привлекательность педагогической профессии по данным анкетирования имеет следующий вид:
- творческий характер труда - 63 %:
- удовлетворенность от труда в данной области - 44 %;
- возможность приносить пользу людям - 38 %;
- возможность общения с людьми - 33,7 %;
- интеллектуальный характер профессии - 31 %.
Эти данные говорят о том, что гуманитарный характер профессии является доминирующим моментом с точки зрения привлекательности данной профессии. Вместе с тем:
- возможность сделать быстро карьеру - 9 %;
- социальная престижность профессии - 7 %.
Это еще раз подчеркивает, что практически все учителя не находят социальных перспектив в профессии педагога.
Анализ удовлетворенности
Приведенные выше данные говорят о том, что мотивация с позиции материального и социального обеспечения учителей находятся на крайне низком уровне.
Организацией своего труда удовлетворены 53 % педагогов, а количеством свободного времени - 57 %.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что на сегодняшний день в МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново условия работы педагогов таковы, что наиболее актуальными по-прежнему остаются потребности в улучшении материального благополучия и защищенности. Это означает, в целом, что такие мотивы, как спокойная работа без стрессов, уверенность в завтрашнем дне, справедливость в отношениях с руководством, зарплата, возможность улучшения социально-бытовых условий а также возможности для отдыха и поддержания здоровья являются доминирующими в образовательном учреждении. То есть можно констатировать, что мотивационная среда и организационная культура в МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново - интровертная.
Зная структуру ценностной ориентации сотрудников школы, можно уже спрогнозировать, какую стратегию поведения они выбирают.
Вместе с тем, мотивационная среда в образовательном учреждении «хорошая», как показали полученные данные, она составляет 82 % от идеального количества баллов, Это объясняется еще и тем, что сотрудники нашего образовательного учреждения уже долго работают вместе (в среднем, по 15 лет), имеют высокую квалификацию, обладают повышенным чувством долга и сознательностью. Именно на этих человеческих качествах наших работников и сформирована существующая на данный момент организационная культура в МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново.
2.1.2. Определение стиля руководства трудовым коллективом
Методика разработана В.П. Захаровым на основе опросника А.Л.Журавлева. Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Данный тест позволяет определить стиль руководства трудовым коллективом («директивный» или «бюрократический», «попустительский» и «коллегиальный»). Методика, использованная для тестирования, состоит из 16 групп утверждений. Порядок тестирования содержится в инструкции (Приложение 2).
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ПЕРСОНАЛ
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА |
ККол. участ ников |
Д |
П |
К |
Администрация |
33 |
2 |
— |
1 |
Учителя |
118 |
14 |
1 |
3 |
Обслуживающий персонал |
44 |
2 |
- |
2 |
Вывод: 72 % - считают, что преобладает «Директивный» (бюрократический) тип;
4 % - «Попустительский» тип;
24 % - «Коллегиональный» тип.
На основании этих данных можно утверждать, что в образовательном учреждении преобладает «директивный» стиль руководства или по другим источникам - «бюрократический».
Примем максимальную оценку в баллах равную 10, тогда тип «Д» = 7 баллов.
Особенностью данного стиля управления в организационной культуре является наличие ролевой позиции для каждого члена организации, которая четко описывается должностной инструкцией. Понятие роли подразумевает уровень властных полномочий, определение места в организационной иерархии. Этот тип культуры ориентирован на выполнение процедур и правил, создается и поддерживается системой контроля.
2.1.3. Оценка уровня развития коллектива
Как известно, главные отличительные характеристики коллективы следующие:
1) Наличие общей и общественно значимой цели совместной деятельности, одновременно личностно значимой для всех членов коллектива.
2) Наличие особой структуры отношений между членами группы, опосредствованных содержанием совместной деятельности, ее ценностями, принципами, целями, задачами.
Трудовые коллективы различаются тем, какие цели они перед собой ставят и как интегрируют усилия своих сотрудников на их достижение.
Общая характеристика коллектива - уровень его развития (уровень зрелости) - это способность коллектива ставить актуальные и реалистические общие цели, формировать структуру индивидуальных целей, интегрированных с общими целями, строить и гибко изменять структуру взаимодействий и взаимоотношений, обеспечивающих достижение поставленных целей с максимально возможной эффективностью.
B.C. Лазаревым [13. 46] была разработана иерархическая структура характеристик коллектива, изображенная на рис. 4.
Рис. 4 Структура характеристики коллектива
Уровень развития коллектива определяется как функция трех характеристик: 1) ценностно-ориентационной зрелости, 2) организованности, 3) сплоченности
Рис 5. Структура характеристик коллектива
Ценностно-ориентационная зрелость коллектива
В деятельности коллектива МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново можно выделить три типа целей:
• Собственно образовательные цели (текущие цели учебно-воспитательной процесса);
• Цели развития образовательной деятельности;
• Цели саморазвития коллектива, которые в развернутом виде определены в Уставе нашего образовательного учреждения.
Ценностно-ориентационная зрелость педагогического коллектива - это характеристика, отражающая степень готовности его членов прикладывать усилия для достижения высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности, в ее развитии и саморазвитии коллектива. Уровень ценностно-ориентационной зрелости определяется значениями трех первичных характеристик коллектива:
- ориентированность на достижения в текущей деятельности;
- ориентированность на развитие;
- ориентированность на саморазвитие.
Ориентированность на достижение в текущей деятельности характеризуется готовностью членов коллектива прикладывать усилия для того, чтобы максимально использовать образовательный потенциал организации.
Ориентированность на развитие деятельности показывает, в какой мере существующие в коллективе отношения стимулируют активность его членов в совершенствовании содержания, организации и методов учебно-воспитательной деятельности.
Ориентированность на саморазвитие коллектива показывает, в какой мере существующие в коллективе отношения способны стимулировать готовность его членов в повышении своего профессионального и культурного уровня.
Организованность коллектива
Постановка общих целей, еще не гарантирует их достижения, а также, в зависимости от организации, взаимодействия между членами коллектива, цели могут достигаться с разными затратами усилий и за разное время.
В нашей организации
существует формальная структура, в
которой отношения между
Следовательно, организованность - это способность педагогического коллектива формировать рациональную структуру совместных действий и гибко перестраивать ее в изменяющихся условиях. Она зависит от ответственности членов коллектива, их сработанности и включенности в управление.
Ответственность характеризуется, насколько добросовестно относятся члены коллектива к выполнению своих обязанностей без жесткого контроля со стороны администрации, а также, их готовностью по собственной инициативе принимать на себя ответственность за выполнение работ, не входящих в их обязанности.
Сработанность коллектива характеризует степень готовности его членов, в случае необходимости, самостоятельно согласовывать свои действия друг с другом без обращения к администрации.
Включенность в управление характеризует степень влияния рядовых членов коллектива организации на принимаемые администрацией решения, касающиеся планов и организации работы учреждения.
Сплоченность коллектива - это характеристика, отражающая его способность противостоять внутренним и внешним воздействиям, негативно влияющим на эффективность совместной деятельности. Если организованность характеризует способность группы формировать рациональную структуру взаимодействия между педагогами, то сплоченность означает способность эту структуру сохранять. Сплоченность зависит от единства ориентации, совместимости и потенциальной стабильности коллектива.
Единство ориентации показывает степень принятия членами коллектива его целей и реализации способов их достижения. Это выражается в совпадении мнений, оценок, установок и позиций учителей по отношению к различным моментам совместной деятельности.
Совместимость - это характеристика коллектива, отражающая, в какой мере существующие. межличностные отношения несут в себе потенциальную угрозу возникновения отчужденности и межличностных конфликтов.