Влияние организационной культуры на повышение эффективности работы образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:51, дипломная работа

Краткое описание

Обоснование: так как организационная культура малодинамичная система и для ее изменения требуется много времени (организационная культура создается годами), то при переходе от «традиционной» организации к «инновационной» необходимо исследовать существующую в образовательном учреждении организационную культуру с тем, чтобы своевременно определить негативные факторы и уменьшить степень их влияния в процессе развития образовательного учреждения. Цель: исследование состояния организационной культуры.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, содержание и базовая модель формирования и
развития организационной культуры………………………………………………….5
1.1. Понятие и содержание организационной культуры…………………………… 5
Иерархия организационной культуры…………………………………………….. 6
Характеристика организационной культуры………………………………………8
Влияние организационной культуры……………………………………………….8
Компоненты организационной культуры…………………………………………..9
Самоорганизация……………………………………………………………………10
1.2. Базовая модель формирования и развития организационной культуры………12
Элементы базовой модели организационной культуры………………………….12
Факторы внутренней и внешней чреды организационной культуры………… 14
Функциональное построение организационной культуры………………………16
Функция формирования, накопления, передачи и хранения ценностей………..17
1.2.5.Функция формирования системы знаний организации………………………… 18
Формирование системы внутренних коммуникаций и связей………………… 19
Формирование системы внешних коммуникаций и связей организации………19
Целеполагание - постановка целей организации…………………………………20
Формирование культуры трудового и производственного процессов…………..21
1.2.10. Элементное обеспечение организационной культуры………………………….22
Глава 2. Исследование организационной культуры МОУ "Средняя школа № 8"
г. Людиново……………………………………………………………………………… 23
2.1. Определение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново……………………………………………… 23
2.1.1. Оценка мотивационной среды……………………………………………………...26
2.1.2. Определение стиля руководства трудовым коллективом………………………2 9
Оценка уровня развития коллектива………………………………………………30
Определение уровня развития коллектива………………………………………..34
2.2. Построение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново………………………………………………35
2.3. Определение комплексной оценки уровня организационной культуры………...36
Заключение………………………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………………39
Приложение………………………………………………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 8.42 Мб (Скачать)

Потенциальная стабильность - отражает степень привлекательности работы в коллективе для его членов. Она проявляется в сохранении постоянного состава учителей в течение продолжительного времени или незначительной, постепенной его изменчивости.

 

      1. Методика определения оценки уровня развития коллектива [13. 272]

 

Инструкция по выполнению данной методики представлена в приложении 3. На основании полученных данных проводится анализ результатов, представленный в таблице:

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

п№ п/п

Персонал

 

                   Колличе

                   ственные

               показатели

ККол-во

А

Б

В

 

 

 

aаl

аа2

ааЗ

6б1

6б2

6б3

Вв1

вв2

ввЗ

1.

Администрация

33

99

88

99

99

77

77

88

88

88

2.

Учителя

118

88

88

77

88

66

66

88

77

77

3.

Обслуживающий персонал

44

66

77

66

88

88

77

88

99

88

4.

ИТОГО среднее значение:

 

77,7

77,7

77,3

88,3

77,0

66,7

88,0

88,0

77,3

5.

ИТОГО:

 

А = 7,6

Б = 7,3

В = 7,8


 

Где а, б, в - средние значения для  каждой обозначенной группы.

На основании данных таблицы можно рассчитать интегральную оценку уровня


развития коллектива (УРК) по формуле: УРК =√ А2 + Б2 + В2   = 7, 6 баллов.


                                                                                                            3

Самый низкий показатель - это включенность коллектива в управление - 6,7 баллов. Так  как  УРК  =  7,6  баллов,  то  это  значение  выше  среднего  по  градации, использованной в методике.

 

2.2. Построение типа организационной культуры

МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново

На основании полученных результатов, можно сделать вывод, что МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново - организация с преобладанием черт бюрократической коллективистской культуры с внутренней ориентацией.

 

Рис. 6. График для определения типа организационной культуры.

Используя график, изображенный на рисунке 6, и содержание таблицы, по полученным данным строим график, отражающий профиль организационной культуры нашей организации (рис. 7):

 

ТРЕХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  КУЛЬТУРЫ

Рис. 7.  Трехмерная модель организационной культуры

 

2.3. Определение комплексной  оценки уровня организационной  культуры

МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново

 

Как известно, в состав оценки уровня организационной культуры входят такие  крупные составляющие как функциональное, элементное и организационное построение. Комплексная оценка уровня организационной культуры рассчитывается по формуле:


К к.о. =   Кф.п.² + Кэ.п.² , подставив значения, получаем: К к.о. = 0,8 баллов, что


                          2

означает достаточно высокий уровень  организационной культуры.

Еще одним, но уже качественным показателем  уровня организационной культуры, является уровень деловой этики нашей организации, основным параметром которого является кредит доверия к нам со стороны заказчиков образовательных услуг, и он достаточно высокий.

 

 

 

 

 

 

Комплексная оценка уровня организационной культуры




 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД: на основании теоретических положений, а также, разработанной и полученной в результате исследования реальной модели организационной культуры, можно констатировать следующее:

• Организационная культура МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново

бюрократическая, коллективистская , с внутренней ориентацией, с высоким уровнем развития;

• Полученные результаты позволяют  выбрать направления изменений  от существующей организационной культуры к культуре «инновационной», определить их приоритетность, составить программу необходимых мероприятий для осуществления предстоящих изменений.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образовательное учреждение - это  сложный социальный механизм. Основой его жизненного потенциала является организационная культура, определяющая: ради чего люди стали членами организации, как они строят свои взаимоотношения, какие устойчивые нормы и принципы жизни они разделяют и многое другое. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно влияет на успех их деятельности.

Однако, вплоть до недавнего времени, процессы формирования организационной  культуры шли стихийно, не привлекая  особенного внимания со стороны руководства. И только сейчас, в результате социально-экономических преобразований, становится все более очевидным, что важнейшее значение для эффективности деятельности любой организации имеет ее организационная культура.

Подходов, методов исследований, классификаций, а также различных моделей организационной культуры существует много, в том числе и зарубежных авторов. Однако, методов анализа, с использованием системного подхода, и построения моделей организационной культуры для образовательных учреждений очень мало.

В настоящей работе предложен один из вариантов подхода к исследованию организационной культуры в образовательных учреждениях на примере МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново

В процессе исследования состояния  организационной культуры МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново создана целостная системная модель организационной культуры, ее характеристик, уровень и тип. Результаты анкетирования и тестирования, изучение документов образовательного учреждения позволили провести анализ, обобщение, систематизацию и выявить требуемые характеристики и критерии организационной культуры. На основании данных проведенного исследования построена существующая модель организационной культуры МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново

Исследование состояния организационной  культуры МОУ "Средняя школа № 8"

г. Людиново, представленное в данной работе, представляет возможности для определения основных направлений по изменению организационной культуры на этапе подготовки к переходу от «традиционной» организации к «инновационной».

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова С.П. Психологические механизмы управления и о том, как их использовать. - М.: Известия, 2002. - 312 с.

2. Бардиер Г.Л. Бизнес-психология. - М.: Генезис, 2002. - 412 с.

3. Большаков А.С. Менеджмент: стратегия  успеха. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001.-224 с.

4. Вачугов Д.Д., Веснин В.Р., Кисликова  И.А. Практикум по менеджменту:  деловые игры: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2001. - 192 с.

5. Виханский О.С, Наумов А.И.  Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарики, 2002. - 288 с.

6. Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А. Менеджмент. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003.-224 с.

7. Гребцова В.Е. Менеджмент. - Ростов  н/Д., Феникс, 2001. - 288 с.

8. Дитхелм Г. Управление проектами  в 2 т. Т. II: Пер. с нем. - СПб.: Издательский  дом «Бизнес-пресса», 2003. - 288 с.

9. Занковский А.Н. Организационная психология. Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». - М.: Флинта: 2000. - 648 с.

10. Иванова Т.Ю., Приходько В.И.  Теория организации. - СПб., Питер, 2004. - 269 с.

11. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 220 с.

12. Красовский Ю.Д. Организационное  поведение. Учебное пособие для  вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.-472 с.

13. Лазарев B.C. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2003.-304 с.

14. Лазарев B.C., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Пуденко Т.И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. - 158 с.

15. Менеджмент в управлении школой: Учебное пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования./ Под ред. Шамовой Т.И. - М.: МИП «NB Магистр», 1992. - 232 с.

16. Месхон М.Х., Хедоури Ф. Основы  менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1993. - 702 с.

17. Подлесных В.И. Теория организации. Учебник для вузов. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003. - 336 с.

18. Психологические тесты. В двух  томах./ Под ред. Карелина А.А. - М.: Владос, 2002. -248 с.

19. Родионова Н.В., Эриашвили Н.Д., Цыпкин Ю.А. и др. Руководство сотрудниками фирмы: Учебное пособие для вузов./ Под ред. проф. Крылова А.А., проф. Цыпкина Ю.А. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.

20. Руководство педагогическим  коллективом: модели и методы./ Пособие для руководителей образовательных  учреждений./ Под ред. Лазарева B.C. - М: Центр социальных и экономических исследований, 1995. - 158 с.

21. Смирнов Э.А. Теория организации:  Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 248 с.

22. Технология кадрового менеджмента:  Учебно-практическое пособие./ Под  ред. Мишуровой И.В. - М: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Изд. Центр «Март», 2004. - 368 с.

23. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы  кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1997. - 336 с.

24. Уильяме Р. Управление деятельностью  служащих. - СПб.: Питер, 2003. - 302 с.

25. Управление персоналом: Учебник для вузов./ Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 423 с.

26. Уткин Э.А. Этика бизнеса:  Учебник для вузов. - М.: Зерцало, 1998. - 256 с.

27. Ушаков К.М. Управление школьной  организацией: организационные  и человеческие ресурсы. - М.: Сентябрь, 1995. - 128 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика оценки мотивационной  среды в школе.

Инструкция

Вам предложены 36 утверждений, характеризующих  мотивационную среду в школе. Оцените по 10-балльной шкале Ваше согласие или несогласие с ними: 0 -полностью не согласен, 9 -полностью согласен.

Я считаю, что  в нашей школе каждый педагог:

1 .Четко знает, каких результатов  в работе ждет от него школа.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

2. Уверен в объективности оценки  его работы.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

3. Знает, по каким критериям  оценивают его работу.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

4. Уверен, что о его успехах  обязательно будет известно руководству  школы.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

5. Уверен, что о его неудачах  обязательно будет известно руководству  школы.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

6. Уверен, что за хорошей работой  обязательно последует поощрение.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

7. Уверен, что о его успехах  всегда станет известно коллегам.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

8. Уверен, что реакция коллег  на его успехи всегда будет  позитивной.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

9. Свободен в выборе форм и  методов преподавания.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

10. Считает, что система материального  поощрения справедливая и действенная.

0 1 2 3 4 5 67 8 9

11. Считает свою работу интересной.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

12. Знает, какие поощрения и за какие результаты приняты в школе.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

13. Считает, что результаты его  труда зависят только от него.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

14. Считает, что формы морального поощрения в школ достаточно разнообразны и привлекательны.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

15. Имеет нагрузку, не тре5ующую  от него сверх усилий для  достижения хороших результатов.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

16. Считает, что оплата его  труда зависит от результатов  работы.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

17. Уверен, что руководство справедливо поощряет его работу.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

18. Убежден, что успешная работа  в школе невозможна без постоянного совершенствования методов своей работы.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

19. Имеет четкие и конкретные  цели совершенствования своей работы.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

20. Считает очень интересным  искать или придумывать педагогические новации .

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

21. Охотно делится с коллегами  освоенными новшествами.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

22. Чувствует одобрение и уважение  коллег за нововведения в свою  работу.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

23. Имеет достаточно времени  для освоения или разработки  педагогических нововведений.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

24. Получает от школы поддержку  и помощь в совершенствовании  своей работы.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

25. Убежден, что для него лично  освоение педагогических новаций не требует сверхусилий.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

26. Уверен, что участие в инновационной  работе школ обязательно будет  отмечено поощрением и признанием  руководства.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

27. Уверен, что способен развивать  и совершенствовать свои методы работы.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

28. Знает четко перспективы своего  роста.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

29. Имеет достаточно возможностей  для профессионального развития.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

30. Имеет конкретную цель повышения  своего профессионального уровня на ближайшую перспективу.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

31. Видит связь между повышением  своей квалификации и изменением  своего статуса в педагогическом  коллективе.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

32. Убежден, что профессиональный  рост связан с ростом материального благополучия.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

33. Убежден, что руководство школы  обязательно заметит и поощрит  работу по саморазвитию.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

34. Уверен, что при имеющейся  нагрузке профессиональное саморазвитие  по силам каждому.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

35. Уверен, что руководство школы стремится создать благоприятные условия для профессионального развития педагогов.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

36. Считает для себя необходимым  постоянное профессиональное

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация о работе Влияние организационной культуры на повышение эффективности работы образовательного учреждения