Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:51, дипломная работа
Обоснование: так как организационная культура малодинамичная система и для ее изменения требуется много времени (организационная культура создается годами), то при переходе от «традиционной» организации к «инновационной» необходимо исследовать существующую в образовательном учреждении организационную культуру с тем, чтобы своевременно определить негативные факторы и уменьшить степень их влияния в процессе развития образовательного учреждения. Цель: исследование состояния организационной культуры.
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, содержание и базовая модель формирования и
развития организационной культуры………………………………………………….5
1.1. Понятие и содержание организационной культуры…………………………… 5
Иерархия организационной культуры…………………………………………….. 6
Характеристика организационной культуры………………………………………8
Влияние организационной культуры……………………………………………….8
Компоненты организационной культуры…………………………………………..9
Самоорганизация……………………………………………………………………10
1.2. Базовая модель формирования и развития организационной культуры………12
Элементы базовой модели организационной культуры………………………….12
Факторы внутренней и внешней чреды организационной культуры………… 14
Функциональное построение организационной культуры………………………16
Функция формирования, накопления, передачи и хранения ценностей………..17
1.2.5.Функция формирования системы знаний организации………………………… 18
Формирование системы внутренних коммуникаций и связей………………… 19
Формирование системы внешних коммуникаций и связей организации………19
Целеполагание - постановка целей организации…………………………………20
Формирование культуры трудового и производственного процессов…………..21
1.2.10. Элементное обеспечение организационной культуры………………………….22
Глава 2. Исследование организационной культуры МОУ "Средняя школа № 8"
г. Людиново……………………………………………………………………………… 23
2.1. Определение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново……………………………………………… 23
2.1.1. Оценка мотивационной среды……………………………………………………...26
2.1.2. Определение стиля руководства трудовым коллективом………………………2 9
Оценка уровня развития коллектива………………………………………………30
Определение уровня развития коллектива………………………………………..34
2.2. Построение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново………………………………………………35
2.3. Определение комплексной оценки уровня организационной культуры………...36
Заключение………………………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………………39
Приложение………………………………………………………………………………..41
Потенциальная стабильность - отражает степень привлекательности работы в коллективе для его членов. Она проявляется в сохранении постоянного состава учителей в течение продолжительного времени или незначительной, постепенной его изменчивости.
Инструкция по выполнению данной методики представлена в приложении 3. На основании полученных данных проводится анализ результатов, представленный в таблице:
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
№ п№ п/п |
Персонал
Колличе ственные показатели |
ККол-во |
А |
Б |
В | ||||||
| aаl |
аа2 |
ааЗ |
6б1 |
6б2 |
6б3 |
Вв1 |
вв2 |
ввЗ | ||
1. |
Администрация |
33 |
99 |
88 |
99 |
99 |
77 |
77 |
88 |
88 |
88 |
2. |
Учителя |
118 |
88 |
88 |
77 |
88 |
66 |
66 |
88 |
77 |
77 |
3. |
Обслуживающий персонал |
44 |
66 |
77 |
66 |
88 |
88 |
77 |
88 |
99 |
88 |
4. |
ИТОГО среднее значение: |
77,7 |
77,7 |
77,3 |
88,3 |
77,0 |
66,7 |
88,0 |
88,0 |
77,3 | |
5. |
ИТОГО: |
А = 7,6 |
Б = 7,3 |
В = 7,8 |
Где а, б, в - средние значения для каждой обозначенной группы.
На основании данных таблицы можно рассчитать интегральную оценку уровня
развития коллектива (УРК) по формуле: УРК =√ А2 + Б2 + В2 = 7, 6 баллов.
Самый низкий показатель - это включенность коллектива в управление - 6,7 баллов. Так как УРК = 7,6 баллов, то это значение выше среднего по градации, использованной в методике.
2.2. Построение типа организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново
На основании полученных результатов, можно сделать вывод, что МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново - организация с преобладанием черт бюрократической коллективистской культуры с внутренней ориентацией.
Рис. 6. График для определения типа организационной культуры.
Используя график, изображенный на рисунке 6, и содержание таблицы, по полученным данным строим график, отражающий профиль организационной культуры нашей организации (рис. 7):
ТРЕХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Рис. 7. Трехмерная модель организационной культуры
2.3. Определение комплексной оценки уровня организационной культуры
МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново
Как известно, в состав оценки уровня организационной культуры входят такие крупные составляющие как функциональное, элементное и организационное построение. Комплексная оценка уровня организационной культуры рассчитывается по формуле:
К к.о. = Кф.п.² + Кэ.п.² , подставив значения, получаем: К к.о. = 0,8 баллов, что
2
означает достаточно высокий уровень организационной культуры.
Еще одним, но уже качественным показателем уровня организационной культуры, является уровень деловой этики нашей организации, основным параметром которого является кредит доверия к нам со стороны заказчиков образовательных услуг, и он достаточно высокий.
Комплексная оценка уровня организационной культуры
ВЫВОД: на основании теоретических положений, а также, разработанной и полученной в результате исследования реальной модели организационной культуры, можно констатировать следующее:
• Организационная культура МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново
бюрократическая, коллективистская , с внутренней ориентацией, с высоким уровнем развития;
• Полученные результаты позволяют выбрать направления изменений от существующей организационной культуры к культуре «инновационной», определить их приоритетность, составить программу необходимых мероприятий для осуществления предстоящих изменений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образовательное учреждение - это сложный социальный механизм. Основой его жизненного потенциала является организационная культура, определяющая: ради чего люди стали членами организации, как они строят свои взаимоотношения, какие устойчивые нормы и принципы жизни они разделяют и многое другое. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно влияет на успех их деятельности.
Однако, вплоть до недавнего времени, процессы формирования организационной культуры шли стихийно, не привлекая особенного внимания со стороны руководства. И только сейчас, в результате социально-экономических преобразований, становится все более очевидным, что важнейшее значение для эффективности деятельности любой организации имеет ее организационная культура.
Подходов, методов исследований, классификаций, а также различных моделей организационной культуры существует много, в том числе и зарубежных авторов. Однако, методов анализа, с использованием системного подхода, и построения моделей организационной культуры для образовательных учреждений очень мало.
В настоящей работе предложен один из вариантов подхода к исследованию организационной культуры в образовательных учреждениях на примере МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново
В процессе исследования состояния организационной культуры МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново создана целостная системная модель организационной культуры, ее характеристик, уровень и тип. Результаты анкетирования и тестирования, изучение документов образовательного учреждения позволили провести анализ, обобщение, систематизацию и выявить требуемые характеристики и критерии организационной культуры. На основании данных проведенного исследования построена существующая модель организационной культуры МОУ "Средняя школа № 8" г. Людиново
Исследование состояния
г. Людиново, представленное в данной работе, представляет возможности для определения основных направлений по изменению организационной культуры на этапе подготовки к переходу от «традиционной» организации к «инновационной».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова С.П. Психологические механизмы управления и о том, как их использовать. - М.: Известия, 2002. - 312 с.
2. Бардиер Г.Л. Бизнес-
3. Большаков А.С. Менеджмент: стратегия успеха. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001.-224 с.
4. Вачугов Д.Д., Веснин В.Р., Кисликова
И.А. Практикум по менеджменту:
5. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарики, 2002. - 288 с.
6. Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А. Менеджмент. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003.-224 с.
7. Гребцова В.Е. Менеджмент. - Ростов н/Д., Феникс, 2001. - 288 с.
8. Дитхелм Г. Управление
9. Занковский А.Н. Организационная психология. Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». - М.: Флинта: 2000. - 648 с.
10. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - СПб., Питер, 2004. - 269 с.
11. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 220 с.
12. Красовский Ю.Д.
13. Лазарев B.C. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2003.-304 с.
14. Лазарев B.C., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Пуденко Т.И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. - 158 с.
15. Менеджмент в управлении
16. Месхон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1993. - 702 с.
17. Подлесных В.И. Теория организации. Учебник для вузов. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003. - 336 с.
18. Психологические тесты. В двух томах./ Под ред. Карелина А.А. - М.: Владос, 2002. -248 с.
19. Родионова Н.В., Эриашвили Н.Д., Цыпкин Ю.А. и др. Руководство сотрудниками фирмы: Учебное пособие для вузов./ Под ред. проф. Крылова А.А., проф. Цыпкина Ю.А. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.
20. Руководство педагогическим
коллективом: модели и методы./
Пособие для руководителей
21. Смирнов Э.А. Теория
22. Технология кадрового
23. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1997. - 336 с.
24. Уильяме Р. Управление
25. Управление персоналом: Учебник для вузов./ Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 423 с.
26. Уткин Э.А. Этика бизнеса: Учебник для вузов. - М.: Зерцало, 1998. - 256 с.
27. Ушаков К.М. Управление
Приложение 1
Методика оценки мотивационной среды в школе.
Инструкция
Вам предложены 36 утверждений, характеризующих мотивационную среду в школе. Оцените по 10-балльной шкале Ваше согласие или несогласие с ними: 0 -полностью не согласен, 9 -полностью согласен.
Я считаю, что в нашей школе каждый педагог:
1 .Четко знает, каких |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
2. Уверен в объективности оценки его работы. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
3. Знает, по каким критериям оценивают его работу. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
4. Уверен, что о его успехах
обязательно будет известно |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
5. Уверен, что о его неудачах
обязательно будет известно |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
6. Уверен, что за хорошей работой
обязательно последует |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
7. Уверен, что о его успехах
всегда станет известно |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
8. Уверен, что реакция коллег на его успехи всегда будет позитивной. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
9. Свободен в выборе форм и методов преподавания. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
10. Считает, что система |
0 1 2 3 4 5 67 8 9 | ||
11. Считает свою работу |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
12. Знает, какие поощрения и за какие результаты приняты в школе. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
13. Считает, что результаты его труда зависят только от него. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
14. Считает, что формы морального поощрения в школ достаточно разнообразны и привлекательны. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
15. Имеет нагрузку, не тре5ующую
от него сверх усилий для
достижения хороших |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
16. Считает, что оплата его труда зависит от результатов работы. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
17. Уверен, что руководство справедливо поощряет его работу. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
18. Убежден, что успешная работа в школе невозможна без постоянного совершенствования методов своей работы. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
19. Имеет четкие и конкретные цели совершенствования своей работы. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
20. Считает очень интересным искать или придумывать педагогические новации . |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
21. Охотно делится с коллегами освоенными новшествами. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
22. Чувствует одобрение и |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
23. Имеет достаточно времени для освоения или разработки педагогических нововведений. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
24. Получает от школы поддержку и помощь в совершенствовании своей работы. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
25. Убежден, что для него лично освоение педагогических новаций не требует сверхусилий. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
26. Уверен, что участие в инновационной
работе школ обязательно будет
отмечено поощрением и |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
27. Уверен, что способен развивать и совершенствовать свои методы работы. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
28. Знает четко перспективы |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
29. Имеет достаточно возможностей для профессионального развития. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
30. Имеет конкретную цель |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
31. Видит связь между повышением
своей квалификации и |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
32. Убежден, что профессиональный
рост связан с ростом |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
33. Убежден, что руководство |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
34. Уверен, что при имеющейся
нагрузке профессиональное |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
35. Уверен, что руководство школы стремится создать благоприятные условия для профессионального развития педагогов. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
36. Считает для себя необходимым постоянное профессиональное |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |