Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 13:45, контрольная работа
В современной литературе, как и многие другие термины организационно-управленческих дисциплин, организационная культура не имеет единственно верного толкования. Каждый из авторов стремится дать свое собственное определение этому понятию. Имеются очень узкие и очень широкие толкования того, что же представляет собой культура организации.
Введение 3
1. Понятие организационной культуры 4
2. Особенности и принципы организационной культуры 6
3. Структура организационной культуры 8
4. Типы организационной культуры 13
Заключение 17
Список используемых источников и литературы 18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал
в г. Саратове
Мельникова
Татьяна Алексеевна
Организационная
культура
Контрольная
работа студента 3 курса
заочного отделения
специальности «Документоведение
и документационное
обеспечение управления»
по
дисциплине «Социология управления»
Саратов 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Понятие организационной культуры 4
2. Особенности
и принципы организационной
3. Структура организационной культуры 8
4. Типы организационной культуры 13
Заключение 17
Список
используемых источников и литературы 18
Введение.
Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компании.
Организация
функционирует и развивается, как
сложный организм. Постоянно подвергаясь
влиянию со стороны внешней среды
приспосабливаясь к изменениям, современная
организация должна иметь способность
формировать и накапливать потенциал,
который может обеспечить не только своевременную
и адекватную реакцию на воздействия внешней
среды, но и даст возможность активно изменять
окружающую действительность, эффективно
управлять функционированием и развитием
многочисленных элементов и подсистем
организации. Этот "жизненный" потенциал
деятельности организации обеспечивает
организационная культура: то, ради чего
люди стали членами организации; то,
как строятся отношения между ними, какие
принципы и методы выполнения работ используются
в деятельности организации. Это обуславливает
не только различие между организациями,
но и определяет успех ее функционирования
и выживания в конкурентной борьбе. В любой
организации существует диалог между
людьми, носителями организационной культуры,
с одной стороны, и культуры, оказывающей
влияние на поведение человека, с другой.
В
современной литературе, как и
многие другие термины организационно-
Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений, бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации. Организационная культура - это шаблонный образ мыслей, ощущений и реакций, присущих организации либо ее внутренним подразделениям. Это уникальная «духовная программа», отражающая «индивидуальность» организации.
Организационная культура - это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми не писаными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации1.
Часто
организационная культура трактуется
как принимаемые большей частью
организации философия и
Несмотря на очевидное разнообразие определений, и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты. Так, в большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей индивида среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т. д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации.
Ценности , которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что «клиент всегда прав», поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других – может быть все наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
Третьим общим атрибутом термина организационной культуры считается «символика», посредством которой ценностные ориентации «передаются» членам организации. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех документы, в которых они детально описывают свои ценностные ориентации. Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работником через «ходячие» истории, легенды и мифы. Их рассказывают, пересказывают, толкуют. В результате этого они оказывают иногда больше влияния на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании.
Используя то общее, что присуще многим определениям, предлагается понимать организационную культуру следующим образом.
Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные элементы передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
Вопрос
о степени влияния
2.
Особенности и
принципы организационной
культуры
Специалисты выделяют две важные особенности культуры:
1)
Многоуровневость - поверхностный уровень
образует способ поведения
2) Многогранность, многоаспектность - культура организации, во-первых, состоит из субкультур отдельных подразделений или социальных, групп, существующих под «крышей» общей культуры (они могут конкретизировать и развивать последнюю, могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить). Во-вторых, организационная культура включает субкультуры тех или иных направлений и сторон деятельности – предпринимательство, управление, деловое общение, внутренние взаимоотношения.
Организационная культура может быть оценена, проконтролирована, управляема. Критериями анализа организационной культуры являются следующие показатели:
При
анализе организационной
Зарубежные и отечественные исследования по проблематике организационной культуры позволяют выделить ряд ценностных принципов:
Выделяют два аспекта организационной культуры: объективный и субъективный. Объективный аспект обычно связывается с физическим окружением, создаваемым в организации. Субъективный аспект исходит из разделяемых работниками образов, предположений, веры, ожиданий, а также группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами, ролями. Субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения, как общего, так и различий между людьми и между организациями.
Важным
аспектом организационной культуры
является то, что она разделяется
на ряд частных культур. В одной
организации может быть много
субкультур.
3.
Структура организационной
культуры
Организационная культура складывается при формировании предприятия, учреждения. В момент создания и впервые годы жизни организации формируется та культура, которая изначально соответствовала представлениям его создателям. Далее культура развивается, наполняется более глубоким смыслом и принимается новыми сотрудниками. Решающий вклад в развитие организационной культуры вносит ее выше руководство2.
Структуру организационной культуры составляют набор предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами.
Э.
Шайн предложил рассматривать
Познание организационной культуры начинается с первого, «поверхностного», или «символического» уровня, включающего видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать и терминах организационной культуры.