Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 15:21, курсовая работа
Организационная культура представляет собой большую область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством ее сотрудников.
Вступление…………………………………………………..…1
Понятие «организационная культура»……………….……….4
Формирование организационной культуры ………………...11
Уровни изучения организационной культуры………………17
Функции организационной культуры………………………..20
Основные свойства организационной культуры…………….21
Субкультуры в организациях…………………………………24
Заключение…………………………………………………....27
Список литературы…………………………………………….29
Вступление
Как не существует двух абсолютно одинаковых людей, так не существует и двух одинаковых компаний. Каждая формирует свой собственный облик, делающий ее уникальной, узнаваемой, идентифицируемой по определенным параметрам. Если можно наблюдать определенную схожесть организаций в силу наличия у них одинаковых ресурсов, производственных технологий, средств транспорта и техники, то в отношении «души» компании, каковой является ее культура, такое сходство отсутствует. Что же мы вкладываем в понятие «культура»?
Это понятие принято
В узком смысле слова культура - это духовная жизнь людей, набор этических норм, правил, обычаев и традиций. Согласно краткому словарю по социологии, это «личностная система осознаваемых как ценности самим индивидом и ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памяти, полученных в процессе воспитания и образования. В этом смысле говорят о нравственной, эстетической, политической, бытовой, профессиональной, гуманитарной и научно-технической культуре. В обыденном сознании культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом, уровнем приобщенности к культурному наследию, степенью развитости индивидуальных способностей»¹.
В широком смысле культура включает в себя результаты деятельности людей в виде зданий, техники, законодательных норм, общечеловеческих ценностей и социальных институтов. Это «социальная система организованных при помощи норм и ценностей функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности»². Культура в обществе представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями.
Различные
авторы, давая определение
¹ Гвишиани Д.М. Краткий словарь по социологии. - М.: Политиздат, 1989. С. 73.
² Гвишиани Д.М. Указ. соч.
- С. 74
Корпоративная культура – это те нормы и принципы поведения (писаные и неписаные), соблюдая которые, компания движется к успеху.
Термин «корпоративная культура» впервые применил (в XIX в.) немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке. Он использовал его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде, которые в то время регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации».
Правила поведения, как писаные, так и неписаные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли стать причиной исключения членов гильдий из этих сообществ. Профессиональные и другие сообщества уже тогда часто имели внешние атрибуты - обычно это были специальный покрой и цвет одежды, аксессуары, тайные символы принадлежности, поведенческие знаки, по которым члены сообществ могли отличать «своих» от «чужих». До сих пор студенты Оксфордского и Кембриджского университетов носят галстуки определенных цветов, а студенты Тартуского университета - особые фуражки.
Р. Уотерс, директор отдела по работе с персоналом СНГ компании Aпderseп, отмечает, что, по мнению некоторых людей, корпоративная культура - это установки руководства, как людям надо себя вести и как компания должна функционировать в целом.
Существует
и другая точка зрения: корпоративная
культура – это то, как осуществляется
вся работа компании. Сюда входят и отношения
между сотрудниками компании (например,
менеджеров и персонала), и работа с клиентами
и партнерами, и, наконец, отношение сотрудников
к своей компании, т.е. на первом плане
отношения, взаимодействие людей. По его
убеждению, определение «корпоративная
культура» - не самое удачное. Оно возникло
в тот момент, когда эксперты начали изучать,
что делает успешными американские корпорации.
Правильнее говорить «организационная
культура» - она присутствует и в многонациональной
корпорации, и в фирме, где
¹ Ходырев А. Культурный слой / / Карьера. - 2001. - N~ З.
www.mars.udsu.ru/cgi-bin/cls/
работают всего 5-10 человек.
Действительно, понятие организационной культуры более разумно применительно к компании, фирме, организации - ведь не всякая организация является корпорацией. Иными словами, понятие «организационная культура» шире понятия «корпоративная культура».
Однако
если понятие «корпоративная»
В
конце 70-х - начале 80-х гг. ХХ в. менеджеры,
исследователи и консультанты обнаружили,
что прежние концепции менеджмента имеют
существенные практические ограничения,
так как не учитывают многие культурные
аспекты. В поисках нового путик успешности
предприятия они установили особый феномен,
существующий в организациях, - «организационная
культура», который необходимо учитывать
в работе компаний. В результате понятие
«организационная культура» активно рассматривается
в мировой научной литературе, посвященной
организационному поведению, и даже стало
очередным направлением в развитии науки
об управлении предприятием.
Понятие «организационная культура»
Таким
образом, понятие «организационная культура»,
существующее столько же, сколько само
понятие «организация», объектом исследования
стало относительно недавно. Приведу некоторые
определения организационной (корпоративной)
культуры (табл. 1).
Табл.1
Определения организационной (корпоративной) культуры
Год | Автор | Сущностное понимание |
1952 | Э. Джакус | Культура предприятия - это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими» |
1974 | Л. Эллридж
А. Кромби |
Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и Т.П., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей |
1981 | Х. Шварц
С. Дэвис |
Культура организации представляет собой комплекс убеждений и ожиданий, разделяемых членами организации. Эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение организации отдельных личностей и групп |
1981 | У. Оучи | Организационная культура - символы, церемонии и мифы, которые сообщают членам организации важные представления о ценностях и убеждениях |
1982 | К. Голд | Корпоративная культура - это уникальные характеристики воспринимаемых особенностей организации, того, что отличает ее от всех других в отрасли |
1982 | М. Пакановский
Н.О’Доннел-Тружилио |
Организационная культура - это не просто одна из составляющих проблемы, это сама проблема в целом. На наш взгляд, культура - это не то, что организация имеет, а то, чем она является |
1983 | Л. Смирсич | Организационная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культурное пространство и особое ощущение реальности |
1985 | С. Мишон,
П. Штерн |
Организационная
культура - совокупность поведений,
символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятиям, и передаются каждому члену из уст в уста в качестве жизненного опыта |
1985 | В. Сате | Культура представляет
собой набор важных установок
(часто не формулируемых), разделяемых членами того или иного общества. Эти важнейшие понятия состоят из норм, ценностей, подходов, убеждений |
1985 | Э. Шейн | Культура - это
совокупность коллективных базовых
правил, изобретенных, открытых или выработанных определенной группой людей по мере того, как она училась решать проблемы, связанные с адаптацией к внешней среде и внутренней интеграцией, и разработанных достаточно хорошо для того, чтобы считаться ценными. Следовательно, новых членов группы следует обучать этим правилам как единственно правильному способу постигать что-либо, думать и чувствовать в ситуациях, связанных с решением подобных проблем |
1986 | Г. Морган | Культура в
метафорическом смысле - это один из способов
осуществления организационной деятельности
посредством использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло |
1986 | Р. Килманн
М. Сакстон |
Организационная культура - это философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, аттитюды и нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются ее членами |
1987 | К. Шольц | Корпоративная
культура представляет собой неявное,
невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения |
1991 | Г. Хофстеде | В широком смысле организационная культура - коллективное программирование мыслей, которое отличает членов одной организации от другой |
1992 | Д.Дреннан | Культура организации
- это все то, что для последней
типично: ее характерные черты, превалирующие отношения, сформировавшиеся образцы принятых норм поведения |
1993 | А. Уильямс,
П. Добсон, М. Уотерс |
Культура - это общие для всех, относительно устойчивые убеждения, отношения и ценности, существующие внутри организации |
1993 | А. Фурнхам,
Б. Гунтер |
Культура - разделяемые
всеми верования, установки
и ценности, которые существуют в организации. Иными словами, культура - это то, как мы здесь работаем |
1993 | А. Мак-Лин,
Ж. Маршалл |
Организационная
культура есть совокупность традиций,
ценностей, установок, убеждений и отношений, которые создают всеобъемлющий контекст для всего, что мы делаем или о чем думаем, выполняя работу в организации |
1995 | Э. Браун | Организационная
культура - это набор убеждений,
ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющий тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации |
1998 | Б. Карлофф | Культура корпорации - определенные позиции, точки зрения, манеры поведения, в которых воплощаются основные ценности, выражение этих ценностей претворено в организационной структуре и в кадровой политике |
1998 | М. Армстронг | Корпоративная
культура -это совокупность убеждений,
отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников данной организации. Они могут не быть четко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют способ действий и взаимодействий людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы |
2006 | С. Роббинз | Под организационной
культурой мы понимаем систему
представлений, которой придерживаются все члены организации и которая отличает данную организацию от других |
1993
1998 |
Р. Л. Кричевский | Корпоративная культура охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества, выпускаемого продукта и т.д. |
1997 | Ю. Г. Одегов
П. В. Журавлев |
Культура организации
- это совокупность типичных для
нее ценностей, норм и точек зрения или идей, которые сознательно или подсознательно формируют образец поведения для сотрудников организации. Они входят в традицию, подвергаются изменениям и узнаются по символам. Культура организации может рассматриваться как выражение ценностей, которые воплощены в организационной структуре и в кадровой политике |
2000 | В. В. Томилов | Корпоративная
культура - это совокупность мышления,
определяющая внутреннюю жизнь организации; это образ мышления, действия и существования. Культура корпорации
может рассматриваться как основных ценностей в организационной структуре; системе управления; кадровой политике, оказывая на них свое влияние |
2000 | В. В. Козлов | Корпоративная
культура - система формальных и
не-
формальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятием и перспектива ми его развития. Это сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами организации и задающих общие рамки поведения, принимаемые большей ее частью. Корпоративная культура проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Корпоративная культура представляет собой интегральную характеристику организации, ее ценностей, норм поведения, способов оценки деятельности, данные в языке определенной терминологии, понятной и разделяемой всеми членами организации |
2001 | А.О. Блинов
О.В. Васильев |
Корпоративная
культура - это набор наиболее важных
предположений,
принимаемых членами и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий, которые передаются через символические средства духовного и материального внутриорганизационного общения |
2001 | В.А. Спивак | Культура корпорации
- очень сложное, многослойное,
динамичное явление, включающее и материальное, и духовное в поведении организации по отношению к субъектам внешней среды и к собственным сотрудникам. Это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды |
2001 | О.С. Виханский
А.И. Наумов |
Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения |
2002 | С. А. Карпов и др. | Организационная
культура - совокупность норм, правил,
обычаев и традиций, которые поддерживаются
субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации |
2003 | Н.В. Тесакова | Корпоративная культура - это признаваемые в конкретной организации правила поведения (ценности; социальные, коммуникативные и моральные нормы; ритуалы; фирменный стиль) и правила управления (организационная структура, коммуникации, кадровая политика) |
Еще два определения хотелось бы привести в силу их особой выразительности и образности.
По утверждению Б. Фегaна, культура - это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные вами или вашими сотрудниками. Организационная культура - это то, как люди относятся к хорошо сделанной работе, а также и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Это клей, который держит, это масло, которое смягчает... Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Это то, как одни части компании видят другие ее части и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения. Организационная культура проявляет себя открыто в шутках и шаржах либо держится взаперти и объявляется только «своим». Это то, о чем знают все, за исключением, возможно, лишь руководителя.
По образному описанию корпоративной культуры, данному немецким психологом Р. Рюттингером, не только наблюдать и анализировать культуру, но и понимать ее означает схватиться вначале за облако. Культура и связанные с ней представления о ценностях не являются жесткими понятиями, как организация структуры и процесса, стратегии и бюджеты. Культура - это самый мягкий материал из всех, которые существуют. Но «мягкое» оказывается «жестким» на преуспевающих предприятиях.
Значение культуры возрастает с течением времени, поскольку она отражает опыт прошлых решений, приводивших к успеху дела. Организационная культура может служить на пользу организации, создавая обстановку, способствующую повышению производительности труда и внедрению нового. Но она может работать и против организации, создавая барьеры, которые препятствуют выработке корпоративной стратегии. Эти барьеры выражаются в сопротивлении новому и отсутствии контактов. Организационная культура - это основной компонент в выполнении миссии компании и достижении ею основных целей, в повышении эффективности организации и управлении новациями.
Анализ
приведенных определений
1) организационная культура - совокупность материальных, духовных, социальных ценностей, созданных и создаваемых сотрудниками компании в процессе трудовой деятельности и отражающих неповторимость, индивидуальность данной организации;