Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 04:33, курсовая работа
Организационную культуру можно наблюдать в любой организации, на любом предприятии, но она везде разная. Любая классификация, типология выделяет некоторые идеальные типы, выражающие лишь ведущие тенденции в деятельности тех или иных организаций. В реальной же жизни в «чистом» виде они не встречаются. И все же в целях диагностики состояния организаций и уровня культуры в этих организациях следует проводить типологический анализ организационной культуры. При этом возможны различные критерии, следовательно, и различные классификации, типологии.
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие организационной культуры………………………………………...5
Анализ основных типов организационных культур…………………………………….…………………………….….. 10
Сравнительная характеристика типов организационных культур……….21
Заключение………………………………………………………………….…..28
Список использованной литературы…………………………………………30
Приложение №1…………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………30
Приложение №1……………………………………………
Приложение №2……………………………………………………………...…
Приложение №3……………………………………………………………...…
Приложение №4……………………………………………
Организационную культуру можно наблюдать в любой организации, на любом предприятии, но она везде разная. Любая классификация, типология выделяет некоторые идеальные типы, выражающие лишь ведущие тенденции в деятельности тех или иных организаций. В реальной же жизни в «чистом» виде они не встречаются. И все же в целях диагностики состояния организаций и уровня культуры в этих организациях следует проводить типологический анализ организационной культуры. При этом возможны различные критерии, следовательно, и различные классификации, типологии.
Одной из важнейших проблем формирования организационной культуры является выбор теоретической основы типологии организационных культур из многообразия моделей, предложенных специалистами в области теории управления, иначе невозможно идентифицировать существующую организационную культуру. Во многих организациях главная проблема состоит в том, что, оказавшись перед лицом необходимости формирования организационной культуры, менеджеры не обладают единой системой ключевых понятий, которые адекватно отражали бы современное состояние культуры организации.
Практическая значимость идентификации различных типов организационных культур имеет две стороны. Во-первых, знание типа организационной культуры, ее особенностей дает возможность прогнозировать поведение организации, реакцию работников на решения и действия руководства, внешние события. Во-вторых, знание особенностей, сильных и слабых сторон позволяет выработать управленческие воздействия с целью возможного изменения, модификации организационной культуры.
Всем вышеизложенным обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является изучение различных типологий организационной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие организационной культуры;
2) проанализировать основные типы организационной культуры;
3)
исследовать сравнительную характеристику
типов организационных культур.
В организациях, имеющих определенную историю, неизбежно формируется особый уклад жизни, свои традиции, ритуалы. По мере развития организации в ней складывается своя собственная система ценностей, убеждений, норм и правил поведения и деятельности. У каждой организации появляются уникальные черты, позволяющие характеризовать ее как специфическое сообщество людей, возникает «уникальная общая психология». В этом случае можно говорить о формировании организационной культуры предприятия. Под организационной культурой понимается система исторически сложившихся общих традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения администрации и персонала, их отношений друг с другом и с окружением, выдержавших испытание временем.1 Они неосязаемы, не измеряемы в количественных показателях.
Носителями организационной Термин «организационная культура» появился в конце 70-х гг. XX в., а на рубеже 80–90-х гг. XX в. этот феномен оказался в центре внимания предпринимателей. Первоначально ряд авторов (Э. Шейн, И. Ансофф, У. Оучи) рассматривали организационную культуру не как систему совместных ценностей, а только как ее проявление – набор правил, инструкций, норм и принципов поведения персонала, которые помогают формировать единую команду, позиционировать фирму на рынке и адаптироваться к изменениям внешней среды.
Другие исследователи, в Организационная культура включает: явно выраженные или подразумеваемые разделяемые большинством работников и глубоко укорененные ценности, убеждения, ожидания, а также определяемые ими и накопленным опытом традиции и паттерны (схемы, образцы и правила осуществления деятельности, стереотипы и общие рамки поведения работников).4 Традиционно внимание большинства теоретиков менеджмента было приковано к твердым факторам конкурентоспособности таким как стратегия, структура, системы и процедуры, и недостаточное внимание уделялось мягким факторам, в число которых и входит организационная культура, что в последние годы стало причиной снижения доходов ряда фирм. Таким
образом, современная фирма для повышения
конкурентоспособности должна развивать
факторы своей внутренней среды, важнейшим
из которых является организационная
культура. Организационная культура неразрывно связана с организационным поведением, в котором принято выделять: 1)поведение руководителя; 2)групповое поведение; 3)индивидуальное поведение (поведение личности).
Основная цель Организационная культура является элементом информационной среды деловой организации. Так как сама организация является частью общественной системы, ее деловая культура является составной частью общественной культуры. Как целое культура организации обычно состоит из относительно самостоятельных частей (локальных субкультур), отдельных сфер (производство, сбыт), форм деятельности (предпринимательство, управление, труд), социальных групп (руководители, специалисты, рабочие). Субкультуры могут конкретизировать и развивать общую культуру, могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить. По
отношению к организации 1. Охранная функция состоит в создании барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, ограничивающие нормы, и формирование специфической логики мышления (в том числе и единомыслия). 2. Интегрирующая функция объединяет людей и формирует у них чувство гордости за принадлежность к организации, отождествление себя с нею. Это привлекает к организации других лиц, облегчает решение кадровых проблем. 3. Регулирующая функция поддерживает необходимый социально-психологический климат, правила и нормы поведения людей, осуществление контактов с внешним миром, облегчает ориентацию в сложных ситуациях, снижает возможность нежелательных конфликтов. Эта функция считается основной. 4. Коммуникационная функция играет важную роль в установлении контактов между людьми, осмыслении ими событий и связи между ними, облегчении взаимопонимания. Это ускоряет информационный обмен и обеспечивает экономию управленческих затрат. 5. Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей к организации, друг к другу и к внешней среде. Она реализуется через общие для всех нормы поведения, ритуалы, обряды. 6. Ориентирующая функция направляет деятельность участников в требуемое русло, придает общий смысл их поведению. 7. Мотивационная функция создает необходимые стимулы для действий. Это достигается, например, за счет включения в культурный контекст высоких целей, к достижению которых, в принципе, должны стремиться все нормальные люди. Наконец, культуре свойственна функция формирования имиджа организации, то есть ее образа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры в некое неуловимое целое, оказывающее, тем не менее, огромное воздействие на их эмоции.
Таким образом, организационная культура –
это совокупность общественно прогрессивных
норм, правил и стандартов, принятая и
поддерживаемая в области организационных
отношений, а современный менеджмент рассматривает организационную
культуру как мощный стратегический инструмент,
позволяющий ориентировать все подразделения
и работников на общие цели.
На сегодняшний день существуют различные подходы к типологии организационной культуры. Обычно существующая в организациях культура является оригинальной смесью из всех типов организационных культур. Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования. Определение значения той или иной культуры в жизнедеятельности этой организации может быть произведено с учетом того обстоятельства, что для каждой из них характерны специфические управленческие формы, выполняющие функцию воспроизведения социального опыта параллельно с функцией регулирования деятельности людей в этой организации. Управленческие формы (или их сочетание) обеспечивают воспроизведение совокупности норм, ценностей, философских принципов и психологических установок, предопределяющих поведение людей в организации. Рассмотрим некоторые из принятых сегодня в мировой практике типологии.
Типология Харрисона.7 Этот столь привычный для нас тип долгое время являлся эталоном организационных построений и, может быть, единственной легальной культурой. Во всяком случае, отклонения от нее рассматривались как организационные недостатки не только руководителями более высокого уровня, но часто и самими сотрудниками. Итак,
работник ценится за способность следовать
описанной роли, этим определяется его
профессионализм. Однозначно здесь нельзя
дать оценку этой культуры, она ни хорошая,
ни плохая, она такая, какая сформировалась
в данной организации, и в каких-то обстоятельствах
может быть чрезвычайно эффективной, а
в каких-то - менее. Задача управленца в
этом случае - организовать возможно более
точное следование процедурам и правилам,
создать и поддерживать систему контроля
за тем, как они выполняются. Иначе ее можно назвать культурой клуба. Центральной фигурой является руководитель организации (подразделения), он обладает формальной властью, которую реализует в полной мере, а также большим неформальным авторитетом. Организация ориентирована на его ценности, представления, ожидания. Карьера, продвижение работника определяется способностью следовать основной линии руководителя. Организация
такого типа сильно ориентирована на рост
и развитие. И в сегодняшней российской
реальности именно в ее рамках часто возникают
и развиваются инновационные учебные
заведения. Для внешнего наблюдателя организация
мало заметна, на виду - лидер. У него создается
ощущение наличия власти, иерархии и управляемости
организации. Внешнее впечатление может
сложиться как об организации ролевой.
Задача первого лица - поддерживать уровень
своего авторитета, задача управленцев
второго эшелона - поддерживать уровень
авторитета руководителя. В ней нет четко выраженной иерархии, основой деятельности является командный метод работы, когда группа заинтересованных людей объединяется для решения какой-либо проблемы. Носителем власти является, как правило, лицо, взявшее на себя ответственность за решение задачи (собственно, в этой роли выступает сама задача). Ценится способность работать в команде и брать на себя ответственность за решение и результаты. Для внешнего наблюдателя данная культура может показаться медлительной. Слишком много обсуждений, неясна ответственность, не выражена иерархия, не вполне понятно, кто за что отвечает, гак как эти лица часто меняются. Задача руководителя - создавать условия для работы (систему стимулов и поощрений) групп и объединений, поддерживать способы деятельности в команде, обеспечивать обмен информацией между группами, ибо они тяготеют к замкнутости. При
этом следует отметить, что у руководства
организацией может возникать дискомфортное
ощущение, что их роль ослаблена и они
не соответствуют общепринятому мнению.
К тому же это - первая культура, в которой
объектом управления является не отдельный
человек, а группа. Во главу угла ставятся личные достижения человека, его личный профессионализм, компетентность и успех. Характерно отсутствие стабильных формальных и неформальных профессиональных коммуникаций между сотрудниками, при этом имеет место большой разброс в уровнях личных профессиональных достижений. Задача руководителя - повышать личную компетентность каждого члена организации. Нужно отметить, что вряд ли существуют организации, в которых наличествует только один тип культуры; как правило, всегда присутствуют и другие типы. Поэтому мы говорим о доминирующей культуре. Одной из самых популярных типологий также предложена К. Камероном и Р. Куинном.8 В ее основу положены четыре группы критериев, определяющих стержневые ценности организации:
Рис.1. Типология
организационной культуры Камерона и
Куина Клановая организационная культура. Очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации (подразделения) похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока ее обязательность. Организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как доброе чувство к потребителям и забота о людях. При этом типе организационной культуры организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие. Адхократическая организационная культура. Динамичное предпринимательское и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу. Иерархическая организационная культура. Очень формализованное и структурированное место работы. Часто ее называют бюрократическим типом организационной культуры. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Ценится поддержание главного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Управление работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости. Рыночная культура. Этот тип организационной культуры доминирует в организациях, ориентированных на результаты. Ее главная забота -выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры - твердые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех составляют предмет общего радения. Стиль организации - жестко проводимая линия на конкурентоспособность. В литературе выделены следующие основные исторические типы организационных культур:
Т. Ю. Базаров описывает типы организационной культуры исходя из определяющих эту культуру показателей: типа совместной деятельности, типа личности, формы собственности, механизма распределения, управленческой роли, механизма управления, вида оценки результата деятельности (Приложение №1) Разные этапы развития бизнеса требуют привлечения сотрудников различных типов. На стадии роста бизнеса нужны инициативные и креативные люди с нестандартными подходами к решению бизнес-задач. На этапе стабилизации необходимы стабильные и процедурно ориентированные специалисты, на переломных этапах – организованные сотрудники с высокой степенью адаптивности и высоким индексом принятия неопределенности. Очевидно, что каждая организация в настоящий момент проходит определенную фазу своего развития. Любую компанию можно условно отнести к какому-либо типу организационной культуры. В современной теории организаций существует много методик приведения в соответствие стратегии фирмы и ее культуры. Не менее интересен вопрос о выделении типов культуры предприятия. Поэтому рассмотрим подробнее несколько типов оргкультур. Типология Т.Е. Дейла.9 Он для анализируемых параметров выбрал уровень риска и скорость получения обратной связи. На основании сочетания этих параметров выявил четыре типа организационной культуры. Культура высокого риска и быстрой обратной связи. Мир индивидуалистов, которые постоянно рискуют, но получают обратную связь быстро независимо от того, правильны их действия или нет. Культура низкого риска и быстрой обратной связи. Персонал ведет интенсивную работу с относительно небольшим риском. На свои действия руководство быстро получает обратную связь. Все усилия направлены на обслуживание клиента: это является сутью данной культуры. Важна команда, а не отдельный человек (министерства, крупные банки с участием государственного капитала, страховые компании, сырьевые холдинги, сети розничной торговли, компании, занимающиеся высокими технологиями, предприятия массовой торговли потребительскими товарами, крупные франчайзинговые организации). Культура высокого риска и медленной обратной связи. Высокий риск, огромные инвестиции, медленная обратная связь, длительный процесс принятия решений, жизнестойкость и долгосрочная перспектива – характерные черты предприятий с таким типом организационной культуры. Циклы принятия решений часто длятся годами. Девизом являются слова «преднамеренность» и «делайте правильно», а не «достичь любой ценой» (архитектурные фирмы, средние и мелкие банки, производители товаров производственного назначения, авиационные компании, коммунальные службы). Культура низкого риска и медленной обратной связи. Для этого типа организационной культуры характерны небольшой риск, медленная обратная связь. Внимание сотрудников и руководства концентрируется на техническом совершенстве, расчете степени риска, деталях. Дефицит обратной связи заставляет служащих сосредотачиваться на том, как они делают, а не на том, что они делают. Внимание уделяется памятным запискам, регистрации и подшивке документов, записям и техническим усовершенствованиям. Четко видны символы статуса. Лозунгом такой фирмы может быть выражение «стремитесь к техническому совершенству в работе» (страхование, банковское дело, финансовые услуги, строительные общества, правительственные департаменты). Не менее интересна и полезна типология Р. Акоффа, который анализировал корпоративную культуру как отношения власти в группе или организации.10 Для исследования он выделил два параметра: степень привлечения работников к установлению целей и к выбору средств их достижения. На основании сравнения данных параметров было выделено четыре типа организационной культуры с характерными отношениями власти. Корпоративный тип культуры. Низкая степень привлечения работников и к постановке целей, и к выбору средств их достижения. Существуют отношения автократии (традиционно управляемая корпорация с централизованной структурой). Консультативный тип культуры. Высокая степень привлечения работников к разработке целей, низкая – к выбору средств их достижения. Характерны отношения «доктор – пациент» (институты социальных и других услуг, лечебные и учебные заведения). «Партизанский» тип культуры. Низкая степень привлечения работников к постановке целей, высокая – к выбору средств их достижения. Наблюдаются отношения автономии (кооперативы, творческие союзы, клубы). Предпринимательский тип культуры. Высокая степень привлечения работников к постановке целей и к выбору средств их достижения. Характерны отношения демократии (группы и организации, управляемые по целям или по результатам, компании со структурой «перевернутой пирамиды»). Американский социолог С. Ханди, в свою очередь, предложил иную классификацию типов корпоративной культуры. Для анализа он выбрал процесс распределения власти в компании, ценностные ориентации личности, отношения индивида и организации, структуру фирмы и характер ее деятельности на различных этапах эволюции. На основе исследования этих параметров С. Ханди выделил четыре типа организационной культуры: культуру власти, культуру роли, культуру задачи и культуру личности. Культура Власти, или «культура Зевса» (символ этой культуры - паутина). В данной организации есть центральный источник власти. Обычно это лидер с выдающимися личностными характеристиками, он контролирует все, что происходит в организации, и имеет право последнего голоса. Удерживать власть в одних руках позволяет то, что руководитель единолично распоряжается всеми ресурсами. Это же позволяет организации быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, быстро принимать и выполнять решения. Влияние зависит от приближенности к лидеру. Проблемы возникают при увеличении размера организации, так как трудно уследить за большим количеством сотрудников и держать под контролем много видов деятельности. Выход - создание новых, дочерних организаций, над которыми сохраняется финансовый контроль. Такой тип культуры характерен для небольших предпринимательских организаций, агентств, занимающихся недвижимостью, торговлей, управлением финансов. Культура Роли, или «культура Аполлона» ее символ греческий храм. Эта культура более известна под названием «бюрократия», она характеризуется строгой специализацией подразделений, которые координируются узким связующим звеном главного управления наверху. Деятельность построена по формальным правилам, стандартам и инструкциям. Власть определяется положением в структуре, именно здесь понятие «роль» получает свое истинное наполнение. Высшую оценку получают не за творческий подход к решению задач и инициативу, а за четкое следование предписаниям. Предприятия с подобным типом культуры, как правило, успешны в стабильном, предсказуемом окружении. Гибкость и инновации - это не про них. Эта оргкультура способна дать отдельному служащему чувство защищенности и возможность стать компетентным специалистом, но разрушительна для честолюбивых, ориентированных на власть и стремящихся к самостоятельности людей, для тех, кого больше интересует результат, а не процесс. Культура Задачи, или «культура Афины» ее эмблема - сетка. Данная культура ориентирована, в первую очередь, на конкретный проект или работу. Наибольшая эффективность достигается путем соединения ресурсов и профессиональных сотрудников, а также за счет отождествления собственных целей с целями организации, которые здесь стоят выше индивидуальных. Влияние основано на силе специалиста, эксперта, а не на силе положения или личности, при этом оно свободно распространяется по всем уровням организации. Достоинство этой культуры (ее частный случай - организация с матричной структурой) в том, что она позволяет легко адаптироваться в резко изменяющихся условиях нестабильного рынка, дает возможность быстро реагировать на изменения. Контроль сводится к распределению проектов, сотрудников и ресурсов, и именно это является слабым местом таких организаций. так как возможен конфликт из-за неравномерности распределения ресурсов. Как правило, культура Задачи является переходной и рано или поздно перерастает в культуру Власти или в ролевую культуру. Культура Личности, или «культура Диониса», ее эмблема - звездная галактика. Центральное место в организации занимает личность, главное в ней - творчество. Сотрудники не являются подчиненными в полном смысле этого слова. Организация объединяет людей для того, чтобы они могли добиваться собственных целей. Структура играет обеспечивающую и координирующую роль. Контроль в такой организации практически невозможен, признается только согласие. Такие организации в чистом виде встречаются редко, хотя для многих людей ее ценности очень близки. Примерами организаций с подобным типом культуры являются адвокатские конторы, университетские кафедры, консалтинговые фирмы, творческие союзы.
Таким образом, на предприятии существуют
несколько типов организационных культур
одновременно, но преобладает какая-либо
одна, задающая окраску и специфичность
организации. Естественно, что приведенные
выше типы в чистом виде практически не
встречаются. На основе сочетания типов
организационной культуры можно установить
такие важные характеристики, как: стиль
управления, потенциальные возможности
возникновения конфликтов, характер их
протекания и способы их разрешения, сделать
заключение о совместимости организаций
и наряду с уровнями и элементами выделены типы
организационной культуры.
|
Открытие феномена организационной культуры
– один из немногих случаев, когда теоретики
открыли для менеджеров фактор, существенно
влияющий на эффективность организации.
Развитая организационная культура положительно
сказывается на мотивации персонала, имидже
фирмы у клиентов, репутации как работодателя.
Процесс развития организационной культуры
постепенно перемещается из сферы деятельности
отделов HR (работа с персоналом) и PR (связи
с общественностью) в область стратегического
менеджмента. Организационная культура
– это своего рода «душа организации»,
она представляет собой важнейший элемент
цепи организационного проектирования.11
Как справедливо утверждает Б.З. Мильнер: «Чем сильнее культура организации, тем меньше менеджменту нужно уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника». Большинство предлагаемых в экономической литературе классификаций организационных культур исходят из обобщения эмпирических данных. К ним относятся типологии организационных культур: Ч.Хэнди , Р. Акоффа, К. Камерон и Р. Куинн ; которые, с разных сторон описывают одни и те же культурные типы и примыкающие к ним культурноориентированные «архетипы организационных структур» Г. Минцберга (Приложение №1, №2, №3)12. Открытым остается вопрос о том, насколько эти классические типы применимы в условиях современной России. |
Сравнение
различных типологий |
По меткому выражению Г. Минцберга «организационная
культура – есть зеркальное отражение
власти», поэтому предлагаемая в настоящей
статье системная классификация организационных
культур российских фирм основана на критериях,
характеризующих источники власти в организации.
Первый из них отражает степень профилированности
власти, то есть относительную важность
профессиональных навыков и знаний в отраслевых
технологиях по отношению к общей управленческой
компетенции.
Второй критерий характеризует степень обезличенности власти, то есть сравнительную важность соблюдения формальных универсальных правил управления по сравнению с личным выбором менеджера. Полностью обезличенная власть – это доминирование заранее выработанных универсальных правил, процедур подготовки, принятия и реализации решений без учета особенностей личности менеджеров (идеальная бюрократия по М.Веберу).
На другом полюсе источником власти является
личность лидера, его харизма. При движении
вверх по оси ординат возрастает обезличенность
управления, что особенно важно для крупных
фирм, в которых не менеджеры, а созданные
ими условия должны побуждать работников
к производительному труду. Первая из них – культура лидера основана на личном авторитете, доверии и личной преданности сотрудников. Основная задача лидера – генерировать благоприятный инновационный и исполнительский климат, а ведущей психологической чертой управления является патернализм, при котором руководитель воспринимается как строгий, но справедливый глава семьи, на заботу и защиту которого в сложных обстоятельствах может рассчитывать каждый член семьи. Принадлежность к семье выражается в безоговорочном принятии ее членами групповых ценностей, неписаных норм и правил поведения. Преобладание культуры лидера во многих российских фирмах, в том числе крупных, определяется особенностями развития капитализма в России в 1990-х гг., когда создание фирм во многом определялось личными связями во властных структурах, доступом к приватизируемому имуществу и средствам бюджета. Весь
багаж знаний многих менеджеров состоял
лишь из субъективного опыта личных
побед и неудач. В результате наукоемкость
производства резко снизилась, а
фирмы стали выпускать
Преимуществами Поскольку бюрократия имеет свойство разрастаться независимо от объема выполняемой работы, организация, пройдя через кризис бюрократии, переходит к третьему типу организационной культуры – предпринимательскому, делающему акцент на рыночной власти клиента. Структуру такой организации определяют временные группы сотрудников, ориентированных на выполнение конкретных проектов, и действующие на принципе самоокупаемости. Этот тип культуры предполагает наиболее быструю реакцию на изменение рыночной конъюнктуры, он позволяет обеспечить прибыльность деятельности организации за счет ориентации на клиента и сокращения административных расходов. Ведущую роль в предпринимательской культуре играют менеджеры проектов, ориентированные на личный успех и укрепление своей репутации и во многом определяющие успех фирмы. При этом усиливается конкуренция проектных групп за получение выгодных заказов. Примером организации с культурой предпринимательского типа является консультационная фирма «Альт» (Санкт-Петербург). Однако временный характер проектных групп не предполагает долгосрочного инвестирования, поэтому, пройдя инвестиционный кризис, организация переходит к четвертому типу культуры – культуре профессионалов, основанном на самоуправляемых командах постоянного состава, ведомых специалистами. Способность таких команд генерировать идеи особенно важна для высокотехнологических производств. Система власти в таких интеллектуальных организациях (в противоположность бюрократии с ее универсальными принципами управления) называется – эдхократией, а управленческие решения принимаются в первую очередь с учетом особенностей конкретной ситуации. Такие организации предполагают устойчивое развитие за счет долгосрочного инвестирования. Примером фирмы с таким типом организационной культуры является корпорация Nokia.14 По словам ее Генерального директора Йорме Оллиле: «Можно сравнить работу Nokia c джазовой группой музыкантов: тема у нас одна, но импровизируем мы (в соответствии с заданной темой) по-разному».
По результатам проведенного
М.А. Макарченко исследования
организационной культуры 28 Санкт-Петербургских
организаций (в том числе
Конечно, компаний с «чистым» типом организационной
культуры не существует, и все же в каждой
преобладают яркие черты одной из них.
Может ли один и тот же специалист быть
одинаково эффективен во всех типах культур?
Скорее всего, нет - слишком разные ценности.
Обычно существующая в организациях организационная
культура является оригинальной смесью
из приведенных выше типов организационной
культуры. В последнее время сильно возрос интерес к культуре организаций. Это связано с осознанием того влияния, которое организационная культура оказывает на успехи и эффективность организации. Все организации независимо от формы собственности и целей деятельности создаются и живут в определенной среде, носящей название - культура. Она во многом определяет смысл их существования, действует как извне, так и внутри организации. Изучение
организационной культуры - сравнительно
новое направление в Современный уровень менеджмента предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением из заимствованного социального опыта. В курсовой работе были рассмотрены понятие организационной культуры, а также ее типология. Рассматривая основные типы организационный культур, видно, что существует великое множество типов организационных культур и исследователей в данной проблеме. Каждый
из типов имеет как свои преимущества,
так и свои недостатки. Не существует и,
очевидно, и быть не может «универсального
типа». На практике происходит далеко
не так как на теории. Нет культуры хорошей
или плохой, каждая может быть достаточно
эффективной. Важно, на наш взгляд, диагностировать
сегодняшнюю культуру своей организации
и соотнести ее особенности с теми задачами,
которые стоят перед ней, с ее миссией.
В зависимости от типа задач, которые необходимо
решить для организации и коллектива,
может оказаться наиболее эффективной
та или иная культура. |
Список использованной
литературы
петербургских предприятий // Вестник СПбГУ. Сер. «Менеджмент»,
2008, Вып.3, с.53-77.
Краткое
описание организационных культур
через основные характеристики.
Приложение
№2 Характерные черты каждого типа организационной культуры и соответствующие им важнейшие элементы менеджмента. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные
характеристики четырех типов культуры
|