Управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

В современном обществе очень важным аспектом является правильная политика со стороны руководства в отношении своих подчиненных. Хотя сегодня состояние правового регулирования трудовых отношений отражает специфику переходного периода к рыночной экономике, существующие правовые нормы не обладают совершенством, конкретные участники трудовых отношений - работодатели и работники должны знать и уметь их применять в нужное время и в нужном месте.

Оглавление

Введение
Глава 1. Принципы управления персоналом
1.1 Основные принципы управления персоналом
1.2 Реализация принципов управления персоналом в России
Глава 2. Разновидность методов управления персоналом
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

кадровый менеджмент.docx

— 44.81 Кб (Скачать)

- принцип автоматического  замещения отсутствующего: 

Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически  на основе действующих  служебных должностных  инструкций и регулироваться формально.

Есть одно, несколько  неожиданное следствие этого  принципа - важность служебных должностных  инструкций, документов, направленных на выполнение

- принцип повышения  квалификации:         

 Характерной  чертой любого общества, стремящегося  к процветанию, является повышенное  внимание к системе образования.

Реализация принципа обязательного повышения квалификации традиционно встречала сопротивление  на всех уровнях управления - работники  низших иерархических уровней отказываются от любых форм учебы и повышения  квалификации. 

Принцип управления настоятельно требует обязательного  повышения квалификации всех сотрудников, занятых  в производственном процессе, независимо от занимаемой должности.

Опыт крупнейших фирм Европы, Америки, Японии показывает, сколь настойчиво проводят они политику тотального повышения квалификации и переподготовки кадров. Тысячи институтов, колледжей, постоянно действующих  семинаров и курсов проводит обучение персонала любого уровня, и предприятия  расходуют большие средства на эти  мероприятия.

Другим методом   обучения является ротация по службе, когда специалистов различного профиля перемещают на срок от трех месяцев до года из отдела в отдел. Ротация позволяет ознакомить сотрудников фирмы со многими сторонами деятельности предприятия, уяснить необходимость координации и взаимосвязи отделов.

Необходимость ротации и постоянного повышения  своего профессионального мастерства объясняется особенностями человеческой психики [4].

Последние достижения в информационной технологии открывают  новые возможности и при решении  проблем повышения квалификации. Весьма интересные перспективы открываются  при использовании для системы  индивидуального образования идей телеверситета - с помощью телесетей промышленные фирмы и отдельные слушатели имеют возможность получить доступ к мощным образовательным центрам на любом расстоянии и в удобное для них время. Так, например, создана в 1998 г. телеакадемия в структуре Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

- принцип «Монтера Мечникова»:

Принцип "монтера  Мечникова" гласит, что любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально. Нельзя подписывать приказ о выплате премии, если руководитель не убежден в наличии премиального фонда; нельзя принимать на работу нового сотрудника, пока не будет создана вакансия.

Принцип имеет  еще одну область применения: оплата работы по конечным результатам. Труд требует вознаграждения, и делается только то, что вознаграждается.

- принцип цели:        

 В управлении  проблема цели является центральной,  она определяет и регулирует  действия и является основным  законом, подчиняющим себе все  стороны управляющего воздействия.

Итак, один из важнейших  принципов управления можно сформулировать так - каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Этот принцип распространяется на все виды управления и до тактики поведения личности на бытовом и межличностном уровнях.  

Ряд американских и японских корпораций широко используют и другие принципы управления персоналом: пожизненного найма, контроля исполнения заданий, основанного на доверии; сочетание  такого контроля с корпоративной  культурой; консенсуальное принятие решений, т.е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников.[5]        

1.2 Реализация принципов  управления персоналом  в России  

Сейчас часто  упрекают новых предпринимателей за ориентир на получение максимальных прибылей, но ведь и руководители старых предприятий сейчас мало думают о  людях - массовые увольнения, забастовки, длительные задержки выплаты зарплаты, даже голодовки не мешают многим директорам предприятий помнить о собственном  кармане. Желание получить за свой труд возможно большую плату понятно  и характерно для любого времени  и для любого народа, но получить за труд, за инициативу, за продуманный  коммерческий риск, а не за воровство  и обман.

Итак, существует ряд проблем, без решения которых  невозможно говорить об управлении персоналом в России:

1.       Обеспечение профессионализма персонала, основанного на высоких этических нормах, на всех уровнях государственного, регионального и производственного управления.

2.       Создание финансовых, инвестиционных и морально-психологических норм, на всех уровнях государственного, регионального и производственного управления.

3.       Совершенствование форм и методов управления персоналом.

4.       Развитие кадрового и научного потенциала. Сохранение великих достижений национальной культуры. 

В России существует несколько миллионов предприятий, из которых несколько тысяч - крупные  с численностью более 5000 человек. Многие имеют свою историю и принципы работы с персоналом, как одного из важнейших звеньев в управлении предприятием.

По-своему уникален, и может служить образцом передового опыта системы работы с персоналом ОАО "Заволжский моторный завод". (ОАО "ЗМЗ").

Завод не использует временных рабочих, хотя о акционирования завода работало около 4000 временных рабочих.

Завод имеет  собственную социальную инфрастуктуру: жилые здания, общежития, турбазу, пионерский лагерь, спортклуб "Мотор", стадион, поликлинику, медсанчасть, профилакторий, Дом культуры.

ОАО «ЗМЗ» - самое  крупное предприятие в городе Заволжье, численность населения  которого 48 тыс.чел., завод в значительной степени формирует всю инфраструктуру города и обеспечивает занятость населения.

Рассмотрим основные принципы управления и организации  работы персонала на данном предприятии.

1.     Приоритет в подборе персонала и продвижения кадров отдается жителям города, хотя завод привлекает трудовые ресурсы трех административных районов.

2.     Формируются семейные династии, когда несколько поколений работают на заводе. При расстановке персонала делается акцент на семейные династии.

3.     Поддерживается высокий имидж завода в средствах массовой информации, администрации области и на российском рынке.

4.     На заводе высокая трудовая и исполнительская дисциплина, доля прогулов в общем фонде отработанного времени составляет всего 0,2 %, что весьма немного для России.

5.     Начаты переход на международные стандарты и ориентация на повышение качества продукции, работ и услуг (ежегодные конференции, ежемесячно - дни качества). Потери от брака составляют 1,2 % себестоимости, а число рекламаций - 2,8 % к общему выпуску двигателей.

6.     Идет непрерывное повышение квалификации и рост профессионального мастерства работников.

7.     Формирование требований к таким деловым и нравственным качествам работников завода, как дисциплинированность, организованность, исполнительность, хозяйственность, трудолюбие, доброжелательность, преданность…, отраженных в нормативных документах. Стремление коллектива воспитывать эти качества в каждом.

Поддержание работоспособности  и здорового образа жизни за счет ежегодного профилактического медицинского обследования, наличие собственной  спортивной базы (стадион, турбаза, бассейн, сауны, клуб, теннисные корты).

8.     Гибкая политика в оплате труда, обеспечивающая материальное благосостояние работника. Удельный вес зарплаты в себестоимости товарной продукции составляет 16 %, а уровень средней заработной платы - выше прожиточного минимума в регионе. Для служащих применяется повременно-премиальная система оплаты труда, а для рабочих - сдельно-премиальная система.

9.      Практически все работающие и пенсионеры стали акционерами.

10.Предоставление  социальных благ для работников  завод - материальная помощь к  отпуску, компенсация расходов  на питание, бесплатное пользование  спортивнооздоровительными учреждениями, подарки ко дням рождения и юбилеям, оплата детских учреждений, строительство и предоставление жилья.

11.Социальные  гарантии выполняются строго  в соответствии с законодательством  России: оплата отпусков, больничных  листов, дополнительные пенсии, оплата  расходов в случае смерти сотрудника  и др.

12.Поддержание  культурных и производственных  традиций завода. На заводе функционируют  Дом отдыха, музей, совет ветеранов,  женсовет, профком. 

В данной главе  были рассмотрены основные принципы управления персоналом, а так же их реализация в России. Примером послужило  предприятие ОАО «Заволжский  моторный завод». Итак, обобщая, можно  сказать, что здесь в политике руководства учитываются все  основные принципы управления, где  важное место занимает "человеческий фактор". Все это обеспечивает мудрое руководство и высококвалифицированный  персонал, который работает на заводе семьями почти 40 лет.  
 
 

Глава 2 Методы управления персоналом

2.1 Разновидность методов  управления персоналом 

Методы управления персоналом – способы воздействия  на коллективы и отдельных работников в целях осуществления координации  их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и  социально-психологические.[6]

Административные  методы базируются на власти, дисциплине, взысканиях и известны в истории, как методы кнута. Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны, как методы пряника. Социально-психологические методы основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны, как методы убеждения.

Административные  методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость  дисциплины труда, чувства долга, стремление человека трудится в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти  методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, а  также  актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Управленческое  воздействие экономических и  социально-психологических методов  носит косвенный характер. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов  и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.

Административные  методы     управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

Организационное регламентирование определяет то, чем  должен заниматься работник управления, и предоставлено положениями  о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности  и ответственность подразделений  и служб организации  и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.

Организационное нормирование в организациях предусматривает  большее количество нормативов, включающее: качественно-технические нормативы  (технические условия, стандарты организации и др.); технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.); эксплатуционно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта); трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования); финансово-кредитные  (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка); нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет); материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расходов материалов); организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации. Особое значение имеет нормирование информации, так как ее поток, объемы постоянно возрастают.

Информация о работе Управление персоналом