Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 04:37, курсовая работа
Цель работы – теоретическая и практическая разработка мероприятий по усовершенствованию мотивации трудовой деятельности на организации ГУ Аварийно-спасательная служба РБ.
Объект исследования – ГБУ Аварийно-спасательная служба РБ.
Предмет исследования – мотивация трудовой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
2 ОБЩАЯ ХАКРАКТЕРИСТИКА ГБУ Аварийно-спасательная служба РБ 12
3 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ГБУ Аварийно- спасательная служба РБ 22
4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 ОБЩАЯ ХАКРАКТЕРИСТИКА ГБУ Аварийно-спасательная служба РБ 12
3 АНАЛИЗ
СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
4 РАЗРАБОТКА
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим элементом кадровой политики является система материального стимулирования персонала, которая обеспечивает достижение стратегических целей учреждения на основе установления взаимосвязи между результатами работы Общества и индивидуальным вкладом каждого работника.
Актуальность данной курсовой состоит в том, что основная цель процесса мотивации - это поддержание достойного уровня материальной обеспеченности персонала способствует привлечению и закреплению особо ценных и высокопрофессиональных работников, формируя тем самым крепкую базу для экономической эффективности учреждения в целом.
Цель работы – теоретическая и практическая разработка мероприятий по усовершенствованию мотивации трудовой деятельности на организации ГУ Аварийно-спасательная служба РБ.
Объект исследования – ГБУ Аварийно-спасательная служба РБ.
Предмет исследования – мотивация трудовой деятельности.
В данной работе должны быть решены следующие задачи:
При написании
данной работы были использованы, официальный
сайт «ГУ Аварийно-спасательная служба
РБ» www.assrb.ru, Устав «ГУ Аварийно-спасательная
служба РБ», основы менеджмента; организация
и планирование производства, -М:Финансы
и статистика, 1998г,-208с.
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, можно дать такое определение:
МОТИВАЦИЯ - это процесс побуждения себя и других к деятельности, для достижения личных целей или целей организации.
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации.
Политика кнута и пряника:
За тысячи лет до того, как слово “мотивация” вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был МЕТОД КНУТА И ПРЯНИКА. В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались лишь немногим избранным. Предлагаемые “пряники” в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить.
Это
было обычным явлением в странах
Запада в конце XIX в. В течение
почти всего периода
Когда, примерно в 1910 г., возникла “школа научного управления”, жизнь трудящихся существенно не улучшилась, несмотря на достижения технологии. Однако Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на грани голода. И они сделали мотивацию по типу кнута и пряника более эффективной, когда объективно определили понятие “достаточной дневной выработки” и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с более эффективным применением специализации и стандартизации, было впечатляющим. Успех мотивации по типу кнута и пряника был так велик, что приятные ощущения от него до сих пор сохраняются у руководителей.
Постепенно, однако, благодаря в основном эффективности, с которой организации применяли достижения технологии и специализацию, жизнь обычных средних людей в конце концов начала улучшаться. И чем больше она улучшалась, тем лучше управляющие начинали понимать, что простой “пряник” не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте.
Современные теории мотивации:
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Результаты этих исследований в основном и рассматриваются в оставшейся части данной главы.
Мы разделяем различные теории мотивации на две категории: содержательные и процессуальные.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны работы Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда и Фредерика Герцберга. Более современные ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории, которые мы будем рассматривать - это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.
Важно понять, что хотя эти теории и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Развитие теорий мотивации имело явно эволюционный, а не революционный характер. Как отмечалось выше, это не просто теории, подобные башням из слоновой кости. Они эффективно используются в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду. Поэтому в каждом случае мы будем кратко указывать область применения данной теории в практике управления.
Чтобы понять смысл теории содержательной или процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.
Первичные и вторичные потребности:
Психологи
говорят, что человек испытывает
ПОТРЕБНОСТЬ, когда он ощущает физиологически
или психологически недостаток чего-либо.
Хотя конкретное лицо в конкретное
время может и не иметь потребности в смысле
сознательного ее ощущения, существуют
определенные потребности, которые каждый
человек может почувствовать. Содержательные
теории мотивации представляют попытки
классифицировать эти общечеловеческие
потребности по определенным категориям.
До сих пор нет одной всеми принятой идентификации
определенных потребностей. Однако большинство
психологов соглашаются, что потребности
в принципе можно классифицировать как
первичные и вторичные.
Рис1.
Упрощенная модель мотивации поведения
через потребности
ПЕРВИЧНЫЕ
ПОТРЕБНОСТИ являются по своей природе
физиологическими и, как правило, врожденными.
Примерами могут служить
Стимулы исполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий.
Процесс
использования различных
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию.
Теория иерархии потребностей Маслоу. Классификация А. Маслоу основана на приоритетах, в соответствии с которыми, по его мнению, удовлетворяются потребности (рис.2).
Рис. 2 Пирамида
Маслоу
Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).
По
мере удовлетворения низлежащих потребностей,
все более актуальными
Теория ERGАльдерфера. Так же как и МаслоуАльдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако, в отличие от Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три — потребность существовать, потребность общаться с другими и потребность своего роста и развития. Он утверждал, что эти три потребности аналогичны потребностям, выделенным Маслоу (рис.3).
Рис.3. Соотношение иерархии потребностей Маслоу и теории Альдерфера
Эти три группы потребностей, так же как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфераесть одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны (рис.4). Наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня.