Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:13, курс лекций
Представленный конспект по дисциплине «Управление персоналом» состоит из XI разделов и 19 лекций, но, не смотря на достаточно широкий охват тематик, тем не менее, для лучшего понимания лекционного материала от студентов требуется дополнительное ознакомление с межотраслевыми и отраслевыми методическими и нормативными материалами, авторскими разработками видных ученых в области управления персоналом, а так же нормативно-правовыми актами, регламентирующими и регулирующими трудовую деятельность.
Введение 4
Раздел I. Предмет курса «Управление персоналом». 5
Лекция 1. Предмет, содержание курса, основные задачи его изучения. Связь курса со смежными дисциплинами. Значение курса для подготовки менеджеров в условиях рыночной экономики. 5
Раздел II. Персонал организации как объект управления. 6
Лекция 1. Кадровые аспекты менеджмента. Сущность кадровых функций менеджера. 6
Лекция 2. Субъект и объект управления персоналом. Роль кадровых подразделений в управлении персоналом. Методы и принципы управления персоналом. 9
Лекция 3. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами. Основные школы управления. Факторы формирования философии управления человеческими ресурсами. 13
Раздел III. Определение потребности в персонале. 15
Лекция 1. Структура персонала организации. Планирование потребности в персонале. 15
Лекция 2. Анализ кадрового потенциала. Оценка персонала. Посторонние системы мониторинга персонала организации. 17
Раздел IV. Поиск и отбор персонала. 22
Лекция 1. Источники кадров для организации. Инструменты поиска кадров. Методы отбора персонала. 22
Лекция 2. Профессиональная и организационная адаптация персонала. 24
Раздел V. Обучение персонала. Развитие кадрового потенциала. 25
Лекция 1. Определение потребности в обучении. Разработка программы обучения. Основные методы обучения. Измерение эффекта от обучения. 25
Раздел VI. Управление мотивацией персонала. 26
Лекция 1. Основные концепции управления мотивацией персонала. Инструменты управления мотивации персонала. 26
Раздел VII. Привлечение персонала к управлению. 28
Лекция 1. Коммуникационные процессы. Формы привлечения персонала к управлению. 28
Лекция 2. Формирование кадрового резерва. Управление карьерой. 30
Раздел VIII. Вознаграждение персонала. 31
Лекция 1. Оценка деятельности персонала. Вознаграждение персонала. Факторы восприятия вознаграждения. 31
Лекция 2. Основные типы систем оплаты (отечественные, зарубежные). 34
Раздел IX. Правовое обеспечение управления персоналом. 35
Лекция 1. Трудовые правоотношения. Профессиональные союзы. 35
Раздел X. Конфликты в организации. 37
Лекция 1. Понятие организационного конфликта. Причины конфликтов. Модели организационных конфликтов. Фазы конфликтов. 37
Лекция 2. Управление конфликтом. 40
Раздел XI. Кадровая политика. 41
Лекция 1. Кадровая политика. Типы и условия разработки кадровой политики. Этапы формирования кадровой политики. 41
Лекция 2. Кадровые мероприятия. Кадровая стратегия. 42
Заключение 45
Вопросы для итогового контроля 46
Список рекомендованной литературы 48
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Сочинский государственный
университет туризма и
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
Сочи, 2008
Оглавление
Управление персоналом - это область знаний и практической деятельности, направленная на своевременное обеспечение организации персоналом и оптимальное его использование. Современное управление персоналом - это система идей и приемов эффективного построения и управления организациями и проектами, без овладения ими ни один менеджер не сможет осуществлять управленческую деятельность результативно.
Необходимость, актуальность изучения дисциплины «Управление персоналом» определяется тем, что ни один процесс, протекающий в организации, не обходится без человека. Человек, трудовой ресурс, персонал организации – это постоянно действующий фактор любой хозяйственной деятельности.
Управление персоналом сегодня охватывает все сферы функционирования организации, вне зависимости будь – то частная, либо государственная (муниципальная) структура.
В представленной работе сделана попытка систематизировать уже существующие отечественные и зарубежные теоретико-методические и практические наработки в области управления персоналом. В частности, в ходе подготовки данного конспекта лекций использовались материалы следующих авторов: Базарова Т.Ю., Векова Х.А., Аксёновой Е.А., Кибанова А.Я., Маслова Е.В., Травина В.В., Дятлова В.А., Храбовченко В.В., Ярцевой С.И. и других, материалы, размещенные в сети Интернет.
Данный конспект лекций составлен для студентов специальности 08.05.07 «Менеджмент организации», обучающихся по дистанционной технологии. Однако он, несомненно, будет полезен и интересен для студентов иных экономических и управленческих специальностей.
Представленный конспект по дисциплине «Управление персоналом» состоит из XI разделов и 19 лекций, но, не смотря на достаточно широкий охват тематик, тем не менее, для лучшего понимания лекционного материала от студентов требуется дополнительное ознакомление с межотраслевыми и отраслевыми методическими и нормативными материалами, авторскими разработками видных ученых в области управления персоналом, а так же нормативно-правовыми актами, регламентирующими и регулирующими трудовую деятельность.
Вектор экономического развития, направленный в сторону рыночного хозяйствования, предопределил новый взгляд на ключевую составляющую бизнеса - человеческие ресурсы, а соответственно на содержание управленческой деятельности.
Развитие рыночных отношений в Российской Федерации, изменение парадигмы отечественного менеджмента, управленческой науки, понимание роли человеческих ресурсов в производственном процессе, закономерно привели к усилению внимания, как со стороны работодателей, так и со стороны работников к вопросам управления персоналом.
До 90-х гг. XX века сфера деятельности, связанная с управлением персоналом, была полностью регулируема государством. С появлением негосударственного сектора экономики начали внедряться в хозяйственный механизм рыночные подходы к управлению персоналом, учитывающие накопленный мировой и отечественный опыт управления человеческими ресурсами, что органично дополняет исторически сложившуюся отечественную систему государственно-правового регулирования кадровых вопросов.
Целью изучения дисциплины является формирование теоретических и методических знаний, а также практических навыков в области управления персоналом.
В связи с этим в дисциплине дается перечень понятий и категорий, усвоение которых необходимо для овладения научным языком в вопросах управления персоналом. Более глубокому изучению дисциплины способствует, с одной стороны, доведение до студентов последних достижений теорий и практики управления персоналом, включая методы, полученные в странах с развитой рыночной экономикой. С другой стороны, изучение особенности современного состояния российской экономики, а также действующего законодательства и методической документации в области управления человеческими ресурсами.
В задачи дисциплины входит:
Предметом курса управления персоналом является система знаний, связанных с целенаправленным организованным воздействием на людей, занятых трудом, (персоналом) с целью обеспечения эффективного функционирования организации (предприятия, учреждения) и удовлетворения потребности работника и интересов трудового коллектива.
Содержание курса – принципы и методы управления персоналом, теоретические и практические проблемы функционирования систем управления персонала, пути реализации кадровой политики, выбор максимально эффективной технологии управления.
Управление персоналом – междисциплинарная наука, опирающаяся на другие теории:
Наука |
Научное направление |
1) физиология труда; |
1) производительность и эффективность; |
2) психология труда; |
2) потенциал человека; |
3) эргономика; |
3) условия труда; |
4) безопасность труда; |
4) проектирование трудовых ресурсов; |
5) организация труда; |
5) планирование численности персонала; |
6) нормирование труда; |
6) отбор, обучение, адаптация персонала; |
7) экономика труда; |
7) мотивация; |
8) социология труда; |
8) материальное вознаграждение, оплата труда; |
9) трудовое право
|
9) рынок труда и управления занятостью; |
10) организация управления персоналом (чисто кадровые вопросы). |
Основными функциями менеджера являются:
Выполнение данных функций предполагает, прежде всего, управление людьми. И, наоборот, управляя людьми, менеджеры выполняют весь набор данных функций.
Персонал сегодня один из главнейших ресурсов, обеспечивающих успешное развитие организации. Наряду с финансовыми и материальными ресурсами он также подлежит управлению, которое должно строиться таким образом, чтобы достижение стратегических и тактических целей было подкреплено адекватными и своевременными мерами по изменению организационной структуры, упорядочению обязанностей руководителей и сотрудников, своевременной профессиональной ориентации сотрудников и их надлежащей подготовке. Условием для успешного развития предприятия служит сбалансированность интересов его собственников, персонала и клиентов. Поэтому организационное совершенствование и управление персоналом становится одной из главнейших функций менеджмента организации, обеспечивающих его эффективность.
Каждая из вышеперечисленных функций может быть структурирована на ряд частных задач: планирование потребности в персонале; анализ кадрового потенциала, оценка персонала; посторонние системы мониторинга персонала организации; найм и отбор персонала; профессиональная и организационная адаптация персонала; определение потребности в обучении. Разработка программ обучения; управление мотивацией персонала; привлечение персонала к управлению и пр.
В структуре рабочего времени менеджера 70% времени тратится на решение производственных (технико-снабженческих задач) и 30% времени – на задачи управления людьми. В сфере услуг, ввиду совпадения процессов производства и потребления услуги это соотношение может составлять 50 на 50.
Часть функций управления персоналом возлагается на специализированные подразделения (кадровые службы) либо отдельных специалистов – менеджеров по персоналу.
Структура затрат времени менеджера по персоналу (по «Управление персоналом: учебник для вузов/ Под ред. Базарова Т.Ю., Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с.):
Кадровые функции включают в себя:
К основным критериям оценки относятся: профессиональные, образовательные, организационные, а потом уж и личные качества кандидата. Именно в таком порядке, так как в противном случае фирма рискует нанять прекрасного человека, но плохого специалиста.
К основным методам отбора относятся: испытания, оценка способностей и собеседование.
4) Определение заработной платы
и льгот – разработка
На данном этапе надо помнить, что заработная плата является денежным вознаграждением за выполненную работу и играет роль решающего аргумента для многих работников. Структура зарплаты определяется уровнем зарплаты у конкурентов, условиями на рынке труда, производительностью и прибыльностью организации. Надо добавить, что на сегодняшний день большое значение для работников имеет система дополнительных льгот. Льготы могут включать в себя: участие в прибыли, оплату в акциях, оплату отпусков и т.д.
Основная цель адаптации – привести в соответствие личные знания, опыт и ценности работника с ценностями и традициями организации, обучить его взаимоотношениям в конкретной фирме. Адаптация протекает по формальным и неформальным каналам
Обучение необходимо для поддержания высокой производительности труда всего персонала и отдельных работников в случае поступления на новую должность и при недостаточности квалификации. Для того, чтобы программы обучения были эффективны службе управления персоналом совместно с высшим руководством фирмы необходимо создать соответствующий климат, благоприятствующий обучению: поощрение обучающихся, поддержка со стороны преподавателей и т.д.