Управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:13, курс лекций

Краткое описание

Представленный конспект по дисциплине «Управление персоналом» состоит из XI разделов и 19 лекций, но, не смотря на достаточно широкий охват тематик, тем не менее, для лучшего понимания лекционного материала от студентов требуется дополнительное ознакомление с межотраслевыми и отраслевыми методическими и нормативными материалами, авторскими разработками видных ученых в области управления персоналом, а так же нормативно-правовыми актами, регламентирующими и регулирующими трудовую деятельность.

Оглавление

Введение 4
Раздел I. Предмет курса «Управление персоналом». 5
Лекция 1. Предмет, содержание курса, основные задачи его изучения. Связь курса со смежными дисциплинами. Значение курса для подготовки менеджеров в условиях рыночной экономики. 5
Раздел II. Персонал организации как объект управления. 6
Лекция 1. Кадровые аспекты менеджмента. Сущность кадровых функций менеджера. 6
Лекция 2. Субъект и объект управления персоналом. Роль кадровых подразделений в управлении персоналом. Методы и принципы управления персоналом. 9
Лекция 3. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами. Основные школы управления. Факторы формирования философии управления человеческими ресурсами. 13
Раздел III. Определение потребности в персонале. 15
Лекция 1. Структура персонала организации. Планирование потребности в персонале. 15
Лекция 2. Анализ кадрового потенциала. Оценка персонала. Посторонние системы мониторинга персонала организации. 17
Раздел IV. Поиск и отбор персонала. 22
Лекция 1. Источники кадров для организации. Инструменты поиска кадров. Методы отбора персонала. 22
Лекция 2. Профессиональная и организационная адаптация персонала. 24
Раздел V. Обучение персонала. Развитие кадрового потенциала. 25
Лекция 1. Определение потребности в обучении. Разработка программы обучения. Основные методы обучения. Измерение эффекта от обучения. 25
Раздел VI. Управление мотивацией персонала. 26
Лекция 1. Основные концепции управления мотивацией персонала. Инструменты управления мотивации персонала. 26
Раздел VII. Привлечение персонала к управлению. 28
Лекция 1. Коммуникационные процессы. Формы привлечения персонала к управлению. 28
Лекция 2. Формирование кадрового резерва. Управление карьерой. 30
Раздел VIII. Вознаграждение персонала. 31
Лекция 1. Оценка деятельности персонала. Вознаграждение персонала. Факторы восприятия вознаграждения. 31
Лекция 2. Основные типы систем оплаты (отечественные, зарубежные). 34
Раздел IX. Правовое обеспечение управления персоналом. 35
Лекция 1. Трудовые правоотношения. Профессиональные союзы. 35
Раздел X. Конфликты в организации. 37
Лекция 1. Понятие организационного конфликта. Причины конфликтов. Модели организационных конфликтов. Фазы конфликтов. 37
Лекция 2. Управление конфликтом. 40
Раздел XI. Кадровая политика. 41
Лекция 1. Кадровая политика. Типы и условия разработки кадровой политики. Этапы формирования кадровой политики. 41
Лекция 2. Кадровые мероприятия. Кадровая стратегия. 42
Заключение 45
Вопросы для итогового контроля 46
Список рекомендованной литературы 48

Файлы: 1 файл

Конспект лекций.doc

— 431.50 Кб (Скачать)

Этапы работы при проведении оценки 360 градусов:

  • Обсуждение компетенций, которые хотелось бы оценить,  их проявления в конкретной  деятельности руководителей
  • Составление анкет для опроса: бланк самооценки, бланки опроса вышестоящего руководителя, подчиненных, коллег, клиентов (по необходимости)
  • Выделение сотрудников для анкетирования среди подчиненных, коллег и руководителей тестируемого руководителя (делается кадровой службой)
  • Анкетирование сотрудников
  • Обработка анкет и составление отчета о проделанной работе

Результаты оценки 360 градусов:

  • Выявление компетенций сотрудников;
  • Отчет об эффективности  отдельных руководителей  и общих тенденциях в руководстве компании
  • Рекомендации тестируемым  руководителям с обозначением сильных и слабых сторон  на основе общественного мнения
  • Обобщение полученных результатов, выводы и рекомендации
  • Составление сравнительного рейтинга руководителей оценки подчиненных и коллег
  • Составление рейтинга руководителей по усредненному показателю эффективности
  • Рекомендации по составлению группы резерва, дальнейшей оценки руководителей, развитию руководителей

Оценка деятельности необязательно  должна быть формальным мероприятием, проводимым один раз в год, она может быть и непрерывным процессом.

Целями анализа кадрового  потенциала, оценки персонала могут  быть:

  • определение потребности в обучении;
  • улучшение текущей производительности;
  • определение целей и задач;
  • определение кандидатов на необходимые перемещения внутри организации.

Традиционные инструменты оценки очень часто дорогостоящи и длительны в подготовке к реализации.

Более быстрые и дешевые  инструменты, тем не менее, могут  быть весьма субъективными. Однако потребность в их применении очевидна.

Одним из наиболее распространенных методов является в данном случае является метод оценивания персонала с последующим графическим отображением (См. рис. 1).

Метод достаточно оперативен и прост, но весьма субъективен из-за личного мнению руководителя, закладываемого в оценки. Поэтому его результаты должны анализироваться и интерпретироваться только тем специалистом, который и проводил оценку. Метод предполагает оценку уровня тех или иных характеристик работника с последующим сравнением с другими аналогичными работниками, средними величинами, данными конкурентов и пр.

Алгоритм метода:

  • формирование репрезентативного множества сотрудников для оценки и сравнения (сравнивать можно только сопоставимое)
  • определение ключевых характеристик данной профессии и должности (например, коммуникабельность, производительность, гибкость и пр.)
  • разработка шкалы оценки (желательно использовать 12 – 15 бальные шкалы)
  • проведение оценки и отображение результатов на графике.
  • сравнение показателей и анализ.

Рисунок – 1 Пример графика метода «графической шкалы оценивания»

 

По результатам определяются разрывы и отклонения от нормативных значений, разрабатывается инструментарий устранения проблемных зон.

Например, у работника  Сидорова (См. рис. 1) недостаточно развиты  коммуникабельность и гибкость, следовательно, необходимо принять меры по развитию данных навыков. Инструментарий может быть сугубо индивидуальный.

Так же могут применяться  такие методы как метод альтернативного ранжирования (ранжирование от лучшего к худшему по одной характеристике), метод принудительно распределения (группировка работников по одному критерию), метод критического случая (фиксация удачных или нежелательных действия работника за период) и др.

Выполнение всего комплекса  методов оценки должно осуществляться в рамках общеорганизационной системы мониторинга персонала. Субъектами которой должны быть руководитель подразделения, специалист кадровой службы и психолог.

В рамках действия системы  мониторинга должен осуществляться контроль следующих параметров:

  • Структура рабочей силы по категориям занятых (число производственных работников на одного непроизводственного; число производственных работников на одного административного; доля административных работников к общей численности).
  • Поло - возрастная структура рабочей силы (необходима для оценки устойчивости, работоспособности коллектива и пр.). Показатель среднего возраста к расчету не рекомендуется.
  • Образовательная структура.
  • Закрепленность на рабочем месте (стаж работ, коэффициент внутренней мобильности - отношение числа сотрудников, сменивших в должности в течении периода времени, к среднему числу сотрудников организации за этот же период) .
  • Движение кадров (коэффициент текучести кадров - отношение числа покинувших организацию сотрудников (за исключением уволенных по сокращению штата) к среднему числу занятых в течение года). Анализ показателя зависит от профиля деятельности предприятия, причин текучести кадров.
  • Производительность труда (количество продукции, произведенное за определенный период в расчете на одного работника или затраты рабочего времени на единицу продукции. Показатель, определяющий количество продукции, произведенной в единицу времени называется выработкой. Показатель, определяющий количество труда, необходимое для выработки единицы продукции, называется трудоемкостью. Выработка определяется в расчете на одного основного рабочего, на одного рабочего и одного работающего.При расчете выработки на одного основного рабочего количество произведенной продукции делится на численность основных рабочих. При определении выработки на одного рабочего количество произведенной продукции делится на суммарную численность основных и вспомогательных рабочих.
  • Производительное время (время, реально затраченное на выполнение производственного задания. Всегда меньше либо равно производственному времени).
  • Издержки на рабочую силу, учитываемые в соответствие с бухгалтерским и управленческим подходами (управленческий подход всегда шире).

Раздел IV. Поиск и отбор персонала.

Лекция 1. Источники кадров для организации. Инструменты поиска кадров. Методы отбора персонала.

Найм – ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих профессиональными личными качествами, необходимыми для достижения цели, поставленных предприятием.

Источники набора кадров:

  • внутренние
  • внешние

Плюсы внутренних источников: представление работникам возможности карьерного роста, сохранение социально-психологического климата в коллективе, минимизация затрат на привлечение кадров, скорость заполнения вакансий, сокращение периода адаптации, высокая степень управляемости

Минусы внутренних источников: возможность появления внутрифирменных конфликтов, ограниченность выбора, появление панибратства и «клановости», снижает уровень мотивации прочих сотрудников.

Плюсы внешних источников: широкий выбор кандидатов, новые люди – новые идеи, стимулирование уже действующих сотрудников, появление новых связей.

Минусы внешних источников: высокая стоимость доступа и больший затраты на поиск, возможность ошибки, ухудшение социально-психологического климата, длительный период ориентации и адаптации, как личностной, так и профессиональной, снижение трудовой мотивации уже действующих сотрудников.

По сути, внешние источники  кадров – это весь рынок труда, который может быть структурирован на следующие группы, обладающие различной  ценностью для организации:

  • дети с 14 до 18 лет (первичная профориентационная работа, замещение невостребованных «дешевых» низкоквалифицированных вакансий);
  • учащиеся вузов и ссузов;
  • выпускники вузов и ссузов;
  • домохозяева и домохозяйки;
  • безработные;
  • пенсионеры всех категорий;
  • работники аналогичных предприятий.

В зависимости от располагаемых  ресурсов предприятие может искать кадры как самостоятельно, так и с привлечением внешних контрагентов:

  • государственная служба занятости;
  • частные кадровые агентства;
  • «охотники за головами».

В качестве методов отбора кандидатов могут быть использованы следующие:

  • анкетирование (дополнительный метод сбора информации);
  • тестирование (может реализовываться в форме письменных тестов и рабочих заданий с последующей проверкой)
  • краткосрочное обучение с последующей оценкой
  • проверка рекомендаций
  • интервью
  • собеседование

Лекция 2. Профессиональная и организационная адаптация персонала.

 

Одним из наиболее важных аспектов деятельности руководителя в отношении вновь принятого сотрудника либо переведенного в рамках одной организации на другую должность является адаптационная и ориентационная работа.

Как правило, она включает в себя это комплекс экономических, психологических, педагогических, социальных и иных мероприятий,  направленных на выявление способностей, знаний, навыков, определение и закрепление профессионального призвания, создание профессиональной пригодности, и т.п.

В рамках организации подобная деятельность ведется с помощью двух инструментов:

  • профессиональных консультаций
  • управление карьерой

Смысл профессиональных консультаций заключается в оказании помощи людям в выборе места работы и определенной профессии. Их результативность в рамках организации достаточно низка, т.к. большинство работников уже приходят устраиваться на работу, уже выбрав ту или иную профессию. Инструмент эффективен в большей степени при работе с молодежью.

В отличие от профессиональной ориентации, трудовая адаптация – приспособление, привыкание работника к организации и наоборот.

Можно выделить несколько аспектов адаптации:

  • психофизиологический – привыкание к изменением в жизни, новым нагрузкам;
  • социально-психологический – приспособление к новой организационной среде;
  • профессиональный – привыкание к новым технологиям работы;.
  • организационный – адаптация к новому статусу.

Результативность адаптационной  работы во многом зависит от:

  • индивидуально – личностных характеристик сотрудника;
  • особенностей социально-экономического климата;
  • наличия в организации системы наставничества (опыт СССР, США, Японии);
  • реализуемых моделей мотивации;
  • осознанности выбора профессии и места работы;
  • объективности самого человека;
  • наличия службы управления персоналом.

Необходимость адаптации и профориентации обуславливается также требованием  обеспечения сотрудничества работников - организационной управляемости поведением работников так, чтобы обеспечивался определенный уровень их взаимодействия на основе их приобщенности к целям и задачам организации.

Раздел V. Обучение персонала. Развитие кадрового потенциала.

Лекция 1. Определение потребности в обучении. Разработка программы обучения. Основные методы обучения. Измерение эффекта от обучения.

 

Обучение – это получение новыми и действующими сотрудниками знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения текущей и будущей работы, решения проблем общения, взаимодействия в коллективе, формирования чувства ответственности сотрудника.

Обучение целесообразно  реализовывать на программной основе.

Программы обучения должны быть индикативными, вариативными и  непрерывными.

Разработка программы  и реализация должна осуществляться по следующим этапам:

  • определение потребности в обучении;
  • формулировка целей обучения;
  • определение методов и инструментов обучения;
  • определение субъектов обучения;
  • формирование бюджета обучения;
  • корректировка методов, инструментов и субъектов обучения исходя из располагаемых ресурсов на обучение;
  • обучение;
  • оценка результатов обучения.

Как показывает практика, основными методами обучения являются:

Обучение на рабочем месте (реализуется в форме рабочих заданий, инструктажа и дублирования) неразрывно связано с институтом наставничества.

Лекционный.- достаточно быстрый, массовый и поэтому дешевый инструмент, допускающий возможность обратной связи.

Информация о работе Управление персоналом