Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:13, курс лекций
Представленный конспект по дисциплине «Управление персоналом» состоит из XI разделов и 19 лекций, но, не смотря на достаточно широкий охват тематик, тем не менее, для лучшего понимания лекционного материала от студентов требуется дополнительное ознакомление с межотраслевыми и отраслевыми методическими и нормативными материалами, авторскими разработками видных ученых в области управления персоналом, а так же нормативно-правовыми актами, регламентирующими и регулирующими трудовую деятельность.
Введение 4
Раздел I. Предмет курса «Управление персоналом». 5
Лекция 1. Предмет, содержание курса, основные задачи его изучения. Связь курса со смежными дисциплинами. Значение курса для подготовки менеджеров в условиях рыночной экономики. 5
Раздел II. Персонал организации как объект управления. 6
Лекция 1. Кадровые аспекты менеджмента. Сущность кадровых функций менеджера. 6
Лекция 2. Субъект и объект управления персоналом. Роль кадровых подразделений в управлении персоналом. Методы и принципы управления персоналом. 9
Лекция 3. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами. Основные школы управления. Факторы формирования философии управления человеческими ресурсами. 13
Раздел III. Определение потребности в персонале. 15
Лекция 1. Структура персонала организации. Планирование потребности в персонале. 15
Лекция 2. Анализ кадрового потенциала. Оценка персонала. Посторонние системы мониторинга персонала организации. 17
Раздел IV. Поиск и отбор персонала. 22
Лекция 1. Источники кадров для организации. Инструменты поиска кадров. Методы отбора персонала. 22
Лекция 2. Профессиональная и организационная адаптация персонала. 24
Раздел V. Обучение персонала. Развитие кадрового потенциала. 25
Лекция 1. Определение потребности в обучении. Разработка программы обучения. Основные методы обучения. Измерение эффекта от обучения. 25
Раздел VI. Управление мотивацией персонала. 26
Лекция 1. Основные концепции управления мотивацией персонала. Инструменты управления мотивации персонала. 26
Раздел VII. Привлечение персонала к управлению. 28
Лекция 1. Коммуникационные процессы. Формы привлечения персонала к управлению. 28
Лекция 2. Формирование кадрового резерва. Управление карьерой. 30
Раздел VIII. Вознаграждение персонала. 31
Лекция 1. Оценка деятельности персонала. Вознаграждение персонала. Факторы восприятия вознаграждения. 31
Лекция 2. Основные типы систем оплаты (отечественные, зарубежные). 34
Раздел IX. Правовое обеспечение управления персоналом. 35
Лекция 1. Трудовые правоотношения. Профессиональные союзы. 35
Раздел X. Конфликты в организации. 37
Лекция 1. Понятие организационного конфликта. Причины конфликтов. Модели организационных конфликтов. Фазы конфликтов. 37
Лекция 2. Управление конфликтом. 40
Раздел XI. Кадровая политика. 41
Лекция 1. Кадровая политика. Типы и условия разработки кадровой политики. Этапы формирования кадровой политики. 41
Лекция 2. Кадровые мероприятия. Кадровая стратегия. 42
Заключение 45
Вопросы для итогового контроля 46
Список рекомендованной литературы 48
Этапы работы при проведении оценки 360 градусов:
Результаты оценки 360 градусов:
Оценка деятельности необязательно должна быть формальным мероприятием, проводимым один раз в год, она может быть и непрерывным процессом.
Целями анализа кадрового потенциала, оценки персонала могут быть:
Традиционные инструменты оценки очень часто дорогостоящи и длительны в подготовке к реализации.
Более быстрые и дешевые инструменты, тем не менее, могут быть весьма субъективными. Однако потребность в их применении очевидна.
Одним из наиболее распространенных методов является в данном случае является метод оценивания персонала с последующим графическим отображением (См. рис. 1).
Метод достаточно оперативен и прост, но весьма субъективен из-за личного мнению руководителя, закладываемого в оценки. Поэтому его результаты должны анализироваться и интерпретироваться только тем специалистом, который и проводил оценку. Метод предполагает оценку уровня тех или иных характеристик работника с последующим сравнением с другими аналогичными работниками, средними величинами, данными конкурентов и пр.
Алгоритм метода:
Рисунок – 1 Пример графика метода «графической шкалы оценивания»
По результатам определяются разрывы и отклонения от нормативных значений, разрабатывается инструментарий устранения проблемных зон.
Например, у работника Сидорова (См. рис. 1) недостаточно развиты коммуникабельность и гибкость, следовательно, необходимо принять меры по развитию данных навыков. Инструментарий может быть сугубо индивидуальный.
Так же могут применяться такие методы как метод альтернативного ранжирования (ранжирование от лучшего к худшему по одной характеристике), метод принудительно распределения (группировка работников по одному критерию), метод критического случая (фиксация удачных или нежелательных действия работника за период) и др.
Выполнение всего комплекса методов оценки должно осуществляться в рамках общеорганизационной системы мониторинга персонала. Субъектами которой должны быть руководитель подразделения, специалист кадровой службы и психолог.
В рамках действия системы мониторинга должен осуществляться контроль следующих параметров:
Найм – ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих профессиональными личными качествами, необходимыми для достижения цели, поставленных предприятием.
Источники набора кадров:
Плюсы внутренних источников: представление работникам возможности карьерного роста, сохранение социально-психологического климата в коллективе, минимизация затрат на привлечение кадров, скорость заполнения вакансий, сокращение периода адаптации, высокая степень управляемости
Минусы внутренних источников: возможность появления внутрифирменных конфликтов, ограниченность выбора, появление панибратства и «клановости», снижает уровень мотивации прочих сотрудников.
Плюсы внешних источников: широкий выбор кандидатов, новые люди – новые идеи, стимулирование уже действующих сотрудников, появление новых связей.
Минусы внешних источников: высокая стоимость доступа и больший затраты на поиск, возможность ошибки, ухудшение социально-психологического климата, длительный период ориентации и адаптации, как личностной, так и профессиональной, снижение трудовой мотивации уже действующих сотрудников.
По сути, внешние источники кадров – это весь рынок труда, который может быть структурирован на следующие группы, обладающие различной ценностью для организации:
В зависимости от располагаемых ресурсов предприятие может искать кадры как самостоятельно, так и с привлечением внешних контрагентов:
В качестве методов отбора кандидатов могут быть использованы следующие:
Одним из наиболее важных аспектов деятельности руководителя в отношении вновь принятого сотрудника либо переведенного в рамках одной организации на другую должность является адаптационная и ориентационная работа.
Как правило, она включает в себя это комплекс экономических, психологических, педагогических, социальных и иных мероприятий, направленных на выявление способностей, знаний, навыков, определение и закрепление профессионального призвания, создание профессиональной пригодности, и т.п.
В рамках организации подобная деятельность ведется с помощью двух инструментов:
Смысл профессиональных консультаций заключается в оказании помощи людям в выборе места работы и определенной профессии. Их результативность в рамках организации достаточно низка, т.к. большинство работников уже приходят устраиваться на работу, уже выбрав ту или иную профессию. Инструмент эффективен в большей степени при работе с молодежью.
В отличие от профессиональной ориентации, трудовая адаптация – приспособление, привыкание работника к организации и наоборот.
Можно выделить несколько аспектов адаптации:
Результативность
Необходимость адаптации и профориентации
обуславливается также
Обучение – это получение новыми и действующими сотрудниками знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения текущей и будущей работы, решения проблем общения, взаимодействия в коллективе, формирования чувства ответственности сотрудника.
Обучение целесообразно реализовывать на программной основе.
Программы обучения должны быть индикативными, вариативными и непрерывными.
Разработка программы и реализация должна осуществляться по следующим этапам:
Как показывает практика, основными методами обучения являются:
Обучение на рабочем месте (реализуется в форме рабочих заданий, инструктажа и дублирования) неразрывно связано с институтом наставничества.
Лекционный.- достаточно быстрый, массовый и поэтому дешевый инструмент, допускающий возможность обратной связи.