Управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:13, курс лекций

Краткое описание

Представленный конспект по дисциплине «Управление персоналом» состоит из XI разделов и 19 лекций, но, не смотря на достаточно широкий охват тематик, тем не менее, для лучшего понимания лекционного материала от студентов требуется дополнительное ознакомление с межотраслевыми и отраслевыми методическими и нормативными материалами, авторскими разработками видных ученых в области управления персоналом, а так же нормативно-правовыми актами, регламентирующими и регулирующими трудовую деятельность.

Оглавление

Введение 4
Раздел I. Предмет курса «Управление персоналом». 5
Лекция 1. Предмет, содержание курса, основные задачи его изучения. Связь курса со смежными дисциплинами. Значение курса для подготовки менеджеров в условиях рыночной экономики. 5
Раздел II. Персонал организации как объект управления. 6
Лекция 1. Кадровые аспекты менеджмента. Сущность кадровых функций менеджера. 6
Лекция 2. Субъект и объект управления персоналом. Роль кадровых подразделений в управлении персоналом. Методы и принципы управления персоналом. 9
Лекция 3. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами. Основные школы управления. Факторы формирования философии управления человеческими ресурсами. 13
Раздел III. Определение потребности в персонале. 15
Лекция 1. Структура персонала организации. Планирование потребности в персонале. 15
Лекция 2. Анализ кадрового потенциала. Оценка персонала. Посторонние системы мониторинга персонала организации. 17
Раздел IV. Поиск и отбор персонала. 22
Лекция 1. Источники кадров для организации. Инструменты поиска кадров. Методы отбора персонала. 22
Лекция 2. Профессиональная и организационная адаптация персонала. 24
Раздел V. Обучение персонала. Развитие кадрового потенциала. 25
Лекция 1. Определение потребности в обучении. Разработка программы обучения. Основные методы обучения. Измерение эффекта от обучения. 25
Раздел VI. Управление мотивацией персонала. 26
Лекция 1. Основные концепции управления мотивацией персонала. Инструменты управления мотивации персонала. 26
Раздел VII. Привлечение персонала к управлению. 28
Лекция 1. Коммуникационные процессы. Формы привлечения персонала к управлению. 28
Лекция 2. Формирование кадрового резерва. Управление карьерой. 30
Раздел VIII. Вознаграждение персонала. 31
Лекция 1. Оценка деятельности персонала. Вознаграждение персонала. Факторы восприятия вознаграждения. 31
Лекция 2. Основные типы систем оплаты (отечественные, зарубежные). 34
Раздел IX. Правовое обеспечение управления персоналом. 35
Лекция 1. Трудовые правоотношения. Профессиональные союзы. 35
Раздел X. Конфликты в организации. 37
Лекция 1. Понятие организационного конфликта. Причины конфликтов. Модели организационных конфликтов. Фазы конфликтов. 37
Лекция 2. Управление конфликтом. 40
Раздел XI. Кадровая политика. 41
Лекция 1. Кадровая политика. Типы и условия разработки кадровой политики. Этапы формирования кадровой политики. 41
Лекция 2. Кадровые мероприятия. Кадровая стратегия. 42
Заключение 45
Вопросы для итогового контроля 46
Список рекомендованной литературы 48

Файлы: 1 файл

Конспект лекций.doc

— 431.50 Кб (Скачать)

Визуальные средства целесообразно использование при необходимости проиллюстрировать некоторую последовательность действий во времени, показать некоторые процессы которые невозможно  по ряду причин продемонстрировать в реальных условиях. Возможен к применению только на рабочем месте, но не дает обратной связи.

Отсылочное  обучении – направление обучающегося в нужном направлении, сокращает затраты времени на учебу. По этой системе построено обучение в вузах.

Моделируемое обучение - это метод обучения на действующем или смоделированном оборудовании. Незаменимо, когда обучение на рабочем месте слишком дорого и опасно или замедляет производственный цикл.

Самообучение – невозможно без поддержки организации и  руководителя. Первая должна создать  условия (подписки на журналы, участие  в конференциальных мероприятиях и т.п.), второй – распределять информацию и контролировать ее изучение.

Результаты обучения могут контролироваться путем измерения  следующих эффектов:

  • изменения реакции на кризисные ситуации;
  • изменение производительности труда;
  • изменение поведенческой модели в коллективе;
  • объем информации применяемой на практике.

Раздел VI. Управление мотивацией персонала.

Лекция 1. Основные концепции управления мотивацией персонала. Инструменты управления мотивации персонала.

 

Мотивация – это побуждение себя и окружающих к выполнению определенных действий, направленных на достижение поставленной цели.

Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

Последнее определение указывает на тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, ввиду того, что управление социо-технической системой, которой сегодня является работник, содержит в себе согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и в конечном итоге определенный результат трудовой деятельности.

Для руководителя, как  основного субъекта мотивации, важно  знать и применять обе основные группы теорий мотивации: теории содержания (рассматриваю факторы мотивации) и теории процесса (действия по управлению данными факторами).

Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических  исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. В основе большинства современных теорий мотивации лежит теория «иерархии потребностей» А. Маслоу (См. рис. 2), которая отражает систему факторов мотивации «западной модели» человека (для человека  «восточной модели» - она диаметрально противоположна).

 

Рисунок - 2 «Пирамида» А. Маслоу

 

Первые два уровня потребностей (См. рис. 2) состоят из: 1- потребности в еде сне, размножении, 2 – потребность в безопасности (самосохранении). Это так называемые «естественные потребности», присущие всему живому на Земле. Они относятся к категории самых сильных потребностей. В случае если потребности работника находятся на уровне 1, то этот работник склонен к риску, авантюрам, вынужден работать больше по причинам необходимости обеспечить пропитанием себя и свою семью. Для второго уровня наоборот. Работники с данной мотивацией будут стремиться сохранить комфорт в работе – никакого риска и «прорывных» действий. Очень часто эти работники – выраженные интриганы.

3 – 5 уровни потребностей –  это «социальные потребности»: 3 – потребность в общении (важна для организации индивидуальной и групповой работы); 4 – потребность в приобретении статусов – важный аспект результативного управления карьерой, а так же выявления «карьеристов»; 5 – познание смысла жизни, самовыражение (важно, чтобы цели работника и цели организации на данном уровне совпадали).

Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей.

Потребности можно удовлетворить  вознаграждением, дав человеку, что  он считает для себя ценным. Но в  понятии «ценность» разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а, следовательно, различаются и их оценки вознаграждения.

«Внутреннее» вознаграждение человек  получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами.

«Внешнее» вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа.

Для управления трудом на основе мотивации  необходимы такие предпосылки, как  выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации. Т.к. решение приложить усилие зависит от ожидания человека, а это усилие посредством успешного выполнения работ приведет к результатам ожидаемой ценности.

В качестве инструментов мотивации принято применять:

  • Денежное вознаграждение (действенно исключительно при соизмеримости результатам труда)
  • Неденежное материальное вознаграждение – замена денежных премий ценными подарками, желательно длительного пользования, чтобы у работника сложилось четкое представление о том, что им было сделано и что он за это получил.
  • Продвижение по службе.
  • Общественное признание – грамоты, благодарности, почетные и специальные звания и пр.
  • Публичная критика и похвала – результативность данного инструмента во многом зависит от личностно – психологических характеристик работника, его восприимчивости к критике либо, наоборот, к похвале.

Раздел VII. Привлечение персонала к управлению.

Лекция 1. Коммуникационные процессы. Формы привлечения персонала к управлению.

 

Коммуникации – это процесс приема, передачи, обработки и транслирования информации между субъектами данного процесса.

В организации к субъектам процесса коммуникаций относят: персонал, организационные элементы, организацию в целом и т.п.

Коммуникационные процессы в организации могут иметь  нисходящий и восходящий характер, быть вертикальными и горизонтальными, формальными и неформальными, письменными и устными.

Для эффективности коммуникационных процессов целесообразно сокращать  число посредников между источником и получателем информации.

Выбор коммуникационного  канала зависит от целей коммуникации и сложности ее содержания.

Как правило, целями коммуникаций являются: информирование работников, «съем» информации от работников, привлечение персонала к управлению. Последнее может реализовываться в форме:

  • прямого делегирования ответственности и полномочий;
  • привлечения персонала в качестве экспертов для консультативной работы (постоянные советы при руководителе);
  • привлечения персонала к процессу принятия решений без предоставления и статуса экспертов (брифинговые группы, общие собрания, регулярные собрания у руководителя – планерки);
  • предоставления персоналу правомочия управления на основе права собственности на организацию (продажа работникам части акций, долей уставного капитала и пр.)

Делегирование ответственности предполагает полную или частичную ее передачу другим звеньям и элементам организации на постоянной или временной основе с осуществлением формального закрепления либо без него.

Обычно делегируются следующие  виды полномочий:

  • решать частичные, узкоспециальные проблемы, в которых исполнители разбираются заведомо лучше руководителя и прекрасно это понимают;
  • осуществлять подготовительную работу (обобщение материала, формулировка первичных выводов, написание различных проектов), носящую в большинстве случаев рутинный характер, но, тем не менее, позволяющую продемонстрировать свои способности;
  • присутствовать на мероприятиях информационного характера, выступать с сообщениями, делиться опытом.

В то же время, ни при каких  обстоятельствах не делегируется решение проблем, связанных с выработкой политики и стратегии; особо важных и срочных; предполагающих действия в условиях критических ситуаций или повышенного риска; общее руководство; рассмотрение конфиденциальных вопросов; поощрение и наказание сотрудников.

Брифинговые группы целесообразны для передачи информации и подготовки обсуждений по таким вопросам, как, например, предстоящие изменения, которые окажут влияние на организацию в целом и на работу ее сотрудников, или успехи функционирования организации и ее отдельных подразделений, или рассмотрение изменений, которые могут быть полезными в будущем, и т.д. и подразумевает встречи менеджеров "лицом к лицу" с персоналом.

Консультации помимо обмена мнениями предполагают еще и оказание влияния на принятие решения. Они могут носить как формальный, так и неформальный характер.

Своеобразной смешанной  формой, сочетающей в себе как черты консультаций, планерок, так и прямого привлечения к управлению, являются «кружки качества».

Для обеспечения их эффективного функционирования, помимо проведения исключительно в рабочее время, необходимо соблюдение следующих принципов:

  • добровольности,
  • постоянства;
  • регулярности;
  • самостоятельности;
  • обязательности исполнения решений;

Лекция 2. Формирование кадрового резерва. Управление карьерой.

 

Кадровый резерв – группа специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.

Представляет собой множество  потенциально возможных кандидатов для замещения будущих вакантных  должностей.

Типы резерва:

-оперативный резерв (1-2 человека) формируется  из внутренних источников 

-тактический резерв (2-3 человека)

-стратегический (3-5 человек) в равных  долях формируется из внутренних  и внешних источников

По виду деятельности:

Резерв развития - группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Они могут выбрать одно из двух направлений карьеры - профессиональную либо руководящую карьеру.

Резерв функционирования - группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру.

Принципы работы с кадровым резервом:

1)обучение

2) контроль

3) профориентация и управление карьерой – последовательность этапов трудового пути, который работник видит в ретроспективе.

4) мотивация

Принципы формирования кадрового  резерва:

-актуальности резерва — потребность в замещении должностей должна быть реальной.

-соответствия кандидата должности  и типу резерва — требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности.

-перспективности кандидата —  ориентация на профессиональный  рост, требования к образованию,  возрастной ценз, стаж работы  в должности и динамичность карьеры в целом, состояние здоровья.

Этапы работы с резервом:

Этап 1. Анализ потребности в резерве.

Этап 2. Формирование и составление списка резерва:

Этап 3. Подготовка кандидатов.

Категория «кадровый резерв» тесно связана  с понятием «карьеры».

Карьера – последовательность этапов трудового  пути.

Формирование  предпосылок для будущей карьеры  начинается с момента рождения человека. В дальнейшем на будущую карьеру оказывают влияние следующие субъекты: родители, руководитель, коллеги и друзья (ближний круг), дальний круг общения и, наконец, сам индивидуум. Последний способен лишь формировать предпосылки для будущего карьерного роста.

Информация о работе Управление персоналом