Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:13, курс лекций
Представленный конспект по дисциплине «Управление персоналом» состоит из XI разделов и 19 лекций, но, не смотря на достаточно широкий охват тематик, тем не менее, для лучшего понимания лекционного материала от студентов требуется дополнительное ознакомление с межотраслевыми и отраслевыми методическими и нормативными материалами, авторскими разработками видных ученых в области управления персоналом, а так же нормативно-правовыми актами, регламентирующими и регулирующими трудовую деятельность.
Введение 4
Раздел I. Предмет курса «Управление персоналом». 5
Лекция 1. Предмет, содержание курса, основные задачи его изучения. Связь курса со смежными дисциплинами. Значение курса для подготовки менеджеров в условиях рыночной экономики. 5
Раздел II. Персонал организации как объект управления. 6
Лекция 1. Кадровые аспекты менеджмента. Сущность кадровых функций менеджера. 6
Лекция 2. Субъект и объект управления персоналом. Роль кадровых подразделений в управлении персоналом. Методы и принципы управления персоналом. 9
Лекция 3. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами. Основные школы управления. Факторы формирования философии управления человеческими ресурсами. 13
Раздел III. Определение потребности в персонале. 15
Лекция 1. Структура персонала организации. Планирование потребности в персонале. 15
Лекция 2. Анализ кадрового потенциала. Оценка персонала. Посторонние системы мониторинга персонала организации. 17
Раздел IV. Поиск и отбор персонала. 22
Лекция 1. Источники кадров для организации. Инструменты поиска кадров. Методы отбора персонала. 22
Лекция 2. Профессиональная и организационная адаптация персонала. 24
Раздел V. Обучение персонала. Развитие кадрового потенциала. 25
Лекция 1. Определение потребности в обучении. Разработка программы обучения. Основные методы обучения. Измерение эффекта от обучения. 25
Раздел VI. Управление мотивацией персонала. 26
Лекция 1. Основные концепции управления мотивацией персонала. Инструменты управления мотивации персонала. 26
Раздел VII. Привлечение персонала к управлению. 28
Лекция 1. Коммуникационные процессы. Формы привлечения персонала к управлению. 28
Лекция 2. Формирование кадрового резерва. Управление карьерой. 30
Раздел VIII. Вознаграждение персонала. 31
Лекция 1. Оценка деятельности персонала. Вознаграждение персонала. Факторы восприятия вознаграждения. 31
Лекция 2. Основные типы систем оплаты (отечественные, зарубежные). 34
Раздел IX. Правовое обеспечение управления персоналом. 35
Лекция 1. Трудовые правоотношения. Профессиональные союзы. 35
Раздел X. Конфликты в организации. 37
Лекция 1. Понятие организационного конфликта. Причины конфликтов. Модели организационных конфликтов. Фазы конфликтов. 37
Лекция 2. Управление конфликтом. 40
Раздел XI. Кадровая политика. 41
Лекция 1. Кадровая политика. Типы и условия разработки кадровой политики. Этапы формирования кадровой политики. 41
Лекция 2. Кадровые мероприятия. Кадровая стратегия. 42
Заключение 45
Вопросы для итогового контроля 46
Список рекомендованной литературы 48
Эти концепции действуют в рамках 3-х подходов:
Экономический подход – в его рамках ведущее место занимает техническая, а не управленческая подготовка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности организация - это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо.
Органический (организационный) подход - обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя этот тип управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций организации труда и зарплаты. Кадровая функция из регистрационно-контрольной постепенно стала развивающей и распространилась на поиск и подбор работников, планирование карьеры значимых для организации фигур, оценку работников управленческого аппарата, повышение их квалификации. Организация стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде.
Гуманистический подход – исходит из концепции управления человеком и из представления об организации как культурном феномене. Организационная культура - целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования, становится одним из объяснительных принципов. В рамках данного подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие - это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.
Применение того или иного подхода
на практике, в том числе и массовое
отношение людей к труду
Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) – это совокупность работников, входящих в его списочный состав.
промышленно-производственный персонал предприятия подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих). Рабочие, в свою очередь, подразделяются на основных и вспомогательных.
Одной из основных задач управления персоналом является – определение качественного и количественного состава персонала организации в конкретных социально-экономических условиях.
Определение потребности
в персонале целесообразно
По результатам анализа работ могут и должны составляться: должностные инструкции, положения о должности, описания работы.
Описание работы - это письменный документ, в котором содержится информация о том, что реально делает работник, как он это делает и в каких условиях выполняется данная работа. Дополнительно в описании работы могут быть указаны личностно-индивидуальные особенности, без которых работник не сможет выполнять данную работу и работать в данном коллективе.
Планирование
потребности в персонале
При планировании потребности в персонале применяются стандартные методы внутрифирменного планирования и прогнозирования.
Качественная потребность в специалистах и руководителях может быть определена путем последовательной разработки следующих организационных документов:
Задача определения количественной потребности в персонале сводится как к выбору метода расчета численности сотрудников, так и к установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности работников на определенный временной период.
Следует отметить, что принципиальных отличий в подходах к определению численности персонала, принятых в отечественной и зарубежной практике, не наблюдается.
В качестве примера может быть представлен
подход для определения численности административно-
(1)
где Ч – численность административно-
В общем виде формула Розенкранца служит для проверки соответствия фактической численности (например, какого-либо подразделения) необходимой, которая задается загрузкой данного подразделения.
Для пользования формулой Розенкранца в плановых расчетах следует придать ей такой вид, так как величины tp и Кфрв в этом случае неизвестны:
(2)
Эффективное планирование человеческих ресурсов положительно влияет на результаты организации благодаря следующим факторам:
Во многих организациях существует формальная система оценки деятельности персонала, позволяющая произвести как оценку результатов труда, так и проанализировать кадровый потенциал.
Как правило, в основе системы оценки персонала лежит система аттестации.
Предметом аттестационной оценки являются:
Виды аттестации:
Цели аттестации
Субъекты процесса аттестации
|
|
Задачи аттестационной оценки персонала
Этапы аттестации
Методы аттестации
Метод «360 градусов»