Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:13, курс лекций
Представленный конспект по дисциплине «Управление персоналом» состоит из XI разделов и 19 лекций, но, не смотря на достаточно широкий охват тематик, тем не менее, для лучшего понимания лекционного материала от студентов требуется дополнительное ознакомление с межотраслевыми и отраслевыми методическими и нормативными материалами, авторскими разработками видных ученых в области управления персоналом, а так же нормативно-правовыми актами, регламентирующими и регулирующими трудовую деятельность.
Введение 4
Раздел I. Предмет курса «Управление персоналом». 5
Лекция 1. Предмет, содержание курса, основные задачи его изучения. Связь курса со смежными дисциплинами. Значение курса для подготовки менеджеров в условиях рыночной экономики. 5
Раздел II. Персонал организации как объект управления. 6
Лекция 1. Кадровые аспекты менеджмента. Сущность кадровых функций менеджера. 6
Лекция 2. Субъект и объект управления персоналом. Роль кадровых подразделений в управлении персоналом. Методы и принципы управления персоналом. 9
Лекция 3. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами. Основные школы управления. Факторы формирования философии управления человеческими ресурсами. 13
Раздел III. Определение потребности в персонале. 15
Лекция 1. Структура персонала организации. Планирование потребности в персонале. 15
Лекция 2. Анализ кадрового потенциала. Оценка персонала. Посторонние системы мониторинга персонала организации. 17
Раздел IV. Поиск и отбор персонала. 22
Лекция 1. Источники кадров для организации. Инструменты поиска кадров. Методы отбора персонала. 22
Лекция 2. Профессиональная и организационная адаптация персонала. 24
Раздел V. Обучение персонала. Развитие кадрового потенциала. 25
Лекция 1. Определение потребности в обучении. Разработка программы обучения. Основные методы обучения. Измерение эффекта от обучения. 25
Раздел VI. Управление мотивацией персонала. 26
Лекция 1. Основные концепции управления мотивацией персонала. Инструменты управления мотивации персонала. 26
Раздел VII. Привлечение персонала к управлению. 28
Лекция 1. Коммуникационные процессы. Формы привлечения персонала к управлению. 28
Лекция 2. Формирование кадрового резерва. Управление карьерой. 30
Раздел VIII. Вознаграждение персонала. 31
Лекция 1. Оценка деятельности персонала. Вознаграждение персонала. Факторы восприятия вознаграждения. 31
Лекция 2. Основные типы систем оплаты (отечественные, зарубежные). 34
Раздел IX. Правовое обеспечение управления персоналом. 35
Лекция 1. Трудовые правоотношения. Профессиональные союзы. 35
Раздел X. Конфликты в организации. 37
Лекция 1. Понятие организационного конфликта. Причины конфликтов. Модели организационных конфликтов. Фазы конфликтов. 37
Лекция 2. Управление конфликтом. 40
Раздел XI. Кадровая политика. 41
Лекция 1. Кадровая политика. Типы и условия разработки кадровой политики. Этапы формирования кадровой политики. 41
Лекция 2. Кадровые мероприятия. Кадровая стратегия. 42
Заключение 45
Вопросы для итогового контроля 46
Список рекомендованной литературы 48
Сегодня можно говорить о двух типах оценок персонала, методики которых напрямую связаны с отношением к сотруднику фирмы как к ценному ресурсу: первая – оценка персонала при приеме на работу, вторая – оценка деятельности персонала (это наиболее сложная часть кадровой работы, требующая высшей квалификации и от руководителей фирмы и от специалистов служб управления персоналом).
Основными требованиями, предъявляемым к оценке, является требование объективности со стороны оценивающего, а для службы управления персоналом – разработка грамотных процедур и технологий оценки персонала.
Оценка персонала позволяет
изучить степень
Оценка труда и персонала являются составными элементами такого широко распространенного кадрового мероприятия, как аттестация.
Управление персоналом представляет собой совокупность деятельности работников, направленной на организацию и развитие имеющегося кадрового потенциала.
Управление персоналом – деятельность по урегулированию отношений, возникающих внутри организации, при ее взаимодействии с внешней средой, одним из участников которых выступают ее сотрудники.
В сферу управления персоналом попадают все формы и типы отношений: социальные, экономически, правовые, культурно-психологические и пр.
Методы управления персоналом — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.
Управление персоналом основывается на комбинации двух основных методов:
И те и другие в чистом виде на практике не применяются.
Управление персоналом, как правило, осуществляется исходя из следующих принципов:
Субъект управления персоналом – комплексная категория. С одной стороны он включает в себя линейных руководителей, причем, чем дальше отстоит руководитель от объекта управления, тем меньше оперативных, но больше стратегических задач в отношении объекта управления он выполняет. Например, в организации с развитой структурой управления, большой численностью персонала, руководители высшего звена могут рассматривать (и чаще всего рассматривают) низовое звено исполнителей обезличенно, как заполненные штатные единицы. А непосредственный руководитель в большей степени ориентирован на личное восприятие своих подчиненных (независимо от уровня), так как он находится в прямой зависимости от своих подчиненных.
С другой стороны в субъекте управления можно выделить так же специализированные подразделения или же отдельных специалистов, занимающихся вопросами управления персоналом.
Сегодня служба управления персоналом преследует следующие цели:
Деятельность служб управления персоналом (а тем более отделов маркетинга и развития персонала) нельзя сводить к тому весьма ограниченному набору действий, которые традиционно выполнялись отделами кадров в России. Новый подход характеризуется комплексностью. На западных предприятиях уже давно действуют единые службы управления персоналом, которые выполняют весь комплекс функций по рационализации трудовых процессов и процессов управления персоналом.
Такой комплексный подход к службе управления персонала в организации ведет к тому, что они начинают расширять круг своих функций от чисто кадровых (формирование, подбор и расстановка кадров) к более широкому кругу вопросов, включающих не только кадровую политику, но и мотивацию персонала, оплату труда работников, согласование интересов работников и фирмы и т.д.
В книге Герберта А. Саймона и Дональда У. Смитсбурга «Менеджмент в организациях» дается следующая классификация функций службы управления персоналом в организации:
Эта классификация дает исчерпывающий перечень функций. Однако их набор и структура для каждой организации различны.
«Кадровый менеджмент - это сфера ответственности всех тех, кто имеет отношение к руководству людьми, а также профессиональных специалистов по кадрам. Это часть менеджмента, занимающаяся людьми в трудовой деятельности и взаимоотношениями людей на предприятии. Управление кадрами направлено на обеспечение эффективности работы и справедливости, и ни одна из этих целей не может быть успешно достигнута без учета другой. Управление кадрами пытается объединить и мужчин и женщин, составляющих коллектив предприятия, в эффективно работающую организацию. Обеспечивая каждому наилучшие возможности для успешной работы, как персонально. Так и в качестве члена рабочего коллектива. Оно старается обеспечить справедливые правила и условия для сотрудников и их удовлетворение работой». Специалисты по кадрам не должны стремиться выполнять функции линейных менеджеров при управлении персоналом.
Алан Фаулер («Доказательство того, что отделы кадров зарабатывают свой хлеб». - Управление кадрами, май 1983) предложил считать, что «хорошим» отделом кадров является отдел, который:
Необходимо заметить, что как таковой кадровой службы в 99,9% вновь формирующихся организаций нет.
Следует учитывать, что существуют еще и национальные нормы расчета соотношения числа сотрудников кадровых служб и персонала. Так, в России на одного сотрудника кадровой службы приходится 50 - 100 человек, в Германии - 130 -150, во Франции - 130, в США - 100, в Японии - 40 человек.
Трудовая деятельность человека в силу своей эмпиричности стала объектом систематического научного исследования сравнительно недавно – с первой половины ХIХ века. Но первый взрыв научного интереса к управлению человеческими ресурсами был отмечен в начале XX век, когда в 1911 году американец Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления».
По мнению М. Мескона, это научное направление впервые обратило внимание на значимость человеческого фактора. Важным вкладом этого направления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше и вознаграждались больше.
Хотя авторы научного подхода и признавали значение человеческого фактора, их основное внимание было направлено на такие аспекты как повышение производительности труда за счет введения справедливой оплаты, экономического стимулирования и установления формальных отношений.
В 1930 году зародилась Школа человеческих отношений (Мери Паркер Фолетт и Элтон Мэйо) как ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.
Представители школы в результате экспериментов обнаружили, что четко разработанные рабочие инструкции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда, что силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми могут превзойти любые усилия руководства. Причины этого раскрыл в своих более поздних исследованиях психолог Абрахамом Маслоу: мотивом поступков людей являются в основном не экономические силы, а различные потребности, которые можно лишь частично удовлетворить с помощью денег (теория «иерархии потребностей»). В результате появился особый тип руководителя, который не обязательно являлся собственником, а стал посредником между рабочими и хозяевами предприятия.
В конце 60-х годов Давид Мак Грегор опубликовал книгу «Человеческая сторона предприятия», ставшую знаменитой и в целом сформировавшую взгляд на роль человеческих ресурсов в организации. Основная мысль этой книги: только повышение эффективности человеческих ресурсов приведет к повышению эффективности организации в целом.
Таким образом, к 70-м годам ХХ века на основе эмпирических данных, а также на основе достижений экономики, статистики, физиологии и психологии человека, социологии, права и науки об управлении организации сложилась современная концепция управления персоналом.
Суть этой концепции такова: на сегодня важнейшим фактором устойчивости, конкурентоспособности и процветания предприятия является формирование человеческого капитала. Если до 70-х годов персонал предприятия рассматривался как один из источников издержек (заработная плата, создание инфраструктуры и т.д.), то теперь западные исследователи считают, что это - главный источник капиталовложений (то есть источник, от которого получают наибольшую прибыль). По оценкам японских исследователей – срок эксплуатации человеческого капитала при создании соответствующих условий для его сохранения и нормального воспроизводства может достигать до 70 лет. Причем этот капитал является саморазвивающимся.
Таким образом, эти школы сформировали четыре концепции кадровой функции в организациях: