Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:40, дипломная работа
Целью дипломного проекта является раскрытие экономической сущности управления маркетингом предприятия общественного питания и разработка предложений по созданию маркетингового подразделения. В соответствии с поставленной целью в проекте сформулированы следующие задачи:
- Проанализировать современные особенности отрасли общественного питания и тенденции ее развития,
- Дать анализ маркетинговой концепции ресторанов,
- Выявить особенности потребителей ресторанных услуг,
- Дать характеристику ООО ресторан «Москва», проанализировать экономические показатели его деятельности за последние 2 года, его специфику, особенности клиентуры ресторана,
- Предложить комплекс мероприятий по совершенствованию маркетинговых технологий в ресторане путем создания службы маркетинга.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
1.1. Современные особенности отрасли общественного питания
1.2. Анализ маркетинговой концепции ресторанов
1.3. Особенности потребителя
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСТОРАНА "МОСКВА"
2.1. Открытие ресторана "Москва"
2.2. Специфика ресторана "Москва"
2.3. Особенность потребителя ресторана "Москва"
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСТОРАНЕ «МОСКВА»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4. Стратегии предприятия
(9+47) За счет удачного географического положения, уменьшить количество новых конкурентов которые могут выйти на рынок |
(1+41) За счет привлекательного имиджа предприятия, занять устойчивое положение на рынке |
(4+70) За счет приемлемых цен на услуги, повысить уровень культуры населения |
(28+36) За счет потребностей потребительского рынка, улучшить квалификацию исполнителей |
(6+59) За счет высокой покупательной способности целевых потребителей, улучшить эффективность рекламы |
(23+68) За счет современных технологий улучшить, своевременность выполнения заказов |
SWOT-анализ для ресторана «Москва» выполнен
В результате выполнения анализа внутренней среды ресторана обнаружены следующие сильные стороны – географическое положение, имидж предприятия, цены на услуги и слабые стороны – квалификация исполнителя на предприятия, эффективность рекламы. В результате выполнения анализа внешней среды ресторана выявлены следующие возможности – технологии, потребительский рынок, покупательная способность целевых потребителей и угрозы – новые конкуренты, которые могут выйти на рынок, уровень культуры населения, рыночная доля.
Разработаны следующие маркетинговые стратегии ресторана:
- За счет удачного географического положения, уменьшить количество новых конкурентов которые могут выйти на рынок.
- За счет привлекательного имиджа предприятия, занять устойчивое положение на рынке.
- За счет приемлемых цен на услуги, повысить уровень культуры населения.
- За счет потребностей потребительского рынка, улучшить квалификацию исполнителей.
- За счет высокой покупательной способности целевых потребителей, улучшить эффективность рекламы.
- За счет современных технологий улучшить, своевременность выполнения заказов.
ООО ресторан «Москва» позиционирует себя на рынке услуг общественного питания Саратова как ресторан элитного класса. Меню ресторана достаточно дорогое, позволить часто ходить в данное заведение могут себе позволить только достаточно обеспеченные люди. В ресторане «Москва» дорогой интерьер, удовлетворяющий самые изысканные вкусы, Средняя стоимость горячего блюда - $25.
Работа ресторана организована так, что днем «Москву» посещают служащие близлежащих офисов, среди которых популярны бизнес-ланчи. Рынок ресторанного бизнеса перенасыщен всякого рода «экзотикой», поэтому привычная русская традиционная кухня пользуется постоянной популярностью и достаточно стабильным спросом.
Основные переменные сегментации потребительских рынков
КРИТЕРИИ | ТИПИЧНАЯ РАЗБИВКА |
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ |
|
Регион | Тихоокеанский, Горный, Северо-запад Центрального района, Юго-запад Центрального района, Северо-восток Центрального района, Юго-восток Центрального района, Юг Атлантического побережья, Центр Атлантического побережья, Новая Англия |
Город или мегаполис | Население менее 5000 чел.; 5000—20000 чел.; 20000—50000 чел.; 50000-100000 чел.; 100000-250000 чел.; 250000-500000 чел.; 500000—1000000 чел.; 1000000—4000000 чел.; 4000000 чел. и выше |
Плотность населения | Города, пригороды, сельская местность |
Климат | Северный, южный |
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ |
|
Возраст | Моложе 6 лет, 6—11, 12—19, 20—34, 35—49, 50—64, свыше 65 лет |
Пол | Мужской, женский |
Количество членов семьи | 1—2 чел., 3—4 чел., свыше 5 чел. |
Жизненный цикл семьи | Молодые, не состоящие в браке; молодые семьи без детей; молодые семьи с младшим ребенком до 6 лет; молодые семьи с младшим ребенком старше 6 лет; семьи старшего возраста с детьми; семьи старшего возраста без детей младше 18 лет; одинокие пожилые люди; другие |
Доход | Менее $10000; $10000—$15000; $15000-$20000; $20000-$30000; $30000-550000; $50000-$ 100000; $100000 и выше |
Род занятий | Люди умственного труда и технические специалисты; менеджеры, директора, владельцы; клерки и продавцы; ремесленники, руководители среднего звена; квалифицированные рабочие; фермеры; пенсионеры; студенты; домохозяйки; безработные |
Образование | Начальная школа и менее; неполная средняя школа; средняя школа; неполное высшее; высшее |
Религиозные убеждения | Католики, протестанты, иудаисты, мусульмане, индуисты и др. |
Раса | Белые, черные, азиаты |
Национальность | Американцы, британцы, французы, немцы, итальянцы, японцы |
ПСИХОГРАФИЧЕСКИЕ |
|
Социальный класс | Низший слой низшего класса, высший слой низшего класса, рабочий класс, средний класс, высший слой среднего класса, низший слой высшего класса, высший слой высшего класса |
Стиль жизни | Обычный, с видоизменениями, богемный |
Тип личности | Покорная, общительная, авторитарная, целенаправленная (?) |
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ |
|
Повод для совершения покупки | Обычные случаи и особые случаи |
Искомые выгоды | Качество, сервис, экономия денег, скорость |
Статус пользователя | Непользователь, бывший пользователь, потенциальный пользователь, новый пользователь, постоянный пользователь |
Интенсивность использования | Слабая, средняя, высокая |
Степень приверженности | Никакая, средняя, сильная, абсолютная |
Степень готовности покупателя к восприятию товара | Не осведомлен, осведомлен, информирован, заинтересован, имеет желание купить, собирается купить |
Отношение к товару | Восторженное, положительное, безразличное, негативное, враждебное |
Ресторанное дело дает множество примеров сегментации по различным параметрам. Из-за того, что каждая группа клиентов на рынке ресторанных услуг предъявляет свои требования к качеству и разнообразию блюд, ресторан не может обслуживать всех клиентов равно эффективно. Ресторан должен отличать легкодоступные группы клиентов от труднодоступных, и реагирующие сегменты рынка от не реагирующих. Для того чтобы получить хотя бы небольшой перевес в конкуренции, ресторан должен изучить сегменты рынка, выделить одну или несколько подгрупп клиентов в пределах общего рынка и сосредоточить свои усилия на том, чтобы соответствовать их предпочтениям.
Типичными потребителями ресторана «Москва» будут являться госслужащие, которые приходят наиболее часто в обеденный перерыв.
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСТОРАНЕ «МОСКВА»
Основой действия предприятия общественного питания в условиях развития рынка и рыночного спроса является маркетинговая стратегия. В зависимости от производственно-финансовых и сбытовых возможностей предприятия используются различные направления стратегий предпринимательской деятельности.
Основной целью управления маркетингом в предприятии общественного питания является исследование маркетинговой стратегии аналогичных предприятий, являющейся основой формирования ассортимента блюд в меню, для разработки рекомендаций по финансово-экономической оптимизации ассортимента. Для этого, на мой взгляд, необходимо рассмотреть некоторые факторы, в определенной степени влияющие на изменения ассортимента.
В последние годы количество предприятий общественного питания значительно увеличилось за счет создания новых и реорганизации действующих на рынке предприятий, что повысило конкуренцию и снизило общую рентабельность данного вида бизнеса. Однако после экономического кризиса, во-первых, некоторые предприятия прекратили свое существование, во-вторых, меньшее количество потребителей может позволить себе посещать дорогостоящие рестораны.
Предприятие, которое ориентируется на маркетинг, предлагает не только, услуги и товары, но и способы решения проблем покупателей. Управление маркетингом базируется на таком формировании товарных предложений и услуг, за которыми учитываются потребности рынка, как явные, так и прогнозируемые, используется эффективная политика цен, а также средства информации для формирования, стимулирования, обслуживания рынка.
Целями службы маркетинга на сегодняшний день являются:
1. обеспечение увеличения продаж за счет превосходства над конкурентами;
2. выявление потребностей рынка;
3. снижение затрат на производство и разработку продукции за счет более полного учета возможностей предприятия и динамики спроса.
Служба маркетинга имеет свои определенные задачи, сопоставленные в первую очередь с целями, возложенными на нее. К ним можно отнести:
1. разработку планов маркетинга по каждому виду продукции;
2. подготовка годовых планов маркетинга по прогнозу объема продаж по каждому виду продукции;
3. основу направлений усовершенствования продукции с учетом изменения потребностей рынка;
4. сбор информации о рынке, структуре и динамике спроса, желания покупателей и отношение к товару самих продавцов.
Для обеспечения гибкой приспосабливаемости сбытовой деятельности к изменчивым условиям служба маркетинга осуществляет комплекс по разработке методов стойкой реализации товаров. Реализация этой функции осуществляется непосредственно с участием комплекса программ, создания исследовательских образцов, покупки при необходимости лицензий на «ноу-хау», анализ качества производства. Так с целью сокращения времени обслуживания посетителей, была приобретена и разработана программа скоростной доготовки хлебобулочных изделий «ВОР», которая позволила сократить время полного цикла приготовления сандвича до 40-45 секунд, в сравнении со стандартным временем 90 секунд. Для оценки качества производства сформированы программы внешней и внутренней проверки работы. Ко внешним видам проверки относится программа «Таинственный посетитель», которая проводится независимой фирмой для определения критических факторов влияющих на удовлетворение посетителей, таких как культура, качество и чистота. К внутренним проверкам можно отнести: проверки отделом качества и безопасности, результаты санитарно-эпидемиологических исследований, а также различные проверки внутренними аудиторскими подразделениями из центрального офиса компании.
Структура службы маркетинга определяется продукцией и масштабами производственно-сбытовой деятельности. Для успешного решения стоящих перед службой задач необходимо, чтобы ее возглавлял высококвалифицированный специалист, хорошо владеющий экономическими, финансовыми, сбытовыми, исследовательскими вопросами. Эффективности деятельности службы маркетинга оценивается на основе проведения ситуационного анализа, который досконально проводится 1 -2 раза в год. В его проведении должны принимать участие высшие руководители компании. Сбор информации о рынке, анализ объемов и структуры спроса на сегментах рынка предприятия, изучение состава покупателей их требований и предложений, касательно предложенных товаров, а также определение продажной цены, все это входит в функции службы маркетинга.
Маркетинг служит системообразующим звеном, связывающим подразделения предприятия между собой и с потребителями. Эта идеология должна быть отражена во всей организационной структуре. Служба маркетинга, выделенная в специальный отдел, должна взаимодействовать с другими частями организационной структуры и с потребителем. Главным правилом является создание эффективной организационной структуры для реализации современной концепции маркетинга, ориентирующей предприятие на удовлетворение нужд потребителей.
Данная работа посвящена одной из актуальных проблем – проблеме организации маркетинговой деятельности на предприятии сферы услуг общественного питания.
В современных условиях – условиях становления рыночных отношений – эффективное функционирование предприятия во многом обуславливается осуществлением планирования маркетинговой деятельности, что делается с помощью составления плана маркетинга.
Маркетинг выступает эффективным инструментом перестройки подхода хозяйственных руководителей к управлению, перехода от ориентации на всемирный рост производства к ориентации на максимальное удовлетворение потребностей потребителей.
В настоящее время на рынке общественного питания г. Саратова сложилась высокая конкуренция, которая обостряется за счет постоянного увеличения числа предприятий. В этой связи каждому из участников рынка необходимо обладать определенным набором инструментов маркетинга.
Не секрет, что многие рестораны испытывают потребность в увеличении доходности бизнеса. Очевидно, что проблема эта настолько многогранна, что зачастую требует комплексной ревизии деятельности всех составляющих бизнеса и создании клиент-ориентированной модели. Решение проблемы повышения доходности и соответственно недостаточной доходности может быть организовано с помощью комплекса маркетинга.
В комплекс маркетинговых технологий на предприятии общественного питания можно внести следующие составляющие.
- Анализ емкости рынка в конкретном сегменте ресторанных услуг
- Анализ конкуренции
- Разработка новых услуг и товаров
- Анализ потенциальных посетителей ресторана
- Анализ продвижения услуг.
- Анализ ценовой политики ресторана
- Прогнозирование объема сбыта
- Позиционирование (конкурентное преимущество)
Проблема организации маркетинга на предприятии рассмотрена в данном дипломном проекте на примере ООО ресторан «Москва». Организация управления маркетинговой деятельностью на предприятии подвергнута анализу и пересмотру.