Теории мотивации и их использование в системе менеджмента на предприятии ОАО "РУСАЛ-Ачинск"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности теорий мотивации и их использование в системе менеджмента.
Основные задачи курсовой работы:
- дать общее понятие о мотивации и мотивационном процессе;
- рассмотреть теории содержания мотивации;
- раскрыть сущность теорий процесса мотивации;
- уяснить, как используются мотивационные механизмы в практике менеджмента;
- дать анализ системы мотивации на предприятии ОАО «РУСАЛ – Ачинск».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...……3
1 Мотивация………………………………………………….………………………5
1.1 Общая характеристика процесса мотивации………….……………………….5
1.2 Исторический аспект проблемы……………………….………………………..7
1.3 Мотивационный процесс……………………………….……………………….8
2 Теории содержания мотивации……………………..…….………………………9
2.1 Теория иерархии потребностей Маслоу……………….……………………….9
2.2 Теории ERG Альдерфера ……………………………….…………………..…12
2.3 Теория приобретенных потребностей МакКлелланда…….………………....13
2.4 Теория двух факторов Герцберга……………………………….….………….16
3 Теории процесса мотивации…………………………………….……………….19
3.1 Теория ожидания…………………………………………...…….…………….19
3.2 Теория постановки целей………………………………….…….……………..22
3.3 Теория равенства…………………………………...…………….…………….24
3.4 Концепция партисипативного управления……………………….……..……26
4 Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента……...29
5 Анализ системы мотивации на предприятии ОАО «РУСАЛ Ачинск»…....….34
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы………………...……………………………44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Теории мотивации и их использование в системе менеджмента на предприятии ОАО РУСАЛ-Ачинск.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………...……3 

1 Мотивация………………………………………………….………………………5

1.1 Общая характеристика процесса мотивации………….……………………….5

1.2 Исторический аспект проблемы……………………….………………………..7

1.3 Мотивационный процесс……………………………….……………………….8 

2 Теории содержания мотивации……………………..…….………………………9

2.1 Теория иерархии потребностей Маслоу……………….……………………….9

2.2 Теории ERG Альдерфера ……………………………….…………………..…12

2.3 Теория приобретенных потребностей МакКлелланда…….………………....13

2.4 Теория двух факторов Герцберга……………………………….….………….16 

3 Теории процесса мотивации…………………………………….……………….19

3.1 Теория ожидания…………………………………………...…….…………….19

3.2 Теория постановки целей………………………………….…….……………..22

3.3 Теория равенства…………………………………...…………….…………….24

3.4 Концепция партисипативного управления……………………….……..……26 

4 Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента……...29 

5 Анализ системы мотивации на предприятии ОАО «РУСАЛ Ачинск»…....….34 

Заключение………………………………………………………………………….42 

Список  использованной литературы………………...……………………………44 
 
 

Введение

     В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными  предприятиями встает необходимость  работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая  все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечный результат деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности – поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.

     Решающим  фактором результативности деятельности людей является их мотивация, которую  можно считать одним из методов  управления, составной частью процесса управления, направленных на достижение конечной цели менеджмента – заставить людей эффективно трудиться. Важно при этом учитывать, что в побуждении людей к таким действиям принято обычно видеть главный смысл того, чем занимается менеджер.

     Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество теорий мотивации различных авторов, пытающих дать объяснение этому явлению.

     Большие дела вершатся обычно неповторимыми  личностями. Для начинающих менеджеров важно иметь перед собой примеры предшественников, добившихся успеха. Такие персоны были, есть и будут.

     Всё вышесказанное свидетельствует  о том, что изучение теорий мотивации  и их использование в системе  менеджмента обрело в настоящее  время особую актуальность и привлекает большое внимание исследователей и преподавателей, экономистов-теоретиков и государственных деятелей.

     Целью курсовой работы является раскрытие  сущности теорий мотивации и их использование  в системе менеджмента.

     Основные  задачи курсовой работы:

     - дать общее понятие о мотивации  и мотивационном процессе;

     - рассмотреть теории содержания  мотивации;

     - раскрыть сущность теорий процесса  мотивации;

     - уяснить, как используются мотивационные  механизмы в практике менеджмента;

     - дать анализ системы мотивации на предприятии ОАО «РУСАЛ – Ачинск». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Мотивация

     1.1 Общая характеристика процессов мотивации

     Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. (О.С. Виханский)

     Мотивация – процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей  работать для достижения организационных  целей, тем самым удовлетворяя их личные желания и потребности. (Е.А. Репина)

     Мотивация труда – побуждение к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важных для человека потребностей.               (Б.З. Зельдович)

     Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек не машина его нельзя «Включить», когда требуется его работа, и «выключить», когда необходимость в его труде отпадает.

     Путь  к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. [2]

     Рассмотрим  основные понятия, которые будут  использованы в дальнейшем. 
 

     Таблица 2

     Основные  понятие, используемые в теории мотивации

Потребности это то, что возникает  и находится внутри человека, что  достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого  человека. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно.
Мотив это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Мотивы поддаются осознанию.
Мотивирование это процесс  воздействия на человека с целью  побуждения его к определенным действиям  путем пробуждения в нем определенных мотивов. Эффективность управления в очень большой степени зависит  от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

1 тип:  путем внешних воздействий на  человека вызываются к действию  определенные мотивы, которые побуждают  человека осуществлять определенные  действия, приводящие к желательному  для мотивирующего субъекта результату.

2 тип:  носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей  «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов.
Стимулирование процесс использования  различных стимулов. стимулирование — это одно из средств, с помощью  которого может осуществляться мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем  реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.
 

     Если  посмотреть, на что в деятельности человека оказывает воздействие  мотивация, то выяснится, что это  следующие характеристики деятельности: усилие, старание, настойчивость, добросовестность, направленность. 
 

     1.2 Исторический аспект проблемы

     Поскольку менеджер достигает целей организации  через своих подчиненных, то в  этом смысле функция мотивации является самой существенной.

     В странах Запада в период промышленной революции (последняя треть ХVIII в.) и весь ХIХ в. люди работали по 10—14 часов в сутки в грязных, опасных для жизни условиях за плату, которой едва хватало для выживания. Под стимулом понималась возможность выжить: Р. Оуэн и А. Смит считали деньги единственным мотивирующим фактором. Согласно их трактовке, люди — чисто экономические существа, которые работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи, одежды, жилища и т д

     Но  уже к началу ХХ в, хотя жизнь простых  людей особенно не улучшилась, Ф. Тейлор и его сторонники осознали неэффективность заработков на грани голода. Тейлор использовал эффективный метод специализации и стандартизации. Объективно определив понятие «достаточной дневной выработки», Тейлор предложил оплачивать труд тех, кто производит больше, пропорционально их вкладу. Улучшение жизни людей заставляло искать и новые решения проблемы мотивации. [14]

     В начале ХХ в. «теория подсознательного»  З. Фрейда уже увидела свет, но менеджеры  не сразу обратили внимание на фрейдовский  тезис о том, что люди не всегда поступают рационально.

     Первым, кто обнаружил, что четко разработанные  рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению  производительности труда, был Э. Мэйо. Работы Э. Мэйо говорили о важности учитывать психологию человека, его  некоторую «нелогичность». В конце концов появилась новая теория «человеческих отношений». Но психологические теории мотивации появились позднее — в 40-х годах ХХ в. — и развиваются по настоящее время. [14] 
 
 

     1.3 Мотивационный процесс

     Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. [2]

     Таблица 2

     Стадии  процесса мотивации

Первая  стадия Возникновение потребностей. Потребность проявляется  в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы: физиологические, психологические, социальные.
Вторая  стадия поиск путей  устранения потребности. Раз потребность  возникла и создает проблемы для  человека, то он начинает искать возможности  устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья  стадия определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность.
Четвертная стадия осуществление дёйствия. На этой стадии человек затрачивает  усилия для того, чтобы осуществить  действия, которые в конечном счете  должны предоставить ему возможность  получения чего-то, чтобы устранить  потребность. Так как процесс  работы оказывает обратное влияние на Мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.
Пятая стадия получение вознаграждения за осуществление действия, Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что  он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект.
Шестая  стадия устранение  потребности
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Теории содержания мотивации

     2.1 Теория иерархии потребностей Маслоу

     Абрахам Маслоу - один из известнейших представителей бихевиористского направления в ряду учений об управлении. Широко известная и широко признаваемая концепция иерархии потребностей, разработанная Маслоу, включает в себя следующие основные идеи и предпосылки.

     - Люди постоянно ощущают какие-то потребности.

     - Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы.

Информация о работе Теории мотивации и их использование в системе менеджмента на предприятии ОАО "РУСАЛ-Ачинск"